Художественное творчество как социально-исторический процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 08:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить сущность художественного творчества как социально-исторический процесс.
Задачи:
- изучить сущность и законы художественного творчества;
- рассмотреть художетвенное творчество как социальный-исторический процесс;
- рассмотреть мотивацию художественного творчества;
- изучить специфику труда в художественном творчестве;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...
3
1 Теоретические основы понятия художественного творчества ……...
1.1 Сущность и законы художественного творчества ………………….
1.2 Художетвенное творчество как социальный-исторический процесс …………………………………………………………………….
1.3 Мотивация художественного творчества …………………………..
1.4 Специфика труда в художественном творчестве …………………..
1.5 Особенности художественного творчества …………………………
2 Анализ художественного творчества ………………………………….
2.1 Вдохновение и мастерство в процессе творческого акта …………
2.2 Психологические аспекты процесса художественного творчества
Заключение……………………………………………………………...…
Список использованной литеpатуpы ……………………………………

Файлы: 1 файл

KR_Khudozhestvennoe_tvorchestvo_kak_sotsialno-isto.doc

— 186.50 Кб (Скачать файл)

Точно так же следует различать художественное творчество и эстетическую деятельность (сравн. различия понятий "стиль" и "мода"). Ключевое слово "образ" предполагает создание некой новаторской модели, целостной структуры (отсутствующей в природе, сначала в сознании человека), выражающей его мысли, идеи, чувства, представления. В художественном образе такая психологическая структура обретает конкретную форму по принципу общего в единичном (в капле воды художник видит море) и объективного в субъективном.

Поэтому художественный образ, в отличие от религиозных идей и научных понятий, всегда конкретен, индивидуален (субъективен) и чувственен (эмоционален).

Истинное назначение художника заключается в том, чтобы, создавая произведение искусства, способствовать духовному, а следовательно, и социальному прогрессу общества.

Художник способен выразить «состояние мира» и мир человека; он немыслим без эмоционального отношения к ним, но он немыслим и без высокой интеллектуальной культуры, без способности подчинить свои иррациональные озарения рациональному углублению в предмет своего творчества [26].

Только в этом сплаве рождается истинное художественно произведение, только такое единство рождает подлинное вдохновение в его творчестве. Но прежде чем художника «посетит» вдохновение, он должен пройти путь терний, сомнений и исканий, накопить тот черновой материал в повседневном изнурительном труде, без которого не возникает творческое вдохновенное горение.

Многое можно объяснить и понять в художнике. И все же его личность несет в себе некую тайну, которая манит и зовет его, побуждает к поискам в самих себе тех скрытых сил, которые делают человека творцом новых ценностей, культуры и бытия.

Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира и предполагает “редкие впечатления”, умение их удержать в памяти и осмыслить.

Важным психологическим фактором художественного творчества является память. У художника она не зеркальна, избирательна и носит творческий характер [27, c.115].

Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет комбинационно-творчески воспроизводить цепь представлений и впечатлений, хранящихся в памяти.

Плодотворен творческий процесс, когда художник находится в состоянии вдохновения. Это – специфическое творчески-психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого проникновения в суть жизненных проблем, могучего “выброса” накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного включения его в творчество.

Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию, она почти синоним творчества. Не случайно образом поэзии и вдохновения с древнейших времен является крылатый конь – Пегас. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.

 

 

 

 

Список использованной литеpатуpы

 

 

  1. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М., 1990.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
  3. Цалок В. А. Творчество: Философский аспект проблемы. – Кишинев, 1989. – 148 с.
  4. Мейлах Б. С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования. — В кн.: Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.
  5. Галин А.Л. Личность и творчество. – М.,1989.
  6. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – М., 2000.
  7. Братусь Б. С. О месте художественной литературы в построении научной психологии личности. — Вестник МГУ. Сер. Психология 1985, № 2.
  8. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. — М., 1979.
  9. Выготский Л. С. Психология искусства — М., 1968.
  10. Дункер К. Психология продуктивного мышления. — В кн.: Психология мышления (ред. А. М. Матюшкин). М., 1965.
  11. Емельянов Е. Н. Психологический анализ предметно-рефлексивных отношений в научной деятельности: Реф. канд. дис. — М., 1985.
  12. Иванов М. А. Научно-исследовательская программа как фактор регуляции межличностных отношений в первичном научном коллективе. Реф. канд. дис. — М., 1982.
  13. Карцев В. П. Социальная психология науки и проблемы историко-научных исследований. — М., 1984.
  14. Мейлах Б. С. (ред.). Содружество наук и тайны творчества. — М., 1968. Научное творчество. — М., 1969.
  15. Пономарев Я. А. Психология творчества. — М., 1976.
  16. Проблемы научного творчества в современной психологии. — М., 1971.
  17. Пушкин В. Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М., 1967.
  18. Творческий процесс и художественное восприятие.— М., 1978.
  19. Тихомиров О. К. (ред.). Психологические механизмы исследования творческой деятельности. — М., 1975.
  20. Калошина И. П. Структура и механизмы творческой деятельности. — М., 1983.
  21. Художественное и научное творчество. — Л., 1972.
  22. Горбунова Т.В. Природа художественных идей. Искусство в системе общественного сознания. Л.1991.
  23. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Рус. яз., 1982. Т. 4. С. 569.
  24. Грибулина Н.Г. История мировой художественной культуры. Ч.1,2. Тверь.1993.
  25. Кривцун О.А. Ценности культуры и судьбы искусства. М.1989 
    Мазаев А.И. Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М.1992.
  26. Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. Кн.1-4. М.1968-1980.
  27. Аверинцев С. Золото в системе символов культуры. —Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа. М.: Наука, 1973. С. 44.

 

 

 


Информация о работе Художественное творчество как социально-исторический процесс