Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:51, контрольная работа
Описание работы
В реальной истории зарождения и развития общества людям неоткуда было ждать помощи и даже в самые суровые времена борьбы за выживание им приходилось уповать лишь на собственные силы. И все же, хотя и с трудом, в процессе совершенствования человеческого рода пробивались ростки гуманизма, возникали различные формы общественной деятельности и общественного сознания. А среди них – искусство и религия.
Содержание работы
Введение Глава 1. У истоков искусства и религии 1.1 Дорелигиозная эпоха 1.2 «Божеское» и человеческое 1.3 Искусство и религия как способ познания мира Глава 2. Религиозное искусство 2.1 Понятие религиозного искусства 2.2 Основные функции культового искусства 2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства Глава 3. Библия 3.1 Бестселлер всех времен 3.2 Ненавидимая и любимая Заключение Список используемой литературы
1.1.3. МИФОЛОГИЯ, РЕЛИГИЯ,
ИСКУССТВО, НАУКА КАК КОМПОНЕНТЫ
КУЛЬТУРЫ И СПОСОБЫ ПОСТИЖЕНИЯ
ПРИРОДЫ
На ранних стадиях развития
человечества запас знаний был весьма
скуден и не позволял выявлять глубинные
причинно-следственные связи наблюдаемых
явлений и давать им разумное логическое
объяснение. Поэтому большое значение
имели нелогические знания, догадка, интуиция
(лат. intuitio - созерцание, способность постижения
истины путем непосредственного ее усмотрения
без обоснования с помощью доказательства),
исходящие из собственного практического
опыта или опыта других людей.
Смутные догадки, сдобренные вымыслом,
будоражили воображение, возбуждали любопытство
и желание понять устройство окружающего
мира и осмыслить, зачем и для чего в нем
существует человек, каковы смысл и назначение
его жизни. Стремление понять всеобщие
скрытые связи явлений, тайные силы человека
и Космоса способствовало становлению
особого мировидения, оккультных (лат.
occultus - тайный, сокровенный) представлений,
проявлялось в мистицизме (греч. mystikos -
таинственный) - особом способе восприятия
реальности, связанном с измененным состоянием
психики, который всегда включает верув
связь человека со сверхъестественным.
Невозможность логически объяснить загадочные
явления природы рождала стремление ее
обожествить, рисовала фантастические
образы, которые находили свое воплощение
в художественном творчестве, традициях
и обрядах, поклонениях тотемам, верованиях,
мифологии. Эти сведения дополняли и обогащали
имеющуюся у человека систему эмпирических
знаний. Основанные на эмоциях и чувствах,
они субъективны (лат. subjectus - личностно
значимое и не всегда точное) по своей
природе, иррациональны (лат. irrationalis - неразумный)
и трансцендентны (синоним потустороннего,
запредельного). Иррациональное отражает
эмоционально-чувственное мировосприятие
человека. Это интуиция и инстинкты, непредсказуемость,
необъяснимые с точки зрения логики поступки
и поведение. Трансцендентное выходит
за пределы мира наблюдаемых явлений и
недоступно теоретическому познанию (идея
бога, души, бессмертия). Мир иррационального
влияет на поступки человека в значительно
большей степени, чем его суждения, основанные
на принципах рационализма, и, что может
быть самое главное, дает ему наибольшую
радость и ощущение полноты и прелести
жизни.Чувство
и вера составляют основу иррационального.
Путь в мир иррационального лежит через
мифологию, религию, искусства - живопись,
музыку, танец, поэзию, способных затронуть
самые тонкие струны души человека, возбудить
его самые глубинные чувства, активизировать
творческий потенциал и облагородить
поступки.
Древний человек, маленький и беспомощный
перед грозными явлениями природы, которых
он не мог объяснить, не мог предсказать
и не мог им противостоять, считал, что
кто-то, более могущественный, чем он сам,
правит миром. Самой первой ступенью религиозности
явилось язычество, поклонение тотемам
(растениям, животным, камням), которое
сохранилось и до сих пор в культуре некоторых
народов мира. Это одухотворение природы,
наделение ее божественными свойствами
в более поздние времена, в средние века,
найдет свое отражение в философском учении,
называемом натуралистический пантеизм
(пан - все, и греч. theos - бог), яркими представителями
которого были Д.Бруно и Б.Спиноза.
Фантастические представления о сверхъестественном
и игра воображения нашли свое отражение
в сказках, легендах и мифах народов мира.
Миф - это не знание, это скорее образное
представление о мире. Он выступает как
наиболее ранняя форма культуры, в которой
интегрированы зачатки эмпирических знаний,
веры, нравственности, эстетики, и представляет
собой первую наивную картину мира. Мифы
играли огромную роль в жизни людей. Задолго
до появления религии и науки, на протяжении
многих десятков тысяч лет они составляли
основу миропонимания человечества, утверждали
принятую на данном этапе развития общества
систему ценностей, норм и правил поведения.
В мифологическом миропонимании доминирует
природоцентрический подход, в котором
человек, несмотря на обладание разумом,
рассматривается равнозначным всем другим
существам природы. Миф уравновешивает
мир человека и мир природы, провозглашает
равенство этих миров устанавливает гармонию
между миром и человеком, природой и обществом,
обществом и индивидом и обеспечивает
внутреннее согласие человеческой жизни.
В недрах мифологии формируется представление
о сокровенных эзотерических знаниях,
доступных ограниченному кругу избранных.
Большей частью это были знания, полученные
безвестными гениями древности на основе
инстинктивного и чувственного восприятия
мира, интуитивных догадок и озарений.
Непостижимые разумом, невыразимые в логических
понятиях, они казались ниспосланными
богами, поэтому тщательно охранялись
и оберегались.
Воплощенные в мифах представления служили
предметом веры, на основе которой постепенно
сформировались культовые системы и монотеистические
религии. Возникновение мировых религий
означало новый уровень развития духовного
мира человека и его культуры. Но религии
не решают естественнонаучных проблем.
Главные вопросы, на которые они пытаются
ответить: кто сотворил этот мир, кто им
управляет и как нужно жить, следуя заветам
богов. Но так как ответа, обоснованного
с помощью объективного знания, они дать
не в состоянии, остается верить в сверхъестественные
божественные силы.
В поисках смысла и сути жизни человека,
его нравственной опоры рука об руку с
мифологией и религией идет искусство
- как форма художественного отражения
окружающей действительности. В искусстве,
как ни в одном другом виде творчества,
причудливо переплелись духовное и материальное,
рациональное, иррациональное и трансцендентное,
логическое и нелогическое, объективное
и субъективное. И в этом глубокая родственная
связь между искусством, художественной
литературой и гуманитарными науками.
Источником искусства как и других видов
творчества древнего человека являлась
природа и деятельность по ее освоению.
Первобытный охотник подмечал грациозный
полет птицы, ярость, страдание и страх
убиваемых животных, цветовую гамму окружающего
мира и пытался отразить их в примитивном
рисунке. Это было не слепое копирование
окружающей жизни, а ее переосмысление
и воплощение в цвете, звуке, движении,
ритме. Самые древние из них, найденные
на стенах пещер, в которых обитали первобытные
племена, насчитывают около 40 тысяч лет.
По мнению психологов, именно овладение
искусствами свидетельствует о высоком
уровне развития абстрактного мышления.
Это время и считается временем появления
человека разумного - Homosapiens.
Искусство более, чем другие виды творчества,
связано с воображением и эмоциональностью
человеческой натуры, ощущением красоты
и гармонии окружающего мира. Это огромный
опыт многих поколений, запечатленный
в художественных произведениях, которые
дают возможность человеку пережить и
прочувствовать то, через что ему не довелось
пройти в реальной жизни. Оно расширяет
возможности человека в познании гармонии
и симметрии окружающего мира, обладает
великой силой и, воздействуя на психику
человека, пробуждает его интуицию, творчество,
облагораживает, поддерживает его устремления
к добру и способствует проявлению лучших
человеческих качеств. В нем человек познает
мир через художественный образ - через
собственное чувственное восприятие и
восприятие других людей, миропонимание
и осмысление. Художественный образ несет
в себе целостное духовное содержание,
в котором воедино слиты эмоциональное
и интеллектуальное, передает людям определенные
ценностные представления, эстетические
идеи и идеалы, воздействует одновременно
на мысли, волю и чувства людей.
В процессе становления цивилизации сформировалась
особая область человеческой деятельности
- наука,которая
являясь одним из компонентов культуры,
выступает способом получения объективных
знаний о мире и человеке, осуществляя
одну из важнейших функций культуры - познавательную.
В отличии от мифологии и религии, она
не пытается отвечать на вопрос: кто сотворил
этот мир. Главные ее вопросы: из чего все произошло,
как и почему так происходит. Ответы
на них она дает, основываясь на объективном
знании о явлениях и процессах окружающего
мира.Наука, как и любая система, имеет
определенную структуру и выполняет специфические
функции в жизни общества и, прежде всего:
познавательную, мировоззренческую, преобразующую,
общекультурную.
Ее первые ростки зародились около двух
с половиной тысяч лет назад в недрах античной натурфилософии -
способа получения объективных знаний
о мире на основе логики и доказательства.
Античные ученые разработали метод исследования,
который получил название - диалектика
(греч. dialektike -искусство вести спор; метод
познания явлений действительности в
их развитии через разрешение противоречий)
- учения о способах доказательства и опровержения.
Его развитие привело к появлению новых
логических и аналитических средств получения
и обработки информации и формированиюлогико-понятийного мышления.
Систематизация получаемых таким способом
знаний позволила создать первые научные
картины мира. В процессе культурно-исторического
развития наука становится неотъемлемой
частью жизни общества.
Новые понятия и термины: пантеизм,
гуманистический, природоцентрический,
интуиция, эзотерический, иррациональный,
трансцендентный, диалектика.
Ведущие идеи:
- мифология, религия, искусство, наука
- разные способы постижения окружающего
мира;
- их особенности, принципиальные различия
и взаимосвязь;
- индивидуальный образ мира как синтез
разных форм его освоения.
1.1.4 ПОЗНАНИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ
И КАРТИНА МИРА
Каждая культурно-историческая
эпоха по своему отвечает на вопросы: что
есть первопричина всего сущего, из чего
все произошло, откуда взялся этот мировой
порядок, кто им управляет, в чем смысл
и предназначение человека в системе Мироздания?
Из попыток ответить на эти вопросы и складывается
общепринятая свойственная ей картина
мира, которая включаетспецифические
представления о Мироздании, познавательные
системы, эталоны мышления, методы исследования
и освоения окружающего мира, отражающие
уровень развития цивилизации, ее особенности
и проблемы, взаимоотношения с природой,
состояние науки и культуры.
Систему. обобщенных взглядов
общества или индивида на мир и место в
нем человека, на отношение людей к окружающей
их действительности и самим себе, а также
обусловленные этими взглядами убеждения,
идеалы, отношения, принципы познания
и деятельности называют мировоззрением.
Мировоззрение - это форма общественного
сознания, присущая той или иной исторической
эпохе. Оно формируется на основе синтеза
самых разнообразных знаний и включает
определенную идеологию. Его носителем
являются общество, социальная группа
или отдельный человек. В целостной системе
мировоззрения присутствуют три взаимосвязанных
компоненты, характеризующие отдельные
его аспекты: естественнонаучная, гуманитарная
и гносеологическая (греч. gnosis - познание).
Естественнонаучный аспект отражает целостное
представление о социоприродной среде,
отношение к природе как универсальной
ценности, сфере своего бытия и объекту
практической деятельности. Гуманитарный
аспект включает онтологию (греч. ontos -
сущее) - учение о бытии, особенностях мира
людей, влияние на него социоприродной
среды. Он связан с внутренним миром человека
и включает его взгляды, направленные
на осознание своей социальной природы,
своих интересов, потребностей, мотивов,
целей, смысла жизни, нравственных норм
и образцов поведения. Гносеологический
аспект составляют знания об особенностях
познавательной деятельности, ее форм,
средств и методов. Ядро мировоззрения
составляет система философских взглядов,
включающая четыре группы проблем: учение
о бытии, учение о познании, учение о ценностях
и учение о практике.
Выделяют три уровня мировоззрения - эмпирический,
теоретический и методологический (методология
- учение о структуре, логической организации,
методах и средствах познавательной деятельности).
Эмпирическое или жизненно-практическое
мировоззрение- это скорее миропонимание,
которое базируется на практическом опыте
взаимодействия с социоприродной средой
всех предыдущих поколений и включает
в себя национальные и культурные традиции,
ненаучные знания, которые постигаются
через мифологию, мистику, искусство, религию.
Теоретическоеили научное мировоззрение
опирается на научные представления об
окружающем мире. Его основу составляют
научные теории и идеи. Оно базируется
на понимании всеобщности действия фундаментальных
законов природы, взаимосвязи и взаимной
обусловленности всех процессов и явлений,
протекающих в социоприродной среде.
Базисом методологическогоуровня является
философия(греч. phileo- любовь, sophia- мудрость).
Используя диалектический метод(греч.
methodos - путь исследования, теория, учение)познания
и законы логики, она обобщает и систематизирует
знания об объективных закономерностях
развития мира, о месте человека в системе
Мироздания, смысле и назначении его жизни
и деятельности.
Для раскрытия категории «мировоззрение»
в философской и научной литературе используется
понятие «обобщенная
картина мира».
С одной стороны, обобщенная
картина мира - это способ систематизации
знаний, выработанных человечеством в
процессе освоения действительности через
разные формы ее познания, с другой - этомодель Мироздания, общепринятая
обществом в тот или иной период его культурно-исторического
развития.
Однако однозначная трактовка этого понятия
отсутствует. Несмотря на то, что картина
мира и мировоззрение соотносятся множеством
каналов связей, они все же существенно
отличаются. Вся совокупность представлений
человека об окружающем мире и самом себе
превращаются в мировоззрение только
на основе определенной их философской
интерпретации (лат. interpretatio - истолкование,
объяснение) и ценностных ориентаций,
которые реализуются в практической деятельности.
Обобщенная картина мира складывается
из мифологической, эзотерической, религиозной,
художественной, научной, технологической,
информационной, экологической, социально-культурной
и других частных картин, которые построены
на основе разных форм познания мира. Они
генетически связаны между собой, однако принципиально
несводимы друг к другу и входят в обобщенную
картину как отдельные этапы становления
представлений человечества о Мироздании.
Имеется ряд оснований для их различения:
-центральная идея (эзотерическая реальность,
бог, художественный образ, социоприродная
среда с ее объективными законами),
-особенности и логика познания (иррациональное,
трансцендентное, чувственное, интуитивное,
рациональное),
-характер общности представлений (общие
для узкого круга лиц, религиозной конфессии,
научного сообщества),
-следствия для практики (совершенствование
духовной и материальной жизни отдельного
человека и общества).
Тем не менее наложение этих совершенно
разных интерпретаций воспроизводит в
сознании человека некую объемную голографическую
(греч. holos - весь, полный) картину мира,
в которой природа, человек, его дух, поиски
истины, творчество, труд неотделимы друг
от друга, выступают как целостность и
высвечивают разные ракурсы этой картины.
Мифологическая, религиозная и художественная
картины связаны с образным, субъективным
личностно-значимым представлением о
мире. Научная картина мира построена
на объективном знании о мире, полученном
с помощьюнаучного
метода исследования. Она включает
множество составляющих - научные основы
миропонимания, законы развития природы
и общества, духовный мир человека, механизмы
их взаимодействия. Та ее часть, которая
связана с гуманитарными науками и чувственным
восприятием мира, сохраняет в себе отдельные
черты мифологической, религиозной и художественной
картин. Научная картина мира как форма
систематизации знаний включает качественное
обобщение научных теорий, их методологическую
интерпретацию и выработанную на их основе
общественную мировоззренческую позицию.
Однако она - всего лишь одна из сторон
нашего представления о Мироздании, его
объективная, подвижная и динамичная модель,
которая по мере развития науки изменяется,
приобретает новую концептуальную основу,
дополняется, изменяется и перестраивается.
Социокультурная картина мира во многом
опирается на достижения как гуманитарных,
так и естественных наук. Естественные
науки являются основой техники, технологий
и информационных систем и составляют
базис экологической, технологической
и информационной картин.
Целостный образ мира, его обобщенная
картина в представлениях отдельного
человека, его миропонимание и его деятельность
формируются на основе синтеза как научных,
так и ненаучных знаний, отражающих разные
стороны познания. Многомерность и безграничность
окружающего мира обуславливают и многомерность
его восприятия. Все формы познания - наука,
религия, философия, искусство, мифология
- не более, чем разные интерпретации действительности.
Вступая в резонанс, они дают новое видение
истоков человеческого разума и культуры,
приносят более глубокое понимание связи
духовного мира человека с природой и
практической деятельностью.
Новые понятия и термины: мировоззрение,
гносеология, онтология, научный метод,
методология, интерпретация, обобщенная
картина мира, научная картина мира.
Ведущие идеи:
- мировоззрение как система обобщенных
взглядов общества или индивида на мир
и место в нем человека, на отношение людей
к окружающей их действительности и самим
себе, а также обусловленные этими взглядами
убеждения, идеалы, отношения, принципы
познания и деятельности;
- обобщенная картина мира, как многомерный
целостный его образ, ее структура и связь
с мировоззрением;
- научная картина мира как часть его обобщенной
картины;
- различие и взаимосвязь частных картин
мира.
1.1.5 МИРОВОЗЗРЕНИЕ
И КУЛЬТУРА
На ранних ступенях развития
человек воспринимал природу и общество
как нечто единое. Потребовались тысячелетия,
чтобы в его сознании сформировалось представление
о них, как разных сферах человеческого
бытия и появились механизмы коллективной
памяти. Процесс этот протекал синхронно
с освоением природы и становлением культуры (лат.
cultura- возделывание, воспитание, образование,
развитие) - «системы исторически развивающихся
надбиологических программ жизнедеятельности,
которые обеспечивают воспроизводство
и изменение социальной жизни во всех
ее основных проявлениях» (В.С.Степин)
и включают ценности, традиции и творчество.
В ходе этого освоения и взаимодействия
с другими людьми человек строит и совершенствует
свой внутренний духовный мир, превращая
культуру в свою вторую природу.
Культура и цивилизация - это
результат творческого труда человека.
Культура составляет ядро любой цивилизации
и пронизывает все без исключения состояния
и сферы человеческой жизни. Это все то,
что служит прогрессу человечества, то,
чем отличается цивилизованное общество
от любого, даже высокоорганизованного,
сообщества живых организмов.
Как продукт материальной и духовной деятельности,
она проявляется в самых разнообразных
результатах труда, в способах и методах
его осуществления, закрепляется в стереотипах
мышления, присущих той или иной исторической
эпохе, выражается в общественном и индивидуальном
мировоззрении, раскрывается в личностных
силах и возможностях каждого человека
и реализуется в его поведении и отношениях
с окружающим миром. Поле общечеловеческой
культуры неоднородно по структуре. В
нем одновременно сосуществует множество
субкультур (лат. sub - под), отражающих национальные
особенности и менталитет(лат.
mentalis - умственный; образ мышления, духовные
установки) всех этносов Земли.
Культура тесно связана с мировоззрением.
Реализуясь в практической деятельности
и поведении, они образуют целостность,
в которой одно исходит из другого, одно
проявляется через другое. В системе культуры
четко просматриваются духовная, социальная
и материальная компоненты. Духовная компонента
включает мировоззрение, искусство, науку,
религию и т д. Социальная компонента близка
к духовной и отражает аспекты нормативной
деятельности человека - морально-нравственной,
правовой, экономической и т.д. Материальная
компонента включает совокупность технических,
технологических и энергетических средств
человеческого бытия и базируется на достижениях
науки. Кроме того, в культурологии выделяют
такие разновидности культуры, как естественнонаучная
и гуманитарная, которые трактуются как
два подхода, две традиции в описании взаимодействия
человека с окружающей его средой. Гуманитарная
культура и ее ценности являются основным
средством социализации человека в обществе,
естественнонаучная - выступает как средство
адаптации человека в природной среде.
Однако такое деление поля культуры весьма
условно, ибо множество взаимосвязей объединяет
все ее компоненты в единый целостный
организм.
Культура определяет уровень и характер
отношений элементов социоприродной среды.
Ее основная функция - поддержание синхронности
их развития, гармоничности и равновесия,
что, в конечном счете, определяет устойчивость
всей системы. В истории становления цивилизации
это равновесие не однажды нарушалась,
что ставило человека на грань выживания.
Периодически обострявшиеся антропогенные
кризисы человечества разрешались за
счет совершенствования, главным образом,
технологической культуры общества. Но
при этом каждый раз возникала некая диспропорция
между технологическим потенциалом цивилизации
и качеством вырабатываемых культурой
средств самоограничения материальных
потребностей, необходимого для устойчивого
развития. С ростом технической вооруженности
требовались все более совершенные механизмы
его регулирования, которые человечеству
почти никогда не удавалось выработать.
Поэтому разрешение очередного кризиса
всегда становилось истоком нового, еще
более мощного.
На пороге XXI века человечество в очередной
раз оказалось в подобной ситуации. Сформировавшаяся
к концу ХХ века техногенная цивилизация,
динамичная и подвижная, ориентированная
на количественный рост показателей развития,
сегодня подошла к своим критическим рубежам.
Культура технократического общества,
сформировавшая его нравственные нормы
и ценностные ориентиры, исчерпала свои
возможности и оказалась неспособной
поддерживать уровень отношений с природой,
необходимый для обеспечения устойчивого
развития цивилизации. В этих условиях
выживание человечества связано с гуманизацией
технологического интеллекта, сохранением
техногуманитарного баланса и становлением
новойэкологическойкультуры
(ЭК), стержнем которой являетсяэкологический
императив - система норм и правил,
которые необходимо неукоснительно выполнять
в целях устойчивого развития цивилизации.
Он определяет характер отношений компонентов
социоприродной среды, устойчивость ее
развития и становится основанием для
формирования социальной идеологии, этики,
нравственности и морали, приоритетом
которых является сохранение жизнеспособности
цивилизации.
Новые понятия и термины: общество,
культура, менталитет, императив, техногуманитарный
баланс, экологическая культура.
Ведущие идеи:
- культура как ядро цивилизации и результат
творческого труда человека;
- культура - все то, что служит прогрессу
человечества;
- основные компоненты культуры: ценности,
традиции, творчество;
- нравственный и экологический императивы
как основа культуры