История государства и права Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении исторических закономерностей развития государства и права Древнего Рима.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть генезис и эволюцию государства и права в Древнем Риме, их особенности и характерные черты.

Одной из главных задач курсовой работы является определение значения римского права для развития права на современном этапе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3

1. ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ………6

2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ…………………………………………………………………………….9

3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И

ДОМИНАТА …………………………………………………………………….15

4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ…………………………………………………………….21


ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая История государства и права Древнего Рима.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….3
1. ГЕНЕЗИС  ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА. 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ………6

2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ…………………………………………………………………………….9
3.ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СИСТЕМА В ПЕРИОД ПРИНЦИПАТА И

ДОМИНАТА  …………………………………………………………………….15

4. ОСНОВНЫЕ  ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА И ЕГО ИНСТИТУТОВ…………………………………………………………….21

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35  
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..37  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 
 
 

     Актуальность  темы курсовой работы. Возникновение, упадок и гибель Римской империи представляют собой лишь одну из целой серии крупных комплексных проблем, связанных с историей Древнего мира.

     Право представляет собой сущность римской истории, поэтому невозможно рассматривать право и историю Рима в отрыве друг от друга.

     Римское право занимает уникальное место  в правовой истории человечества. Оно представляет собой наивысшую ступень в развитии права в античном обществе и в Древнем мире в целом. Оно отличается прежде всего необыкновенно широким охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситуаций. Именно римляне, опираясь на весь предшествующий мировой опыт, впервые сделали индивидуальную частную собственность, а также другие имущественные права и интересы предметом искусного и весьма совершенного юридического регулирования. На базе римского права сложилась богатейшая правовая культура, ставшая общим достоянием человечества на последующих этапах развития цивилизации.

     Объектом  исследования в курсовой работе является государство и право Древнего Рима.

     Предметом исследования в курсовой работе являются труды древнеримских юристов, произведения древнеримских историков, ораторов, философов, древнеримские законы, эдикты магистратов.

     Цель  исследования заключается в выявлении исторических закономерностей развития государства и права Древнего Рима.

     Задачи  исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы раскрыть генезис и эволюцию государства и права в Древнем Риме, их особенности и характерные черты.

     Одной из главных задач курсовой работы является определение значения римского права для развития права на современном  этапе.

     Методы  исследования. Основными методами исследования в курсовой работе являются диалектический, исторический, системно-структурный и сравнительно-исторический методы.

     С помощью диалектического метода все исторические явления и факты  рассматривались в строгом единстве, постоянном развитии и во взаимной связи.

     Исторический  метод применялся для того, чтобы  все исторические факты и явления рассматривались строго хронологически, последовательно, дифференцированно и на основе присуще им причинно-следственных связей.

     Системно-структурный  метод применялся для того, чтобы  все исторические факты и явления рассматривались системно.

     С помощью сравнительно-исторического  метода все явления и факты  познавались путём сопоставления их с серией других сходных, однопорядковых фактов.

     Краткая характеристика источников для написания  работы.

     Вопросам  истории государства и права Древнего Рима посвящено немало достаточно крупных работ. Внимания заслуживает, в первую очередь, многотомная работа немецкого историка Т. Моммзена – «История Рима». В этом труде на основе всех достижений науки XIX века прослежена римская история от царской эпохи до смерти Цезаря. Основное внимание автора сосредоточено на истории политических событий и учреждений.

     Обширный учебный курс шведского правоведа Э. Аннерса «История европейского права» посвящен европейской     истории государства и права, в том числе Древнего Рима.

     В книге «История Древнего Рима» под  редакцией В. И. Кузищина излагается история Рима с VI века до н. э. и до падения Римской империи.

     Изучением римского права занимаются Д. И. Дождёв и С. А. Гуляев.

     Значительное  внимание Древнеримскому государству и праву уделили В. А. Космач, К. И. Батыр, 3. И Черниловский, Н. А. Крашенинникова и О. В. Жидков.

     Структура курсовой работы включает в себя титульный лист, содержание, введение, четыре раздела, заключение и список использованных источников.

     Написана курсовая работа на 38 страницах компьютерного текста. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.ГЕНЕЗИС  ДРЕВНЕРИМСКОГО ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ЭПОХИ ЦАРЕЙ 
 
 

     Современный город Рим является столицей Италийской республики, одним из крупнейших городов Западной Европы. Однако в древности в слово «Рим» вкладывалось другое содержание. В древности Рим – это не только название одного города: это одновременно цивилизационное общество и государство, возникшее в VI в. до н. э. на территории Апеннинского полуострова, а позднее включившее в свои границы Средиземноморье [7, с.3].

     По  легенде, город Рим был основан 21 апреля 753 г. до н. э. в день праздника пастушеской богини Палее в устье реки Тибр. Рим возник вне страны, а именно в том углу, где соприкасались три различные области –области латинян, сабинян и этрусков.

     Население города составили две основные группы: собственно римские граждане, так называемые патриции, и их антагонисты – плебеи. Первые были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее народное собрание римской общины.

     Происхождение плебеев неясно и спорно. Несомненно только то, что они стояли вне  племенной организации и поэтому  не могли принимать участия в управлении общиной. По всей видимости, плебеи – обедневшие сородичи. Они поступали в услужение к римской знати, получая на определённых условиях земельные наделы. Наряду с плебеями вне римского гражданского общества были и клиенты, происходившие из чужаков, нашедших себе покровителей в среде патрициата.

     Как элементами государства служили  роды, основанные на семье, так и  форма государственного устройства была как в частностях, так в целом подражанием семейной.

     Управление  Римом состояло из сената, народного собрания и царя [6, с. 242].

     В определённые дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племён сходились на народные собрания для рассмотрения дел, отнесённых к их компетенции: о спорных наследственных и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни.

     Народное  собрание принимало или отвергало  предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц. Каждая курия имела один голос и решала вопрос отдельно. Общее решение выносилось простым большинством курий [12, с. 79; 8, с. 78; 2, с 79; 6, с. 235, 243].

     Исторические  предания называют первым царём (рексом) римской общины Ромула, а всего насчитывают семь рексов. Вступление царя в должность совершалось по закону немедленно вслед за освобождением этой должности и вслед за избранием преемника умершего царя. Он назначал всех жрецов и жриц. Договоры, которые он заключал от имени общины с иноземцами, были обязательны для всего народа. Его власть была всемогуща и в мирных делах, и в военных. Ему, точно также как и отцу семейства, принадлежало право наказывать и отправлять правосудие. Царская власть не имела никаких внешних правовых ограничений и не могла их иметь. Глава общины так же мало был подсуден суду общины, как и глава дома у себя в доме. Его власть прекращалась только со смертью.

     Правовое  ограничение царской власти заключалось  в том, что царь был уполномочен только применять законы, а не изменять их, и что всякое уклонение от закона предварительно должно было быть одобрено народным собранием и советом старейшин или же оно считалось таким ничтожным и тираническим с его стороны деянием, которое не могло иметь никаких законных последствий.

     Во  всех тех случаях вообще, когда  царь замышлял какое-нибудь нововведение и изменение существующего обычного права, он должен был спрашивать согласия граждан.

     Кроме царя и собрания граждан появляется в древнейшей общине ещё третья основная власть, призвание которой заключалось не в том, чтобы распоряжаться как царь, и не в том, чтобы постановлять свои решения как собрание граждан, но которая, тем не менее, стояла на ряду с ними, а в пределах своих прав стояла даже выше их. То был совет старейшин, или senatus. Совет старейшин считался призванным охранять существующий строй даже от царя и граждан. Поэтому ему принадлежало право взвешивать каждую резолюцию, постановленную гражданами по предложению царя, и отказывать ей в своём одобрении, если она была в чём-либо не согласна с существующим правом. Однако сенат был скорее хранителем законов, чем законодателем [8, с. 78-80, 89, 92]. Старейшины составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода [12, с. 79].

     Царская власть была в одно и то же время  и неограниченной, и связанной  с законами (imperium legitimum); она была неограниченной, поскольку всякое царское повеление, справедливое или несправедливое, должно было исполняться безусловно; она был ограниченной, поскольку всякое царское повеление, противоречившие обычаям и не одобренное настоящим сувереном - народом, ни вело ни к каким правовым последствиям. Поэтому древнейшее римское государственное устройство было в некоторой степени контрастом конституционной монархии [8, с. 93]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЭПОХИ 
 
 

     Восстание местного населения Рима в конце VI в. (около 510 г. до н. э.) ликвидировало царскую власть. Было установлено, что общиной впредь будут управлять избираемые каждый год старейшины - магистраты. В Риме утвердилась республиканская форма правления (V -1 вв. до н. э.).

     Высшим  государственным органом считалось  народное собрание. Оно принимало или отменяло законы, объявляло войну и заключало мир, было верховной судебной инстанцией, разбиравшей апелляции и протесты на решения судебных органов. Народное собрание избирало всех высших должностных лиц, в руках которых находилась исполнительная власть.

     В Риме собирались три вида народных собраний (комиций): куриатные, центуриатные и трибные.

     До  реформ Сервия Туллия в середине VI в. до н. э. народные собрания собирались только по куриям и назывались куриатными комициями. Они были единственным видом народного собрания. Однако курии были замкнутыми объединениями патрициев с сильными пережитками родового управления и не включали плебеев. Сервий Туллий, роль которого в оформлении Римского государства особенно велика, допустил плебеев к военном службе и создал так называемые центуриатное устройство.

     Центуриатные  комиций собирались высшими должностными лицами –консулами – за городской чертой Рима, на Марсовом поле. Все римские граждане выставляли 193 центурии, из них самые богатые – первый класс – 98 центурий, т. е. больше половины. Голосование проходило по цетуриям, каждая имела один голос. Голоса подавали по строго заведённому порядку: сначала центурии первого класса, затем второго, третьего и т. д. Если за предложение голосовало больше 50% голосов центурий, голосование прекращалось, а предложение становилось законом.

     В процесс борьбы плебеев с патрициями приобрели важное значение собрания плебеев по территориальным округам – трибам (римская территория делилась на 35 триб: 4 городских и 31 сельскую). Все 35 триб имели независимо от состава населения один голос и пользовались одинаковыми правами.

     Функции народных собраний не были разграничены достаточно чётко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

     Главным органом власти римской республики был сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племён. По числу родов сенаторов было первоначально 300 человек. Назначали их особо уполномоченные лица, избранные народным собранием, – цензоры. Для большинства сенаторов назначение было практически пожизненным. Требовалось, чтобы сенатор происходил из родовитой семьи, был богат, занимал перед тем какой-нибудь важный пост.

Информация о работе История государства и права Древнего Рима