Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:02, курсовая работа
Актуальность темы заключается в особом интересе к искусству гиперреализма, которое по-новому поставило проблему соотношения иллюзии и реальности в художественной деятельности. Для гиперреализма характерно отсутствие авторских эмоций и бесстрастное изображение. Его цель – показать повседневную жизнь максимально детально и реалистично,
обострить зрительское восприятие обыденности. Исследование причин его возникновения и развития в искусстве XX века позволит в новом аспекте выявить отношения «произведение искусства – фотография».
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ГИПЕРРЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА 7
1.1. История возникновения гиперреализма 7
1.2. Технологический этап развития искусства и эстетика направления 9
1.3. Сопоставление фотографии и живописи 14
1.4. Художественный опыт представителей гиперреализма 16
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЧАКА КЛОУЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГИПЕРРЕАЛИЗМА 19
2.1. Особенности творческого пути Ч.Т. Клоуза 19
2.2. Анализ работ мастера 21
ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ 23
3.1. Отражение идей гиперреализма в практике современного дизайна 23
3.2. Анализ работ 24
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК УКРАИНЫ
УНИВЕРСИТЕТ МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНО-
Кафедра дизайна и социально-гуманитарных дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
Идеи гиперреализма в искусстве второй половины ХX века (на примере работ Чарльза Томаса Клоуза)
Богачева А.А.
студентка III курса
дневного отделения
специальности «Дизайн»
Научный руководитель:
Донецк – 2013
Аннотация
Богачева А.А. Идеи гиперреализма в искусстве второй половины ХX века (на примере работ Чарльза Томаса Клоуза). – Курсовая работа – русский язык. – Институт Последипломного Образования инженерно-педагогических работников, Донецк. 2013. – 32 c.
Курсовая работа посвящена гиперреализму как одному из ярких направлений в искусстве второй половины ХХ века. В исследовании раскрываются вопросы истории возникновения данного направления, особенностей его эстетической платформы, идей его основоположников, а также творчества ярких представителей. Особое внимание в работе уделяется анализу творчества Чака Клоуза. На примере работ художника раскрывается идейная основа его творчества, выделяются ведущие мотивы в живописи, анализируется творческая манера мастера. В работе также затрагиваются вопросы отражения идей гиперреализма в современном дизайне.
Ключевые понятия: модернизм, направление, гиперреализм, фотореализм, поп-арт, реализм, фотография, фотовосприятие, изображение, фотокамера, имитация, масштаб, дизайн.
Анотація
Богачова А.О. Ідеї гіперреалізму в мистецтві другої половини XX століття (на прикладі Чарльза Томаса Клоуза). – Курсова робота – українська мова. – Інститут Післядипломної освіти інженерно -педагогічних працівників, Донецьк. 2013. - 32с.
Курсова робота присвячена гіперреалізму як одному з яскравих напрямів в мистецтві другої половини XX століття. У дослідженні розкриваються питання історії виникнення цього напряму, особливостей його естетичної платформи, ідей основоположників, а також творчості яскравих представників. Особлива увага в роботі приділяється аналізу творчості Чака Клоуза. На прикладі робіт художника розкривається ідейна основа його творчості, виділяються провідні мотиви в живописі, аналізується творча манера майстра. У роботі також зачіпаються питання відображення ідей гіперреалізму в сучасному дизайні.
Ключові поняття: модернізм, напрям, гіперреалізм, фотореалізм, поп-арт, реалізм, фотографія, фотосприйняття, зображення, фотокамера, імітація, масштаб, дизайн.
Annotation
Bogacheva A.A. Ideas of hyperrealism are in the art of the second half of XX century (on the example of works of Charles Thomas Klouz). – Course work. – English. – Institute of Postgraduate Education of engineering – pedagogical workers, Donetsk. – 2013. – (32pg.)
A term paper is sanctified to hyperrealism as one of bright directions in the art of the second half of XX of century. The questions of history of origin of this direction, features of his aesthetic platform, ideas of his founders, and also work of bright representatives open up in research. The special attention is in – process spared to the analysis of work of Chuk Klouz. Ideological basis of this work opens up on the example of works of artist, leading reasons are distinguished in painting, the creative manner of master is analysed. In – process the questions of reflection of ideas of hyperrealism are also affected in a modern design.
Key concepts: modernism, direction, hyperrealism, photorealism, pop–art, realism, photo, photoperception, image, photocamera, imitation, scale, design.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ГИПЕРРЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА 7
1.1. История возникновения гиперреализма 7
ГЛАВА 2. ТВОРЧЕСТВО ЧАКА КЛОУЗА В КОНТЕКСТЕ ИДЕЙ ГИПЕРРЕАЛИЗМА 19
2.1. Особенности творческого пути Ч.Т. Клоуза 19
2.2. Анализ работ мастера 21
ГЛАВА 3. ИДЕИ ГИПЕРРЕАЛИЗМА В ДИЗАЙНЕ 23
3.1. Отражение идей гиперреализма в практике современного дизайна 23
3.2. Анализ работ 24
ВЫВОДЫ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в особом интересе к искусству гиперреализма, которое по-новому поставило проблему соотношения иллюзии и реальности в художественной деятельности. Для гиперреализма характерно отсутствие авторских эмоций и бесстрастное изображение. Его цель – показать повседневную жизнь максимально детально и реалистично,
обострить зрительское восприятие обыденности. Исследование причин его возникновения и развития в искусстве XX века позволит в новом аспекте выявить отношения «произведение искусства – фотография».
Цель работы: определить основные особенности гиперреализма, как одного из современных направлений изобразительного искусства, а также попытаться проследить отражение его идей в практике современного дизайна.
Задачи исследования:
- выявить истоки гиперреализма;
- изучить особенности
направления на примере
- проанализировать эстетическую концепцию данного направления;
- проанализировать особенности изобразительной техники и художественных приёмов;
- рассмотреть творчество ярких представителейлей гиперреализма;
- провести сравнительный анализ фотографии и живописи.
Методы исследования:
- исторический подход;
- стилистический анализ;
- обобщение и систематизация;
- метод культурологического анализа.
Материалы исследования: картины художников-гиперреалистов.
Научная новизна заключается в попытке выявления тех принципов фотореализма, которые легли в основу и нашли продолжение в практике современного дизайна. В этой связи в работе даётся также оценка значения
фотореалистической живописи в искусстве конца XX-начала XXI в. Этот период крайне важен для рассмотрения содержательных и сюжетных мотивов. На рубеже 1980-1990-х гг. он привлекает наибольшее внимание со стороны критики и зрителей, именно в эти годы создается множество значимых фотореалистических произведений.
Практическое значение работы имеет прямое отношение к практике современного дизайна, в котором фотореалистическое искусство занимает очень важное место.
Логика исследования предопределила такую структуру курсовой работы: аннотация, содержание, введение, три основных части, выводы, список литературы из двадцати семи источников, семи приложений. Общее число тридцать две страницы.
ГЛАВА 1. ГИПЕРРЕАЛИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ИСКУССТВЕ МОДЕРНИЗМА
Гиперреализм – художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом восприятии (копировании) действительности [8].
Гиперреализм создает живописные сверхнатуралистические произведения, передающие мельчайшие подробности изображаемого объекта [5, c. 152].
Существует множество названий для данного явления, так же как и течений, объединяющихся под наименованием гиперреализма: искусственный реализм, поп-артистский реализм, радикальный реализм, суперреализм, резкофокусный реализм и другие [26, c. 66].
Бросок к действительности продемонстрировал гиперреализм. Возникнув из полемики с поп-артом, этот «изм» быстро утверждается в 70-е годы. В 1970 г. в нью-йоркской галерее Утни открылась выставка «22 реалиста», на седьмом биеннале в Венеции в 1971 году гиперреализму была отведена отдельная секция, в 1972 году журнал «Арт ин Америка» взял интервью у лидеров этого движения.
Первоначально новый «изм» назывался фотореализмом, что указывало точнее на технику и смысл исполнения произведений, а именно на применение фотоаппарата и проектора для диапозитивов при создании изображения; позже, при «крещении» американского фотореализма в Европе, благодаря Сальвадору Дали, появилось название «гиперреализм». Дали полагал, что гиперреализм развивает идеи сюрреализма и, в частности, его мысли о возможности фотографии, нарисованной от руки [4, с. 98].
Слово «гиперреализм»было придумано Isy Brachot в 1973 году, как французький синоним слова «фотореализм». «Гиперреализм» стал названием большого каталога и выставки в Брюсселе в том же 1973 году. На выставке преимущественно были представлены работы американских фотореалистов, но также были включены работы ряда значительных европейских художников, таких как: Гноли (Gnoli), Герхард Рихтер (Gerhard Rihter), Клафек (Klapheck) и Делкол (Delkol). Почти тридцать лет спустя термин стали использовать для определения творчества новой группы художников [20].
Благодаря гиперреализму искусство освобождается еще от одной «неспецифической» функции: давать оценку действительности.
Гиперреализм – это «бидермайер 70-х годов». Как и его прототип начала XIX столетия, вырвавшийся из экстаза романтизма и захлебнувшийся от восторга в мире житейском, «гипер» после агрессии поп-артом увлекся буднями. К концу 70-х годов стало казаться, что гиперреализм исчерпал себя; однако, новая волна увлечения имитацией фотографии в живописи и скульптуре появилась в конце 80-х годов. Новые произведения были сделаны еще более технологически совершенно и уже находились в русле новых поисков неоавангарда в области сделанности и объективности художественного произведения. При всей наглядности фотореалистических произведений очевидно, что они являются знаками, подменяющими образы действительности, и в этом смысле близки позициям концептуалистов [22, c. 223-226].
Корни гиперреализма можно найти в философии Жана Бодрийяра: «симуляция чего – то, что никогда в действительности не существовало» («the simulation of something which never really existed»). Гиперреалисты создают ложную реальность, убедительную иллюзию. Как фотореализм симулировал аналоговую фотографию, так гиперреализм использует цифровые изображения [20].
Теоретическая основа гиперреализма – философско-эстетические идеи франкфуртской школы, утверждающие необходимость ухода от идеализированных форм образного мышления. Гиперреализм – насильственная и искусственная деструкция образа реальности. В становлении и развитии его большую роль сыграла гамбургская группа «Зебра» (полосатая окраска зебры – символ соединения природных и искусственных форм). Творчество этих художников – Дитера Асмуса, Петера Нагеля, Николауса Штертенбекера, Дитмара Ульриха – характеризуется сочетанием тщательно детализированного изображения реальных объектов (для них в качестве эскизов часто используется фотография) с веденными в картину элементами фантастики, нередко бредовой. Наконец, существует и небольшая группа художников, действительно стремящихся к стилизации искусства прошлого, к уподоблению современных сюжетов образам старой живописи: мотивы составленных из антиквариата и завуалированных полумраком интерьеров Чака Пфаля выражают свойственную современности ностальгию по прошлому, стремление уйти от потрясений нынешней жизни в уютный, замкнутый, соразмерный с человеком мир голландских жанровых картин [16, с. 281-282].
Магистральным для гиперреализма является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Гиперреализм акцентирует механический, «технологический» характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика гиперреализма – реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографический портрет «человека с улицы», создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности (см. прил. А) [9].
Гиперреализм(фотореализм) – как современное направление в живописи занимает законное, обоснованное место в современном искусстве. Его появление закономерно – как этап технологического и общественного развития [24, с. 24]. Это сверхнатуралистическое изображение объекта, сохраняющее все его мельчайшие особенности, сделанное при помощи цветных слайдов и проектора. Пожалуй, нигде как в гиперреализме, не проявилась склонность авангардизма ассимилировать язык фотографии, хотя это было свойственно конструктивизму, дадаизму и сюрреализму.