Ислам в истории и культуре татарского народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:06, реферат

Описание работы

В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня приобретает особую актуальность. Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и культуре татарского народа. Исходя из цели, я поставила перед собой задачи: ислам в истории татарского народа и ислам в культуре татарского народа.

Содержание работы

Введение…………………………….............................................................................3
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4
§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4
§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6
Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10
§ 1. Литература……………………………..................................................................10
§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14
Заключение……………………………..........................................................................20
Приложение…………………………….........................................................................22
Использованная литература……………………………...............................................23

Файлы: 1 файл

Ислам в истории и культуре татарского народа.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

1) хариджиты  (араб. — "вышедшие", "возмутившиеся"), отстаивающие общинный характер  власти и безусловную выборность  главы общины (имам-халиф);

2) шииты  (араб. "группа приверженцев"), признающие божественную природу  власти, предопределенную в роду  Али, двоюродного брата и зятя  Мухаммада; 

3) сунниты  (от "сунна"), занимающие срединную  линию, т. е. согласующие решения  о правителе с мнением "всей  общины", а по сути с ее  религиозно-политической верхушкой. 

VII—VIII вв. зарождаются основные философские направления ислама. По вопросу отношения к человеку, совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются три школы:  

1) хариджиты,  утверждавшие, что такой человек  перестает быть мусульманином; 

2) мурджииты,  учившие, что мусульманином остается  тот, кто сохраняет в сердце  чистоту веры, даже если совершил  тяжкий грех;

3) мутазилиты, разработавшие учение о "среднем  состоянии" между "правоверным"  и "неверным".

По проблеме предопределения (абсолютной власти Аллаха над человеком и его действиями) и свободы воли (ал-кадир) также  формируются различные направления:

1) джабариты,  отрицавшие свободу воли и  утверждавшие предопределенность  человеческой судьбы в силу  безграничной власти Аллаха;

2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы  воли человека в выборе своих  действий;

3) мурджииты  и мутазилиты, стремившиеся рационалистическими  методами разработать теорию, согласующую  учение о предопределении и  свободе воли человека.

По проблеме споров о природе и атрибутах  Бога возникают:

1) захириты  и ханбалиты, требовавшие буквального  понимания соответствующих мест  в Коране и слепой веры во  все, о чем говорится в "небесной  Книге";

2) муаттилиты, утверждавшие духовность Бога  и отрицавшие Божественные атрибуты, созданные человеческими представлениями; 

3) суфии,  учившие мистическим путям Богопознания  и слияния с Богом.

Богословие  в исламе называется каламом, философия  — фәлсәфә. Исламская философская  мысль развивается на основе синтеза  коранических идей и наследия античного  мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев, неоплатоников), а также под влиянием буддизма и индуизма. В средние  века наблюдается тенденция к  сближению калама и философии. Этому  способствовали труды аш-Шахрастани (ум.  
1153), ал-Газали (ум. 1111), Ибн Араби (ум. 1240).

В начале XXI в. в мире насчитывается более 1080 млн. суннитов, а также около 125 млн. шиитов.

Как подчеркивают современные приверженцы ценностей  ислама, "Ислам — это неформальная сила, которая сегодня, после политической смерти марксизма, является главной  интернационалистской политической доктриной  и продолжает, как это делалось в течение четырнадцати веков, настаивать на принципе справедливости, на защите униженных и обездоленных, на противостоянии тирании" (Гейдар Джемаль, 12 ноября 2001). 

 

Глава 2. Ислам в культуре татарского народа

 

§ 1. Литература

Особое  явление в средневековой арабской литературе представляют произведения авторов арабо-мусульманских областей Испании и Магриба. Развитие литературы Арабского Запада началось в VIII в. Чтобы сохранить восточную классику в завоеванных странах, были составлены объемные прозаические своды, систематизирующие и комментирующие наследие. Таким образом, в западно-мусульманской литературе сложилась новая сильная прозаическая традиция. Примеры художественной прозы — философская антология по литературе и истории "Уникальное ожерелье" Ибн Абу Раббихи, произведения Ибн Хазма, Ибн Шухейда и др.

В XI—XII вв. во время общего культурного расцвета в поэзии магри-бинцев появляются интересные новации. Здесь созданы новые виды поэзии, такие, как мувашшах и заджал (мелодия). Первая представляет собою поэму из 4—10 строф. Название второй переводится буквально как "песнь"; она может состоять из 6-9 строф и чаще носит любовный или лирический характер(Ибн Кузма-на, Ибрахима ибн Сахль аль-Исраили, Лисана-ад-дина ибн аль-Хати-ба, Ибн Сана аль-Мульк аль-Мисри).

Месневи (маснави - двойной, араб.) была заимствована и арабами. Это поэма, довольно объемная, в которой господствующей является парная рифма строк. в X—XI вв. создаются любовная (Абу-ль-Муайада Балхи — "Юсуф и Зулейха") и этико-философская месневи (Низами Гянджеви). В XIII в. появляется "Поэма о сути всего сущего" поэта-суфия Дже-лаледцина Руми.

Наиболее "народным" был жанр рубай, который  представляет собой стихотворный афоризм  из четырех строк. Первые две строки содержали экспозицию, третья —  вывод и уже последняя - собственно "летучие слова". Иногда  
рубай именуют дубайти (т. е. два бейта - двустишия).

 Признанным  мастером рубай были Омар Хайям  и Низами Гянджеви 

В XI — XII веках Средняя Азия становится центром исламского мира. Здесь воспитываются такие великие ученые, как Бухари, Фахред-дин ар-Рази, Юсуф Хамадани, Ахмед Яссави, Абдулхалик Гиджувани, Амир Кулял, Аль-Бируни. Позже Бахауддин Накшибанди, Ходжа Ахрар и многие другие корифеи исламской цивилизации.

Уже в  1312—1313 годах хан Мухаммед Узбек объявил ислам государственной религией. Золотая Орда превратилась в настоящее мусульманское государство. Столица, город Сарай, сделался одним из мусульманских центров. Здесь жили и работали такие известные ученые, как Махмуд ас-Сараи, Рукнеддин аль-Крыми, Аршададдин ас-Сараи, Саададдин ат-Тафтазани, Алатаддин ас-Сараи, Маулане-Заде ас-Сараи, Ахмед бин Абдаллах аль-Крыми, Ахмед бин Мухаммед ас-Сараи, Махмуд Болгари, Кутб ад-Дин аль-Ис-лама ар-Рази, Шейх Джаляль ад-Дин, Махмуд аз-Захиди, Ибн Баз-зази, Махмуд ибн Фатшах ас-Сараи, Махмуд ибн Абдаллах Абу-т-Тина ас-Сарайи, Мухаммед Хорезми.

В мусульманском  мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо.

Музыка

Распространялась  исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана, призыва к  молитве (азан), поэм о рождении Пророка  Мухаммада и т. д.

 

§ 2. Архитектура

В середине VIII—XIV столетиях мусульманские города были самыми  
высокоразвитыми в мире, а городская культура исламского мира считалась наиболее передовой. Тогда же сложился тип мусульманского города — с цитаделью (крепостью), одной или несколькими соборными мечетями, куда по пятницам собирался на общую молитву весь город — знать, купцы, простой народ, а также с банями и харчевнями (лукумными или чайханами). В городах строились различные общественные здания: нарядные, тщательно спланированные бани, где не было сквозняков и на обогрев помещений уходило мало дров; караван-сараи для путешественников; крытые куполами базары, где в больших комнатах-лавках работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали одеждами, благовониями, оружием... Кроме мусульманских кварталов в каждом городе были христианские и еврейские.

Несмотря  на различия архитектурного стиля, внутри каждой мечети должна быть молитвенная  ниша — михраб, — которая указывает  направление на Мекку; лицом к  ней мусульмане молятся. На минарете это направление указывают рожки  полумесяца. Внутри мечети нет никаких  изображений — только изречения  из Корана на арабском языке да кафедра  проповедника — минбар, — на которой  лежит том Корана.

Мусульманские гробницы по форме подражают мечетям, тем более что некоторые гробницы являются мечетями.

Дворцов мусульманских правителей сохранилось  гораздо меньше, чем гробниц и  мечетей.  Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная  черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб, «харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним  мужчинам.

Во дворцах, особенно в загородных резиденциях, получила развитие садово-парковая архитектура. Иногда целый лесок окружали стеной и превращали в парк, но чаще специально высаживали деревья: в одних странах  чинары, в других финиковые пальмы, гранаты и персики, а также  цветущие кустарники, розы, жасмин и  тюльпаны. В садах гуляли лани, газели, павлины и куропатки, там сооружали  фонтаны и беседки... При этом руководствовались  симметрией, символикой  
растений и животных. В целом дворцовый «мавританский» парк создавал образ рая.

 

§ 3. Искусство каллиграфии, шамаилы.

Искусство и художественная культура исламской  цивилизации развивались по присущим им законам. Запрет на изображение живых  существ, каким бы относительным  он ни был, ограничивал развитие живописи и скульптуры Расцвела  каллиграфия: было выработано несколько почерков и стилей письма, иногда очень трудных  для прочтения, но всегда очень красивых. Художественно выполненные надписи (изречения из Корана, имена Аллаха и пророков) украшают мечети. В других случаях — на бумаге или на печатях  — арабские буквы и строки группируются в условные фигуры. Арабские надписи  на глиняной и металлической посуде похожи на орнамент. Но в мусульманском  искусстве развит и собственно орнамент. В частности, он украшает здания снаружи  и внутри. Орнаменты бывают живописные (рисованные), резные по камню, дереву, штукатурке, выложенные кирпичами —  простыми или с глазурованной  поверхностью разных цветов и оттенков.

Мусульманская религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его  изображение и в этом отношении  отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Согласно запрету  пророка Мухаммеда, нельзя было также  изображать любое живое существо - человека, птицу, животное. В связи  с этим у мусульман получил  развитие каллиграфический орнамент, а также шамаил.

Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские  изречения, афоризмы, цитаты из поэтических  шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными  вставками из бархата или фольги.

Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата  и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные  
представления о красоте и духовности, содержали наряду с религиозными наставлениями народную мудрость.

 

§ 4. Одежда и быт в исламский период

Отдельные ветви исламской цивилизации (а  внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Общеизвестный  арабский костюм — камис (верхняя  рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён  во многих арабских странах. Шапочка, часто  обмотанная тюрбаном, длинная верхняя  одежда— это варианты мусульманского костюма в разных странах.

Одежда  мусульман очень разнообразна, но она должна отвечать основным требованиям  ислама — скрывать тело и покрывать  голову. В мечети мусульмане молятся  с покрытой головой и без обуви. Самый удобный для этого головной убор — древняя восточная шапочка, которая распространилась и в  тех регионах, где её прежде не знали. Со временем появились её разновидности: татарская тюбетейка, турецкая феска, индонезийская шапочка и др. Мусульманин, совершивший паломничество в  Мекку, по традиции носит на голове чалму.

Традиционная обувь - кожаные ичиги  и башмаки с мягкой и жесткой  подошвой, нередко сшитые из цветной  кожи. Праздничные женские ичиги  и башмачки, как правило, были оригинально  орнаментированы в стиле кожаной  мозаики. Рабочей обувью служили  лапти татарского образца с прямоплетеной  головкой с низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

В Исламе указаны нормы этики (адабы), которые нужно соблюдать в  отношении одежды:

1. Необходимо соблюдать чистоту в одежде.

2. Одежда не должна подчеркивать контуры тела и быть прозрачной. Особенно эти условия касаются женского одеяния. В достоверном хадисе, переданном Муслимом, сказано: "В день Конца света будут две категории людей, которые являются обитателями Ада: мужчины, избивающие людей с плетками в  
руках, которые подобны коровьим хвостам, и женщины одетые, и в то же время нагие. Они будут склонять к себе мужчин, на их головах будут прически, подобные верблюжьим горбам. Эти люди не войдут в Рай и не почувствуют запаха Рая, даже, если он будет распространяться на дальние расстояния".

3. Женская одежда должна прикрывать все тело женщины, кроме лица и кистей рук.

4. Запретно для мужчин носить одежду из шелка.  Женщинам дозволено носить шелковые изделия.

5. Носить одежду, делающую похожими их на мужчин или женщин запретно и мужчинам и женщинам. В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, сказано: "Пророк проклял мужчин, которые уподобляются в одежде женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам".

6. Носить одежду нужно соответственно тому, что мы собираемся делать и куда идти.

Информация о работе Ислам в истории и культуре татарского народа