Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:02, курсовая работа
Актуальность темы заключается в особом интересе к искусству гиперреализма, которое по-новому поставило проблему соотношения иллюзии и реальности в художественной деятельности. Для гиперреализма характерно отсутствие авторских эмоций и бесстрастное изображение. Его цель – показать повседневную жизнь максимально детально и реалистично,
обострить зрительское восприятие обыденности. Исследование причин его возникновения и развития в искусстве XX века позволит в новом аспекте выявить отношения «произведение искусства – фотография».
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ГИПЕРРЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА 7
1.1. История возникновения гиперреализма 7
1.2. Технологический этап развития искусства и эстетика направления 9
1.3. Сопоставление фотографии и живописи 14
1.4. Художественный опыт представителей гиперреализма 16
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЧАКА КЛОУЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГИПЕРРЕАЛИЗМА 19
2.1. Особенности творческого пути Ч.Т. Клоуза 19
2.2. Анализ работ мастера 21
ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ 23
3.1. Отражение идей гиперреализма в практике современного дизайна 23
3.2. Анализ работ 24
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Чак Клоуз – американский художник и фотограф гиперреализма, родился в Монро, штат Вашингтон, 5 июля 1940 года. Интерес к живописи проявил очень рано. С 8 лет начинает заниматься с частным преподавателем, изучая анатомию и школу классического рисунка [19]. Учился в Вашингтонском университете (с 1960 г., Сиетл) и престижной школе искусств и архитектуры Йельского университета (1962 -1964 гг., годовая стажировка в Австрии для изучения творчества Г. Климта и Э. Шиле). Увлекается поп-артом. Серьезным потрясением стали для него работы Джексона Поллока, увиденные им в 1953 году в музее Сиэтла. Они в корне изменили его прежнее представление о живописи [7 ]. Тогда абстрактный экспрессионизм стал его манией.Клоуз досконально изучил технику своего кумира. Потом были «тоби», хоффманы», «гастоны»…С абстрактным экспрессионизмом, как исчерпавшим себя, Клоуз покончил. Художник жжег почти все свои абстрактные работы[8 ]
С 1965 года серьезно увлекается фотографией и постепенно отходит от прежнего увлечения абстракционизмом, навеянным живописью Поллока. Преподает в Нью – Йоркской школе визуальных искусств (с 1967 г.). В это же время начинает работать над серией крупноформатных черно- белых портретов своих друзей, дав им общее название «головы». Создает ставший впоследствии знаменитым свой автопортрет. С 1969 года работы Клоуза начинают приобретаться музеями. Его большой автопортрет был приобретен за 1300 дол. США [18, с. 144].
Художник любил повторять: « Я хочу, чтобы зритель внимательно рассматривал мои портреты, подходил к ним вплотную, видел все детали лица». С этой целью Клоуз снял фильм в 1970 году «Slow Pan\Bob» («Медленная съемка\Боб»). В течение 10 минут камера в режиме close-up снимает лицо Боба. Видна каждая пора, каждый прыщик и волосок, но лица целиком не показывают. Оно, по мнению художника, должно сложиться в голове зрителя [8 ]
В 1971 году состоялась первая персональная выставка Клоуза (Los Angeles Country Museum of Art). С серед. 70-х годов начинаются серьезные эксперименты художника в технике печатных изображений. Клоуз начинает работать над портретными сериями (1980 г.), используя полароидную камеру формата 40х80 (inch). Работает над серией экспериментов с созданием работ из специально обработанной бумажной массы (pulp-paper). Клоуз создает серию «Обнаженные» (1984г.), снятую камерой большого формата (40х80 inch). Моделями служат не близкие и друзья как прежде, а профессиональные танцоры и артисты. В 1987году Клоуз создает серию портретов известных художников, среди которых А.Кац, Ф.Клементе, С.Шерман. Делает свои первые фотографии цветов. На пике своей карьеры Клоуз был частично парализован и отныне вынужден передвигаться в инвалидном кресле (1988г.). В 1995 году первый профильный портрет («Cindy II») участвует в 46-й Венецианской бьеннале. А в 1996 году в Белом доме создает фотографический портрет Президента США Б.Клинтона.
«Люди, позирующие для фотографии, поставляют мне информацию, по которой я работаю, изготовляя картину, - о портрете нет и речи. Меня интересует то, что видит камера, и то, что она фиксирует. Сходство в моих работах – побочный продукт, получающийся автоматически. Меня интересует искусственность…Я стремлюсь свести к минимуму традиционные методы композиции, мазка и прочего исторического живописного балласта…Я стремлюсь к тому, чтобы увидеть лицо не иначе, как только в соотношении носа и уха» - Чак Клоуз (см. прил. Ж) [16, с. 286]
В 1998 году – член Американской Академии науки и искусства. Клоуз почетный член Академий искусств по всему миру, почетный доктор многих американских Университетов, обладатель престижных премий и медалей в области искусства. В его честь учреждены премии и награды. Живет и работает в Нью – Йорке и Лонг – Айленде.
В поколении современных художников Клоузу принадлежит ведущее место в первоосмыслении искусства портрета [14]
2.2. Анализ работ мастера
Чак Клоуз стремится и в колорите соблюсти свойственный фотографии и многокрасочной печати способ цветопередачи – он пользуется всего тремя цветами – красным, синим, желтым, нанося их взаимно перекрывающимися тонкими слоями при помощи краскопульта.
Эта имперсональность техники, механичность метода остро выявляет самую суть «холодного реализма» - глаз человека подменен механическим глазом фотообъектива, осмысленное отношение к миру отсутствует, остается лишь чисто сенсорное прочтение передаваемой им визуальной информации, образу мира противополагается его механический плоский от печаток, осознаваемой человеком голубине связей и законов – непроницаемая кора иллюзорной видимости, наглухо закрывающей существенное содержание действительности [19].
Вот что пишет западногерманский искусствовед Петер Загер о работах Чак Клоуза: « Все противоречит обычным представлениям о портрете и тому, что от него ждут…Характерные лица, и при этом невозможно получить никакой достоверной информации об их характере. Незначительные детали в лишенном значения увеличенном масштабе…Детализированные подробности, не связывающиеся в общую картину. Экспрессивность, которая не выражает ничего, кроме самой себя. Прыщ есть прыщ, щетина есть щетина. Все – поверхность, которая не скрывает за собой никакой глубины, разве только род высшего безразличия» [9, с.54]
Многие посетители, особенно
молодые, думают, что работы Чака –
это какая-то навороченная компьютерная
программа для обработки
«Я избегаю компьютеров», - объяснил Чак Клоуз. – «И рисовал так еще тогда, когда не было цифровой фотографии. Я не экономлю время, не снижаю трудозатрат, и очень люблю трудиться», - говорит художник.
Размеры его картин около двух метров высотой. Хотя сам художник передвигается на инвалидной коляске. Художник парализован в результате повреждения позвоночника, однако он все равно продолжает творить, привязывая кисть для рисования к руке. Раньше у него была специальная тележка, позволяющая подниматься наверх. А сейчас он оборудовал у себя дома студию с отверстием в полу, и картина просто поднимается к автору одним нажатием кнопки. Рисует же он в основном свою семью и друзей. Но в число друзей попал и Билл Клинтон (см. прил. Е) [16, с. 286].
«Я изображаю не знаменитостей, а людей, которые мне интересны» - объяснил мистер Клоуз. – « Хотя бывало, что некоторые становились знаменитыми, когда я написал их портрет». Пиксельную картину Чак начинает с того, что переносит снимок на холст. Полотно он размечает сеткой квадратов, после чего, используя акриловые краски, намечает переход от одного оттенка к другому, и начинается творчество. Кистью, прижатой к правой руке, Клоуз выводит в каждой клеточке ромбик или кружочек определенного оттенка. Получается огромный, пестрый «ковер», который вблизи можно принять за оп – арт. Но на расстоянии двух-трех метров кружочки сливаются в фотографический, слегка размытый портрет [24, с. 24]
Чак Клоуз является обладателем всевозможных престижных премий и медалей в области искусства [13].
ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ
3.1. Отражение идей
гиперреализма в практике
В современном дизайне все чаще используется гиперреалистический стиль. Если говорить о графическом дизайне, то гиперреализм здесь – подчеркнутая трехмерность, нарочистый объем. Опять же, к классической реалистической школе живописи гиперреалистическое воспроизведение действительности отношения не имеет, так как в изображении отсутствует обобщение, передающее нормальное восприятие. Предмет воспроизводится с повышенной точностью, такой, которой не бывает в жизни, или которой никто не замечает в жизни. Современные технологии, благодаря которым достигается означенная точность, добавляют новый художественный прием, но не возможность болем правдивого изображения действительности. Таким образом, современная 3D – графика или любе изображения, выполненные с преувеличенной реалистичностью являются постмодернистским видом стилизации. Изображенный предмет становится реальне, чем сама реальность [2].
Гиперреализм появился
с развитием техники анимации
в изготовлении телевизионных заставок,
видеоклипов и фильмов –
Благодаря информационным технологиям, фотореализм стал распространенным среди так называемых 3D – художников – тех, кто занимается фотореализмом при помощи компьютера. Этот факт, впрочем, ничего не упрощает в работе, так как реалистичности добиться сложно в любом случае. Однако использование компьютерной графики стало достаточно популярным. Особенно сейчас – при активном использовании компьютерной графики в фильмах или рекламы [4, с.98].
Фотореалистическая живопись невозможна без фотографии. Это направление появилось еще в конце 60-х годов XX века, но его актуальность не пропала и сейчас, поскольку передача на холсте объемного предмета при всех его деталях – не так уж и просто, но очень интересно и своеобразно.
3.2. Анализ работ.
В наши дни прием гиперреализма может быть использован при декорировании интерьера, выполненного в одном из современных стилей. Также, практика современного искусства во многом нуждается в монтаже. Основа современного дизайна – монтаж. Соединяется практически несоединимое, совмещается прошлое, настоящее и будуще, низкое и высокое, гиперреализм и анимация, вечное и сиюминутное и т.д. и т.п.
Мелькание картинок, символов, фрагментов, нарушение масштаба и здравого смысла – это все то, что и составляет наше искусство. Смотрим ли мы телевизор – мы видим калейдоскоп видеоклипов и пропагандистский монтаж новостей [3, с. 384]
В мире компьютерных технологий фотореализм также применяется в отрисовках качественных изображений на компьютере. Фотореалистические векторные иллюстрации, сделанные в программе Adobe Illustrator при помощи инструмента «gradient mesh».
Представители фотореализма воспроизводили в своих картинах окружающую действительность с такой точностью и подробностью в деталях, что они не уступали фотографическим изображениям[1].
ВЫВОДЫ.
В результате проведенного исследования можно сказать следующее:
сделав анализ первой главы, я могу сделать вывод: «Гиперреализм – художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности [8].
Гиперреализм создает живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности изображаемого объекта. Слово «гиперреализм» было придумано Isy Brachot в 1973 году как французский синоним слова «фотореализм». Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Как фотореализм симулировал аналоговую фотографию, так гиперреализм использует цифровые изображения [20]. Фотореализм стал событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов. Девизом гиперреалистов стала «высокотехничность».
Во второй главе я рассмотрела творчество Чака Клоуза в контексте
идей гиперреализма. Выдающийся американский художник и фотограф является лидирующей фигурой в современном искусстве с начала 1970-х годов. Творчество Клоуза ассоциируется с фотореализмом. Рисует же он в основном свою семью и друзей. В поколении современных художников Клоузу принадлежит ведущее место в переосмыслении искусства портрета.
Чак Клоуз является обладателем всевозможных престижных премий и медалей в области искусства [13].
Изучив третью
главу, можно сказать, что
Благодаря информационным технологиям, фотореализм стал распространенным среди 3D – художников – тех, кто занимается фотореализмом при помощи компьютера. Использование компьютерной графики стало достаточно популярным. Особенно сейчас – при активном использовании компьютерной графики в фильмах или рекламе [4, с. 98]
Фотореализм говорит языком картины, живописи, что уже само по себе уникально в области современного искусства, и вносит личностный оттенок в обезличенное пространство общемировых художественных стратегий и практик, показав возможность живописи отвечать ультрасовременным запросам наших дней.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Архив креативной рекламы/арт//гиперреализм. – режим доступа к журн.:
http://www.adme.ru
2. Арт Планета Small Bay/художественно-исторический музей//живопись//гиперреализм.
3. Андреева Е.Ю. Искусство второй половины XX-начала
XXIв., СПБ, Азбука-классика, 2007.-с.384
4. Базазьянц С. Гиперреализм и его окрестности//каталог.М,
печатная студия «Като», 2007.- с. 98
5. Газета «Комсомольская
правда» /от 08.01.2013г. «Чак Клоуз показал
гиперреализм»
6. Джулио Карло Арган. Современное искусство
1770-1970гг. – М.: 1999г. – с. 255
7. Главный ресурс мастеров
и художников «Мегаград»/
http://www.mega-grad.ru
8. Ежедневный электронный журнал Etoday.ru/ art //Все публикации про гиперреализм. – режим доступа к журн.: http://www.etoday.ru
9. Загер Петер. Новые формы реализма, 1973г. - с. 54
10. Ильина Т.В. История искусств. Западно-европейское
искусство/Т.В. Ильина//Изобразительное
искусство XX века. Основные направления-Учеб.-3изд.-2000г.
11. Культурология/блоги/