Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.
Материальную и духовную жизнь народа отражают традиции и обычаи. Много
исторически ценного имеется в социальной, юридической и хозяйственно-
бытовой терминологии казахов, сохранившейся в исторических преданиях.
Казахские народные обычаи раскрываются в свадебном ритуале «кудалык
салт». Отношения родителей невесты к жениху были свободны от многих
обрядов, предписываемых исламом. После сговора и первого взноса калыма
жених имел право тайно посетить невесту, и его первое посещение (урын-
келу), обычно скрытое от родителей невесты, происходило в доме брата или
родственника невесты. Второе посещение жениха было открытым и носило
название «калындык ойнау».
В XV—XVII вв. ислам не имел большого влияния на семейную жизнь казахов,
не было обряда венчания невесты в присутствии муллы. Супружеские узы
(жубайлык) скреплялись общим одобрением народа, пением хоровых песен «жар-
жар», исполнявшихся на свадебном торжестве.
«Жар-жар» — песня-состязание. Ее поют обычно две группы молодежи: мужская,
возглавляемая женихом, женская — невестой.
Песня рассказывает
о положении женщины в
грусть девушки в связи с переходом в другой аул, другую среду, разлукой с
родными, удалением от родных мест. Переживания невесты, часто отягощенные
сознанием того, что она выходит замуж против своей воли, выливались в
искренние и волнующие песни-плачи (сынсу, «Кыз-танысу»), в которых она,
прощаясь с родными и аулом, выражала свою печаль.
Традиция требовала, чтобы девушка в сопровождении подруг с прощальной
песней посетила каждую юрту своего и ближних аулов. Это прощание девушки с
родными у казахов называлось «кыз-таны-су».
В ауле жениха невесту встречали традиционным песнопением «бет-ашар»
(открывание лица невесты). Он имел свой канонический текст из двух частей:
в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам
жениха, вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только
что переступившей порог своего семейного очага.
Помимо калыма со стороны жениха готовились обрядовые подарки: матери —
сут-акы (за молоко матери), отцу—той мал (свадебные расходы), братьям
невесты — тарту (седла, пояса и т. п.) близким родственникам невесты —
каде. Беднякам
нередко в таких случаях
друзья. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны
были внести так называемый каргы-бау— залог верности сговора, кит — подарки
сватающим. Приданое (жасау) невесты обходились им очень дорого, иногда
превышая стоимость калыма. Родители заказывали свадебный головной убор
(саукеле) и повозку (куйме). Богатые родители снабжали невесту летним
жилищем (отаутигип.беру) со всем оборудованием.
Погребальные обряды XV—XVIII вв. были смешанными: основывались как на
обрядах ислама, так и на обычаях культа «танир». У казахов существовала
вера в загробную жизнь. Поэтому вместе с покойником в могилу клали лук,
копье, седло, голову любимого коня, оставляли умершему пищу и питье. В доме
покойника проводился обряд ночной охраны. На другой день умерший
подвергался очищению огнем, после чего его хоронили рядом с зимовкой. Ханов
хоронили в Туркестане, в мечети Ходжи Ахмеда Ясави. В дальних районах на
время зимы покойников подвешивали на лесину (соре) и лишь с наступлением
теплой погоды отвозили в Туркестан или другое место, считавшееся священным.
Надгробные сооружения казахов строго дифференцированы в зависимости от
социального положения умершего. Наряду с надгробиями из сырцового кирпича в
XV—XVII вв.
еще существовала древняя
По древнему обычаю покойника долго оплакивали, в знак выражения скорби
женщины царапали себе лицо (бет-жырту). Жена, соблюдая траур по умершему
мужу, в течение года, носила черный головной убор (кара-салу). Лошадь
покойника, на которой он ездил при жизни (если это был богатый человек),
покрывали траурной попоной. По истечении года траур снимался, сооружался
надгробный памятник и справлялись поминки. Лошади подрезали хвост, а затем
закалывали ее. Голову, копыта и шкуру коня клали на могилу хозяина.
Большую роль в культурной жизни казахов играли народные празднества,
посвященные важнейшим событиям жизни — свадьбе, рождению ребенка, поминкам
(ас) и др. Некоторые из них носили религиозный характер. На праздниках
устраивались игры: скачки (байге), борьба джигитов-силачей (курсе), борьба
всадников. Для участников игр назначались ценные призы. День Нового года
(на-урыз) казахи праздновали как начало весны. Народные празднества
сопровождались музыкой и состязаниями акынов-импровизаторов (айтыс).
Каждому большому празнику сопутствовали спортивные народные игры кок-бори
(серый волк) и кыз-бори (волк-дева), генетически восходящие к древним
тотемическим представлениям. Более массо
вый характер носили спортивная военная игра — жарыс (конное состязание) и
большая облавная охота (аба, камаргы). Сложным видом спортивных состязаний
был алтын-кабак (стрельба в золотой диск). Меткие стрелки (мерген) получали
ценные награды. Позднее наряду с алтын-кабак получила распространение
стрельба в серебряный диск (жамбы ату).
Господствующей религией в Казахстане был ислам. Основными центрами
распространения ислама были Туркестан, Хорезм и Бухара. Среди казахов ислам
глубоко. не укоренился, народные массы еще были далеки от догматов ислама и
по^режнему выполняли обряды древней религии, согласованной на культе
«танир» (поклонение небу). Уже в древнетюркское время она приобрела
характер единобожия (бир танир). В XV—XVIII вв. культ «танир» еще
соперничал с исламом. Вопреки предписаниям ислама казахи почитали культ
предков, имели изображения своих отцов (буттенгри).
Проявления язычества преследовались мусульманским духовенством. Бухарские
шейхи и казии, вдохновленные ханом Мухаммедом Шейбани (XVI в.), приняли
решение (фетва), по которому казахи считались идолопоклонниками, а значит,
отступниками от ислама. Они рекомендовали хану объявить газават (священную
войну) казахам и уничтожить человеческие изображения.
В мировоззрении народных масс в XV—XVII вв. господствовали анимистические
представления и культ силы природы, сохранившие черты древней мифологии, в
частности, признание борьбы двух начал: доброго (кие) и враждебного
(кесир).
Сущность анимизма заключалась
в одухотворении природных
представлении о том, что за каждым явлением природы скрывается дух, который
управляет им. Казахская мифология запрещала рвать весеннюю зеленую траву,
ибо в ней люди видели непрерывность жизни. Казахи почитали дух земли (жер-
ана) и воды (су-ана). Сохранилось и древнейшее название священного огня —
алас. По казахскому поверью, огонь — покровитель жилища домашнего очага.
Невестка при вступлении в новую семью должна была поклониться огню в
большом доме, принести жертву огню, поливая в него масло (отка май кую).
У казахов сохранился древний обряд очищения огнем (аластау) от древнего
слова «алас» — ночной свет, священный огонь. Этот обряд совершался при
перекочевке с зимовки на джайлау. С древних времен сложилось поверье, что
на зимних
стойбищах люди часто грешат, так
как в жилищах водятся «
силы», приносящие вред человеку. А джайлау чист, беспорочен и туда следует
явиться очищенным, поэтому у начала кочевой дороги, ведущей на джайлау,
разводили два больших костра, между которыми пропускали людей и отары овец.
Лошади считались чистыми животными и не подлежали очищению.
Основу казахского народного календаря составляли астрономические
представления и знания звездного неба, накопленные веками. Большое
практическое значение в хозяйственной жизни народа имели наблюдения за
периодичностью явлений природы. Кочевое хозяйство требовало знания счета
времени
и понимания периодичности
движением небесных светил. Постоянное передвижение в бескрайних степях
научило их хорошо ориентироваться в сторонах света, находить по звездам
дорогу, точно определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
Среди народа существовали профессионалы-вычислители, занимавшиеся
эмпирической метеорологией и счетом времени, — есепчи (счетчик). Их ремесло
было наследственным и переходило от отца к сыну. Есепчи обладали опытом
многих поколений, из года в год вели наблюдения, давали прогнозы погоды,
определяли время сезонных работ, перекочевки с кыстау на джайлау и обратно,
устанавливали високосные года казахского народного календаря и т. д. Особый
интерес есепчи проявляли к звездному небу. Они хорошо знали все основные
планеты, воспевали их в песнях, слагали о них легенды. Карту звездного неба
казахи обычно открывают Полярной звездой игравшей важную роль в их жизни.
Передвигаясь в ночное время, они ориентировались по ней. Созвездие Большой
Медведицы в разные исторические эпохи носило разные названия: «Жетыген»
Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв