Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 16:44, реферат
Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», строго говоря, возрождения древности не было и быть не могло. Человек не может вернуться к своему прошлому. Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества. Он возвращал к жизни не все античные жанры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени и культуры. Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства. Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.
Ренессанс представлял собой синтез античной и восточной культур. Возрождение — это наряду с Реформацией и Великими географическими открытиями часть революционных преобразований, благодаря которым европейская цивилизация перешла на индустриальную ступень развития.
Введение 3
1 Мировоззрение и мироощущение Ренессанса 4
2 Ренессанс как культурный феномен 12
3 Значение культуры эпохи Возрождения 28
Заключение 30
Список литературы 31
1) секуляризация, то есть освобождение общества от безраздельного господства церковной идеологии и религии во всех областях культурной и общественной жизни. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическая и политическая жизнь, но и наука, искусство, философия. Церковь средневековья не только не несет в себе божественной благодати, считают передовые мыслители Ренессанса, но даже мешает подлинному возвышению человеческой души. Человек, находящийся в лоне церкви, скован предрассудками и ограничениями, он не в состоянии развить в полной мере свои творческие возможности;
2) антропоцентризм – представление о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость (что нередко порождало абсолютизацию индивидуализма и моральный нигилизм), который мыслится как творческое существо с неограниченными возможностями, как венец творения. Гуманисты считали, что Бог, предоставив свободу человеку, предопределил ему высшее назначение: стать своим собственным скульптором и творцом, устремиться к безграничному совершенствованию своей природы. Согласно антропоцентризму, человек есть центр и высшая цель мироздания;
3) пантеизм как главный принцип мироздания, отождествляющий Бога и природу («мир сам является Богом»).
4) ориентация на чувственно-реальную картину мира;
5) гуманизм, существующий не только как система взглядов, мировоззрение, но и как социально-политическое движение, социальная политика в сфере политики, морали, искусства и так далее. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а с точки зрения его достоинства. Чтобы воплотить в свою сущность эти достоинства, данные Богом, человек должен приложить собственные усилия. Истинный человек есть человек культурный, активный. Культура Возрождения сформулировала свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объединяет в себе материальное и духовное начала. А творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, созидает новый мир и самое высокое, что есть в нем – самого себя;
6) эстетизм, согласно которому сам человек считался прекрасным и возвышенным. Таковыми были не только его душа, но и плоть. Художник в своей творческой деятельности ориентируется на человеческое понимание мира и обращает внимание, прежде всего, на его гармонию, симметрию, меру. Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство: если средневековье можно назвать эпохой религиозной, то Ренессанс – эпохой художественно-эстетической по преимуществу. Чувственные представления преобладают над моральными и научными;
7) геометрически-структурное понимание мира.
Не последнюю роль в процессе самоутверждения человека сыграли реалии действительности. Во многом причиной независимости человека, его нарождавшегося свободомыслия явилась городская культура. Хорошо известно, что средневековые города были средоточием мастеров своего дела – людей, покинувших крестьянское хозяйство и полностью полагающих прожить, добывая себе хлеб своим ремеслом. Естественно, что представление о независимом человеке могло сформироваться только среди подобных людей.
Эпоха Ренессанса – одна из самых светлых, самых творческих страниц в истории, но и она не свободна от внутренних противоречий и недостатков. К примеру, трагизм некоторых произведений великих творцов Ренессанса обусловлен противоречиями эпохи, еще не нашедшей надежного духовного фундамента. Трагические произведения В. Шекспира, М. Сервантеса проникнуты сознанием ограниченности абсолютного самоутверждения личности. Преодоления такой ограниченности, считают они, возможно, если человек, осознав свою неразумность, сможет приобщиться к космической субъективности. Многие гуманисты отстаивали идеалы умеренного утилитаризма (учение, согласно которому цель жизни и добродетель отождествляется с пользой).
Призывая к расширению знаний, гуманисты полагали, что образование не может считаться завершенным, если человек не изучил древнегреческий, латынь и древнееврейский. А. Манетти писал, что образованному человеку необходимо знание древнееврейского языка, чтобы понимать Ветхий Завет. Таким образом, церковь стала терять монополию на изучение Священного Писания. В переводах Библии, изучением которой стали заниматься светские ученые, все чаще находили ошибки.
Гуманисты изменили представление о времени и истории. Согласно Библии, существовало три осевых события в мировой истории: сотворение мира, явление Христа и Страшный суд. Все остальное считалось второстепенным. Противоречием явилось и то, что гуманисты хотели создать гармоничного, свободного, универсального человека, но не предполагали вырождения прекрасных качеств в индивидуализм в ряде случаев, когда свобода личности оборачивалась произволом. Несмотря ни на какие противоречия, ни на какие слабые стороны, идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные качества, такие, как ум, творческая энергия, чувство собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное положение, ложились на благодатную почву, в результате чего мировая культура обогатилась духовными сокровищами, ценность которых непреходяща.
Таким образом, гуманисты бесконечно гордились человеком – венцом мироздания и любимым божьим творением. Творчество, а не способность к религиозному самоуничижению считается самым ценным в человеке, творчество приближает его к Богу. Личность объясняется центром Вселенной и целью прогресса. Человек Возрождения начинает чувствовать себя подлинным субъектом собственной жизни и субъектом истории, он преодолевает цепи условностей в личных отношениях, эффективно планирует свою деятельность.
2 Ренессанс как культурный феномен
В эпоху Ренессанса появились исторические исследования: Леонардо Бруни (1370-1444), например, в своей истории Флоренции рассмотрел жизнь города от его основания до 1401 г. Это был, по сути, первый исторический опыт в эпоху Возрождения. Гуманисты пытались показать, что ценен сам человек, а не только божественные деяния. История становится не мифологизированной, а основанной на реальных фактах. Мыслители и художники Ренессанса положили начало и формированию национального сознания. На национальных языках начинает создаваться литература. Из наиболее выдающихся писателей этой эпохи можно назвать Д.Алигьери (1265-1321), У.Шекспира (1564-1616), Ф. Рабле (1494-1553), С. Брандта (1457-1521), М. де Сервантеса (1547-1616).
Франческо Петрарка (1304-1374), которого часто называют первым гуманистом, противопоставил науке о Боге науку о человеке. Его стихи к Лауре («Книга песен»), его чувство к ней отличаются от того, что было воспето Данте Алигьери в «Божественной комедии». Лаура предстает как вполне земная женщина, чувства к ней также достаточно земные. Это уже не бесплотный философский символ, как Беатриче.
Петрарка, пытаясь подражать античным авторам, слыл знатоком классической латыни. Он всячески популяризировал Античность (например, им был написан трактат «О великих мужах древности»). Петрарка яростно нападал в своих произведениях на современный ему Рим, хотя и считал себя патриотом, бичевал суеверие и невежество католических священников («Папскому двору в Риме»).
Сын флорентийского купца Джованни Боккаччо (1313-1375) в своих сатирических произведениях, особенно в главном из них — «Декамерон», состоящем из 100 новелл и являющемся образчиком итальянской прозы, столкнул две эпохи — Ренессанс и Средневековье. Он был обличителем лицемерного средневекового аскетизма и аморального поведения католического духовенства.
Наиболее выдающимися гуманистами были Лоренцо Валла, Джованни Пико делла Мирандола, Эразм Роттердамский, Иоганн Рейхлин и др. Лоренцо Валла (1407-1457) в трактате «О наслаждении и истинном благе» отстаивал идею о том, что цель жизни — в счастье и удовольствии и человек должен к ним стремиться, потому что это веление природы. Пико делла Мирандола (1463-1494) в трактате «О достоинстве человека» говорил о его безграничных возможностях. Человек, писал он, может опуститься до скотского состояния, но может и возвыситься до божества. Перед человеком открыты все дороги, в нем заложены семена многочисленных знаний. Эразм Роттердамский (1469-1536) был писателем, философом, филологом, богословом. Его другом был знаменитый английский утопист Томас Мор. Эразм Роттердамский считал, что аскеза, с ее отказом от земной жизни, аморальна. Смысл жизни — в использовании жизненных благ и в наслаждении ими, и этому христианство должно учиться у Античности. Философии нужно сойти «с небес на землю» и заниматься вопросами естественной жизни человека. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский пытался показать псевдонаучность теологических споров. Критика паразитизма духовенства сближала его с деятелями Реформации, но он не перешел на сторону протестантов. Великий гуманист искал компромисс, он верил в возможность очищения церкви от догматизма без разрыва с католической традицией и полагал, что изменения в обществе возможны, если повысить в нем уровень образованности, а также дать ему просвещенного правителя.
Некоторые римские первосвященники имели гуманистическое образование, в частности Николай V (1447-1455) и Пий II (1458-1464).
Сепаратизм феодалов гуманисты осуждали. Предпочтение отдавалось централизованным монархиям с сильной королевской властью. Время между Античностью и Возрождением гуманисты называли временем суеверий, темноты и невежества. Именно в их трудах зарождается термин «Средневековье». Таким образом, гуманисты формировали новую ментальность на основе индивидуализма, нового представления о смысле жизни, о времени и истории, национального самосознания.
Помимо феномена гуманизма еще одной составляющей эпохи Ренессанса является революция в области естествознания. Экспериментальная наука основывалась на практической пользе. С развитием торговли развивались математика и механика, необходимые для строительства кораблей, география и картография. Появились десятки «энциклопедий», содержащих знания по ботанике и медицине, физике и этнографии, астрологии и зоологии.
В университетах Франции большое внимание уделялось изучению медицины, правда, часто знания основывались на алхимии, астрологии, магии, но в то же время профессорами читались и курсы по хирургии и общей медицине. В Англии роль университетов как культурных центров была очень велика. На первую половину ХIV в. приходится расцвет Кембриджского и Оксфордского университетов. Но после периода реакции, последовавшего за подавлением восстания Уота Тайлера в 1381 г., и интеллектуального застоя в обществе возрождение науки в Англии начинается только в ХVI в. Германия в лице Иоганна Гутенберга дала миру книгопечатание (1455). Это открытие трудно переоценить. Не случайно именно в Германии больше всего появлялось памфлетов на церковников, обеспокоенных тем, что в связи с книгопечатанием они утеряют контроль над умами. В эпоху Ренессанса активно развивались химия и оптика, изобрели микроскоп, барометр, термометр, были усовершенствованы часовые механизмы. Многие ученые, как и в древности, продолжали совмещать занятия естественными и гуманитарными дисциплинами.
Отраслью знаний, где были сделаны величайшие, основополагающие научные открытия, стала астрономия. Польский ученый Николай Коперник (1473-1543) совершил переворот в науке. В своей книге «Об обращении небесных тел», которая вышла в год его смерти, он выступил с новой идеей строения Вселенной. До него, еще во времена Античности, была выдвинута Аристотелем (384-322 гг. до н.э.), а затем развита Гиппархом (II в. до н. э.) и Птолемеем (II в. н. э.) теория, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, а вокруг нее вращаются Солнце, Луна и другие планеты. Эта теория не шла в разрез с библейским вариантом строения мира, поэтому она и не подвергалась практически никакой критике со стороны христианства на протяжении почти двух тысяч лет. Она носила название геоцентрической (по имени древнегреческой богини Земли — Геи), так как в центре универсума находилась Земля. Коперник усомнился в правильности этих взглядов, когда, рассчитав координаты планет, не обнаружил их в заданном месте на небосклоне. Поместив в центр не Землю, а Солнце, он получил верные результаты. Так возникло понятие о гелиоцентрической системе (Гелиос — бог Солнца у древних греков). Впоследствии это открытие было подтверждено.
Немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630) внес уточнения в систему Коперника, доказал, что планеты, включая Землю, движутся вокруг Солнца не по круговым, а по эллиптическим орбитам. Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) благодаря собственноручно изготовленному телескопу открыл большое количество новых звезд, пятна на Солнце, горы на Луне, спутники Юпитера и фазы Венеры. Его открытия, публиковавшиеся в журнале «Звездный вестник», сравнивались по значению с открытием Америки.
Гениальные догадки были сделаны старшим современником Кеплера и Галилея итальянским философом Джордано Бруно (1548-1600). Его воззрения можно назвать вершиной философской мысли эпохи Ренессанса. Он не только разделял идею Коперника, что Земля не является центром мироздания и находится в вечном движении, но и утверждал, что мир бесконечен, наполнен бесчисленным количеством звезд, подобных нашему Солнцу. Вокруг них наверняка имеются планеты, подобные Земле, и все они состоят из сходной материальной субстанции. Центра во Вселенной соответственно не существует. Космос представляет собой структуру, состоящую из атомов, существующих в непрерывной бесконечности. Эти воззрения полностью противоречили концепции, которую проповедовала церковь. Но взгляды Бруно было невозможно опровергнуть.
Бруно отрицал загробную жизнь, допуская, что религия может иметь огромное влияние только на примитивные народы, в будущем же должна восторжествовать «религия разума». Конфликт с католической церковью обострился, когда он поставил под сомнение один из догматов христианства — идею о непорочном зачатии Девы Марии. Бруно был объявлен еретиком, осужден и после 8 лет заточения сожжен на площади Цветов в Риме. «Вы, вероятно, с большим страхом выносите приговор, чем я его слушаю», — сказал он своим клерикальным преследователям. Его главными трудами, где он поднимал проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности, были «О причине, принципе и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах». Свои научные произведения Бруно писал в стихотворной форме.
Благодаря озарениям ученых эпохи Возрождения наука перестала быть «служанкой» церкви. Научные открытия помогали утверждаться светскому мировоззрению.
После гуманизма и научной революции третьей составной частью эпохи Ренессанса является расцвет художественной культуры. Идеи гуманистов находили свое преломление в художественных произведениях, посредством которых шло проникновение в народные массы новых мировоззренческих установок. В Италии эпоха Возрождения подразделяется на:
проторенессанс (дученто — ХIII в., треченто — ХIV в.);