Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:51, контрольная работа
Описание работы
В реальной истории зарождения и развития общества людям неоткуда было ждать помощи и даже в самые суровые времена борьбы за выживание им приходилось уповать лишь на собственные силы. И все же, хотя и с трудом, в процессе совершенствования человеческого рода пробивались ростки гуманизма, возникали различные формы общественной деятельности и общественного сознания. А среди них – искусство и религия.
Содержание работы
Введение Глава 1. У истоков искусства и религии 1.1 Дорелигиозная эпоха 1.2 «Божеское» и человеческое 1.3 Искусство и религия как способ познания мира Глава 2. Религиозное искусство 2.1 Понятие религиозного искусства 2.2 Основные функции культового искусства 2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства Глава 3. Библия 3.1 Бестселлер всех времен 3.2 Ненавидимая и любимая Заключение Список используемой литературы
Тиндаль – один пример из огромного
числа людей, которые пожертвовали всем
ради того, чтобы читать Библию или сделать
ее доступной для других. Ни одной другой
книге не удалось вселить в стольких обычных
мужчин и женщин такое мужество. В этом
Библии поистине нет равных среди всех
книг.[12]
Вывод. Библия – это не просто книга.
Это богатая библиотека, состоящая из
66 книг, одни из которых маленькие, другие
- довольно большие; в них содержатся законы,
пророчества, исторические факты, стихи,
советы и многое другое. Эти 66 книг были
написаны в течение 1 600 лет, начиная со
времени, когда мировой державой был Египет,
и, заканчивая временем, когда в мире господствовал
Рим. В Слове Бога, Библии, содержатся самые
надежные советы – и эти советы касаются
различных сфер жизни. Они полезны во многих
отношениях, потому что учат нас, как поступать
в мире, где большинство людей не желают
руководствоваться мудростью Того, кто
обладает наивысшим разумом.
Сегодня модно сомневаться во
всем: обычаях, взглядах, морали, даже в
существовании Бога. Тем более люди сомневаются
в ценности Библии. Большинство считает
ее устаревшей и бесполезной.
Заключение
Из факта древнейшей нерасчлененности
эстетической и религиозной (культовой)
деятельности не следует вывод, что один
из этих видов деятельности возник из
другого, один породил другой. Вырастая
из принципиально различных социальных
потребностей и играя в силу этого разную
роль, художественное и религиозное освоение
мира реализовалось в первобытную эпоху
первоначально в одной нерасчлененной
системе практически-духовной деятельности,
которую представлял собой мифологически-обрядовый
комплекс. В последующие исторические
эпохи в классовом обществе взаимодействие
форм общественного сознания в значительной
мере определялось их внутренним содержанием,
т.е. содержанием той деятельности, которая
была специфична для определенного вида
духовного производства.
Содержание
1. Угринович Д.М. Искусство и
религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат,
1982. – 288 с., ил.
2. Карпушин И.И. Искусство и религия:
Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика,
1991. – 160 с.: ил.
3. Культурология: Курс лекций.
/ Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф,
2000. – 246 с.
4. Культурология. История мировой
культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой.
– М.Научная литература, 2001. – 587 с.
5. Библия: слово Бога или человека?
/ Общество Сторожевая Башня, 1998. – 192 с.
[1] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 22-24, 26-27.
[2] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 27-31,36.
[3] Карпушин И.И. Искусство и религия:
Истоки и грани взаимодействия. - М.: Педагогика,
1991. – С. 5,6.
[4] Культурология: Курс лекций
/ Под ред. А.А. Радугина. [Текст]. – М.: Граф,
2000 – С. 46.
[5] Культурология. История мировой
культуры [Текст]. / Под ред. А.Н. Марковой.
– М.Научная литература, 2001. – С. 87.
[6] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 96.
[7] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 98-102, 105, 106.
[8] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 108-111.
[9] Угринович Д.М. Искусство и религия:
(Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982. –
С. 113-119, 125-126, 128-129.
[10] Карпушин И.И. Искусство и религия:
Истоки и грани взаимодействия. – М.: Педагогика,
1991. – С. 129-135.
[11] Библия: слово Бога или человека?
/ общество Сторожевая Башня, 1998 – С. 7
[12] Библия: слово Бога или человека?
/ общество Сторожевая Башня, 1998 – С. 8-10.
ЛЕКЦИЯ 1.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
И ЕГО МЕСТО В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЗНАНИЙ
Ощущение тайны - наиболее
прекрасное из доступных нам переживаний.
Именно это чувство стоит у колыбели истинного
искусства и настоящей науки.
Альберт
Эйнштейн
1. Пути
познания окружающего Мира. Наука,
религия, искусство.
2. Цели
естествознания.
3. Естественные
науки и предмет их изучения.
4. История
зарождения естествознания.
5. Закономерности
и особенности развития естествознания.
6. Основные
методы естествознания.
1. Пути
познания окружающего Мира. Наука,
религия, искусство.
Познание окружающего нас Мира
и Человека как части этого Мира – если
и не смысл Жизни вообще, то, вне всякого
сомнения, неотъемлемая черта, характерная
особенность жизни Человечества и каждого
человека в отдельности. Существуют различные
пути познания Мира: от простого созерцания
до возвышенного, порой даже абстрактного,
философствования. Но, анализируя историю
развития человечества, можно, пожалуй,
выделить три основных способа познания,
которые лежат в основе всякой культуры.
Это религия, искусство и наука.
Невозможно спорить с тем, что
и религия, и искусство, и наука призваны
ответить на те вопросы, которые ставит
перед человеком жизнь и окружающая его
Природа. Без этого их существование было
бы бессмысленным. Но у каждого из этих
способов познания Мира есть свои методы
познания, свои отличительные черты.
Религия предлагает нам принять некоторый
набор знаний об окружающем нас Мире и
поверить в их правильность. Наблюдения,
осознание этих наблюдений, часто связанное
с душевными переживаниями, и вера в правильность
сделанных выводов - это три основных этапа
познания окружающего Мира, свойственных
религии.
Если религия на пути познания
Мира обращается к нашей душе, то искусство чаще всего обращается к нашим
чувствам. Эмоциональные переживания,
связанные с различными наблюдениями,
можно назвать основным методом познания
окружающего Мира в искусстве.
Каковы же основные черты научного
метода познания?
Сущность научного метода можно сформулировать довольно
просто: он позволяет добыть такие знания
о явлениях, которые можно проверить, сохранить
и передать другому. Отсюда сразу следует,
что наука изучает не вообще всякие явления,
а только те из них, которые повторяются.
Ее главная задача - отыскать законы, согласно которым эти явления
протекают.
Так же, как и для религии и искусства,
источником знаний для науки являются
наблюдения, опыт (эмпирическая сторона
познания). Однако сразу нужно отметить,
что эти наблюдения, в отличие от наблюдений
религии и искусства, не пассивны, аактивны. Это наблюдения, полученные
обычно в ходе осознанно и целенаправленно
проводимых исследований и экспериментов.
В ходе этих экспериментов осуществляется
регистрация и накопление различных фактов,
их описание и первичная систематизация.
Вторым этапом научного познания
Мира является активное осмысление полученных
фактов (теоретическая сторона
познания), которое включает в себя не
только размышление, но еще и воображение. И в этом еще одна отличительная
черта науки. Она обращается к нашему разуму.
Именно разум, способность человека воображать,
фантазировать, позволяет ему за намеками
увидеть что-то большое и главное, позволяет
отгадать нежданную, простую и прекрасную
картину Мира, получить небольшое число
законов, которые подытоживают все наши
знания.
Безусловно, окружающий мир
богаче и сложнее, чем его образ, даваемый
наукой. Она не дает исчерпывающих ответов
на все без исключения вопросы. У науки
более скромные задачи. Она лишь старается найти эти ответы. И в этом, по-видимому,
основная ценность науки: она является источником
новых идей, источником развития нашего
сознания.
Еще одной, может быть главной отличительной чертой науки
является проверка полученных знаний,
законов на опыте. Опыт, эксперимент - это единственный
судья научной истины, пробный камень
всех научных знаний. Именно поэтому, когда
мы говорим о научных знаниях о Мире, даже
не возникает вопроса верить нам в них
или нет. Именно поэтому научные знания
не зависят от нашего самочувствия или
настроения и могут быть названы объективной реальностью, т. е. той Истиной,
которая заключена внутри окружающего
нас Мира и которая существует независимо
от нас.
Все сказанное выше о науке
совершенно не означает, что знания о Мире,
добытые религией или искусством являются
по определению неверными. Кто будет спорить,
например, что воровать нехорошо? Кто будет
спорить, что убийство - это преступление?
Знания, которые дают нам религия, искусство
и наука взаимно дополняют друг друга. Можно сказать, что религия,
искусство и наука - это взгляд Человека
на одно и то же здание, здание Мира, в котором
мы живем, с трех разных сторон. Они отличаются
друг от друга не по существу, а лишь по
методам познания окружающего мира и человеческой
природы.
Религия и искусство являются
основой нравственного и эстетического
развития каждого человека в отдельности
и всего Человечества в целом. Но знания,
которые дает нам религия и искусство,
являются субъективными, так как они являются знаниями,
на которых остались отпечатки наших чувств
или души (хотя, может быть, это не так уж
и плохо). И это главное, что отличает их
от знаний научных.
2. Цели
естествознания.
На современном этапе развития
все науки делятся на общественные, или гуманитарные, и естественные.
Предметом изучения общественных
наук является человеческое общество
и законы его развития, а также явления,
так или иначе связанные с человеческой
деятельностью.
Предметом изучения естественных
наук является окружающая нас Природа,
т. е. различные виды материи, формы и законы
их движения, их связи. Система естественных
наук, взятых в их взаимной связи, как целое,
образует основу одной из основных областей
научных знаний о Мире – естествознания.
Ближайшей, или непосредственной,
целью естествознания является познание объективной Истины, поиск сущности явлений Природы,
формулировка основных законов Природы,
которая дает возможность предвидеть
или создавать новые явления. Конечной
целью естествознания является практическое использование познанных
законов, сил и веществ Природы (производственно-прикладная
сторона познания).
Естествознание, таким образом,
является естественнонаучным фундаментом
философского понимания Природы и Человека
как части этой Природы, теоретической
основой промышленности и сельского хозяйства,
техники и медицины.
3. Естественные
науки и предмет их изучения.
Когда мы говорим о естествознании,
первое, о чем вспоминаем - это физика.
Физика - это, вне всякого сомнения, самая
фундаментальная, самая всеобъемлющая
из всех наук. Представление о физике в
умах многих людей совершенно справедливо
сливается с понятием “знание”. Мир физики
столь же велик, сколь неисчерпаем мир
знаний. Один из крупнейших ученых нашего
времени Эрнест
Резерфорд говорил: “Все науки можно разделить
на физику и коллекционирование марок”.
Возможно, это преувеличение, но физика
всегда оказывала и продолжает оказывать
огромное влияние на все развитие науки.Физика - это основная область
естествознания, наука о свойствах и строении
материи, о формах ее движения и изменения,
об общих закономерностях явлений Природы.
Нынешняя физика вполне равноценна
давнишней натурфилософии, из которой
возникло большинство современных наук.
Одной из таких наук является астрономия, наука о происхождении,
строении и законах движения космических
тел. Астрономия старше физики.
Фактически физика и возникла из нее, когда
астрономия заметила поразительную простоту
движения звезд и планет. Объяснение этой
простоты и стало началом физики. На современном
этапе развития астрономия и физика так
сильно переплетаются, а их влияние друг
на друга так огромно, что порой трудно
отличить, где кончается астрономия и
начинается физика.
С физикой тесно связана и химия.
В свои младенческие годы химия почти
целиком сводилась к тому, что мы сейчас
называем неорганической химией, т.е. химии
веществ, не связанных с живыми телами.
Кропотливым трудом химиков (а также алхимиков)
открывались новые и новые химические
элементы, изучались их связи друг с другом
и их соединения, анализировался состав
почвы и минералов. Со временем возникла
еще одна область химии - органическая
химия, т.е. химия веществ, связанных с
жизненными процессами. В настоящее время химия - это одна из основных
областей естествознания, наука о строении,
составе, свойствах и взаимном превращении
веществ.
Неорганическая химия тесней
всего, пожалуй, связана с геологией, т.е. наукой о Земле. Если быть более точным, то
говорить нужно не об одной, а о нескольких
науках о Земле. К ним относятся, например,
минералогия, или наука о минералах Земли;
метеорология, или наука о погоде; сейсмология,
или наука о процессах, протекающих в толще
земной коры (горообразование, землетрясения
и т.п.), и другие науки.
Органическая химия неразрывно
связана с биологией, наукой о строении
и законах функционирования живых организмов,
наукой о процессах, которые лежат в основе
жизни. Строго говоря, биология - это
тоже целая система наук. Сюда относится,
например, зоология, изучающая животный
мир; ботаника, изучающая мир растений;
физиология, изучающая процессы, протекающие
в живых организмах, в частности, в организме
человека; психология, изучающая процессы,
связанные с деятельностью сознания, и
др.
Все естественные науки оказывают
огромное взаимное влияние друг на друга,
они все взаимосвязаны. Больше того, само деление единой Природы на “предметы изучения” люди
придумали только для того, чтобы облегчить
себе жизнь. Оглянитесь вокруг, разве мы
видим химию или физику? Конечно же, нет.
Мы видим сложный и удивительно прекрасный
мир, которому по большому счету все равно,
что мы о нем знаем. Границы отдельных
наук размыты, а на стыке различных наук
возникаютновые науки. Так на стыке химии и физики
возникла физическая химия, на стыке физики
и биологии - биофизика. Геофизика, геохимия,
астрофизика,- все это только небольшое
число так называемых смежных наук. Очень схематично единство
и взаимосвязь естественных наук изображена
на рис.1. Но ни один рисунок не может
отразить единство и красоту Природы,
которую эти науки изучают.