Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 14:05, курсовая работа
Современная типология культур выделяет в отдельный тип так называемую индустриальную культуру. Индустриальная культура обладает специфическими характеристиками в сфере экономики, политики, социальной и духовной жизни, которые практически по всем параметрам противостоят традиционной культуре. Становление индустриальной культуры началось в XVI в. в Западной Европе и достигло своего апогея в середине XX в., с увеличием потребности в тяжелой металлургии, энергетических ресурсах(угле, нефти) и созданием огромных предприятий, которые собирали вокруг себя человеческие ресурсы, организуя поселения, позже становясь крупными промышленными центрами.
Введение.................................................................................................................с 3
Глава 1 Безымянка в контексте советской индустриальной культуры 1940-1980-хх годов....................................................................................................................с 5
Глава 2 Сохранение историко-культурного наследия индустриальных районов крупных городов в настоящее время (на примере Безымянки) ….....................с 15
Заключение...........................................
2)При всех
ужасах и античеловеческих
Однако, культурные проявления не ограничивались только поощрениями за хороший труд. Мифология советской индустриальной культуры оказывала существенное влияние на сознание узников и здесь. Механизмы трансляции советского мифа были самыми разнообразными. Развешанные повсюду советские агитационные плакаты, на которые невольно обращали внимание заключенные, постоянные притоки новой информации об успехах и достижениях советского общества, в виде письменной и радио корреспонденции, несомненно давали некоторою осмысленность тяжелой жизни заключенных. Миф проник глубоко в сознания узников, отзываясь оттуда эхом «Все это не зря, это ради светлого будущего».
Таким образом, Безымянлаг стал первым этапом в истории индустриальной культуры Самары и Самарской области. Просуществовав 6 лет(с 1940 по 1946гг), он оставил за собой немалое количество предприятий, среди которых: «Самолетостроительный завод № 1, перевезенный из Москвы и разместившийся на территории, первоначально предназначенной для завода № 122 (в дальнейшем — завод имени И.В. Сталина, а ныне РКЦ «ЦСКБ-Прогресс»); Самолетостроительный завод № 18, переехавший из Воронежа на территорию, предназначавшуюся для завода № 295 (впоследствии — Куйбышевский авиационный завод, теперь — АО «Авиакор»); Моторный завод № 24, разместившийся на площадке, отведенной для завода № 337 (позднее — моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, сейчас — АО «Моторостроитель»); Завод стрелкового вооружения № 525 (в военное время — завод «Машстрой», а затем — производственное объединение «Металлист»); Агрегатный завод № 35 (агрегатное производственное объединение); Завод гидроавтоматики № 305 (производственное объединение «Гидроавтоматика»); Завод аэродромного оборудования № 454; Завод самолетных бронекорпусов № 207 (впоследствии — Центральный механический завод, АО «Салют»); Заводской аэродром (ныне — аэродром «Безымянка»); Карбидный завод (кислородно-карбидный завод)». Все эти предприятия создали мощный оборонный Военно-промышленный комплекс. Основная специализация ВПК - выпуск военных самолетов — истребителй и штурмовиков. Огромный приток людского населения, эвакуированного с Запада страны, в этот год, послужил причиной создания нового промышленного района Кировского. Это было сделано Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 13 марта 1942 года. Эта дата и считается днем создания крупнейшего промышленного района Самары — Безымянки.
Следующим этапом в развитии индустриальной культуры Безымянки становиться период 50-х годов. В это время происходит бурное развитие промышленности Самарского региона. Открываются и разрабатываются новые месторождения нефти. Создаются крупные нефетедобывающие и нефтеперарабатывающие предприятия на востоке и западе области. На их основе возникают новые промышленные города: Отрадный, Нефтегорск, Новокуйбышевск. Ослабление тоталитарных способов контроля советского общества, дало существенный толчок для развития человеческого потенциала. Целое поколение представителей индустриальной культуры успевает вырасти и получить приемлемое техническое образование к этому временному периоду. Поэтому прежняя производственно-строительная система, лагерного типа, основанная на коллективно-принудительном и низкоквалифицированном труде ликвидируется, на ее место постепенно приходит профессиональная команда во главе с высококлассным руководителем.
Самарская область превращается в центр индустриальной культуры СССР. Безымянский индустриальный район города Куйбышева переживает свой рассвет. Развитие оборонной промышленности идет наряду с тяжелой металлообрабатывающей. Крупнейший оборонный завод СССР «Прогресс» переоборудывается в 1958 году для производства межконтинентальных баллстических ракет типа Р-2. Чуть ранее в 1951 году начинается история строительства крупнейшего в Европе высокотехнологичного металлургического завода и его легендарного основателя П.П. Мочалова.
В 1951 году советским правительством было решено построить крупнейший в Европе металлургический гигант. На место руководителя строительства требовался энергичный, с большим опытом решения сложнейших задач человек, выбор пал на П. П. Мочалова. Павел Петрович хорошо зарекомендовал себя в военное время, как грамотный организатор производства, немало его ценных технических и организационных предложений были использованы для ускорения пуска возрожденного в тылу металлургического предприятия, на котором он работал. Руководство назначило Мочалова одновременно и начальником строительства и директором будущего завода. Такое должностное положение позволило Мочалову внедрить большое количество высокотехнологичных разработок. За короткий срок, он собрал и создал вокруг себя команду единомышленников, которая помогла воплотить его проект в жизнь. Завод был пущен в 1959 году и стал крупнейшим в Европе предприятием такого типа, по масштабу производства и количеству выпускаемой продукции. Наряду со строительством завода «Металлург» Мочалов внес большой вклад в развитие культурной инфраструктуры Безымянки. По его инициативе был построен дворец культуры металлургов, знаменитый стадион «Металлург», а также возведен обширный жилой массив для рабочих. Вводились в строй детские дошкольные учреждения, пионерские лагеря, большая сеть магазинов и бытовых учреждений, столовые и фабрика-кухня. Для лечения и профилактики заболеваний были возведены и оснащены заводские больница и поликлиника. Стоит отметить, что промышленное предприятие стало в этот период культуроорганизующим началом, а его глава выполнял также и социо-культурные функции. Такой синкретизм в производстве и социо-культурной политике — неотъемлемая черта советской индустриальной культуры.
Еще одно крупное промышленное предприятие, которое внесло огромный вклад в развитие индустриальной культуры Безымянки, это Куйбышевский кабельный завод. После войны началось восстановление народного хозяйства страны, для этих целей требовалось огромное количество кабеля. Для решения этой проблемы Министерство электротехнической промышленности СССР сделало заказ на строительство самого крупного в стране кабельного завода в городе Куйбышеве. На дворе был 1951 год. На строительство были выделены колоссальные суммы. В короткие сроки было освоено производство разных типов кабелей, так Уже к сентябрю 1955-го года здесь было выпущено почти
полмиллиона километров кабеля. Дальнейшее развитие мощностей завода и производственных технологий позволило освоить выпуск высокотехнологичных образцов кабеля, который использовался в строительстве космических аппаратов. Данное предприятие в отличии от завода «Металлург» не было культуроорганизующим, ее влияние на культуру страны было скорее косвенным. Кабель обеспечивал связью огромную страну, покрыв ее единым культурным полем. Продукция кабельного завода пользовалась большим спросом за рубежом, что несомненно положительно отражалось на репутации СССР. Очень большую роль в развитии завода сыграло его руководство. Это были люди до фанатизма преданные своему делу, гении организации. Первый директор П.Н. Мананников, а также группа специалистов выпускников Ташкентского электромеханического техникума – благодаря деятельности этих людей завод жил и продолжал развиваться.[10]
Следующие годы существования Безымянского индустриального района отмечены строительством в 1970 году крупнейшей в России кондитерской фабрики. Создание такого крупного промышленного объекта, направленного на удовлетворение досуговых потребностей общества, говорило о небывалом росте уровня жизни советского народа. В период 70-х-80-х годов индустриальная культура Безымянки достигает высшей точки развития. Индустриальный район Безымянка ставший центром города Куйбышев и его самой населенной частью, сосредоточил в себе огромные многопрофильные промышленные мощности. Заводы Безымянки были одними из самых крупных и высокотехнологичных в стране и производили гигантский объем продукции. Культурная инфраструктура была представлена десятками школ, домами культуры, бассейнами, оздоровительными санаториями, а также несколькими спортивными сооружениями и кинотеатрами.
Индустриальная культура последнего перестроечного периода характеризуются постепенным спадом производства, а сами советские составляющие индустриальной культуры: миф, праздник, общественный строй, ценности смываются культурной волной идущей со стороны западной цивилизации. События начала 90-х положили конец советской индустриальной культуре, обернувшись глобоким экономическим и культурным кризисом как для постсоветского пространства, так и для Безымянки.
Глава 2 Сохранение историко-культурного наследия индустриальных районов крупных городов в настоящее время (на примере Безымянки)
Быстрый процесс смены парадигмы производства индустриальной культуры на парадигму потребления западного капиталистического общества, происходившем в 90-е годы на территории России оказался очень болезненным в экономическом и культурном плане. Многие крупные промышленные центры страны встали, поскольку их продукция стала невостребованной в новой рыночной системе. За кризисом промышленности логическим образом последовал кризис крупных и малых городов, в которых эти предприятия были градообразующими. В крупных городах наблюдается отчуждение индустриальных районов, строившихся в советские времена, от остальной части города. И дело здесь не только в падении производства. Всякий город в процессе своей жизни образует так называемое городское пространство. Орлова определяет городское пространство как «Географическая часть города, которая осмысливается с точки зрения культуры, т.е. содержания происходящих здесь взаимодействий людей, способов использования ими входящих сюда элементов, значений и смыслов, приписываемых ей людьми. Иными словами, с точки зрения ее освоенности и организации как определенной культурной целостности.»[12] Характерная особенность советской индустриальной культуры, заключавшаяся в неразрывной связи культурными и экономическими нитям промышленного предприятия и городского пространства вокруг него, в современный период разрываются. В результате, огромная часть городского пространства теряет свою культурно-символическую принадлежность. В социальном плане, на почве этих явлений наблюдается рост преступности и падения общего уровня жизни в индустриальных районах. В культурном — нарушение преемственности культуры и исчезновение историко-культурного пласта «Индустриальная культура». Ко всему комплексу проблем прибавляется не лучшее наследие индустриальной культуры - плохая экологическая обстановка крупных промышленных городов.
И если в настоящее время промышленные предприятия постепенно выходят из кризисной ситуации, частично за счет внедрения в производство инновационных технологий или объединяясь в кластеры, то уничтожение культуры городского пространства индустриальных районов, остается довольно актуальной проблемой.
Все эти процессы особенно остро протекают в Безымянке. Безымянка — это очень специфический в культурном и географическом плане район города. Под Безымянкой понимается весь Кировский и Советские административные районы, а так же часть Промышленного района, захватывающего проспект Кирова. В этом городском объединении проживает порядка 57% процентов жителей города.[13] В советские годы Куйбышев был городом закрытого типа, в связи с наличием крупных оборонных предприятий. Это обстоятельство очень сильно повлияло на облик Безымянки. Закрытость города Куйбышева и в частности Безымянки, не лучшим образом сказывалась на развитии культуры. В качестве примера, можно привести скудность литературы гуманитарного и художественного толка, в куйбышевских библиотеках. Очевидным становиться тот факт, что индустриальная культура Безымянки мало, что внесла в копилку мировой культуры, оставаясь локальным культурным образованием. Однако, историческая и культурная ценность района состоит в другом. Безымянский индустриальный район был крупнейшим промышленным объединением в стране. Из него не вышли великие художники, поэты, актеры, ученые но главным достоянием района стали люди его строившие. Гении производственной организации, талантливые специалисты, инициативные и открытые для диалога люди — они двигали индустриальную культуру района на новые и новые высоты. На сохранение памяти об их вкладе в развитие Безымянки, должна быть направлена культурная политика района. Прежде всего наследие строителей Безымянки выражено в материальных объектах, в создании которых они участвовали, заводах и фабриках. Поэтому, основным местом через которое возможно сохранение культурного наследия Безымянки остается ее городское пространство.
На сегодняшний момент, мы наблюдаем исчезновение городского пространства индустриальной культуры. Оно протекает в 2 измерениях — визуальном и смысловом. К первому типу относится уничтожение исторического облика района, путем беспорядочного внедрения в городское пространство объектов современной цивилизации (магазинов, развлекательных центров, современных жилых многоэтажек). За визуальным стиранием облика следует смысловой, у большинства людей перестает срабатывать система отсыланий. Аллея трудовой славы больше не воспринимается, как часть советской индустриальной культуры. Памятник Кирову не вызывает в головах у смотрящих никаких исторических текстов. Ушедшая индустриальная культура оставила после себя много предметов, не нашедших функционального применения в настоящее время. Такая пессимистическая картина сегодняшнего состояния Безымянки заставляет искать новые способы сохранения культурного наследия. Передовые креативные социокультурные технологии, связанные с имиджевой ориентацией города, становятся путем выхода индустриальных районов из социокультурного кризиса. «Новые условия существования городов, связанные с нехваткой ресурсов, неизменно должны были привести (и привели!) к возникновению новых управленческих механизмов. Среди ряда технологий, возникших в течении последних десятилетий, мы находим и имидж<...> средство конкурентной борьбы между городами за ресурсы существования».[14] Имидж города рассматривается современными исследователями, как целенаправленно формируемый образ города. «Имидж города состоит из субимиджа города, т.е. имидж объекта, входящего в состав города. Субимидж города – это комплекс ассоциативных представлений, сгруппированных вокруг базового представления о некотором объекте, который ассоциативно связан с имиджем города. Для региона субимиджами являются: имидж субрегиона (например, района города), регионального лидера, региональной компании, фирмы. Субимиджи оказывают значительное влияние на имидж города – имидж региональной компании может стать «визитной карточкой» города, а отрицательный имидж района города, в котором произошла, к примеру, технологическая авария, испортить образ всего города.» [].
Субимидж Безымянки — это ее обширное индустриальное историческое прошлое, преломленное через жизни ее основателей. Немаленький европейский опыт адаптации к современным культурным реалиям крупных индустриальных городов Германии Эссена, Мюнхена, Гамбурга, посредством имиджевых технологий - культурная столица, фестивали уличной культуры позволит найти начальной точку с которой начнется создание нового имиджа Безымянки связанного с индустриальной культурой в рамках глобальных социокультурных преобразований. Такой начальной точкой обновления, может стать реализация проекта «Кольцо индустриальной культуры». В рамках этого проекта разрабатывается туристический экскурсионный маршрут по индустриальным городам самарской области. Безымянка становиться конечной точкой данного маршрута. Цель данного маршрута применительно к Безымянке — актуализация внимания к городскому пространству индустриальной культуры. Это может достигаться разными путями: через посещение знаковых мест Безымянки, создание интерактивного справочника и путеводителя индустриальной культуры «Безымянки» в котором будут освещено значение человеческого фактора в формировании района, а также дано описание уникальных индустриальных объектов Безымянки, как самых больших и передовых в техническом плане.
Информация о работе Индустриальная культура Безымянки, вчера и сегодня