Христианизации Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Основой миросозерцания восточных славян являлось язычество-обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Силы природы воплощались у них в личные божества. Наши предки поклонялись богу неба и его сыновьям, богам солнца, ветра, плодородия и многим другим. Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных и домашних богов помельче, а также многочисленными добрыми и злыми духами.

Файлы: 1 файл

культурные последствия христианизации Руси.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Основой миросозерцания восточных славян являлось язычество-обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого. Силы природы воплощались у них в личные божества. Наши предки поклонялись богу неба и его сыновьям, богам солнца, ветра, плодородия и многим другим. Культы богов дополнялись образами добрых и злых лесных, водяных и домашних богов помельче, а также многочисленными добрыми и злыми духами.

Позже языческий быт уступил влиянию христианства, принятие которого имело огромное значение для всего русского общества. Оно образовало широкую основу для объединения всех народов, охватив все стороны общественного устройства. На основе христианизации появился новый тип государственности. Искусство и культура также пережили ощутимые перемены.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ХРИСТИАНИЗАЦИЯ РУСИ

 

Христианство начало проникать на Русь задолго до её крещения. Официальному принятию христианства киевским князем Владимиром в 988 году предшествовало так называемое «испытание вер» - выбор религии, наиболее подходящее для Руси.

Летопись рассказывает о приходе ко двору Владимира в Киеве миссионеров четырёх религий - волжских булгар магометанской веры, католических послов папы римского, хазар, исповедовавших иудаизм, и христианина-византийца. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их всех и отослал их всех прочь, кроме грека.

Созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю  послать в разные страны своих послов посмотреть : « кто как служит Богу?»

Побывав и на востоке , и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться  более в язычестве, познав православие.

Владимир многим был обязан язычникам, и он отблагодарил их, вознеся язычество на недосягаемую высоту. Но он не хотел далее делить власть с языческой верхушкой, с волхвами.

Крещение Руси объяснялось рядом исторических причин. Во-первых, интересы развивавшегося государства требовали отказа от многобожия с его племенными богами и введением монотеистической религии: единое государство, один великий князь, один всемогущий Бог. Во- вторых, этого требовали международные условия. Почти весь европейский мир перешёл к христианству, и Русь более не могла оставаться языческой окраиной. В-третьих, христианство с его новыми нравственными нормами требовало гуманного отношения к человеку, к женщине, матери и детям; оно укрепляло семью. В-четвёртых, приобщение к христианству могло помочь в развитии культуры, письменности, духовной жизни страны. В-пятых, появление на Руси новых общественных отношений, углубление неравенства людей, появление богатых и бедных требовало объяснения, требовало новой идеологии. Язычество с его мыслью о равенстве всех людей перед силами природы не могло дать этого объяснения. Христианство же с его идеей, что всё идёт от Бога- и богатство и бедность, и счастье, и несчастье давало людям некоторое примирение с действительностью.

Главным в христианстве были не жизненные успехи, богатство, власть, добыча на войне, а совершенствование души, свершения добра и достижение тем самым вечного спасения и блаженства в послеземной жизни. Человек мог быть нищ и убог, но если он вёл праведный образ жизни, то становился духовно выше любого богача, нажившего своё добро неправедным образом. Христианство могло отпустить грехи, оправдать человека в его поступках.

В конечном итоге Владимир решил крестить Русь по византийскому обряду, поскольку торговые, политические и религиозные связи Руси с Византией были наиболее прочными и  давними, а сама Византийская империя была тогда одной из самых развитых и культурных стран.

Уже выбрав православие, князь крестится не сразу, « не желая сломя голову в воду бросаться, хотя вера греческая ему по душе». Но уж когда князь крестился, то все должны были приветствовать его выбор и следовать за ним, как дети за отцом: « Затем послал Владимир по всему городу сказать: « Если не придёт кто завтра на реку - будь то богатый или бедный, нищий или раб - будет мне врагом». И киевляне, как свидетельствует летопись, отправляются креститься, ибо авторитет  князя непререкаем.

« Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: « Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось

там людей без числа.»

Пройдут ещё долгие десятилетия, прежде чем христианство восторжествует на Руси. Однако язычество так до конца и не сдалось. Оно держалось, не уступая христианской проповеди, ещё целые века, да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пёструю смесь веры и суеверия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ  ПРИНЯТИЯ 

ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

 

Принятие христианства из рук Византии стало своеобразным переворотом для Руси. Д.С. Лихачев писал: « Сама по себе культура не знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условны. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разумению, считал бы самой обоснованной 988 год». Древнерусская культура начинает мыслить новыми категориями и ценностями.

 

2.1 Письменность

 

Вопрос о появлении русских письменных памятников тесно связан с проблемой возникновения письменности у восточных славян. По мнению некоторых учёных письменность у древних славян возникла задолго до крещения Руси. Пока славяне были язычниками, они пользовались в качестве письма какими-то «чертами» и « резами», а после принятия христианства стали применять латинские и греческие буквы.

Составление упорядоченной славянской азбуки относится ко второй половине IХ века. Тогда же великие славянские просветители братья Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский многие, в первую очередь богослужебные книги.

Сложная, трудная история древней Руси не сохранила нам большинства памятников письменности. Они гибли во время многочисленных пожаров, уничтожались при иноземных нашествиях, навсегда терялись в результате плохого хранения. Катастрофическим для судьбы русских письменных памятников оказалось монголо-татарское нашествие. В 1240 году захватчики не только разрушили Киев и перебили его население, но и уничтожили книжные богатства, собиравшиеся в течение более чем двух столетий.

Самая древняя русская рукописная книга – Остромирово евангелие       (1056 г.) - является образцом книжного искусства. Своё название памятник получил по имени новгородского посадника Остромира. Это «праздничная», богатая книга, созданная для приближенного киевского князя. История существования книги не менее интересна, чем сама книга. Учёные считают Остромира сыном посадника Константина, а тот был сыном Добрыни (того самого Добрыни Никитича). Не удивительно, что Остромир возглавил новгородское ополчение, которое отправилось «на Чудь», где предводителю выпала судьба пасть в бою за Родину.

В личном владении князей и бояр находились дорогостоящие богослужебные книги и литература, излагавшая основные положения нового вероучения. Типичным рукописным памятником такого рода - «Изборник Святослава» 1073 года, украшенный миниатюрным изображением владельца и его семьи. Сборник содержит сумму сведений, необходимых для усвоения христианской веры. Кроме чисто богословских положений сборник содержит много сведений из области истории, географии, астрономии, античной философии, этики, грамматики.

Долгое время господствовало мнение, что письменность на Руси была уделом церковников и представителей высшей феодальной знати. Однако археологические раскопки показали, что учёные столкнулись с своеобразным «архивом» частных писем, повествующих о повседневной жизни людей. Не имея возможности писать на пергаменте, который был сравнительно редок и дорог, простые люди использовали для письма бересту, на внутренней стороне которой острыми предметами писали текст.

Берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти ХI в. и выходит из употребления в середине ХV в, в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения. Её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте.

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода (например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записи-наказы от жены к мужу) свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

О развитии письменности говорят и эпиграфические памятники, т.е. надписи, сделанные на камне, дереве, металле. Наиболее значительные памятники эпиграфики – надписи ХI-ХIV веков на стенах Новгородского Софийского собора и ХI – ХVII веков на стенах киевских культовых сооружений. Эпиграфические тексты - один из основных источников по духовной, религиозной, политической, социальной и экономической истории.

 

2.2 Появление школ

 

Благодаря принятию христианства по византийскому, православному обряду на Русь хлынул поток переводов греческих книг, в том числе документов светского и церковного права. Обычное право, возникшее ещё в догосударственный период истории славян, было потеснено правом развитого государства – Византии, наследницы Римской империи. Государству требовались новые образованные люди.

Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира Святославича и Ярослава Мудрого. Первая такая «школа учения книжного» открылась в Киеве и являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только грамоте, но и другим наукам. Здесь обучалось около 300 учеников и все они были разбиты на небольшие группы, в каждой из которых преподавал свой учитель.

Следует заметить, что проводить обучение в школе во время правления

князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, т.к. они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в 1086 году  на Руси появилось первое женское училище. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте, пению и ремёслам. Здесь обучали изготовлению книг, переписыванию, иллюстрированию и переплёту.

Князья и княгини-потомки Владимира, продолжали его дело, открывая новые церкви и школы при них.

Распространение грамотности сопровождалось созданием библиотек. Князь Ярослав был известен не только тем, что сам «к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днём», но и тем, «что собрал книгописцев множество», которые переводили с греческого на славянский язык. Ярославу Мудрому Русь была обязана и созданием первой русской библиотеки при Софийском соборе в Киеве.

«Для продолжения и углубления образования, а также и для самообразования, -писал академик Б. Греков,-служили библиотеки. Они были введены в русские монастыри вместе с монастырским уставом. Библиотеки находились в ведении брата-библиотекаря. Братия по его распоряжению должна была являться в определённые часы для чтения книг».

Именно так стали возникать на территории нашей страны первые монастырские библиотеки. Их характерной особенностью стало объединение ими функций создания, использования и хранения книги. Библиотека сочетала в себе элементы просветительского учреждения, книжной мастерской и книжного склада. На должности монастырских книгохранителей , как правило, назначались образованные монахи.

Собрание книг при храмах были и в других древнерусских городах. В ХI-

ХII веках Киево – Печерский монастырь, новгородский Юрьев монастырь имели значительные собрания как переводной, так и своей, оригинальной литературы.

Переводная литература включала в себя произведения христианских писателей, главным образом поучительного характера. Созданные в целях борьбы с ересями, для пропаганды христианской догматии и морали, сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина использовались русскими церковниками для борьбы с язычеством, для укрепления феодального правопорядка.

 

2.3 Летописание

 

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи.

Летописи - это средоточие истории Древней Руси, её идеология, понимание её места в мировой истории; они являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом.

Образование Древнерусского государства, укрепляющиеся связи с соседними странами, развитие устного и письменного творчества очень рано поставили вопрос о создании больших исторических повествований.

Традиция летописи возникла в Х веке в Киеве, но вскоре распространилась практически во все районы Руси. Летописи составлялись в Новгороде, Переяславле, в Галиче, во Владимире на Клязьме и других удельных центрах. Их авторами были монахи придворных монастырей, представители княжеской администрации, даже сами князья. Сначала летописи представляют собой записи наиважнейших событий по годам (по летам).

Считают, что первой датой было сообщение о победе Святослава над печенегами в 968 году. В летописи оформились сказания о трёх братьях: Кие, Щеке, Хориве и сестре их Лыбеде, поставивших стольный град Киев. Внимание летописца обращалось на описание соседей славян, княжение Олега, Ольги, Владимира, крещение Руси, историю Бориса и Глеба.

Информация о работе Христианизации Руси