Искусство и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

В реальной истории зарождения и развития общества людям неоткуда было ждать помощи и даже в самые суровые времена борьбы за выживание им приходилось уповать лишь на собственные силы. И все же, хотя и с трудом, в процессе совершенствования человеческого рода пробивались ростки гуманизма, возникали различные формы общественной деятельности и общественного сознания. А среди них – искусство и религия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. У истоков искусства и религии
1.1 Дорелигиозная эпоха
1.2 «Божеское» и человеческое
1.3 Искусство и религия как способ познания мира
Глава 2. Религиозное искусство
2.1 Понятие религиозного искусства
2.2 Основные функции культового искусства
2.3 Вера в сверхъестественное как источник противоречий культового искусства
Глава 3. Библия
3.1 Бестселлер всех времен
3.2 Ненавидимая и любимая
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КСЕ .docx

— 86.32 Кб (Скачать файл)

 

4. История  зарождения естествознания.

 

У истоков современной науки стоят древние греки. Более древние знания дошли до нас только в виде осколков. Они бессистемны, наивны и чужды нам по духу. Греки были первыми, кто изобрел доказательство. Ни в Египте, ни в Месопотамии, ни в Китае такого понятия не существовало. Может быть потому, что все эти цивилизации были основаны на тирании и безусловном подчинении авторитетам. В таких условиях даже сама мысль о разумных доказательствах кажется крамольной.

В Афинах впервые за всю мировую историю возникла республика. Несмотря на то, что она расцвела на труде рабов, в Древней Греции сложились условия, при которых стал возможен свободный обмен мнениями, и это привело к небывалому расцвету наук.

В средние века потребность рационального познания природы совершенно угасла рядом с попытками осмыслить предназначение человека в рамках различных религиозных вероисповеданий. В продолжение почти десяти веков религия давала исчерпывающие ответы на все вопросы бытия, которые не подлежали ни критике, ни даже обсуждению.

Сочинения Евклида, автора той геометрии, которая изучается сейчас во всех школах, были переведены на латинский язык и стали известны в Европе только в XII веке. Однако в то время их воспринимали просто как совокупность остроумных правил, которые надлежало заучить наизусть - настолько они были чужды духу средневековой Европы, привыкшей верить, а не искать корней Истины. Но объем знаний стремительно рос, и их уже не удавалось согласовать с направлением мыслей средневековых умов.

Конец средневековья обычно связывают с открытием Америки в 1492 г. Некоторые указывают даже более точную дату: 13 декабря 1250 г.- день, когда в замке Флорентино близ Лючеры умер король Фридрих II Гогенштауфен. Конечно, не следует относиться к таким датам всерьез, но несколько таких дат, взятых вместе, создают несомненное ощущение достоверности перелома, который произошел в сознании людей на рубеже XIII и XIV веков. В истории этот период назвали Возрождением. Подчиняясь внутренним законам развития и без видимых на то причин, Европа всего за два века возродила зачатки древних знаний, до того более десяти веков находившихся в забвении и получивших впоследствии название научных.

В период Возрождения в умах людей произошел поворот от стремления осознать свое место в мире к попыткам понять его рациональное устройство без ссылок на чудеса и божественное откровение. Вначале переворот носил аристократический характер, но изобретение книгопечатания распространило его на все слои общества. Суть перелома - освобождение от давления авторитетов и переход от средневековой веры к знанию нового времени.

Церковь всячески противилась новым веяниям, она строго судила философов, которые признавали, что есть вещи истинные с точки зрения философии, но ложные с точки зрения веры. Но рухнувшую плотину веры починить было уже нельзя, и освобожденный дух стал искать новые пути для своего развития.

Уже в XIII веке английский философ Роджер Бекон писал: “Существует естественный и несовершенный опыт, который не сознает своего могущества и не отдает себе отчета в своих приемах: им пользуются ремесленники, а не ученые... Выше всех умозрительных знаний и искусств стоит умение производить опыты, и эта наука есть царица наук...

Философы должны знать, что их наука бессильна, если они не применяют к ней могущественную математику... Невозможно отличить софизм от доказательства, не проверив заключение путем опыта и применения”.

В 1440 г. кардинал Николай Кузанский (1401- 1464) написал книгу “Об ученом невежестве”, в которой настаивал, что все познания о природе необходимо записывать в цифрах, а все опыты над нею производить с весами в руках.

Однако, утверждение новых взглядов происходило медленно. Арабские цифры, например, уже в X веке вошли во всеобщее употребление, но даже в XVI веке вычисления повсеместно производили не на бумаге, а с помощью особых жетонов, еще менее совершенных, чем конторские счеты.

Настоящую историю естествознания принято начинать с Галилея и Ньютона. Согласно той же традиции Галилео Галилей(1564- 1642) считается родоначальником экспериментальной физики, а Исаак Ньютон (1643- 1727)- основателемтеоретической физики. Конечно в их время (см. историческую справку) не было такого разделения единой науки физики на две части, не было даже самой физики - она называлась натуральной философией. Но такое разделение имеет глубокий смысл: оно помогает понять особенности научного метода и, по существу, эквивалентно делению науки на опыт и математику, которое сформулировал еще Роджер Бэкон.

 

5. Закономерности  и особенности развития естествознания.

 

Развитие естествознания имеет черты и закономерности, присущие всякой науке.

Необходимым условием развития естествознания является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных и неясных вопросов, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путем свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

К закономерностям развития естествознания можно отнести:

1) Обусловленность, в конечном счете, практикой (практика - критерий истины).

2) Относительную самостоятельность, которая проявляется в том, что практическое решение возникающих задач может быть осуществлено лишь по достижении определенных ступеней процесса познания Природы; при этом сам процесс познания осуществляется от явлений к их сущности и от менее глубокой сущности к более глубокой (от простого к сложному).

3) Преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов исследования, неразрывность всего познания Природы.

4) Постепенность развития при чередовании периодов относительно спокойного эволюционного развития и резкой революционной ломки теоретических основ, всей системы понятий и принципов, всей научной картины Мира.

5) Взаимодействие с другими науками, взаимосвязанность всех отраслей естествознания, когда один предмет изучается одновременно многими науками, а метод одной науки применяется к изучению предметов других наук.

6) Противоречивость развития, которая доходит порой до раскола на, казалось бы, несовместимые между собой концепции, причем на смену борющимся между собой концепциям в порядке разрешения их конфликта, как правило, приходит принципиально новая концепция, охватывающая предмет в целом.

7) Повторяемость идей, представлений, с постоянными возвратами к пройденному, но на более высокой ступени понимания (движение по спирали)

Особенности развития естествознания связаны, главным образом, со спецификой изучаемого предмета - Природы.

 

6. Основные  методы естествознания.

 

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие три группы: общие методы, особенные методы и частные методы.

Общие методы касаются всего естествознания, любого предмета природы, любой науки. Это различные формы диалектического метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени. В естествознании диалектический метод выступает как сравнительный (например, в биологии, географии, химии) метод, с помощью которого раскрывается всеобщая связь явлений, или как исторический (например, в астрономии на него опираются прогрессивные теории возникновения и развития Вселенной, в геологии он является основой исторической геологии, в биологии этот метод лежит в основе дарвинизма). Иногда оба этих метода сочетаются в единый сравнительно-историческийметод, который глубже и содержательней каждого из них в отдельности.

Особенные методы касаются не предмета естествознания в целом, а лишь одной из его сторон (явления, сущности явления, количественной стороны) или же определенного приема исследований. К особенным методам относятся, в частности, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Анализ (греч. analysis- разложение) и синтез (греч. synthesis- соединение) в самом общем значении- это процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и восстановления целого из частей соответственно.

Цель анализа - познание частей как элементов сложного целого.

Синтез, напротив, есть процесс объединения в единое целое частей, свойств, отношений выделенных посредством анализа. Синтез дополняет анализ и находится с ним в неразрывном единстве.

Дедукция (от лат. deductio- выведение) - один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Под дедукцией в широком смысле понимается любой вывод вообще, в более специфическом и наиболее употребительном смысле - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Индукция (от лат. inductio- наведение) еще один тип умозаключения и метод исследования. Как форма умозаключения индукция обеспечивает возможность перехода от единичных фактов к общим положениям. В качестве метода исследования индукция понимается как путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям, отдельные факты как бы наводят на общее положение. В реальном познании индукция всегда выступает в единстве с дедукцией.

Особенными методами естествознания являются также: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение. Исключительно важны математические приемы и методы, роль которых неуклонно возрастает по мере все более широкого применения счетно-вычислительных машин.

К частным методам естествознания относятся специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли естествознания, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Так методы физики, используемые в других отраслях естествознания привели к созданию астрофизики, кристаллофизики, геофизики, физической химии. Распространение химических методов привело к созданию кристаллохимии, геохимии, биохимии и т.д.

В ходе прогресса естествознания методы могут переходить из более низкой категории в более высокую: частные превращаются в особенные, особенные в общие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игнатова В. Концепции современного естествознания: Учебное пособие

ОГЛАВЛЕНИЕ

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ

1. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ - СИСТЕМА НАУК О ПРИРОДЕ

1.1. ПРИРОДА И  СПОСОБЫ ЕЕ ПОСТИЖЕНИЯ

Цели и задачи раздела:

 Сформировать целостное представление об окружающем мире, его системности и процессуальности.

start="2"

 Обсудить способы и средства его постижения.

start="3"

 Показать взаимосвязь природы, человека, цивилизации и культуры.

start="4"

 Отработать понятия: мышление, мировоззрение, культура, картина мира.

План 
1. Природа как целостная система 
2. Человек как познающий субъект природы 
3. Мифология, религия, искусство, наука как компоненты культуры и способы постижения природы

 Познание, мировоззрение и картина мира

start="2"

 Мировоззрение и культура

1.1.1 ПРИРОДА КАК  ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА

В широком смысле Природа- это все сущее во всем многообразии его форм. В таком аспекте слово природа употребляется в одном ряду с терминами: Мироздание, Универсум (лат. universum, summa rerum - мир как целое), Вселенная, Космос (греч. kosmos- порядок).Сегодня в качестве их синонима широко употребляется словосочетание -окружающий мир.  
Природа- это целостная, развивающаяся суперсистема (лат. super- сверх, греч. systema - целое, состоящее из частей, соединение), в которой «все связано со всем» силами, царящими в ней самой.  
В каждое мгновение в природе «изобретается» что-то новое. Где-то рождаются и умирают звезды, изменяя облик Вселенной, разрушаются старые и образуются новые горы, изменяя облик Земли, зарождаются новые более совершенные и приспособленные к среде обитания организмы и вымирают менее приспособленные, изменяя облик биосферы. И эта череда событий, с которой связано обновление и усложнение природы естьэволюция(лат. evolutio- развертывание).  
Конечная область материального мира, доступная человеку для наблюдения, простирается от 10-17 до 1025 м. В ней можно выделить три уровня организации природы: микро (греч. mikros- малый)-, макро (греч. makros - большой)- и мегамир (греч. megas- большой, огромный). Ближнее окружение человека, его макромир, всего лишь часть мегамира. Это мир природы Земли и мир человеческого общества, которые составляют среду обитания человека (социоприродную среду или антропоэкосферу) и доступны ему для непосредственного наблюдения, общения и деятельности. 
«Социоприродная среда» включает три взаимосвязанных подсистемы: 
- естественную природную среду (неживая и живая природа); 
- искусственную природную среду (преобразованная человеком природа и техносфера); 
- социальную среду (общество со всеми его подсистемами - экономической, политической, культурной и т.д.).  
Самоорганизация и эволюция общества происходит на фоне его тесного взаимодействия с природой. Природа «управляет» жизнью общества и отдельного человека. Наличие природных ресурсов и природные факторы (климат, рельеф местности) оказывали и оказывают определяющее влияние на возникновение, становление и развитие цивилизаций. Они могут замедлить или ускорить темпы развития народов, повлиять на общественное разделение труда и характер общественных отношений. Но и общество, и человек в процессе своей деятельности влияют на естественную среду обитания, приспосабливаясь к ней и приспосабливая ее к своим нуждам. Разные культурно-исторические эпохи рождают свои способы производства, образцы деятельности, модели хозяйственного освоения природы, все то, что отражает уровень технического развития цивилизации.  
В период раннего становления человечества эти сферы развивались синхронно (греч. synchronos - одновременный, согласованный). Человечество существовало в условиях коэволюции с природой, то есть, не нарушая ее стабильности и сохраняя ее параметры в пределах, в которых обеспечивались благоприятные условия для его проживания. С появлением цивилизации современного типа и мощным развитием техносферы человек все глубже внедряется в чрево Земли, разрушая то природное равновесие, которое складывалось на планете в течение миллиардов лет. Единственный путь его сохранения, а следовательно, и условий существования человека - повышение ответственности человека за свои действия, организация такой жизнедеятельности, при которой станет возможным согласование материальных потребностей человечества с оскудевающими возможностями природы для их удовлетворения. Но для этого нужно «качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением» (Н.Н.Моисеев), с иным мышлением, с иной структурой потребностей, с культурой, ядро которой составят универсальные ценности: Земля, Природа, Жизнь, Человек и идея их сохранения. 
Новые понятия и термины: Мироздание, Универсум, система, эволюция, социоприродная среда, коэволюция, универсальные ценности. 
Ведущие идеи:  
- целостность, системность и процессуальность мира;  
- взаимосвязь общества и природы, необходимость их к эволюции.

1.1.2.  ЧЕЛОВЕК КАК ПОЗНАЮЩИЙ СУБЪЕКТ ПРИРОДЫ

В результате сложнейшей эволюции живого вещества у природы появляется инструмент самопознания. Таким инструментом становится человек -познающий субъект (лат. subjectus - находящийся в основе). Природа и он сам, как ее часть, стали объектами(лат. objectum - предмет; то, что противостоит субъекту) его познания. Он является носителем предметно-практической деятельности, создает неотъемлемые компоненты своего окружающего мира - культуру, общество и техносферу. Природа, человек, познание и культура увязаны в единый нерасторжимый узел. 
Голод, нужда и присущие человеку генетически любознательность и творческое начало двигали его устремлениями разгадать всеобщность и взаимосвязь событий, узнать, какустроен окружающий мир, преобразовать его, сделать удобным для своего проживания. Медленно, вопреки неудачам, сквозь тернии и преграды он идет к познанию мира, пытаясь сделать его понятнее, ближе, а значит, доступнее и безопаснее. На заре человечества знание имело инстинктивное (лат. instincus- возбуждение) начало и эмоциональную (лат. emoveo- потрясаю, волную) основу, выступало как ответная реакция на действие внешних раздражителей, было связано с необходимостью удовлетворения, в основном, биологических потребностей и сохранения себя как вида. В этом плане древний человек мало, чем отличался от животного. Он постигал окружающий мир через непосредственные ощущения - цвет, запах, звук, вкус, теплое и холодное, сухое и влажное. Это, хотя и помогало ему добывать себе пищу и избегать опасностей, но позволяло познавать лишь внешнюю сторону объектов, процессов и явлений. Понадобились тысячелетия, чтобы человек научился наблюдать, примечать, копировать, выявлять ритмы природы и приспосабливаться к ним.  
В течение многих веков медленного и постепенного выделения его из животного стада и восхождения к разумной жизни вырабатывались более совершенные формы отражения окружающего мира, совершенствовалась психика, формировалось то, что качественно отличает его от животных - высокоразвитое мышление, сознание и речь. Это позволило человеку овладеть принципиально новым, по сравнению с животными, важнейшим средством ориентировки в окружающем мире - системой знаний.  
Совместный труд активизировал познавательные силы человека, придавал им интеллектуальную (лат. intellectus - познание, понимание, рассудок), направленность, формировал его рефлексивные (лат. reflexio - обращение назад, самопознание, осмысление своих действий) способности, содействовал развитию и совершенствованию разных форм мышления. Развивая хозяйственную деятельность, человек копировал то, что уже было «изобретено» самой природой, экспериментировал, приобретал практические знания, умения и навыки, перенимал и перерабатывал опыт предыдущих поколений, приспосабливая его к новым условиям. Это требовало усвоения определенного алгоритма (от algoritmi - трансляция имени математика аль Хорезми- набор правил, последовательность операций при выполнении какой-либо задачи) действий, инициировало развитие эвристических (греч. heurisko - отыскиваю, открываю; синоним - творческое) и дискурсивных (лат. discursus - рассуждение, довод; синонимы: понятийный, логический, опосредованный) способностей. Медленно и постепенно выковывалось конкретноенаглядно-действенноемышление человека, зарождалась и обогащалась система эмпирических (лат. empeiria - опыт) знаний, которые помогали приспособиться к внешнему миру и решать жизненно важные задачи - изготавливать орудия труда, выращивать скот, сеять зерно и убирать урожай, заниматься ремеслами, ориентироваться в пространстве. В совместной деятельности происходила социализация человека, формировались его способности взаимодействовать с другими людьми, осуществлялись передача опыта и обучение. В ходе этих процессов конкретные реальные объекты, явления и действия замещались их мысленными образами, символами или знаками. Наряду с наглядно-действенным мышлением формировались элементы наглядно-образного. Это требовало с одной стороны усложнения мыслительных процессов и расширения аналитико-синтетических возможностей, а с другой - способствовало совершенствованию второй сигнальной системы, развитию общения и речи, становлению дифференцированных (лат. differentiо - разделение, расчленение целого на отдельные части, формы и ступени) устойчивых эмоций, перерастающих в чувства и отношения, появлению нравственных, эстетических, интеллектуальных потребностей, которые реализовывались в искусстве и примитивном техническом творчестве.  
И наглядно-действенное, и наглядно-образное мышление включают определенную долю абстракции(лат. abstractio - отвлечение, форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей объекта и отвлечение от других частных его связей и свойств). Чтобы познать этот многомерный мир, человек должен был научиться выделять общее из конкретных частных форм. За ослепительным блеском солнца, холодным сиянием луны, периодичностью движения ярких светил на небосводе суметь увидеть нечто общее, что их объединяет - окружность, научиться ее изображать, рассчитывать и использовать в практической жизни. Замена реальных объектов их идеализированными схемами или моделями, восхождение от конкретного к абстрактному, а от него к практике содействовали развитию и совершенствованию абстрактно-теоретического дискурсивного мышления и получению системы знаний, основанных на доказательстве и логике. Благодаря этому постигалась внутренняя невидимая суть вещей.  
Постепенно человек овладевал операциями анализа (греч. analysis - разложение, разделение), сравнения, обобщения, синтеза (греч. synthesis - соединение), моделирования ситуаций и прогнозирования результатов своей деятельности. Выделение общего из конкретных частных форм, образование понятий, умение ими оперировать и выполнять мыслительные операции означало одно - человек научился решать как практические, так и теоретические познавательные задачи и отвечать на вопросы: какэто происходит, почемутак происходит, в чем причина этого. 
Мышление - это высшая ступень человеческого познания, процесс отражения объективной действительности, позволяющий получать знания о внутренних, скрытых свойствах объектов, которые не могут быть непосредственно восприняты на основе ощущений, восприятий и представлений.  
Мышление человека, как и сам человек, - продукт эволюции материи, ее неотъемлемое свойство. Оно целостно и синкретично (греч. synkreticos - нерасчлененность) по своей природе. Становление его различных видов и форм происходило практически одновременно, однако на разных этапах развития психики одни из них преобладали над другими. В процессе его развития постепенно вырабатывалась система рациональных (лат. ratio - разум) знаний, основанных на логике и рассуждении. Эти знания, хотя и не имели теоретической базы, были ненаучны и опирались, главным образом, на наблюдения и их осмысление, но подлинность и объективность(лат. objectum - независимый от восприятия окружающего мира отдельным человеком) этих знаний проверялись и подтверждались многовековым опытом людей. Систематизация и обобщение эмпирических знаний позволили человеку строить первые, хотя и наивные, но логично объясняющие его бытие, картины мира. 
Новые понятия и термины: субъект, объект, психика, рефлексия, мышление, интеллект, сознание, алгоритм, эвристический, дискурсивный, рациональный, абстракция, логика, эмпирический, анализ, синтез, картина мира. 
Ведущие идеи: 
- синхронность развития психики и познавательных способностей человека в процессе освоения окружающего мира; 
- мышление как форма отражения окружающего мира, неотъемлемое свойство человека и продукт его эволюции; 
- мышление как целостная система, его синкретичность.

Информация о работе Искусство и религия