Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2012 в 20:29, реферат
Архитектура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.
С развитием рабовладельческой демократии этрусские цари были изгнаны из Рима в конце VI в. до н. э., но римская культура наследовала этрусскую и продолжала развивать заложенные ею направления в архитектуре.
Введение………………………………………………………..3
Республиканский период……………………………………...4
Период Империи ………………………………………………8
Заключение…………………………………………………….14
Список использованной литературы…………………………15
Содержание
Введение……………………………………………………….
Республиканский период……………………………………...4
Период Империи ………………………………………………8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………15
Введение.
Архитектура Древнего Рима прошла сложный путь развития, впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. Она, дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства и права, градостроительства и т. д.
С развитием рабовладельческой демократии этрусские цари были изгнаны из Рима в конце VI в. до н. э., но римская культура наследовала этрусскую и продолжала развивать заложенные ею направления в архитектуре.
В этот период Рим начинает расти. В долине между холмами возникает новый общественный центр, что стало возможным после того, как эта территория была осушена путем прокладки древнейшего гидротехнического сооружения Рима - клоаки Максима. Город начинает распространятся на другие холмы, возникает радиальная система дорог, население города значительно увеличивается.
Развитие римской цивилизации привело к значительному росту и возвышению столицы государства — города Рима, который в I—Ш вв. до н. э. насчитывал от 1 до 1,5 млн жителей. Римские города развивались вокруг городского центра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местным и римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школы и дороги.
Развитие римской архитектуры отмечено широким градостроительством. Строго организованная планировка и масштабы города отвечали новым условиям жизни: торговле огромного размаха, духу военщины и суровой дисциплины, тяготению к зрелищности и парадности. В римских городах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками и монументами. Общественная жизнь в большей мере, чем в эллинистических городах, протекала на форуме-площади, представляющей архитектурный ансамбль и являющейся центром торговой жизни столицы, ареной политической деятельности, народных собраний, военных триумфов. Древнейший форум в Риме - республиканский форум Романум, к которому сходились все дороги столицы; с его ростр, прикрепленных к ораторской трибуне, раздавались речи крупнейших политических деятелей.
История Рима делится на два этапа. Первый — эпоха республики, — наступивший в конце VI в. до н. э., когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I в. до н. э. Второй этап — императорский — начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию, и длился до IV в. н. э.
Республиканский период
К концу Республики на основе синтеза этрусской и италийской ар-
хитектуры складываются своеобразные, характерные формы рим-
ского зодчества. Появляются типы сооружений, определившие ори-
гинальный характер римской архитектурной традиции. Долгое вре-
мя основным типом общественных сооружений оставался храм. Его
развитие шло от этрусско-италийских простилей (храм Юпитера Ка-
питолийского) к греческому периптеру прямоугольной и круглой
формы (храм Весты на Бычьем рынке), а затем к оригинальному рим-
скому псевдопериптеру (храм Юпитера в Таррацине). Применение
ордера в храмовом строительстве определялось по преимуществу
интересами декора: в отличие от греков римские зодчие не задумы-
вались над конструктивной логикой ордеров, и сочетание коринф-
ских колонн с дорическим фризом считалось у них вполне дозволи-
мым.
Храм Весты представлял собой круглую хижину, воздвинутую из дерева и сырцового кирпича, перекрытою конусообразной крышей возможно, что архаическая и примитивная форма продолжала освещенные временем традиции, восходящие к более раннему периоду –к 8-7вв.до н.э.
Позднее одним из распространенных типов общественных зданий ста-
новится базилика — прямоугольное в плане здание, обычно разде-
ленное внутри на три или пять пролетов (нефов) и имеющее в про-
тивоположном от входа конце возвышение (трибунал), служившее
местом для выступления ораторов. Базилика являлась неотъемле-
мой принадлежностью италийского форума. Здесь происходили важ-
ные встречи, решались городские вопросы и личные проблемы граж-
дан, совершались торговые сделки и велось судопроизводство. В Риме
в 184 г. возводится базилика Порция, в 179 г. — базилика Эмилия, в
169 г. — базилика Семпрония, в 121 г. — базилика Опимия.
Во времена республики и ранней империи в Риме большой популярностью пользовались разнообразные сценические представления. Ател-ланы - народные комедии и мимы - короткие пьески исполнялись в театрах. Здания их в годы поздней республики подражали по конструкции греческим, сначала деревянным, потом каменным. В годы раннего принципата в Риме действовали, по крайней мере, три каменных театра: театр Помпея 55 г. до н. э., реставрированный Августом в 32 г. до н. э.; театр Бальба, созданный в 13 г. до н. э.; театр Марцелла, освященный также в 13 г. до н. э. и лучше всего сохранившийся до наших дней. Из провинциальных известны дошедший в руинах театр в Вероне, театр в Оранже с монументальной стеной сцены и театр в Аосте.
В условиях широчайшего развития торговли небольшие лавки-та-
берны уже не справлялись с возросшим товарооборотом. Обустраи-
ваются древние торговые площади — рынки Бычий, Овощной, Рыб-
ный, возникают новые продовольственные центры — мацеллумы.
Последние представляли собой перистильные дворы, вокруг кото-
рых группировались таберны, одни из которых имели выход во двор,
а другие — наружу. В центре перистиля обычно находился бассейн
с рыбой, часто окруженный колоннами. Подобный мацеллум распо-
лагался недалеко от римского форума и просуществовал там до на-
чала Империи.
В эпоху Республики в основных чертах сложился еще один тип со-
оружений, ставший отличительной чертой римского архитектурно-
го пейзажа, — общественные бани, термы. Прекрасно сохранившие-
ся Стабиевы термы в Помпеях (от II в. до н. э.) дают представление
о планировке банных комплексов республиканского периода. Термы
начинались с раздевальни — аподитерия, далее шли фригидарий —
своеобразный предбанник с холодным бассейном, затем тепидарий,
где система подогрева делала воздух теплым, и, наконец, кальда-
рий — собственно баня, где находилась большая мраморная ванна
(или, скорее, бассейн) с горячей водой. Позднее в банях появляется
и парильня — лаконик. Кроме того, на территории банного комплек-
са находились залы (палестры) для гимнастических упражнений,
борьбы и спортивных игр, плавательные бассейны и иные помеще-
ния для проведения досуга.
В ту же эпоху складываются основные типы зрелищных сооружений —
цирков, театров, амфитеатров. Цирки являли собой открытые оваль-
ной формы стадионы, предназначенные в основном для состязаний
колесниц. Возможно, их прототипом был греческий ипподром. Наи-
более древними сооружениями такого типа в Риме были: Большой
цирк, расположенный в низине между Палатином и Авентином, по
преданию, устроенный еще при царях, а потом неоднократно пере-
страивавшийся, и цирк Фламиния, сооруженный на Марсовом поле
в 221 г. до н. э.
Театры появились сравнительно поздно и первоначально представ-
ляли собой временные сооружения из дерева. Первый каменный те-
атр был построен в Риме только в 55 г. до н.э.; этот театр Помпея (на
Марсовом поле) стал образцом для всех позднейших сооружений та-
кого рода. Из сохранившихся театральных построек самое раннее —
Большой театр в Помпеях (III—II вв. до н. э.). Он был сооружен по
греческому образцу на ступенях, врезанных в холм; площадка для
хора — орхестра была правильной окружности, но сцена представ-
ляла уже не просто возвышение с естественным ландшафтом вмес-
то декорации, а отдельное здание, за которым находился большой
портик, служивший своеобразным фойе. Малый театр в тех же Пом-
пеях (начало I в. до н. э.) вообще являл собой сооружение, никак не
связанное с рельефом. Это было типичное для будущего времени
здание театра римского образца. Места для зрителей и сцена были
подняты на субструкциях, и под их сводами располагались кулуары,
выходы и разные подсобные помещения.
Совершенно оригинальными римскими сооружениями были амфи-
театры. Их строительство было связано с появлением такого специ-
фически римского вида развлечений, какими были гладиаторские бои
и травля диких животных. Амфитеатр представлял собой как бы со-
единение двух театральных полукружий с ареной в центре, причем
арена, первоначально круглая, постепенно приобретала форму эл-
липса, что лучше отвечало разыгрывавшемуся там действию.
В Риме строились великолепные здания общественных купален (терм) с горячей к холодной водой, гимнастическими задами и комнатами отдыха. Во многих городах возводились дома в 3-6 этажей. Римские термы, т, е. бани, играли важную роль в обыденной жизни. Они представляли собой огромные здания со сводчатыми потолками, ставшие своеобразными культурными и общественными центрами. Самые роскошные из 1700 римских терм, Термы Каракаллы, построенные в III веке, вмещали до 1300 человек. Под их бетонными сводами находился бассейн с проточной водой величиной с небольшое озеро и огромный зал для занятий гимнастикой. В здании терм находились библиотека на греческом и латинском языках, кулуары для отдыха, галереи для дружеских бесед. Термы Каракаллы были украшены огромным количеством скульптурных произведений.
Римские дороги имели важное стратегическое значение, они объединяли различные части страны. Ведущая к Риму Аппиева дорога (VI—III вв. до н. э.) для движения когорт и гонцов была первой из сети дорог, покрывших позже всю Италию. Около долины Ариччи дорога, мощенная толстым слоем бетона, щебня, плитами лавы и туфа, шла из-за рельефа местности по массивной стене (197 м длиной, 11 м высотой), расчлененной в нижней части тремя сквозными арочными пролетами для горных вод.
Великолепны римские мосты I вв. до н. э. Так, мост Мульвия помимо его практических достоинств (он простоял более двух тысяч лет отличается выразительностью образа. Мост зрительно как бы опирается на воду полукружиями арок, опоры между которыми для облегчения веса прорезаны высокими и узкими проёмами. На арках сверху лежит карниз, придающий мосту особую законченность. Мост словно шагает от берега к берегу непрерывно идущими арками: он динамичен и одновременно устойчив.
При всех достижениях римской архитектуре свойственны черты ограниченности. Тенденция возвеличивать власть императоров, устремленность к масштабным преувеличениям, внешним эффектам лишь свидетельствует о кризисе Римской республики. После разгрома многочисленных восстаний и завершения гражданских войн начался период стабилизации, но уже в условиях жесткой диктатуры империи.
Империя.
Римское искусство времен империи продолжает эллинистические тра-
диции Республики, но перерабатывает их в новом духе. Таким путем со-
здается официальный стиль Ранней империи — «августовский классицизм».
Огромная строительная деятельность эпохи Августа плохо представлена
в наличных памятниках. Так, ни один из храмов, построенных Августом в
самом Риме, не сохранился. Некоторое представление о сооружениях об-
щественного характера дают остатки огромной «базилики Юлия» на фо-
руме, построенной Цезарем, но сгоревшей и восстановленной Августом.
Характерным для нее было широкое использование арок — архитектур-
ный прием, в котором, как известно, римляне являлись наиболее ориги-
нальными.
При Августе был создан Алтарь Мира — памятник воссоединения сторонников нового режима и потерпевших поражение республиканцев. Алтарь представлял собой самостоятельное здание без крыши, ограждавшее жертвенник. Украшавшие ограду рельефы были разделены на два яруса фризом с меандровым орнаментом (ленточный орнамент, как правило, изломанная под прямым углом линия). Нижний изображал застилающие всё поле стебли, листья и завитки Древа Жизни с птичками и разной живностью на нём; верхний представлял торжественное шествие, включавшее членов императорского дома. Царит греческая изокефалия (головы изображённых находятся на одном уровне), однако в группу вторгаются оживляющие ритм фигуры детей разных возрастов. Отдельные персонажи изображены оборачивающимися, они как бы обращаются к зрителю (что было неприемлемо для классического греческого памятника).
Золотой век Августа не мог просто так уйти в небытие – ведь вокруг него создавался ореол бессмертия. И Рим начинает строить себе памятники. Себе и своему семейству Август соорудил на марсовом поле величественный мавзолей, около 90 метров в диаметре, состоявший из двух мощных концентрических стен и насыпного холма с вечнозелеными деревьями. Возможно холм венчался статуей правителя.
Представление о стиле культовой августовской архитектуры дает храм в Ниме (нач. I в.н. э. Южная Франция), принадлежащий к типу псевдопериптера, в котором акцентировалось внутреннее пространство. Классические формы коринфского ордера строго соблюдены, пропорции стройны, по сравнению с республиканскими храмами появилось тяготение к изяществу, нарядности. Храм выстроен из розового известняка, имеет шестиколонный портик. В композиции целого проступают волевое напряжение и рассудочная ясность, придающие зданию оттенок официальности. Торжественность усиливается и тем, что храм поднят на высокий подиум (основание).
Император Нерон решил придать Риму новый облик. Почти полностью перестроил центр Рима Нерон: после сильного пожара 64 г. н.э. император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденция-ми.