Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:06, реферат
В связи с этим изучение места и роли конфессиональных общностей в духовной жизни народов России, их толерантного сосуществования сегодня приобретает особую актуальность. Целью моей работы является изучение роли ислама в истории и культуре татарского народа. Исходя из цели, я поставила перед собой задачи: ислам в истории татарского народа и ислам в культуре татарского народа.
Введение…………………………….............................................................................3
Глава I. Ислам в истории татарского народа…………….……………......................4
§ 1. Принятие ислама……………………………............……………………………4
§ 2. Характеристика ислам……………........................................................................6
Глава II. Ислам в культуре татарского народа…………………………….................10
§ 1. Литература……………………………..................................................................10
§ 2. Архитектура…………………………….................................................................12
§ 3. Искусство каллиграфии……………………………..............................................13
§ 4. Одежда и быт татар ……………………………....................................................14
Заключение……………………………..........................................................................20
Приложение…………………………….........................................................................22
Использованная литература……………………………...............................................23
1) хариджиты
(араб. — "вышедшие", "возмутившиеся"),
отстаивающие общинный
2) шииты
(араб. "группа приверженцев"),
признающие божественную
3) сунниты
(от "сунна"), занимающие срединную
линию, т. е. согласующие
VII—VIII вв.
зарождаются основные философские направления
ислама. По вопросу отношения к человеку,
совершившему тяжкий грех (алкабир), выделяются
три школы:
1) хариджиты, утверждавшие, что такой человек перестает быть мусульманином;
2) мурджииты,
учившие, что мусульманином
3) мутазилиты,
разработавшие учение о "
По проблеме
предопределения (абсолютной власти Аллаха
над человеком и его
1) джабариты,
отрицавшие свободу воли и
утверждавшие
2) кадариты, опиравшиеся на идею свободы воли человека в выборе своих действий;
3) мурджииты
и мутазилиты, стремившиеся
По проблеме споров о природе и атрибутах Бога возникают:
1) захириты
и ханбалиты, требовавшие
2) муаттилиты,
утверждавшие духовность Бога
и отрицавшие Божественные
3) суфии,
учившие мистическим путям
Богословие
в исламе называется каламом, философия
— фәлсәфә. Исламская философская
мысль развивается на основе синтеза
коранических идей и наследия античного
мира (Платона, Аристотеля, учений пифагорейцев,
неоплатоников), а также под влиянием
буддизма и индуизма. В средние
века наблюдается тенденция к
сближению калама и философии. Этому
способствовали труды аш-Шахрастани
(ум.
1153), ал-Газали (ум. 1111), Ибн Араби (ум. 1240).
В начале XXI в. в мире насчитывается более 1080 млн. суннитов, а также около 125 млн. шиитов.
Как подчеркивают
современные приверженцы
Глава 2. Ислам в культуре татарского народа
§ 1. Литература
Особое
явление в средневековой
В XI—XII вв. во время общего культурного расцвета в поэзии магри-бинцев появляются интересные новации. Здесь созданы новые виды поэзии, такие, как мувашшах и заджал (мелодия). Первая представляет собою поэму из 4—10 строф. Название второй переводится буквально как "песнь"; она может состоять из 6-9 строф и чаще носит любовный или лирический характер(Ибн Кузма-на, Ибрахима ибн Сахль аль-Исраили, Лисана-ад-дина ибн аль-Хати-ба, Ибн Сана аль-Мульк аль-Мисри).
Месневи (маснави - двойной, араб.) была заимствована и арабами. Это поэма, довольно объемная, в которой господствующей является парная рифма строк. в X—XI вв. создаются любовная (Абу-ль-Муайада Балхи — "Юсуф и Зулейха") и этико-философская месневи (Низами Гянджеви). В XIII в. появляется "Поэма о сути всего сущего" поэта-суфия Дже-лаледцина Руми.
Наиболее
"народным" был жанр рубай, который
представляет собой стихотворный афоризм
из четырех строк. Первые две строки
содержали экспозицию, третья —
вывод и уже последняя - собственно
"летучие слова". Иногда
рубай именуют дубайти (т. е. два бейта
- двустишия).
Признанным
мастером рубай были Омар
В XI — XII веках Средняя Азия становится центром исламского мира. Здесь воспитываются такие великие ученые, как Бухари, Фахред-дин ар-Рази, Юсуф Хамадани, Ахмед Яссави, Абдулхалик Гиджувани, Амир Кулял, Аль-Бируни. Позже Бахауддин Накшибанди, Ходжа Ахрар и многие другие корифеи исламской цивилизации.
Уже в 1312—1313 годах хан Мухаммед Узбек объявил ислам государственной религией. Золотая Орда превратилась в настоящее мусульманское государство. Столица, город Сарай, сделался одним из мусульманских центров. Здесь жили и работали такие известные ученые, как Махмуд ас-Сараи, Рукнеддин аль-Крыми, Аршададдин ас-Сараи, Саададдин ат-Тафтазани, Алатаддин ас-Сараи, Маулане-Заде ас-Сараи, Ахмед бин Абдаллах аль-Крыми, Ахмед бин Мухаммед ас-Сараи, Махмуд Болгари, Кутб ад-Дин аль-Ис-лама ар-Рази, Шейх Джаляль ад-Дин, Махмуд аз-Захиди, Ибн Баз-зази, Махмуд ибн Фатшах ас-Сараи, Махмуд ибн Абдаллах Абу-т-Тина ас-Сарайи, Мухаммед Хорезми.
В мусульманском мире женщин-поэтесс было мало, но иногда они тоже участвовали в состязаниях. Так, в XIX в. в Ферганской долине жили три поэтессы: Надира, которую за необычайную красоту и ум взял в жёны ферганско-кокандский хан, и приглашённые ею ко двору Махзуна и Увайси. На поэтическом состязании в сочинении стихов на персидском языке Махзуна, отстаивавшая право женщин на любовь, была побеждена поэтом Фазли и по условию состязания открыла ему своё лицо.
Музыка
Распространялась исламская духовная музыка: мелодика чтения-пения Корана, призыва к молитве (азан), поэм о рождении Пророка Мухаммада и т. д.
§ 2. Архитектура
В середине
VIII—XIV столетиях мусульманские города
были самыми
высокоразвитыми в мире, а городская культура
исламского мира считалась наиболее передовой.
Тогда же сложился тип мусульманского
города — с цитаделью (крепостью), одной
или несколькими соборными мечетями, куда
по пятницам собирался на общую молитву
весь город — знать, купцы, простой народ,
а также с банями и харчевнями (лукумными
или чайханами). В городах строились различные
общественные здания: нарядные, тщательно
спланированные бани, где не было сквозняков
и на обогрев помещений уходило мало дров;
караван-сараи для путешественников; крытые
куполами базары, где в больших комнатах-лавках
работали чеканщики, ювелиры, а купцы торговали
одеждами, благовониями, оружием... Кроме
мусульманских кварталов в каждом городе
были христианские и еврейские.
Несмотря
на различия архитектурного стиля, внутри
каждой мечети должна быть молитвенная
ниша — михраб, — которая указывает
направление на Мекку; лицом к
ней мусульмане молятся. На минарете
это направление указывают
Мусульманские
гробницы по форме подражают мечетям,
тем более что некоторые
Дворцов мусульманских правителей сохранилось гораздо меньше, чем гробниц и мечетей. Они очень разные по архитектуре, но у них есть одна характерная черта: разделение на парадные залы, службы и женскую половину — гарем (от араб, «харам» — «запретное место»), куда запрещено входить посторонним мужчинам.
Во дворцах,
особенно в загородных резиденциях,
получила развитие садово-парковая архитектура.
Иногда целый лесок окружали стеной
и превращали в парк, но чаще специально
высаживали деревья: в одних странах
чинары, в других финиковые пальмы,
гранаты и персики, а также
цветущие кустарники, розы, жасмин и
тюльпаны. В садах гуляли лани, газели,
павлины и куропатки, там сооружали
фонтаны и беседки... При этом руководствовались
симметрией, символикой
растений и животных. В целом дворцовый
«мавританский» парк создавал образ рая.
§ 3. Искусство каллиграфии, шамаилы.
Искусство
и художественная культура исламской
цивилизации развивались по присущим
им законам. Запрет на изображение живых
существ, каким бы относительным
он ни был, ограничивал развитие живописи
и скульптуры Расцвела каллиграфия:
было выработано несколько почерков
и стилей письма, иногда очень трудных
для прочтения, но всегда очень красивых.
Художественно выполненные
Мусульманская
религия с более
Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.
Шамаилы
служили одновременно источником информации
о философских основах шариата
и общечеловеческих правилах жизни,
выражали народные
представления о красоте и духовности,
содержали наряду с религиозными наставлениями
народную мудрость.
§ 4. Одежда и быт в исламский период
Отдельные ветви исламской цивилизации (а внутри них — более узкие общности) различаются своим костюмом. Общеизвестный арабский костюм — камис (верхняя рубаха до пят), куфия (головной платок) и укаль (обруч) на голове — распространён во многих арабских странах. Шапочка, часто обмотанная тюрбаном, длинная верхняя одежда— это варианты мусульманского костюма в разных странах.
Одежда
мусульман очень разнообразна, но
она должна отвечать основным требованиям
ислама — скрывать тело и покрывать
голову. В мечети мусульмане молятся
с покрытой головой и без обуви.
Самый удобный для этого
Традиционная обувь - кожаные ичиги
и башмаки с мягкой и жесткой
подошвой, нередко сшитые из цветной
кожи. Праздничные женские ичиги
и башмачки, как правило, были оригинально
орнаментированы в стиле
В Исламе указаны нормы этики (адабы), которые нужно соблюдать в отношении одежды:
1. Необходимо соблюдать чистоту в одежде.
2. Одежда не должна подчеркивать контуры
тела и быть прозрачной. Особенно эти условия
касаются женского одеяния. В достоверном
хадисе, переданном Муслимом, сказано:
"В день Конца света будут две категории
людей, которые являются обитателями Ада:
мужчины, избивающие людей с плетками
в
руках, которые подобны коровьим хвостам,
и женщины одетые, и в то же время нагие.
Они будут склонять к себе мужчин, на их
головах будут прически, подобные верблюжьим
горбам. Эти люди не войдут в Рай и не почувствуют
запаха Рая, даже, если он будет распространяться
на дальние расстояния".
3. Женская одежда должна прикрывать все тело женщины, кроме лица и кистей рук.
4. Запретно для мужчин носить одежду из шелка. Женщинам дозволено носить шелковые изделия.
5. Носить одежду, делающую похожими их на мужчин или женщин запретно и мужчинам и женщинам. В достоверном хадисе, переданном Абу Давудом, сказано: "Пророк проклял мужчин, которые уподобляются в одежде женщинам, и женщин, уподобляющихся мужчинам".
6. Носить одежду нужно соответственно тому, что мы собираемся делать и куда идти.
Информация о работе Ислам в истории и культуре татарского народа