Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Современная типология культур выделяет в отдельный тип так называемую индустриальную культуру. Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление индустриальной культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., с увеличием потребности в тяжелой металлургии, энергетических ресурсах(угле, нефти) и созданием огромных предприятий, которые собирали вокруг себя человеческие ресурсы, организуя поселения, позже становясь крупными промышленными центрами.
Введение.................................................................................................................с 3
Глава 1 Безымянка в контексте советской индустриальной культуры 1940-1980-хх годов....................................................................................................................с 5
Глава 2 Сохранение историко-культурного наследия индустриальных районов крупных городов в настоящее время (на примере Безымянки) ….....................с 15
Заключение...........................................
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарский государственный университет»
Социологический факультет
Кафедра Теории и истории культуры
Направление Культурология
«Индустриальная культура Безымянки, вчера и сегодня»
Курсовая работа
Выполнил студент
3 курса 15.301.50 группа
Григорьев Никита Валерьевич
Научный руководитель
Доктор философских наук, профессор
Бурлина Е.Я.
работа защищена
«___» _______ 200__г.
оценка ______________
зав. кафедрой кандидат исторических наук, профессор
Мачнев В.Я.
Содержание
Введение......................
Глава 1 Безымянка
в контексте советской индустриальной
культуры 1940-1980-хх годов.........................
Глава 2 Сохранение историко-культурного наследия индустриальных районов крупных городов в настоящее время (на примере Безымянки) ….....................с 15
Заключение....................
Приложение....................
Введение
Современная типология культур выделяет в отдельный тип так называемую индустриальную культуру. Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление индустриальной культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., с увеличием потребности в тяжелой металлургии, энергетических ресурсах(угле, нефти) и созданием огромных предприятий, которые собирали вокруг себя человеческие ресурсы, организуя поселения, позже становясь крупными промышленными центрами. С развитием промышленности, а также внедрением новых информационных технологий, большая часть предприятий оказалась невостребованной. Являясь пройденным этапом в развитии культуры, индустриальная культура постепенно уступила место новой информационной культуре, которая отдалила человека от процесса производства, сделав его(процесс производства) независимым автоматизированным и как следствие далеким от культуры. В такой ситуации логически встает вопрос о сохранении индустриального наследия, главным образом материального. Европейское общество в решение этой проблеммы, пошло путем музеефикации старых узкоспециализированных объектов индустриальной культуры, превращая их в современные мультипрофильные развлекательные центры. Касательно российской действительности, индустриальная культура создавалась под знаком социалистической идеологии и имела множество уникальных особенностей, создав оригинальный тип человека советской индустриальной культуры. Учитывая огромные размеры советского государства развитие индустриальной культуры не было равномерным явлением. В каких-то областях страны она была представлена яснее, в каких - то нет. Крупным центром индустриальной культуры стал район города Самары Безымянка.
Данная работа описывает индустриальную культуру этого района выделяя основные этапы, а также дает картину социокультурного состояния Безымянки в наши дни, выделяя круг проблем характерных для района.
Таким образом, объектом исследования становиться: Индустриальный район города Самары Безымянка
Предмет исследования: индустриальная культура и город
Задачи исследования:
*Рассмотреть
культурологическую концепцию
*Дать историко-культурную
картину развития
*Охарактеризовать современное кризисное состояни Безымянки, выделив круг проблем
*Очертить возможные
пкти выхода из кризисной
Глава
1 Безымянка в контексте
Под индустриальной культурой понимается тип культуры, при котором производство становиться доминирующей деятельностью, на развитие которой направляются большинство социальных, духовных, экономических ресурсов общества. Истоки индустриальной культуры лежат в чисто европейском механизме власти, который Фуко именовал дисциплинарное общество. Концепция дисциплинарного общества базируется на «пространствах заключения», порождаемых властными структурами. Делез определяет пространства заключения как закрытые от внешнего влияния социальные институты, через которые проходил индивид, в ходе своей жизни. «Фуко прекрасно проанализировал идеальный проект этих "пространств заключения", особенно различимый на заводах; его задача — концентрировать, расставлять в пространстве, упорядочивать во времени, располагать производительную силу в пространственно-временном континууме таким образом, чтобы полученный эффект превышал суммированный результат всех компонентов, взятых по отдельности.»[1] С этой точки зрения максимальная производительность индустриальной культуры достигается через создание нового типа «пространства заключения» - промышленного предприятия. Массовое появление промышленных предприятий гигантских мощностей именуется термином индустриализация, которая была характерным историческим этапом развития для всех европейских стран. Новая экономическая и производственная система немалым образом повлияла на духовную сферу общества.
Строительство промышленных предприятий требовало, в первую очередь, сосредоточения огромных человеческих ресурсов вокруг ограниченного пространства. В таких условиях рождались принципиально новые формы коммуникации между людьми, менялось восприятие мира под влиянием урбанистического окружения. Анализируя индустриальную культуру, Лосева констатирует ее рационально-экономический характер, но в тоже время говорит о предрасположенности оной к мифологическому восприятию мира, объясняя это «несводимость мотивов и целей действующего субъекта к экономическим критериям».[2] У советской модели индустриальной культуры была совершенно другая логика развития, чуждая западной культурной традиции. Ключевой особенностью советской индустриальной культуры стало то, что она строилась с нуля, игнорируя достижения предыдущих культурных эпох.
Точкой отсчета, после которой можно говорить о зарождении нового типа культуры на российском пространства это Октябрьская революция. В период 20-х годов формируется мировоззренческие основы новой культуры. Однако о самом феномене индустриальной культуры в СССР можно говорить во времена сталинской индустриализации. В этот исторический период происходят глобальные изменения в всех сферах человеческого бытия, формируется человек новой пролетарской культуры.
Специфика индустриализации заключалась в том, что в короткие сроки необходимо было построить огромные промышленные предприятия и освоить выпуск гигантских объемов продукций. Как отмечает Боффа: «Целое созвездие строительных площадок возникло как в старых промышленных областях, так и в новых многообещающих районах, где раньше не было или почти не было промышленности.<...> Строились совершенно новые предприятия, они были задуманы масштабно и в расчете на самую современную технику; строительство велось зачастую по проектам, заказанным за границей: в Америке, Германии. План отдавал приоритет отраслям тяжелой индустрии: топливной, металлургической, химической.» Многие предприятия осваивались на голой степи где совершенно отсутствовала всякая инфраструктура. В стройках участвовали десятки тысяч людей. Новые предприятия вырастали за считанные года. Несомненно, проявленная самоотверженность, энтузиазм и героизм советских людей говорили о очень сильной мотивации. Рассуждая о причинах такого поведения людей, исследователи - историки сводят их к двум тезисам: менталитету русского народа,его мощной созидательной способности, а так же эффективности правящей партии и тоталитарного режима. В частности, Лельчук говорит о принципе прямого обращения власти к массам, умение направить энергию и энтузиазм рабочего класса на решение главных назревавших задач[4]. Как уже говорилось выше, всякая индустриальная культура базировалась на мифе. Не исключением стала и советская индустриальная культура. Эльдерман отмечает, что «советская мифология родилась в сложном взаимодействии пропаганды и воспринимающей ее аудитории, взаимно друг друга отражавших и живших в мире традиционных коллективных бессознательных представлений». Такими коллективными бессознательными представлениями изначально были религиозные устои. Но в условиях, падения старой дореволюционной системы ценностей, которая основывалась на духовности Православной церкви, теперь на государство ложилась роль нравственно организующей общественной силы. На место религиозного мифа, в сознание масс плотно встал коммунистический миф о светлом будущем. Достаточно вспомнить строчки старой советской песни: «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Мифологизация индустриальной культуры СССР основывалась на «переворачивании» религиозной идеи о «граде небесном». Другими словами говоря, коммунистическая власть стремилась свести царствие небесное на землю, превратив его в царство рабочих и крестьян. По утверждению Фирсова коммунистистичекая идеология СССР была ничем иным, как новой религией: “Н.А. Бердяев однажды заметил, что "коммунистическая партия по своей структуре, по душевному складу своих адептов представляет что-то вроде атеистической секты, религиозной атеистической секты, захватывающей в свои руки власть"7. Замечание Н.А. Бердяева кажется мне вполне корректным: доказательство ему - религиозный по своей сути пафос революционной борьбы, в дальнейшем воспетый советской литературой (достаточно вспомнить роман Н. Островского "Как закалялась сталь"). "Всякая победа над религией бесполезна, - писал еще в XIX столетии Э. Ренан, - если ее не заменить другой, по крайней мере, на столько же удовлетворяющей потребности сердца". Выдающийся французский мыслитель и историк был убежден, что человек нуждается в нравственной педагогии, на которую неспособны как заботы семьи, так и государства. [5] Адептами новой «атеистической религии» были призваны стать рабочие. На место Бога в СССР пришел культ нового прогрессивного советского общества, освященного идеей труда, имеющего своих пророков в лице Ленина и Сталина. Фигура тоталитарного лидера являлась неотъемлемой частью советской индустриальной культуры. Именно через образ лидера шло глубинное усвоение коммунистического мифа сознанием масс. Коммунистический миф был строительным каркасом, на котором выросли все остальные особенности советского типа индустриальной культуры.
К ним в первую очередь можно отнести рождение новой советской интеллигенции. Советское руководство стремилось сгладить меж классовые различия, поэтому термин «советская интеллигенция» весьма условный. Лельчук дает трактовку советской интеллигенции, как выходцев из рабочих и крестьян, получивших высшие техническое образование.[4] Появление новой интеллигенции имеет прямую связь с со сталинской индустриализацией. Очевидно, что освоение огромного производственных мощностей требовало большого числа квалифицированных кадров. ( К 1941 г. 2,4 млн граждан СССР имели дипломы о высшем или среднем специальном образовании.) Кроме того, новая интеллигенция призвана стать ключевым звеном в организации масштабных индустриальных строек. Конечно, профессиональная подготовка кадров была, мягко говоря далека от совершенства, поскольку основная часть советской интеллигенции получила крайне поверхностное образование. «В 20-30-х годах получил распространение так называемый “бригадный метод обучения”, когда при успешном ответе одного из студентов зачет ставился всей группе. Специалисты, подготовленные подобным образом, да еще из лиц, имевших к моменту поступления в ВУЗ крайне низкий образовательный уровень, не могли, естественно, идти ни в какое сравнение с дореволюционными.»[6]
Немаловажной составляющей мифологии индустриальной культуры СССР был феномен праздника. Праздник как сложная, многоуровневая система существует в мире как целостность, выражая эмоционально — эстетическое отношение человека к миру. Миф, в системе праздника приобретает ценностные характеристики. Гужова отмечает полифункциональность праздника, сводя последний к взаимодополнительности компенсаторной функции(праздник как контраст повседневности), коммуникативной(праздник как форма сохранения социального опыта), ценностно-ориентационной и функции темпорализации культуры(праздник влияет на восприятие людьми времени, связывает воедино значимые события человеческого существования).[7] Праздничная культура обеспечивала коммуникационную площадку между правящей элитой и народом, где сталкивались различные толкования действительности и возникали конфликты в попытках воплощения этих представлений в реальность. Все праздники, которые появляются в описываемый исторический период имеют две основные темы, посвященные труду(1мая, 1января День ударника) и Октябрской революции.(7 ноября) Труд стал основной ценностью, сакрализируемой в празднике. Октябрская революция была образом, точкой всемирного обновления, символизируя будущий, находящийся лишь в стадии становления, коммунистический мир.
Наиболее существенной характеристикой советской индустриальной культуры был ее тоталитарный характер. «Тоталитаризм – система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной, идеологической, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый лидером. Основной социальной силой, на которую опирается тоталитаризм, является люмпенство города и деревни (люмпен – пролетариат, люмпенизированный слой крестьянства и люмпен-интеллигенция), отличающееся социальной аморфностью, дезориентированностью, ненавистью ко всем остальным общественным слоям и группам ввиду наличия у них стабильности жизненного уклада, определенности этических принципов,
собственности и т.д.»[8] Тоталитаризм как крайняя форма дисциплинарного общества создал особое «пространство заключения» - концентрационный лагерь. Концентрационные лагеря создались вокруг крупных промышленных строек. Беломорского канала в Карелии, Свирьстроя в Ленинградской области, Нивостроя на реке Ниве близ Кандалакши Зарождение сети лагерей в СССР историки относят к концу 20х- началу 30-х, однако наибольшего размаха лагерная система достигла в начале 40-х годов.[9] Именно в этот период индустриальная культура проникает на территорию Cамарской области. Новые промышленные образования сосредотачиваются вокруг города Куйбышев, которые позже станут частью крупного Кировского района. Грандиозные промышленные стройки разворачиваются в районе Безымянки. Организуется огромная сеть трудовых лагерей Безымянлаг. Руководство и управление находилось в жестких руках «Управления Особого Строительства НКВД». Его отделение — опер-чекисткий отдел проводил суровые карательные меры, направленные на борьбу с коррупцией и нарушением трудовой дисциплины. Благодаря таким мерам казнокрадство было сведено к минимуму. Среди основных планов — строительство группы авиакорных заводов. В 1940 году положено начало деятельности по возведению Куйбышевского авикомплекса.
По статистическим данным население Безымянлага насчитывало 76,7 тыс. человек, в начале 1940 года, увеличиваясь примерно на 5 процентов ежегодно, к середине 1943 года достигло 100 тыс человек.
При наличии такого большого числа рабочих рук, квалификация была только у 35%. Повседневная бытовая культура была на экстремально низком уровне. Строительство велось форсированными темпами, ценой жизни тысяч заключенных. К особенностям повседневности Безымянлага можно отнести следующие составляющие:
1)Низкий уровень
организация труда, тяжелая
Информация о работе Индустриальная культура Безымянки, вчера и сегодня