Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:06, реферат
В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня приобретает особую актуальность. Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и культуре татарского народа. Исходя из цели, я поставила перед собой задачи: ислам в истории татарского народа и ислам в культуре татарского народа.
Введение…………………………….............................................................................3
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4
§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4
§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6
Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10
§ 1. Литература……………………………..................................................................10
§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14
Заключение……………………………..........................................................................20
Приложение…………………………….........................................................................22
Использованная литература……………………………...............................................23
Содержание
Введение……………………………...........
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….…………….............
§ 1. Принятие ислама……………………………............…
§ 2. Характеристика ислам……………....................
Глава II. Ислам в культуре татарского
народа…………………………….............
§ 1. Литература…………………………….........
§ 2. Архитектура……………………………........
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………........
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………...................
Заключение…………………………….........
Приложение…………………………….........
Использованная литература……………
Введение
Ислам как одна из традиционных конфессиональных общностей в России играет всё более заметную роль в её общественно- политической жизни. Будучи фактором формирования общественного сознания, а в отдельных регионах, в особенности на Северном Кавказе, и поведенческих стереотипов, ислам оказывает существенное воздействие и на ход политических событий, включая имеющие место в некоторых регионах России конфликты.
В XIX веке среди ученых, внесших большой вклад в изучение истории и культуры татарского народа, был Николай Федорович Катанов. В своих трудах большое место уделяет теме «Ислам и татары». Работы Я.Г. Абдуллина, А.М. Ахунова, Д.М. Исхакова, Л.В. Сагитовой, Ф.М. Султанова представляют значительный научный интерес. Из зарубежных исследователей в первую очередь необходимо выделить труды А. Беннигсена и Ш. Келькеже, Ф. Жоржона, Т. Заркона, Э. Лаззерини, А. Рорлих, Я. Рои, которые написаны в лучших традициях западноевропейского востоковедения.
В России
за ее тысячелетнюю историю сложились
система религиозных и
Целью моей
работы является изучение роли ислама
в истории и культуре татарского
народа. Исходя из цели, я поставила
перед собой задачи: ислам в
истории татарского народа и ислам
в культуре татарского народа.
Глава 1. Ислам в истории татарского народа
§ 1. Принятие ислама
Ислам начал распространяться в VII веке пророком Мухаммедом (с. г. в.) в Аравии. Наши предки впервые упоминаются в истории под именем татары в период существования Золотой Орды, которую сами татары называли "Урдаи-муаззам" или "Улуг Улус" (т.е. великое, обширное государство). Именно в это время и начинается собственная история татарского народа. Конечно же, до этого у тюрков существовали другие государственные образования. Такие как Кимакский, Хазарский каганаты, Волжская Булгария, Кипчакия, которые и определили в основном этническое лицо татар. Однако в духовном плане татары являются продолжателями культуры государства Караханидов и империи Хорезмшахов. Именно культура Хорезма, вобрав в себя и местные достижения, получила широкое развитие в период Золотой Орды и была продолжена в татарских ханствах.
Ислам уже в первые годы своего существования начал распространяться и среди тюрков. Когда основная часть населения государства принимала ислам, он становился официальной религией.
Первым
тюркским государством, принявшим ислам,
был Хазарский каганат. В 737 году
арабский полководец Марван разгромил
хазарскую армию и был достигнут мир, условием
которого было принятие ислама каганатом
и его окружением. После этого ислам очень
быстро начал распространяться среди
населения этого государства. Еще в 650
году со смертью Кубрата перестала существовать
Великая Азовская Болгария, которая затем
в 651 году вошла в новообразованный Хазарский
каганат. Волею судьбы булгары приняли
ислам. Когда в 790 году к власти пришел
Каган, исповедующий иудаизм, многие мусульмане
начали покидать страну. В это время и
начали переселяться в Среднее Поволжье
тюркские племена, среди которых преобладали
булгары. Объединившись с местными тюркскими
и угро-финскими племенами, булгары в IX
веке создали Волжскую Булгарию, которая
все еще
находилась в подчинении Хазарского каганата.
Но в конце IX — начале Х века Каганат начинает
ослабевать. Чтобы продемонстрировать
свою независимость, в 922 году Волжская
Булгария официально принимает ислам.
Булгарский хан Алмуш (Ягъфар Абдулла-
улы) послал в Багдад посольство с богатыми
подарками. В своем письме он просил прислать
ему строителей для строительства городов
и мечетей и деньги для содержания учителей
ислама. Багдадцы с большой радостью согласились
помочь далеким северным соседям. В июне
921-го года громадное посольство, которое
состояло из багдадских знатоков ислама,
учителей, строителей, ремесленников,
направилось в Булгарию. В качестве наставника
религиозных богословов и для письменного
описания путешествия назначен был Ахмет-ибн-Фадлан.
Его записи сохранились и до наших дней.
Вот некоторые отрывки из его дневника:
«…Дорога была тяжелая и опасная. И вот, наконец, в прекрасный воскресный день 12 мая 922-го года Багдадское посольство прибыло в Булгарию. Когда до ханской ставки оставался двухдневный путь, Алмуш со своими многочисленными приближенными и охраной выходит им навстречу. Как самых дорогих гостей встретил их Алмуш – сошел с коня и низко поклонился. По обычаю, над гостями рассыпали золотые и серебряные монеты, в их честь собрали большой пир. Стоя слушали жители письмо халифа булгарскому царю. В соборной мечети совершили намаз, пожелали здравия халифу и булгарскому царю».
В XIII веке
большая часть Евразии была завоевана
монголами и была образована Монгольская
империя Чингисхана. Но уже в XIII веке стараниями
Берке хана Улус Джучи обособилась в отдельное
независимое государство. Сам Берке хан
был первым мусульманином из чингизидов.
Это обширное государство, известное в
исторической науке под названием Золотая
Орда, включила в свою территорию Кипчакию,
Волжскую Булгарию, Кавказ, Сибирь, Хорезм.
На Кавказе, Среднем Поволжье и в Хорезме
ислам успел пустить уже глубокие корни.
А с принятием ислама ханом Берке ислам
приняли и многие правящие роды. Малочисленные
монголы быстро растворились среди местного
народа.
После разгрома Золотой Орды Тамерланом в конце XIV века Улуг Улус настолько ослабевает, что в 40-х годах XV века перестает существовать. На его обломках создаются татарские ханства, среди которых самыми выдающимися были Казанское и Крымское. Во всех татарских ханствах ислам стал государственной религией. Духовенство возглавляли сеиды (потомки Мухаммеда (с.г.в.)). Самыми известными были Мансур сеид, Кул Шериф, Кул Мухаммед сеид, Муса сеид, Миргали сеид и другие.
В 1552 — 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. После этого татары начали терять ханство за ханством. Последним в 1783 году было завоевано Крымское ханство. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Несмотря на изощренные методы христианизации, татары в большинстве своем все же остались верными исламу. Убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман — муфтият, первым муфтием которого стал Мухаммеджан Хусаинов. Несмотря на все трудности, среди татар выросли великие ученые-богословы. Такие, как Батыршах, Курсави, Утыз-Имяни, Таджедин Ялчыгол, Марджани, Габдеррашид Ибрагимов, Ахмедхади Максуди, Муса Бигиев, Ризаэтдин Фахретдин и многие другие.
Как видим, принятие ислама нашими предками началось в VIII веке и завершилось в XIV — XVI веках. Ислам сыграл неоценимую роль в образовании, и сохранении татарского народа.
§ 2. Характеристика ислама
ИСЛАМ (араб.
"предание себя Богу", "покорность")
— одна из мировых религий, иначе
— мусульманство. Ислам зародился
среди арабских племен Западной Аравии
в начале VII века. Это был период распада
самих основ древнего общества и возвышения
торговых культурных центров (Мекка, Медина).
Основателем ислама стал пророк Мухаммад
(около 570—632) из рода одного из крупных
племен курайшитов. Склонный к одиночеству,
Мухаммад предается благочестивым размышлениям.
По легенде, в молодости ангелы рассекли
грудь Мухаммада и омыли его сердце, а
в 610 году в возрасте 40 лет он получил откровение
на горе Хира во время 40-дневного поста,
и слова небесного посланника Джабраила
(архангел Гавриил) запечатлелись в сердце
Пророка как "надпись". С тех пор начинается
проповедь Корана, "небесной Книги",
и формирование мусульманства как религии.
Мухаммад с небольшой группой последователей
терпит гонения и переселяется в 622 году
из родной Мекки в Медину. Борьба Мухаммада
за утверждение новой религии — веры в
единого Бога (Аллаха) — закончилась победой
над языческой Меккой в 630 году. С этого
времени начинается интенсивное развитие
ислама, и вытеснение языческих культов
с арабских земель. Духовно-энергетический
импульс, данный Мухаммадом, привел к значительному
распространению ислама. В настоящее время
в мире насчитывается более 900 млн. мусульман.
Главный
религиозный центр ислама — Мекка.
Здесь находится чёрный камень Каабы.
Обратившись лицом к этому
месту, мусульмане всего мира молятся
Богу пять раз в сутки, направляя
туда свою молитвенную энергию. Пятью
обязательными молитвами
Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.
По лунному
календарю, когда наступает священный
месяц рамазан, мусульмане постятся;
месяц раджаб — время паломничества
в Мекку; есть праздник жертвоприношения-
Курбан-байрам и праздник разговения
после поста
Ураза-байрам; отмечают Мавлюд — день
рождения Пророка Мухаммада, а также дни
рождения святых. Мусульманский лунный
год на 11 дней короче солнечного, поэтому
дни самых знаменательных праздников
каждый год смещаются. Но праздники народного
ислама — Науруз и другие, связанные с
календарём природы, мусульмане отмечают
по солнечному календарю, по которому
протекает и весь трудовой год.
Ислам
всю жизнь верующих подчиняет
религиозным предписаниям: шариату
(своду мусульманских законов)
и фикху (мусульманскому праву)
Главные понятия мусульманства — "ислам", "дин" и "иман".
Ислам, в широком смысле, означает весь мир, в пределах которого установились и действуют законы Корана. Этой сфере противопоставляется "дар ал-харб" — территория войны, в которой ислам должен утвердиться посредством джихада ("священной войны"). Основная социальная форма жизни — умма, исламская община. В нее объединяется каждая верующая группа. Первая община — мединская, организована Муххамадом.
Дин —
религия, закон, свод правил — Божественное
установление, состоящее из трех основных
элементов — "пяти столпов ислама",
веры (имам) и благих дел (ихсан). "Пять
столпов ислама" составляют:
1) исповедание единобожия (ат-таухид) и пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва). Оно закрепляется формулой "Нет Божества, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Божий";
2) ежедневная
пятикратная молитва (ас-салат)
3) пост в месяц рамазан (ас-саум);
4) добровольная
очистительная милостыня (аз-
5) паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку (ал-хадж).
Иман (вера) понимается прежде всего как "свидетельство" об объекте своей веры. В исламе им является Бог, который свидетельствует о Себе в Коране. В исламе сохраняется вера в ангелов и шайтанов (бесов), в воскресенье после смерти и Судный день.
Ислам не остался единой религией. С первых десятилетий своего существования он разделился на различные направления, которые дифференцируются по концепциям государственной власти и по философско-религиозным школам. Наиболее глубокие и радикальные расхождения в исламе связаны с решением проблемы верховной власти. Выделяются три основных направления:
Информация о работе Ислам в истории и культуре татарского народа