История этикета в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 13:46, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является рассмотрение такого вопроса, как возникновение норм и правил этикета в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
показать особенности становления традиций Древней Руси;
рассмотреть этапы влияния западной культуры в эпоху Петра I;
провести анализ изменения правил этикета XIX – начала XX вв.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Нормы и традиции Руси допетровского периода 4
ГЛАВА 2. Этикет в Петровское время (1696-1725 годы) 9
ГЛАВА 3. Правила этикета в XIX – начале XX в. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Файлы: 1 файл

этикет.docx

— 41.09 Кб (Скачать файл)

Перчатки надевались до выхода на улицу. На балу, во время визита, в  театре и на концертах, а также  на улице перчатки не снимались. Танцевать  и женщине и мужчине надо было обязательно в перчатках. Мужчина  на балу — во фраке, в белых лайковых перчатках. Если бал кончался ужином, перчатки снимались только после  усаживания за столы, клались или  в карман или на колени; вставая  из-за стола, их опять надевали. Если кто-либо садился за фортепиано, то перчатки снимались перед самым  исполнением. После выступления  перчатки тотчас же надевались. Если на балу лопнула перчатка, и не было запасных, следовало оставаться все-таки в перчатках. В конце XIX и начале XX века мужчина при рукопожатии  снимал перчатку с правой руки, а  также во время визита.

Фрак, так же как открытое платье для женщин, для мужчин - только вечерний туалет. Днем фрак ни в коем случае не надевался. Мало-помалу, отличаясь от других костюмов отсутствием украшений, фрак стал общепринятым в обществе.

Приглашая даму танцевать, кланяются. Потанцевав, следует даму проводить  на ее место. Если дама отказывает, все  равно надо поклониться, а потом  отойти.

На званые обеды дамы одевались  нарядно, но хозяйка должна быть одета  менее нарядно, чем гости. Когда  гости собирались садиться за стол, хозяйка, приглашая гостей, шествовала с самым почетным гостем; за ней  шел хозяин с наиболее почтенной  дамой. Хозяева занимали центр стола; по правую руку хозяина садилась почетная гостья, по правую руку хозяйки - почетный гость. Остальные садились, как им было предварительно указано хозяйкой. Усевшись, гости раскрывали салфетку и клали ее на колени, но не закладывали  за ворот. Одна рука (кисть) во время  еды находилась на столе. Локти на стол ни в коем случае не клали. Также  не полагалось обе руки держать на коленях, как и облокачиваться на спинку стула.

За столом нельзя было пудриться, красить губы. Салфетку по окончании  обеда не складывали, а клали открытой на свое место. Когда вставали из-за стола, стул оставался у стола. Если надо было передвинуть стул, его брали за верхний край спинки, а не за сиденье. Знак к вставанию из-за стола подавала хозяйка.

На протяжении всего XIX века совершенствовалась форма образования, его получали все более широкие  слои общества. Россия здесь уже  не отставала от большинства стран  Европы. К началу XX века многие рабочие  и некоторые крестьяне могли  обучать детей в гимназиях  и реальных училищах. Среднее образование  получали и юноши и девушки, но высшее женское образование пробивало  дорогу с большим трудом. Для девушек  высшего дворянского круга домашнее образование считалось предпочтительнее. Особое внимание, как и прежде, уделялось  манерам, различным «совершенствам», как называли занятия искусствами, и рукоделию. В государственных  и частных учебных заведениях как средство воспитания применялись  розги, но в дворянских семьях телесные наказания в XIX веке уже стали  исключительным явлением.

К концу XIX века, когда дворянство стремительно утрачивало свои позиции  в обществе, нравы стали значительно  свободнее. Многие требования этикета, ранее казавшиеся незыблемыми для  дворян, стали терять обязательность. Появились женские организации, выступавшие за отмену всех условностей и полное равноправие с мужчинами. Окончательный же удар по дворянскому этикету был нанесен в 1917 году. Его еще какое-то время пытались придерживаться только на территориях белых армий, а затем и в эмиграции.

Октябрьская революция 1917 года резко изменила представления о  жизни. С приходом Советской власти ситуация изменилась. В первые годы после революции, большевики отменили многое, что относилось к старому режиму, в том числе и этикет. Всякое его проявление в обществе воспринималось как анахронизм и жестоко высмеивалось. Например, слово "господин", не несущее в себе политического подтекста, было заменено на нейтральное "гражданин", а уважительное обращение воспринималось как раболепие. С этого момента хорошие манеры, благородство, вежливость, тактичность, владение иностранными языками стали считаться признаком буржуазного общества. «Пролетарские» правила этикета во многом противоречили ранее существовавшим. Мужчины перестали быть галантными кавалерами, а женщины – прекрасными дамами. Все стали товарищами. Большая часть интеллигенции была вынуждена уехать за границу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Власть традиций  в  обыденной жизни, создание строгой  иерархии подчиненности сформулирована в кодексе правил, названном «Домострой». В основе правил этого пособия  лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших  старшим.

Допетровская Россия берегла  свой патриархальный мир от влияния  западной цивилизации. Но Петр I вовремя  понял, что для укрепления мощи и  авторитета государства, Россия должна перейти на европейский образ  жизни, включая и этикет.

В то время выходит множество  книг, созданных разными авторами, о новых нормах и правилах поведения, скопированных с Запада. Они своеобразно  сочетались с русскими национальными  обычаями и условиями.

В пособиях по этикету XIX –  начала XX вв. уделялось большое внимание искусству нравиться и располагать  к себе людей. Оно предполагало взаимную услужливость, внимательность, готовность пожертвовать некоторыми удобствами ради окружающих, тактичность и рассудительность.

В наше эмансипированное время  робко предпринимаются попытки  возродить кое-что из давно забытого и утраченного, даже появились. Но, к сожалению, эпоха, когда женщины были женственны, а мужчины мужественны и готовы защищать женскую честь на дуэлях, безвозвратно ушла в прошлое.

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. М.: АСТ, 2001, 608с.

2.  Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в. Секретарское дело, 2004, 57 с.

4. Емышева Е.М., Мосягина О.В. Общегражданский этикет в России в XIX в. Секретарское дело, 2004, 46 с.

5. Исупова Л. Пара слов об этикете. http://cabinet.chat.ru/read/isupova_eticet.html

5. Из истории этикета. http://www.etiquette.ru/modern/history/

6. Южин В.И. Энциклопедия  этикета. – М.: Рипол классик, 2001. 640с.


Информация о работе История этикета в России