Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.
выводу, что « в средние века оседлость здесь (в Киргизии и на юге
Казахстана) сильно распространялась в Илий-ской долине». Во время
экспедиции на Иссык-Куль, Валиханов, наряду с научными данными, собрал
большую коллекцию древностей. Результатом поездок явились законченные
историко-этногра-фические произведения: «Дневник поездки на Иссык-куль»,
«Западная провинция Китайской империи и г. Кульджи», «Записки о киргизах».
Научная деятельность Валиханова привлекла внимание Русского географического
общества, которое в феврале 1857 г. избрало его действительным членом.
Новым этапом научной деятельности Чокана Валиханова стала конфиденциальная
поездка в Кашгарию в 1858 г., когда впервые после Марко Поло и иезуита
Геоса (1603) он побывал в этой малоизвестной стране и написал знаменитый
труд: «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской
провинции Нан Лу (Малой Бухарин) (1858—1859 гг.).» Труд был высоко оценен
востоковедами России и за ее пределами и вскоре издан на английском языке.
Тяжелые условия путешествия, нервное напряжение и лишения, встретившиеся в
пути, сказались на здоровье молодого ученого. По возвращении домой Ч.
Валиханов заболевает. В 1860 г. по вызову Военного министра исследователь
Кашгарии приезжает в Петербург, где был встречен как отважный
путешественник и знаток жизни народов Средней Азии и Казахстана, награжден
орденом и повышен в чине.
Недолговременное пребывание в Петербурге (он пробыл там год) духовно
обогатило Ва-пиханова и укрепило его демократические взгляды. Он окунулся в
гущу общественной жизни и развернул широкую деятельность, работал в Военно-
учетном комитете Генерального штаба, Азиатском департаменте и
Географическом обществе. Составление карт Средней Азии и Восточного
Туркестана, подготовка к изданию трудов Риттера, сотрудничество в издании
энциклопедии (где впервые была его известная статья «Аблай»), изучение
восточных рукописей, чтение лекций по истории Востока в Русском
географическом обществе — все это составляло содержание его жизни в
Петербурге. Большое влияние на Чокана в этот период оказали профессор А. Н.
Бекетов, редактор «Записок Русского географического общества» востоковед,
дипломат и публицист Е. П. Ковалевский, известные ученые-ориенталисты В. В.
Григорьев, В. П. Васильев и В. В. Вельяминов-Зернов. Постоянную поддержку и
дружеское расположение оказывал Валиханову вице-президент Русского
географического общества П. П. Семенов-Тяньшанский. В Петербурге Валиханов
вновь встретился со своим другом Ф. М. Достоевским. Среди его петербургских
друзей были поэты А. Н. Майков и Я. П. Полонский, братья В. С. и Н. С.
Курочкины, состоявшие членами общества «Земля и воля». Разночинная
литературная среда расширяла кругозор казахского ученого, помогала ему
лучше разобраться в событиях общественной жизни России в период
революционной ситуации.
Чтение
Валихановым литературно-
журналов «Современник», «Русское слово», «Эпоха», «Отечественные записки»,
«Время» и др., игравших большую роль в развитии общественного интереса к
истории и формировании исторических взглядов интеллигенции, способствовало
утверждению демократических взглядов Валиханова.
Влажный петербургский климат пагубно отразился на здоровье Чокана
Валиханова. Он вынужден был покинуть столицу.
Переехав в Омск, Валиханов принял непосредственное участие в мероприятиях
правительства по реорганизации местного управления степи, внес ряд
практических предложений и рекомендаций. Основные мысли изложены им в ряде
«Записок», поданных на имя властей: «О мусульманстве в степи», «О
кочевниках киргизах», «Записка о судебной реформе». Весной 1864 г.
Валиханов участвует в экспедиции Черняева, целью которой было присоединение
к России территории Южного Казахстана. В чине штаб-ротмистра он служил
переводчиком при главном командовании, где, исполняя служебные обязанности,
способствовал установлению дружественных ваимоот-ношений русских властей с
местным населением, а также справедливому решению споров из-за пастбищ
между казахами и киргизами.' Но деятельность Чокана на этом поприще была
недолгой. Летом 1864 г.
он вынужден был покинуть отряд, возвратиться в Верный, а затем уехать в аул
Тезека, старшего султана казахов рода албан. Вероятно, уже в этот период
Валиханов не мог переносить тяготы походной жизни. В письме к отцу из аула
Тезека он писал: «Устал, нет никакой силы, весь высох, остались одни кости,
скоро не увижу света. Мне больше не суждено повидаться с моими дорогими
родными и друзьями, нет для этого никаких средств. Это будет мое последнее
письмо. Прощайте, обнимаю всех».
Ч. Валиханов умер в апреле 1865 г. в ауле Тезека, в урочище Кочен-Тоган,
у подножья Алтын-Эмельского хребта.
Оценивая деятельность Чокана Валиханова от имени Русского географического
общества и от ученых России, крупный ученый-востоковед И. И. Веселовский
писал: «Как блестящий метеор промелькнул над нивой востоковедения Чокан
Чингисович Валиханов. Русские ориенталисты единогласно признали в лице его
феноменальное явление и ожидали от него великих и важных открытий о судьбе
тюрских народов: но преждевременная кончина Чокана лишила нас этихнадежд.Он
умер от чахотки, недостигнув и 30-летнего возраста».
Научное наследие Ч. Валиханова охватывает широкий круг проблем Казахстана
и других народов, в решении каждой и них проявился его могучий научный
талант.
Во второй половине XIX— начале XX в. научная жизнь казахского общества
обогатилась творениями М.-С. К. Бабажанова, К. Халиди, М. Чорманова, А.
Байтурсынова и др.
Выпускник Оренбургского кадетского корпуса М.-С. К. Бабажанов опубликовал
ряд историко-этнографических
статей, посвященных проблемам
лечебных свойств кумыса, религиозных представлений казахов, памятников
истории. Главным произведением К. Халиди, родившегося в Аягузе, является
«Тауарих хамса», опубликованная в 1910 году казанским издательством
«Урнэк». В нем содержится анализ исторического прошлого пяти народов
Востока — уйгуров, узбеков, казахов, монголов, китайцев.
Широко образованным человеком для своего времени был Ш. Кудайбердыев. Он
знал несколько восточных языков, работал в библиотеке и архивах Стамбула и
Парижа.
Круг его научных интересов
музыки, литературы, религии. Исторические взгляды Ш. Кудайбердыева наиболее
полное
выражение нашли в книге «
ханских династий», увидевший свет в 1911 г. В книге систематизированы
основные сведения о родах Среднего жуза, династии ханов и тюркских народов
Азии.
Ш. Кудайбердыев высоко ценил роль науки, знание в жизни общества и
человека. Он избирался членом Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского
отдела Русского географического общества, совершил хадж в Мекку.
Целая полоса истории казахской культуры, науки и народного образования
связана с именем А. Байтурсынова. Родился он в ауле № 5 Тосынской волости
Тургайского уезда. В 1886—1891 гг. обучался в двухклассном русско-казахском
училище, в 1891—1895 гг. — в Оренбургской учительской семинарии. Годы учебы
были сопряжены с многочисленными трудностями, материальными лишениями.
Педагогическую деятельности Байтурсынов начал и аульных школах, затем
продолжил б двухклассных училищах Актюби некого, Кустцнаи-ского и
Каркаралинского уездов. Как педагог и просветитель Байтурсынов глубоко
переживал невежество народа. Именно в приобщении к образованию, науке,
культуре видел он путь к свободе народа. За участие в составлении петиции
царю
каркаралинской группой казахской
интеллигенции Ахмет
работавший заведующим Каркаралинским двухклассным училищем, был арестован
(июль 1909 г.) вместе со своими единомышленниками. Восемь месяцев без суда
и следствия находился в Семипалатинской тюрьме. После освобождения ему
разрешили проживание только за пределами Казахстана, что приравнивалось к
ссылке. Как за политически неблагонадежным за Байтурсыновым был установлен
полицейский надзор.
С марта 1910 г. вплодь до Октябрьской революции Байтурсынов жил в
Оренбурге.
В 1900 г. в Петербурге вышла в свет его книга «Кырык мысал» (Сорок басен)
— басни И. Крылова в переводе на казахский язык и несколько собственных
произведений, написанных в том же духе. В 1911 г. в Оренбурге вышла вторая
книга «Маса» (Комар). В эти же годы он занимается вопросами реформы
казахского алфавита, педагогики, методики, обучения и др. С 1913г.
Байтурсынов стал редактором газеты «Казах». Статьи Байтурсынова по вопросам
просвещения, литературы, языка знакомили читателей с культурным наследием
казахов, призывали их к овладению знаниями, духовному совершенствованию.
С июля 1917 г. газета «Казах» становится официальным органом партии
«Алаш», идеи и программу которой поддерживала значительная часть
Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв