Христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Основой миросозерцания восточных славян являлось язычество-обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Силы природы воплощались у них в личные божества. Наши предки поклонялись богу неба и его сыновьям, богам солнца, ветра, плодородия и многим другим. Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных и домашних богов помельче, а также многочисленными добрыми и злыми духами.

Файлы: 1 файл

культурные последствия христианизации Руси.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

Летописи после своего создания не оставались в неизменном виде,

их обычно объединяли в один том (свод) - своеобразные исторические хронологии. Составитель очередного свода выступал не только как автор заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор предшествующих записей. Работа эта выполнялась, как правило не из-за собственной инициативы книжников-переписцев, а по заказу княжеской власти (именно это умение направить идею летописи в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями).

Свод, который вошёл в историю под названием «Повесть временных лет»,- создавался в первое десятилетие ХII века и считается, что он написан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По существу, - это коллективный труд, в составлении и переработки которого принимали участие несколько летописцев. Автор не бесстрастно наблюдал за событиями, и летопись не стала обычной хроникой, каких немало было в ту пору в мире. Это взволнованный рассказ тогдашнего историка, внёсшего в повествование философско-религиозные обобщения, свои темперамент и стиль.

Поставив перед собой задачу выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть», Нестор стремится показать русскую историю на фоне мировой истории, дать широкую и полную картину жизни Древней Руси.

Используя предшествующие своды, документальные материалы, в том числе, например, договоры Руси с Византией, летописец развёртывает широкую панораму исторических событий, которые охватывают как внутреннюю историю Руси - становление общерусской государственности с центром в Киеве, так и международные отношения Руси с окружающим миром. Целая галерея исторических деятелей проходит на страницах «Повести временных лет» - князья, бояре, посадники, тысяцкие, дружинники, купцы, церковные деятели. Рассказано о военных походах и организации монастырей, закладке новых храмов и об открытии школ, о религиозных спорах и реформах.

Постоянно Нестор касается и жизни народа в целом, его настроений, выражений недовольства. На страницах летописи мы читаем о восстаниях, убийствах князей и бояр, жестоких общественных схватках. Всё это автор описывает вдумчиво и спокойно, старается быть объективным, насколько вообще может быть объективным глубоко религиозный человек, руководствующийся в своих оценках понятиями христианской добродетели и греха.

Убийство, предательство, обман, клятвопреступления Нестор осуждает; превозносит честность, смелость, верность, благородство и другие прекрасные человеческие качества. Вся летопись была проникнута чувством единства Руси, патриотическим настроением. Все основные события в ней оценивались не только с точки зрения религиозных понятий, но и с позиций этих общерусских государственных идеалов.

 

2.4 Литература

 

Общий подъём Руси в ХI веке, создание центров письменности, грамотности, появления целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Она развивалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателя свои взгляды на жизнь, свои размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом.

Первым известным автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. Около 1037 г, спустя полвека после принятия христианства, священник села Берестова, являвшегося летней резиденцией сына Владимира Мономаха великого князя Ярослава, Иларион написал «Слово о Законе и Благодати», ставшего своего рода гимном российской государственности.

В этом произведении тесно переплелись две темы: преставление о

всемирной истории, о путях развития человечества и отдельных народов и размышления о судьбе Руси, её князей и жителей.

Илариону принадлежит первая попытка сформулировать идеи государственности Руси, попытка, безусловно, талантливая и оказавшая влияние на последующую политическую традицию страны. В самом общем виде идеи, изложенные Иларионом, сводятся к следующему:

  • Русь – это страна со славным прошлым, «видимая и слышимая во всех четырёх концах земли»;
  • русские князья славны не только своим мужеством и победами, но и тем, что они сами, по своей воле выбрали христианство;
  • исторический выбор князя Владимира в пользу христианства сделал его равным апостолам, равным святому римскому императору Константину;
  • русские князья – потомки князя Владимира воспринимались современниками не просто как наследники прав и имущества, но и как обладатели особого свойства, преемники божественной благодати, обязанные соблюдать в своей стране заповеди Божии;
  • это, в свою очередь, возлагало на князей и ряд обязательств – защищать свою страну, давать справедливый суд каждому, заботиться о бедных и несчастных.

Из памятников гражданской литературы Древней Руси до нас дошло так называемое «Поучение Владимира Мономаха». Оно состоит из трёх самостоятельных частей: поучение детям, воспоминаний и послания князю Олегу Черниговскому. Однако эти части связаны между собой идеей борьбы с феодальной раздробленностью.

Литературный приём обращения отца к детям был широко распространён в средневековой литературе. Нет ни одной страны на Западе и на Востоке, где бы не было такого рода произведений. Разные по содержанию и окраске, они имели одну цель - дать наставления детям. Но «Поучение» Владимира Мономаха выделяется среди них своей целенаправленностью и высокой художественностью. Исходя из собственного опыта, Мономах чётко формулирует основные жизненные принципы. Он не ограничивается простым призывом сыновей к единству и прекращению усобиц, а обращает внимание на образ самого князя, который в его представлении должен быть мужественным и смелым, деятельным и неутомимым правителем Русской земли. Князь должен проявлять заботу о смерде, челяди, «вдовицах», не давать «сильным погубить человека».

«Прежде всего, - обращается Владимир Мономах к своим детям,- Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своём и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра». К этой теме он возвращается неоднократно.

Мономах призывает охранять внешние границы Руси от набегов степняков. Он гордится своей полководческой славой, добытой в боях с половцами. Своеобразие формы, простота и сжатость стиля, его идеи придали «Поучению» публицистический характер. В нём отразилась глубокая тревога за дальнейшую судьбу родины, стремление предупредить потомков, дать им советы, чтобы предотвратить политический распад Древнерусского государства.

Выдающееся произведение русской литературы ХII в.- художественно – поэтическая повесть «Слово о полку Игореве». Пожалуй, оно является единственным произведением, в котором были высказаны опасения, связанные с разделением Руси.

«Слово о полку Игореве» посвящено неудачному походу на половцев в 1185 г. Новгород-Северского князя Игоря Святославича с немногими союзниками, походу, окончившемуся страшным поражением. Автор призывает русских князей сплотиться для отпора степи, совместными усилиями оборонять

русскую землю.

«Слово» с гениальной силой и проникновенностью отразило в себе главное бедствие своего времени - недостаточность государственного единства Руси и, как следствие, слабость её обороны от натиска степных кочевых народов, в быстрых набегах разорявших старые русские города, опустошавших сёла, угонявших в рабство население, проникавших в самую глубь страны, всюду нёсших с собой смерть и разрушение.

Общерусская власть киевского князя не исчезла ещё полностью, но её значение неудержимо падало. Князья уже не боялись киевского князя и стремились к захвату Киева, чтобы увеличить свои владения и использовать гаснущий авторитет Киева в своих интересах.

Но всё же грозная опасность, нависшая над Русью, заставляет князей задуматься над судьбой русских земель, искать путей для организации отпора половцам и другим кочевникам.

«Слово о полку Игореве» возникло как призыв ко всем русским князьям и русским людям объединиться во имя защиты Руси. Это не обычный летописный призыв, а пламенная агитация, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях русской земли. Это голос передового человека, видевшего страшную опасность и предупреждавшего о ней. К. Маркс, оценивая значение «Слова», писал: «Суть поэмы – призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ».

Несмотря на то, что «Слово о полку Игореве» посвящено поражению князя, оно полно уверенности в могуществе русских, исполнено веры в славное будущее русской земли. Призыв к единению проникнут в «Слове» самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к родине.

«Слово о полку Игореве» - произведение письменное, а не устное. Как бы ни были в нём сильны элементы устной речи и народной поэзии, «Слово» всё же писалось, и писалось как литературное произведение. «Слово» не запись устно произнесённой речи или спетой исторической песни. «Слово» с самого начала написано его автором, хотя он и «слышал» всё то, что он писал, проверяя на слух ритм, звучание, знал и использовал народную поэзию.

В результате расширения экономических и политических связей Древней

Руси с Западом и Востоком в начале ХII в. в русской литературе возникает и развивается новый жанр – описание путешествий. Путешествия знакомили русских людей с историей, нравами и обычаями чужеземных народов, способствовали обмену культурными и литературными ценностями. Отдельные летописные записи и устные предания сохранили известия о путешественниках ХI – ХII в.в. Среди путешественников  были люди просвещённые, книжники, записи которых имеют большую ценность. К ним принадлежит написанное не позже 1113 г. «Хождение Даниила».

Даниил был игуменом какого-то Черниговсого монастыря и с группой паломников совершил путешествие в Палестину. Вероятно, его записи вначале имели форму путевых заметок, затем они обросли выписками из различных литературных памятников, в результате получился законченный, связный рассказ. Даниил подробно описал весь свой путь, рассказал о пребывании при дворе иерусалимского короля, о походе с ним против арабов. Даниил молился у Гроба Господня, поставил там лампаду от всей Русской земли: около Гроба Христа он отпел пятьдесят литургий «за князей русских и за всех христиан».

«Хождение Даниила» написано ясным, доступным простому русскому читателю языком. Яркость и чёткость в изложении материала, обилие интересных сведений о неведомых землях, подробности, связанные с библейскими преданиями, сделали «Хождения Даниила» популярным литературным памятником, ставшим образцом для написания записок о путешествиях.

Древнерусская житийная литература была одним из важнейших средств религиозного воспитания. В житиях рисовался нравственный идеал человека, победившего земные страсти и следующего христианским заповедям.

Жанр жития возник в Византии. Автор жития преследовал прежде всего

задачу дать такой образ святого, который соответствовал бы установившемуся представлению об идеальном герое. Из жизни святого брались те факты, которые соответствовали таким канонам, и замалчивалось всё то, что с этим расходилось. Иногда даже измышлялись события, не имевшие места в реальности. Такое свободное отношение к фактам было следствием того, что житийная литература ставила целью не достоверное изложение событий, а поучение, и авторов прежде всего интересовало проявление святости героев.

Процесс оформления житий как самостоятельного церковно-литературного жанра шёл в дальнейшем как в летописи, так и помимо него, в церковных писаниях. Примером тому могут служить «Жития» Бориса и Глеба. Церковно-житийные элементы в ней нужны были летописцу для провозглашения Бориса и Глеба святыми мучениками, а Ярослава - ревностным хранителем их памяти.

Известны сочинения церковного характера: жития Ольги, Владимира, поучения Феодосия Печерского, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. Разные по своему содержанию и литературному достоинству, эти произведения вводят нас в круг политических, идеологических и религиозных вопросов, волновавших людей Древней Руси.

Особенностью средневековой литературы было то, в основе её произведений лежали конкретные исторические факты, а персонажи литературных произведений были реальными историческими лицами. Значительно позднее произошло возникновение обобщённого, вымышленного героя литературных произведений. Поэтому не всегда можно отделить литературное произведение той эпохи от исторической хроники.

События монголо – татарских вторжений и героической борьбы русского народа против завоевателей стали во второй половине ХIII-ХIV в. центральной темой литературы. В составе летописей дошло несколько повестей об отдельных событиях этой борьбы – битве на Калке, вторжении Батыя, обороне Козельска и т.д. Эти повести по своему характеру весьма близки к произведениям народного эпоса, но в то же время в их летописных редакциях заметна обработка в интересах господствующего класса, при которой особенно подчёркивается роль князей, а борьба с завоевателями изображается в плане защиты христианства от «поганых», т.е. религиозный момент как бы выступает на первый план.

Одним из значительных произведений этой темы явилась «Повесть о разорении Рязани Батыем», дошедшая до нас в составе сборника ХVIв. В «Повести» содержится решительное осуждение феодальных распрей между князьями. Сам факт катастрофы, обрушившейся на русские земли, феодальные идеологи стремились использовать для пропаганды христианских идей и упрочения влияния церкви. Вместе с тем «Повесть» выходит за рамки узкорелигиозного освещения событий и содержит яркие рассказы о героической борьбе населения Рязани.

Информация о работе Христианизации Руси