Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат
Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.
«кылка жаргак».
Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В
XV—XVII вв.
особой популярностью
кебенек и халат из тонкого белого войлока
— каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из
верблюжьей шерсти. Основным видом мужской и женской верхней одежды был
халат — шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.
Комплект мужской одежды состоял летом из нательной рубахи, штанов и
распашного халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и
безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления женской одежды использовались
хлопчатобумажные и шелковые ткани, бархат.
Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее
старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого
войлока. Высокие шляпы из белого войлока назывались ак калпак, шляпы с
широкими, загнутыми наверх полями
— аир калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме с
высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки
— треухи назывались «тымак».
Борик девушки украшался подвесками и перьями филина, цапли или павлина.
Отороченные бобровым мехом девичьи шапки назывались «камшат борик», вышитые
золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние
легкие шапочки из бархата или парчи — «такия» — украшались пучками перьев,
вышивкой серебром и золотом.
Из женских головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор
саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными
монетами, кораллами и жемчугом, диадемами и подвесками. С рождением первого
ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.
Мужская и женская обувьтакже отличались разнообразием. Мужские сапоги на
очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик»,
мягкие сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды —
бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис — из
более плотной кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.
Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом.
Повседневной обувью были туфли — кебис. Богатые женщины носили
орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли на высоких каблуках из
зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной
инкрустацией.
Обязательной деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,
шерсти и шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными
накладками из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными
костяными пластинами. Такие наборные пояса назывались «кисе». У юношей
пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более
широкими и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также
мягкие кушаки — кур.
Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней.
Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали позолотой и инкрустацией.
Серьги изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец с
подвесками из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин,
скрепленных между собой цепочками.
Широко использовались накосные украшения — шашбау— в виде рядов
медальонов или пластин, соединенных между собой кольцами. Центральные
медальоны всегда украшались филигранью со вставками из цветных камней. К
накосным украшениям относились и подвески «шолпы».
Перстни были литые и чеканные, венчики овальной, круглой, грушевидной,
многогранной формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.
Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные — омырауша,
онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам — ильгек, фигурные бляхи к
саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки
— туиреуиш.
При изготовлении женских украшений применялась различная техника: литье,
гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.
Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые
сабли — кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги
— сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз,
длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были
лук — садак и стрелы. Наконечники стрел были различных форм:
четырехгранные, ромбические, вилообразные Копья — найза — имели стальной
наконечник и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные
и металлические доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных
шлемов с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными
пластинами.
С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах
Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких
видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без
насечки — кара мылтык, с коротким стволом — самкал. Короткоствольные ружья,
стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи
изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины
«сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко
употреблялись.
Пища казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная
пища была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз),
из верблюжьего — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для
изготовления квашеного молока, масла, различных сыров.
Один из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана
с водой называлась «шалап». Из молока сбивали масло
— сары май. Для длительного хранения масла его промывали холодной водой,
солили и укладывали в бараний желудок — карын. Важное место в рационе
казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся в
пищу зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды
сыров — сары иримшик, ак иримшик и др.
Мучные продукты использовались преимущественно зимой. Основными
продовольственными культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса
казахи готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары
коже. Жареное пшено ели с молоком, маслом: приготовляя из него толокно
—талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки
— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное блюдо «жент».
Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и
жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),
обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе
казахов меньшее место. Из риса казахи южных районов готовили плов (палау) и
кашу (ботка). •
Основной пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась
конина, из которой приготавливали различные блюда: подкожный жир верхней
части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили
«карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из
мяса, других частей туши назывались шужик.
^аранина употреблялась в основном в летнее время. Вареное мясо
— основное блюдо казахов — подавалось как с гарниром (кеспе, нан), так и
без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,
обжаренные мелкими кусками на медленном огне. назывались «куырдак».
Посуда и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу
жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды
использовались специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей
частью из войлока, реже — деревянные и плетеные.
^
Самой разнообразной по форме, размерам и назначению была кожаная посуда:
саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной
лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме
(заготовке мяса на зиму) для саба специально оставляли шкуры,
предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур
снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли,
сушили и посолив, сохраняли до весны. С наступлением весны ее коптили в
специальных коптильнях.
Разнообразны и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш,
ожау), нередко украшенные резьбой, инкрустацией из серебра и кости.
Обязательной принадлежностью кухонной утвари был металлический котел
(казан),
в оседлых районах Казахстана
широко использовалась
посуда.
Материальная культура казахов отражала особенности хозяйственной жизни
народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных
скотоводов.
Хозяйственно-экономический
приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.
Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв