Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:01, контрольная работа
Основой миросозерцания восточных славян являлось язычество-обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Силы природы воплощались у них в личные божества. Наши предки поклонялись богу неба и его сыновьям, богам солнца, ветра, плодородия и многим другим. Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных и домашних богов помельче, а также многочисленными добрыми и злыми духами.
В литературе ХIII-начала ХIVв. отразилась также борьба против шведских и немецких феодалов. Этой теме посвящены дружинные повести об Александре Невском. Христианско – религиозная окраска деятельности героев борьбы против завоевателей на западных рубежах Русской земли не закрыла главной патриотической идеи, отвечавшей настроениям широких народных масс.
Под влиянием Куликовской битвы возник цикл произведений, прославивших великую победу русского народа над завоевателями. Герой Куликовской битвы – Дмитрий Донской изображён как христианский подвижник, наделённый благочестием и любовью к богу и церкви, во имя которых он и совершает свои поступки.
В конце ХIVв. появляется так называемая «Задонщина». Её автор, Сафоний Рязанец, рассматривает события 1380г. как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными хищниками – кочевниками. «Задонщина», посвящённая Куликовской битве, идейно и художественно связана со знаменитым «Словом о полку Игореве», но является не подражанием «Слову», а оригинальным и вместе с тем крупнейшим произведением древнерусской литературы. Со «Словом» «Задонщину» связывает общая идея, которая заключается в том, что «Слово» показало поражение русских князей в борьбе с нашествием вследствие разрозненности и междоусобиц, а «Задонщина» показала победу Руси, когда было достигнуто единство под главенством Москвы. Автор видит в событиях своего времени закономерное восстановление прежней славы и могущества Русской земли, лишь временно утраченное в годину иноземных вторжений.
Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой – богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда не махнёт, тут и улицы лежат, куда отвернёт – с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь в случае крайней необходимости.
Как правило, носителем такой силы является выходец из народа, крестьянский сын. Народные богатыри обладали огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Народная память сохранила образ богатырей, которые вышли не только из крестьянской среды – это боярский сын Добрыня Никитич, представитель духовенства хитрый и изворотливый Алёша Попович. Каждый из них обладал своим характером, своими особенностями, но все они были как бы выразителями народных чаяний, дум, надежд. И главной из них была защита от лютых врагов.
Обрядовые песни и плачи, пословицы и поговорки, заговоры, заклинания, сказки, предания и былины – весь этот богатейший материал народного творчества был не просто использован в письменных памятниках, но и литература восприняла в определённой степени его формы, поэтический стиль, языковую традицию.
2.5 Архитектура
Говорят, что архитектура – это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.
Каменное строительство на Руси возникло под воздействием Византии, где к Х-ХI в. были достигнуты большие успехи в строительстве каменных храмов и выработаны более или менее устоявшиеся типы культовых сооружений. Русь восприняла сооружение церквей по образу крестово – купольного храма греков. Русские мастера внесли в крестово – купольную композицию элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность.
Первые каменные сооружения в Киеве появились во времена Владимира Святославича – Десятинная церковь в центре города, названная так потому, что на её содержание шла десятая часть княжеских доходов. Церковь была заложена в 989 г. русскими мастерами совместно с греками и спустя шесть лет была закончена. Владимир придавал большое значение храму и считал его княжеским. Как показали археологические раскопки, в отделке его широко применялись мрамор, мозаика, фрески. Во время монголо – татарского нашествия в 1240 г. захватчики, взяв город, разрушили церковь.
Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусской
архитектуры является киевский Софийский собор .Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого. Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси, показал, что строительство – это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, её признанной святыне,- константинопольскому Софийскому собору.
Киевская София была не только величественна, но и декоративна. Храм тогда не был побелён, как ныне, а кирпич, из которого он был сложен, чередовался с розовой цемянкой, что придавало его стенам нарядный вид. Расположенный на высоком берегу Днепра, с блестящими куполами, Софийский собор производил незабываемое впечатление. Грандиозные размеры храма объясняются тем, что церковь была не только местом, где совершались богослужения, но и собирались горожане во время торжеств; здесь обсуждали насущные проблемы, принимали послов.
Вся центральная часть собора была покрыта разноцветной мозаикой – «мерцающей живописью», а стены, своды и столбы снизу доверху были расписаны фресками. Мозаика и фрески образуют с архитектурой Софийского собора единое целое. Этот своеобразный синтез искусств должен был свидетельствовать о мощи и богатстве Киевской державы и внушать молящимся, что государство покоится на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как власть самого Вседержителя.
В ХI в. выросли Софийские соборы в других крупных центрах Руси – Новгороде, Полоцке. Появление трёх однотипных в своей основе соборов было явлением значительным, подчёркивало политическое и культурное единство Руси.
Важным этапом в развитии киевской архитектуры была постройка главного собора Печерского монастыря – Успенской церкви(1073-1078). С неё началось распространение на Руси однокупольных церквей - основного типа храмов феодальной раздробленности. В разных частях Руси складывается свой, местный архитектурный стиль. Церковь святых Бориса и Глеба близ Суздаля – первая церковь, сложенная из белого камня. От неё пошло ослепительное белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси.
Большого расцвета достигла архитектура в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаны постройки Успенского собора во Владимире, Золотых ворот во Владимире, чудо русской архитектуры – храм Покрова на Нерли.
Особым характером отличается зодчество Великого Новгорода. Превращение города в вечевую республику и прекращение строительства по княжеским заказам породили в новгородской архитектуре тенденцию к возведению небольших храмов, предназначенных для повседневных служб и общественных потребностей жителей прихода. Церковь Спаса на Нередице 1199 г, храм Николы на Липне 1292 г, церковь Фёдора Стратулата на Ручью 1360 – это небольшие по размеру новгородские церкви, сохранившиеся до нашего времени.
Московский Кремль – результат совместного творчества итальянских и русских («со всея Руси») мастеров. Для строительства Успенского собора был приглашён знаменитый инженер и архитектор Аристотель Фиораванти. Успенский собор стал не только главной примечательностью великокняжеской Москвы, но и классическим образцом монументального церковного зодчества ХVв. В 1505-1509г.г. соотечественник Фиораванти, Алевиз Новый, построил усыпальницу великих князей – Архангельский собор. Во внешнем облике собора много заимствовано из зодчества итальянского Возрождения, но внутренняя его основа выполнена в духе русской традиции. Интерьер Грановитой палаты(1487-1491 годы строительства), построенной итальянцами Марко Руффо и Пьетро Антонио, также выполнено в русской художественной традиции.
2.6. Живопись
Строительство крупных архитектурных сооружений сопровождалось быстрым развитием монументальной живописи. Мозаика киевской Софии, Десятинной церкви, Успенского собора, Киево – Печерского монастыря, фрески киевской Софии, черниговского Спаса и других соборов говорят об освоении русскими мастерами сложных видов декоративного искусства.
Широкое распространение в Древней Руси имели произведения станковой живописи – иконы. Икона в христианской культуре выполняла высокую миссию, ибо она передавала «изображение Христа» в душах христиан. Пространство иконы – пространство Бога. С помощью иконы церковь желала выговорить то, что проповедовала.
Среди древнейших икон выделяется икона «Владимирская Богоматерь» византийского происхождения. Эта икона, доставленная в Киев из Константинополя около 1131 года, пользовалась особым авторитетом, ибо, по преданию была написана самим святым евангелистом Лукой. Сын Юрия Долгорукого, Андрей Юрьевич, прозванный позднее Боголюбским, уезжая из Киева в Ростово – Суздальские земли, взял с собой чудотворную икону. Он считал эту икону и вообще Божию Матерь покровительницей своего княжества. Икона была украшена князем более чем 30 гривнами золота, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. С тех пор именно вокруг Владимирской иконы на северо-востоке Руси начинает развиваться особый культ Пресвятой Богородицы, столь характерный для русского православного сознания.
Все к тебе за Русь молиться шли:
Стража богатырских порубежий…
Цепкие сбиратели земли…
Здесь в Успенском - в сердце стен Кремлёвых,
Умилясь на нежный облик твой,
Сколько глаз жестоких и суровых
Увлажнялось светлою слезой!
Простирались старцы и черницы,
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари…
Чёрной смертью и кровавой битвой
Девичья святилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси в веках озарена…
Максимилиан Волошин, 1929г. (отрывок)
Блестящий расцвет древнерусской живописи приходится на конец ХIV-ХV в; с особой силой он воплотился в творениях гениальных мастеров Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия. Феофан Грек принёс на Русь лучшие традиции византийского искусства и органически соединил их с русскими, став крупнейшим мастером русской живописи. Его фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине(1378 г.) поражают величественностью, монументальностью и крайней эмоциональностью в изображении библейских сюжетов. Епифаний Премудрый, составитель житий святых, величал Феофана «преславным мудрецом», «философом зело хитрым», «живописцем изящным в иконописцах». Он пишет, что мастер работал в свободной, лёгкой манере: стоя в церкви на подмостках и накладывая краски на стены, он в то же время беседовал со зрителями, стоявшими внизу; а их собиралось всякий раз довольно много. Энергичная манера письма Феофана, великолепное мастерство колорита придают изумительную силу выразительности фигурам его фресок.
Помимо «феофановского» направления, в московской живописи конца ХIV – начала ХVв. исследователи отмечают также наличие ряда произведений, связанных с византийской и южно-славянской художественными традициями. Подъём московского искусства подготовил творчество великого русского художника Андрея Рублёва.
Андрей Рублёв был иноком Троице-Сергиева монастыря, и его мироощущение сформировалось в среде, воспитанной на заветах Сергия Радонежского. Одним из самых выдающихся памятников мирового искусства является знаменитая «Троица» Рублёва - икона, написанная для собора Троице-Сергиева монастыря. Изображения ангелов пронизаны глубоким внутренним спокойствием и необычайной одухотворённостью. Безмолвная беседа ангелов - главная тема рублёвской «Троицы». В годину монголо – татарских нашествий и яростной феодальной усобицы, когда на Руси процветало насилие, рублёвская «Троица» в дивных красках и образах прославляла вечные начала: любовь, добро, примирение, единство и жертвенность.
Рублёву принадлежат и другие работы в Троицком соборе. Среди них – изображение архангела Гавриила и апостола Павла, замечательные по глубине психологической характеристики и мастерству исполнения. В творчестве Рублёва была преодолена суровая, аскетическая традиция византийского искусства. Работы Рублёва в подлинном смысле слова гуманистичны, они раскрывают красоту и силу человеческой души. Они проникнуты любовью к человеку.
2.7 Фольклор
В жизни людей древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы», княжеские развлечения. Церковные круги отрицательно относились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство», связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви. Среди музыкальных инструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, арган; духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, дудка, жалейка, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык.
С принятием христианства Киевская Русь заимствовала из Византии
придворную музыку и греческое церковное пение. Актёры, музыканты, акробаты, участвовавшие в придворных церемониях в Константинополе, перекочевали к киевскому великокняжескому двору.
С христианством на Руси появилась музыкальная грамота. Богослужение сопровождалось пением, которое велось по специальным певческим рукописям – книгам. К концу ХI – началу ХII в. относятся первые попытки русских церковно – песенных сочинений – службы Борису и Глебу и Феодосию Печерскому. Византийско – болгарские напевы постепенно подвергались обрусению, воздействию русских песенно – бытовых напевов. Так сложился самобытный славянский, в дальнейшем общерусский, церковный распев.
Крупным центром музыкальной певческой культуры был Новгород, откуда в ХVI в. пошло многоголосное пение. В это же время на русской земле звучал колокольный звон.