Ислам в истории и культуре татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня приобретает особую актуальность. Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и культуре татарского народа. Исходя из цели, я поставила перед собой задачи: ислам в истории татарского народа и ислам в культуре татарского народа.

Содержание работы

Введение…………………………….............................................................................3
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4
§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4
§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6
Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10
§ 1. Литература……………………………..................................................................10
§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14
Заключение……………………………..........................................................................20
Приложение…………………………….........................................................................22
Использованная литература……………………………...............................................23

Файлы: 1 файл

Ислам в истории и культуре татарского народа.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

7. Самой предпочтительной считается белая одежда. В хадисе, переданном Ахмадом, сказано: "Из ваших одежд носите белую одежду, ибо она является лучшей из ваших одежд".

8. Соблюдением Сунны является надевать красивую одежду для совершения намаза, особенно для пятничной молитвы и праздничных намазов.

9. Одежду необходимо надевать там, где вас не видят люди, чтобы не показывать недозволенные части тела .

10. Перед тем, как надеть одежду надо хорошо ее встряхнуть.

11. Когда надеваете новую одежду, желательно прочитать эту мольбу: "Аллаhумма лакаль хIамду анта касавтаниhи асъалука хайраhу ва хайри ма суни`а лаhу". Смысл: "Я воздаю хвалу Тебе, мой Аллах, Ты одел меня в это одеяние, я прошу у Тебя пользу от него и от того, ради чего оно было создано. Я прошу у Тебя во Имя Тебя защиты от вреда его и от вреда того, ради чего оно было создано".

12. Является соблюдением Сунны, надев новую одежду, старую отдать кому- 
нибудь в качестве милостыни, так делал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

13. Когда одеваете обычную, не новую одежду, желательно произнести следующую мольбу: "Аллаhумма инни асъалука мин хайриhи ва хайри ма суни`а лаhу, ва а`узубика мин шарриhи ва шарри ма hува лаhу". А когда снимаете одежду: "Бисмиллаhи ллази ла илаhа илли Ллаhу".

14. Одежду надо всегда надевать сначала с правой стороны, а снимать с левой - это следование Сунне.

Быт татар

Внутренняя  планировка и функциональное зонирование  жилого помещения в традиционном жилище осуществлялось относительно хлебопекарной  печи «мич» — самого крупного и  важного объекта в доме.

Для традиционного  татарского жилища была характерна следующая  внутренняя планировка помещения. Печь находилась чаще всего справа от входа. Располагалась она, отступая от стен, ближе к центру помещения. Домотканная  занавеска «чаршау», не доходившая до потолка, разделяла пространство жилища по линии печи на две неравные по размеру половины: мужскую, парадную — «тур як» и женскую, кухонную — «почмак як».

Характерной особенностью хлебопекарной печи у  татар было наличие дополнительного, пристраиваемого сбоку очага  со встроенным котлом. Без котла  не обходилось приготовление большинства  татарских традиционных блюд. Печь не имела лежанки, столь распространенной в печах русских и финно-угорских народов региона, к тому же отличалась специальным декоративным оформлением  в виде ниш, карнизов, рельефных украшений  стенки печи, выходившей в парадную половину избы.

Дом считался жилым, если в нем присутствовала печь. В одной из татарских пословиц говорится: «Мичсез ой — мисез  баш» (Дом без печи, как голова без мозгов). Печь являлась символом родовой и семейной преемственности, оберегалась как святыня.  

Вдоль всей передней стены дома располагался широкий  дощатый настил, называемый «сэке». «Сэке» занимало значительную часть  жилого пространства избы — высотой  оно было в 50 — 60 см, а шириной от одного до двух метров.

«Сэке»  было многофункциональным элементом  обстановки. На нем члены семьи  проводили большую часть своего времени — ели, работали, принимали  гостей, спали. На «сэке» располагались  различные предметы обстановки: сундуки, маленькие столики для чтения и письма, стопки постельных принадлежностей.

 Сундуки,  которые ставились по нескольку  штук вдоль стен дома, служили  не только для хранения вещей,  но и мебелью. На них складывали  стопки постельных принадлежностей,  сидели и спали дети. Под потолком, вдоль задней, передней и боковых  стен, а также перед печью устраивались  дощатые полки или полки в  виде одной или двух параллельных  жердей — «киштэ». На них  помещали бытовые предметы, постельные  принадлежности, книги, развешивали  текстильные украшения.

В повседневной жизни татар особое значение придавалось  чаепитиям, являвшимся своеобразным ритуалом. Очень широко были распространены самовары.

Неотъемлемой  частью традиционного татарского интерьера  были предметы мусульманского культа, в том числе шамаили, вешавшиеся на стены передней и боковой стен дома. Шамаили служили не только для декоративного оформления интерьера, но и показывали приверженность хозяев дома к мусульманским религиозным  обычаям. Кроме того, они выполняли  магически-охранную функцию, оберегая жилое пространство от злых духов. Поэтому  их всегда вешали над входом, семантически особо „опасной“ зоной, через  которую осуществлялась связь с  внешним миром.

Характерной деталью татарского интерьера являлись специальные медные или латунные сосуды — кумганы и широкие  тазы, предназначавшиеся для религиозного омовения и простого умывания. Кумган в сочетании с домотканым полотенцем и  
медным тазом представлял собой яркий этнический и религиозный символ татарского дома. Другой важной  деталью интерьера были мусульманские книги на арабском и персидском языках, изящно оформленные рукописные и печатные Кораны в кожаных переплетах.

Помимо  занавесок, для украшения стен дома и перегородок использовались домотканые и вышитые полотенца, скатерти, молитвенные  коврики — „намазлыки“, небольшие  салфетки — „тастымал“. Изделия  из текстиля вешались друг на друга  по несколько штук, при этом обилие текстиля и его многослойность, которая  скрывала деревянные стены дома и  смягчала углы, делали убранство татарского интерьера схожим с убранством юрты.

В ансамбле декоративного убранства татарского интерьера важную роль играли постельные принадлежности. Стопка уложенных друг на друга постельных принадлежностей  являлась символом семейного процветания. Чем больше было членов семьи, тем  выше была стопка постельных принадлежностей, что символизировало продолжение  и жизнестойкость родового древа.

Занавеска, закрывавшая спальное место молодой  пары, — «чыбылдык» выделяла личное пространство молодоженов до тех  пор, пока они не переселялись в собственный  дом.

Благодаря предметам текстильного убранства, интерьер татарского дома отличался  ярким и своеобразным колоритом, а также богатой орнаментикой цветочно-растительных мотивов. Доминировали насыщенные красные, белые, зеленые  тона. Важную роль в художественном ансамбле татарского интерьера играли комнатные цветы — бальзамин, герань, базилик, которых в татарском  доме всегда было большое количество.

Сакральным  и социальным центром татарского дома являлось место у передней стены  напротив входа — «тур». Почетное место занимал наиболее авторитетный и почитаемый в деревенском коллективе человек — мулла.

Наименее  почетной, предназначенной для младших  членов семьи и детей зоной  считался вход и пространство вокруг него — «ишек тобе».  

В повседневное время разделение между мужской  и женской частями жилого пространства не было строгим. В отсутствие посторонних  мужчин женщина свободно передвигалась  по дому, занималась делами как в  женской, так и в мужской половине дома.

Праздники

Особо почитаемыми  считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан байрам. Это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка  Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить  еду из мяса.

Ураза байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Уникальная  и самобытная культура татар, фундаментальной  основой которой явилось исламское  мировоззрение, синтезирует в себе также национальные традиции и европейские  ценности, достижения тюркских, угро-финских  и славянских народов. Неслучайно культура татар достойно входит в сокровищницу мировой культуры и цивилизации. Прежде всего, это достижения в литературе, которая насчитывает более чем  восьмивековую историю.  

Заключение

Яркое самобытное искусство и культура татар наследует  традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было  влияние ислама, принятого в 922 году. 

В последние  годы у населения заметно возрос интерес к Исламу. Но, к сожалению, в настоящее время в средствах  массовой информации, что наиболее доступно простому гражданину, изобилуют  сообщения об исламских экстремистах, террористах и т. д. Одним словом, человеку сложно ориентироваться в  этом потоке информации и получить достоверное знание об исламе. Ислам - одна из мировых религий, несущая  мир и согласие людям. Само слово "Ислам" образовано от существительного "сәләм", что означает "мир, спокойствие, приветствие".

Верность  татарского народа традициям предков  выражается в повторении их духовной жизни, соблюдении обрядов и предписаний.

Связь национального  и религиозного проявляется у  татар в праздниках, в похоронных и поминальных обрядах. Из ислама татарский народ наследовал много  традиций, обычаев, обрядов. Они наследовали  шамаилы, намазлыки, чтение молитв. На сегодняшний день ислам в России находится на втором месте по числу  приверженцев. Среди мусульман России самые многочисленные — это татары, которые являются суннитами ханифитского толка. Вместе с демократическими преобразованиями татары активно начали возрождать свою религию. Сегодня строятся сотни  мечетей, медресе и даже открылся Исламский университет. Многие начали читать намаз, соблюдать другие предписания  ислама, очень многие держат пост во время месяца Рамазан. А праздники  Рамазан-байрам и Курбан-байрам отмечаются всем народом.

В современном  Татарстане ислам переживает период возрождения. Сегодня уже можно  выявить некоторые закономерности его возвращения в общественно- политическую, духовную жизнь татарского общества. Многие тенденции ещё только обозначились, появились также новые  аспекты во взаимоотношениях  
национального движения и религиозных концессий, идёт процесс становления религиозной системы образования, формируется новая социальная прослойка- духовенство. Это свидетельствует о том, что духовное  обновление общества поднялось на новую ступень своего развития и требует переосмысления некоторых своих задач и постановки новых целей. 

Приложение

Эта сура мекканского происхождения. Она  была ниспослана пророку Мухаммаду - да благословит его Аллах и  приветствует! - до хиджры. Сура состоит  из 7 айатов. Она называется "Открывающая Книгу" (аль-Фатиха), потому что это первая сура по порядку расположения в Благородном Коране и первая сура, ниспосланная полностью. В этой суре говорится о совокупности идей и общем значении Корана, который подтверждает единобожие, является благой вестью для верующих, предупреждает о наказании неверующих и грешников, указывает на необходимость поклонения Господу, на путь к счастью в настоящей и будущей жизни и рассказывает о тех, которые повиновались Аллаху и обрели блаженство, и о тех, которые не повиновались Ему и оказались в убытке, и поэтому эта сура называется "Мать Книги".

        Сура «Фатиха

Альхамду  лиллЯхи раббиль гъАлямИн

аррахмАни ррахЫм, мАлики яумиддИн,

ийЯка нагъбуду уа ийЯка настагъЫн,

ихдина  ссырОтоль мустакъЫм,

сыротоллязИна ангъамта гъалейхим 

гъойрильмагъдууби гъалейхим уа ля ддООООллИн.

Амин.

Смысл: "Я  прибегаю к Аллаху, во избежание  проклятого сатаны. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Владыке  миров, Милостивому, Милосердному, Царю в День Суда! Тебе только мы поклоняемся  и Тебя только просим помочь! Наставь  нас на путь тех, Кого Ты одарил благами, не тех, кто находится под гневом и не заблудших. Да будет так!"  

Список  литературы

1.Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор, колл. и отв. ред. Е. В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996 — 336 с.

2.Воробьев Н. И. Казанские татары. – Казань, 1953. – С. 193.

3.Ислам в общественной жизни татар и Татарстана в XX веке.- Казань: Татар. Кн. Изд- во, 2005.- 246 с.

4.Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 406 с.

5.Энциклопедия для детей. Т. 13- Страны. Народы. Цивилизации/Глав. ред. М. Д. Аксёнова. М.: Аванта+ , 2000. - 704 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ислам в истории и культуре татарского народа