Идеалы и ценности культуры Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:44, реферат

Описание работы

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Ренессанс представлял собой синтез античной и восточной культур. Возрождение — это наряду с Реформацией и Великими географическими открытиями часть революционных преобразований, благодаря которым европейская цивилизация перешла на индустриальную ступень развития.

Содержание работы

Введение 3
1 Мировоззрение и мироощущение Ренессанса 4
2 Ренессанс как культурный феномен 12
3 Значение культуры эпохи Возрождения 28
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

Идеалы и ценности культуры эпохи Возрождения.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НЕВИННОМЫССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

(ФИЛИАЛ) СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

 

Факультет экономический

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

Реферат

по культурологии

на тему Идеалы и ценности культуры Возрождения     Специальность 080502, экономика и управление на предприятии

Курс 2       Группа ЭУП – 061

Студентка Кукочка Юлия

Рецензент Малущенко Валентина Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 

2008

 

Содержание

Введение             3

1 Мировоззрение и мироощущение Ренессанса       4

2 Ренессанс как культурный феномен        12

3 Значение культуры эпохи Возрождения       28

Заключение            30

Список литературы           31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития

европейской культуры.

Возрождение — целая культурная эпоха в процессе перехода от средних веков к новому времени, в течение которой совершался культурный переворот (перелом, сдвиг). Коренные изменения связаны с изживанием антично-христианского мифологического мировидения.

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Ренессанс представлял собой синтез античной и восточной культур. Возрождение — это наряду с Реформацией и Великими географическими открытиями часть революционных преобразований, благодаря которым европейская цивилизация перешла на индустриальную ступень развития.

Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое  мировоззрение и мироощущение, новая философия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Мировоззрение и мироощущение Ренессанса

Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Ренессанс возникает не сразу и не везде. Его колыбелью являются итальянские города-государства. Термин «Возрождение» был введен в ХVI в. итальянским живописцем, архитектором и историком искусства Дж. Вазари (1511-1574) в труде «Жизнеописания великих художников и зодчих». В научном же обороте он закрепляется с ХIХ в.

Главное в Возрождении  — это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.

    Именно  в нем и происходит формирование  основ новоевропейского чувства личности — автономной индивидуалистической личности, сознающей собственную ценность, активно действующей и испытывающей потребность в свободе. С этого момента человеческая личность, а не мир, не целое, впервые становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Этот грандиозный перелом в культуре как раз и происходит в Ренессансе — новый способ мировидения формируется   в Италии в первой половине XV в.

Происходит  утверждение человеческой личности в культуре. Впервые произошло обособление этой личности, выделение ее из мира.

В итоге произошел  распад целого мира на отдельные индивидуализированные и начавшие замыкаться в себе вещи. Однако в Возрождении и этот процесс не был еще доведен до конца, ограничиваясь в основном человеком и гораздо меньше распространяясь на другие вещи мира.

 Результатом стало перемещение человека в центр материального мира, постепенно разрастающегося и заслоняющего собой мир горний, а, следовательно, выдвижение материального мира на первый план и превращение самого человека в активную творческую силу в нем. Антропоцентризм первой половины XV в. выдвигал на первый план не просто личность, а личность как активное, деятельное начало.

    В  связи с этим  была остро  поставлена проблема достоинства  человека, утверждающегося в ее рамках достаточно бескомпромиссно именно в материальном плане. Одной из основных возрожденческих ценностей  стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.

    В  итоге всего этого утверждения  творческого, деятельного материального

начала постепенно стал вырисовываться новый образ человека, новый его тип — «hоmо faber» — «человек-созидатель», «человек-творец», «человек производитель», суть которого вылилась, в конечном счете, в емкую афористическую формулу: «человек — кузнец своего счастья».

У человечества есть, своя биография: младенчество, отрочество и зрелость. Эпоху, которую называют Возрождением, вернее всего уподобить периоду начинающейся зрелости с её неотъемлемой романтикой, поисками индивидуальности, борьбой с предрассудками прошлого. Без Возрождения не было бы современной цивилизации.

Формирование  ренессансной культуры в Италии происходило  в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейших покровителей и заказчиком произведений живописи, скульптуры и архитектуры.

Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция,

Сиена, Пиза, затем  — Падуя, Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. Начиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики. Художники Возрождения стали воспевать, как в античные времена, величие и красоту человеческого тела.

Период истории итальянского искусства, относящийся приблизительно к 1500-1550 годам, называют Высоким Возрождением (Ренессанс). Это время, придавшее центральное значение «богоравному» человеческому творчеству, выдвинуло в искусстве личностей, которые при всем обилии тогдашних талантов – стали олицетворением целых эпох национальной культуры (личностей – «титанов», как их романтически именовали позднее).

Индивидуальное, авторское  творчество теперь приходит на смену  средневековой анонимности. Огромное практическое значение получает теория линейной и воздушной перспективы, пропорций, проблемы анатомии и светотеневой моделировки. Центром ренессансных новаций, художественным «зеркалом эпохи» явилась иллюзорно-натуроподобная живописная картина, в религиозном искусстве она вытесняет икону, а в искусстве светском порождает самостоятельные жанры пейзажа, бытовой живописи, портрета.

Время, в которое жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности – рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Но уже мифологически осмысленная жизнь приобретает особую целостность, в которой материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии.

Возобновляется античная традиция рассмотрения телесного и  духовного в их единстве. Эстетическое становится доминирующим аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.

Однако было бы неверно  толковать Ренессанс как простое возращение к античности. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Мыслители эпохи Возрождения в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей структуры, развития), и проблемы взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и  Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни. В центр выносится человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название гуманизм. Неслучайно деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами. Ими было создано качественно иное представление о человеческой природе. Вместо средневековой церковной формулы, по которой человек рассматривался как асимметричная двумерность: бессмертная душа и смертное тело — гуманисты проповедовали гармонию души и тела. Как учила церковь, все мирское и плотское должно отходить на второй план как греховное. Если человек был грешен, что происходило из-за суетности его земной жизни, где он потакал своим плотским желаниям, то его душа навсегда могла попасть в ад, что было катастрофой для каждого верующего. Идеалом с точки зрения церкви становился нищенствующий монах. Гуманисты, не отвергая христианства, сумели повернуть культурный вектор в сторону человека. За каждым человеком признавалось право стремиться к земному счастью, раскрывать свой потенциал в земной, а не в потусторонней жизни.

В основе новой ментальности лежала идея индивидуализма. Человек объявлялся высшей ценностью. Однако ценность имела не любая человеческая личность, а только «аристократия либо ума, либо кошелька», т. е. люди (личности), добившиеся чего-либо. Идеология гуманистов носила, таким образом, антиплебейскую направленность. По их мнению, моральные принципы и «добродетели» не всегда обязательны для достижения цели. Появляется новая идеологема: «Успех оправдывает средства».

Восстановление античного  наследия (разыскивание рукописи древних авторов, очищение текста от позднейших наслоений и ошибок переписчиков и т.п.) было не самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Деятели Возрождения, очарованные достижениями греческой античности, положили начало органической преемственности, процессу трансляции духа великой культуры. И в то же время сохранили в себе свободный, естественный способ отношения к миру, позволивший совершить прогрессивный переворот культурного возрождения. Культура Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, обузданием фантазии при помощи  совершенствующегося естествознания.

В период Ренессанса, как  в никакой другой, идет интенсивное  развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии, анатомии (устройство для подвески церковных колоколов, модели строгального станка, многоствольной скорострельной пушки, вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана, анатомический атлас мышц и нервов человека, которым пользуются и поныне); врачи уже изучали строение тела, анатомируя трупы, так как был снят запрет с научного исследования человеческого тела; Коперник предложил принципиально новую модель мироздания (геоцентрическую), базирующуюся на объективно истинной картине движения планет. Он освободил естествознание от догматов теологии; Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Васка да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие; Галилео Галилей сконструировал телескоп и термоскоп; Джордано Бруно утверждал, что вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно, Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Н.Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знание о незнании». Человек предстает у Кузанского как Богочеловек, и его главная способность реализуется в способности познания, прежде всего, структурно-математическим образом, геометрически (геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности). Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания. И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:

Информация о работе Идеалы и ценности культуры Возрождения