Ислам в истории и культуре татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня приобретает особую актуальность. Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и культуре татарского народа. Исходя из цели, я поставила перед собой задачи: ислам в истории татарского народа и ислам в культуре татарского народа.

Содержание работы

Введение…………………………….............................................................................3
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4
§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4
§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6
Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10
§ 1. Литература……………………………..................................................................10
§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14
Заключение……………………………..........................................................................20
Приложение…………………………….........................................................................22
Использованная литература……………………………...............................................23

Файлы: 1 файл

Ислам в истории и культуре татарского народа.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение…………………………….............................................................................3

Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4

§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4

§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6

Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10

§ 1. Литература……………………………...................................................................10

§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12

§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13

§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14

Заключение……………………………..........................................................................20

Приложение…………………………….........................................................................22

Использованная литература……………………………...............................................23 

Введение

Ислам как  одна из традиционных конфессиональных  общностей в России играет всё  более заметную роль в её общественно- политической жизни. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных  регионах, в особенности на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие  и на ход политических событий, включая  имеющие место в некоторых  регионах России конфликты.

В XIX веке среди ученых, внесших большой  вклад в изучение истории и  культуры татарского народа, был Николай  Федорович Катанов. В своих трудах большое место уделяет теме «Ислам и татары». Работы Я.Г. Абдуллина, А.М. Ахунова, Д.М. Исхакова, Л.В. Сагитовой, Ф.М. Султанова представляют значительный научный интерес. Из зарубежных исследователей в первую очередь необходимо выделить труды А. Беннигсена и Ш. Келькеже, Ф. Жоржона, Т. Заркона, Э. Лаззерини, А. Рорлих, Я. Рои, которые написаны в  лучших традициях западноевропейского  востоковедения.

В России за ее тысячелетнюю историю сложились  система религиозных и культурных ценностей, норм жизни, шкала приоритетов, которые влияют и в перспективе  будут влиять на функционирование российского  государства. В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей  в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня  приобретает особую актуальность.

Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и  культуре  татарского народа. Исходя из цели, я поставила  перед собой задачи: ислам в  истории татарского народа и ислам  в культуре татарского народа. 

Глава 1. Ислам в истории татарского народа

 

§ 1. Принятие ислама

Ислам начал  распространяться в VII веке пророком Мухаммедом (с. г. в.) в Аравии.  Наши предки впервые упоминаются в истории под именем татары в период существования Золотой Орды, которую сами татары называли "Урдаи-муаззам" или "Улуг Улус" (т.е. великое, обширное государство). Именно в это время и начинается собственная история татарского народа. Конечно же, до этого у тюрков существовали другие государственные образования. Такие как Кимакский, Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Кипчакия, которые и определили в основном этническое лицо татар. Однако в духовном плане татары являются продолжателями культуры государства Караханидов и империи Хорезмшахов. Именно культура Хорезма, вобрав в себя и местные достижения, получила широкое развитие в период Золотой Орды и была продолжена в татарских ханствах.

Ислам уже  в первые годы своего существования  начал распространяться и среди  тюрков. Когда основная часть населения  государства принимала ислам, он становился официальной религией.

Первым  тюркским государством, принявшим ислам, был Хазарский каганат. В 737 году арабский полководец Марван разгромил хазарскую армию и был достигнут мир, условием которого было принятие ислама каганатом и его окружением. После этого ислам очень быстро начал распространяться среди населения этого государства. Еще в 650 году со смертью Кубрата перестала существовать Великая Азовская Болгария, которая затем в 651 году вошла в новообразованный Хазарский каганат. Волею судьбы булгары приняли ислам. Когда в 790 году к власти пришел Каган, исповедующий иудаизм, многие мусульмане начали покидать страну. В это время и начали переселяться в Среднее Поволжье тюркские племена, среди которых преобладали булгары. Объединившись с местными тюркскими и угро-финскими племенами, булгары в IX веке создали Волжскую Булгарию, которая все еще  
находилась в подчинении Хазарского каганата. Но в конце IX — начале Х века Каганат начинает ослабевать. Чтобы продемонстрировать свою независимость, в 922 году Волжская Булгария официально принимает ислам. Булгарский хан Алмуш (Ягъфар Абдулла- улы) послал в Багдад посольство с богатыми подарками. В своем письме он просил прислать ему строителей для строительства городов и мечетей и деньги для содержания учителей ислама. Багдадцы с большой радостью согласились помочь далеким северным соседям. В июне 921-го года громадное посольство, которое состояло из багдадских знатоков ислама, учителей, строителей, ремесленников, направилось в Булгарию. В качестве наставника религиозных богословов и для письменного описания путешествия назначен был Ахмет-ибн-Фадлан. Его записи сохранились и до наших дней. Вот некоторые отрывки из его дневника:

«…Дорога  была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмуш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмуш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».

В XIII веке большая часть Евразии была завоевана монголами и была образована Монгольская империя Чингисхана. Но уже в XIII веке стараниями Берке хана Улус Джучи обособилась в отдельное независимое государство. Сам Берке хан был первым мусульманином из чингизидов. Это обширное государство, известное в исторической науке под названием Золотая Орда, включила в свою территорию Кипчакию, Волжскую Булгарию, Кавказ, Сибирь, Хорезм. На Кавказе, Среднем Поволжье и в Хорезме ислам успел пустить уже глубокие корни. А с принятием ислама ханом Берке ислам приняли и многие правящие роды. Малочисленные монголы быстро растворились среди местного народа. 

После разгрома Золотой Орды Тамерланом в конце  XIV века Улуг Улус настолько ослабевает, что в 40-х годах XV века перестает существовать. На его обломках создаются татарские ханства, среди которых самыми выдающимися были Казанское и Крымское. Во всех татарских ханствах ислам стал государственной религией. Духовенство возглавляли сеиды (потомки Мухаммеда (с.г.в.)). Самыми известными были Мансур сеид, Кул Шериф, Кул Мухаммед сеид, Муса сеид, Миргали сеид и другие.

В 1552 — 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. После этого татары начали терять ханство за ханством. Последним в 1783 году было завоевано Крымское ханство. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Несмотря на изощренные методы христианизации, татары в большинстве своем все же остались верными исламу. Убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман — муфтият, первым муфтием которого стал Мухаммеджан Хусаинов. Несмотря на все трудности, среди татар выросли великие ученые-богословы. Такие, как Батыршах, Курсави, Утыз-Имяни, Таджедин Ялчыгол, Марджани, Габдеррашид Ибрагимов, Ахмедхади Максуди, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдин и многие другие.

Как видим, принятие ислама нашими предками началось в VIII веке и завершилось в XIV — XVI веках. Ислам сыграл неоценимую роль в образовании, и сохранении татарского народа.

 

§ 2. Характеристика ислама

ИСЛАМ (араб. "предание себя Богу", "покорность") — одна из мировых религий, иначе  — мусульманство. Ислам зародился  среди арабских племен Западной Аравии в начале VII века. Это был период распада самих основ древнего общества и возвышения торговых культурных центров (Мекка, Медина).  
Основателем ислама стал пророк Мухаммад (около 570—632) из рода одного из крупных племен курайшитов. Склонный к одиночеству, Мухаммад предается благочестивым размышлениям. По легенде, в молодости ангелы рассекли грудь Мухаммада и омыли его сердце, а в 610 году в возрасте 40 лет он получил откровение на горе Хира во время 40-дневного поста, и слова небесного посланника Джабраила (архангел Гавриил) запечатлелись в сердце Пророка как "надпись". С тех пор начинается проповедь Корана, "небесной Книги", и формирование мусульманства как религии. Мухаммад с небольшой группой последователей терпит гонения и переселяется в 622 году из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада за утверждение новой религии — веры в единого Бога (Аллаха) — закончилась победой над языческой Меккой в 630 году. С этого времени начинается интенсивное развитие ислама, и вытеснение языческих культов с арабских земель. Духовно-энергетический импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному распространению ислама. В настоящее время в мире насчитывается более 900 млн. мусульман.

Главный религиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому  месту, мусульмане всего мира молятся  Богу пять раз в сутки, направляя  туда свою молитвенную энергию. Пятью  обязательными молитвами дневное  время мусульманина делится на шесть  равных частей. Первую молитву они  совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после  заката, а последнюю, пятую молитву  — перед сном.

Ислам исчисляет  свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.

По лунному  календарю, когда наступает священный  месяц рамазан, мусульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества  в Мекку; есть праздник жертвоприношения- Курбан-байрам и праздник разговения после поста   
Ураза-байрам; отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год.

 Ислам  всю жизнь верующих подчиняет  религиозным предписаниям: шариату  (своду мусульманских законов)  и фикху (мусульманскому праву). Основные источники вероучения  ислама — Коран и Сунны.  Коран — "Слово Божие", данное  людям через Пророка Мухаммада,  состоящее из 114 сур (глав). Сунны  (араб. сунна — "обычай", "предание") — сборники преданий о жизни  и деяниях Мухаммада. Сунны  состоят из хадисов — высказываний, приписываемых Пророку. Божественное  Слово передается через посланников  (расулов) Аллаха. В исламе признаются  пять Пророков от начала человечества: Нух (Ной), с которым Бог возобновил "союз"; Ибрахим (Авраам), первый  верующий в единого Бога; Муса (Моисей), которому Бог дал Тору  для "сынов Израилевых"; Иса  (Иисус), через которого Бог сообщил  Евангелие, и, наконец, Мухаммад, "печать Пророков", завершающий  цепь пророчества. Среди шиитов  и суннитов существует вера  в Махди, который явится в  "конце времен" и установит  мир и справедливость.

Главные понятия мусульманства — "ислам", "дин" и "иман".

Ислам, в  широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и  действуют законы Корана. Этой сфере  противопоставляется "дар ал-харб" — территория войны, в которой  ислам должен утвердиться посредством  джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни — умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община — мединская, организована Муххамадом.

Дин —  религия, закон, свод правил — Божественное установление, состоящее из трех основных элементов — "пяти столпов ислама", веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять столпов ислама" составляют: 

1) исповедание  единобожия (ат-таухид) и пророческой  миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно  закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Аллаха, и Мухаммад —  посланник Божий";

2) ежедневная  пятикратная молитва (ас-салат);

3) пост  в месяц рамазан (ас-саум);

4) добровольная  очистительная милостыня (аз-закат);

5) паломничество  (хотя бы раз в жизни) в  Мекку (ал-хадж).

Иман (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В исламе им является Бог, который свидетельствует  о Себе в Коране. В исламе сохраняется  вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресенье после смерти и  Судный день.

Ислам не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования  он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным  школам. Наиболее глубокие и радикальные  расхождения в исламе связаны  с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления:

Информация о работе Ислам в истории и культуре татарского народа