История Казахстана и его культура в 18- 20вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 11:43, реферат

Описание работы

Разрушение традиционных устоев казахского общества, с одной стороны, и
утверждение новых общественно-экономических отношений, с другой, вызвали к
жизни ранее не известные виды человеческой деятельности. Углубление
общественного разделения труда объективно сказывалось на культуре и
духовной жизни народа. В условиях, когда Казахстан оказался на перекрестке
интересов России, Англии, Франции и других государств, и заметно ускорилось
промышлен-но-транспортное, торговое и иное освоение края, в общественном
сознании прочно утвердилось понимание того, что историческая перспектива за
теми народами, которые овладели достижениями науки, техники, культуры.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

«кылка  жаргак».

Штаны шились из замши, сукна, армячины, украшались богатой вышивкой. В

XV—XVII вв. особой популярностью пользовались  легкий плащ без рукавов —

кебенек и халат из тонкого белого войлока

— каттау. К старинным видам одежды относится также шекпен — длинный плащ из

верблюжьей  шерсти. Основным видом мужской и  женской верхней одежды был

халат —  шапан, шившийся из шерстяных и шелковых тканей.

Комплект  мужской одежды состоял летом  из нательной рубахи, штанов и

распашного  халата, женской — из туникообразного платья (койлек) и

безрукавки (женсиз камзол). Для приготовления  женской одежды использовались

хлопчатобумажные  и шелковые ткани, бархат.

Мужские и женские головные уборы отличались многообразием. Наиболее

старинный и традиционный мужской головной убор — калпак — из тонкого

войлока. Высокие шляпы из белого войлока  назывались ак калпак, шляпы с

широкими, загнутыми наверх полями

— аир  калпак. Весной и осенью казахи носили шапки борик, круглые по форме  с

высоким конусообразным верхом, обязательно отороченные мехом. Зимние шапки

— треухи назывались «тымак».

Борик девушки  украшался подвесками и перьями  филина, цапли или павлина.

Отороченные бобровым мехом девичьи шапки  назывались «камшат борик», вышитые

золотом — «алтын борик», украшенные кораллами — «калмаржан борик». Летние

легкие  шапочки из бархата или парчи  — «такия» — украшались пучками  перьев,

вышивкой  серебром и золотом.

Из женских  головных уборов наиболее оригинальным был свадебный убор

саукеле — высокий, конусообразный, украшеный золотыми и серебряными

монетами, кораллами и жемчугом, диадемами  и подвесками. С рождением первого

ребенка молодая женщина носила головной убор из белой ткани — кимешек.

Мужская и женская обувьтакже отличались разнообразием. Мужские сапоги на

очень высоких каблуках с голенищем выше колен назывались «шонкайма етик»,

мягкие  сапоги с загнутым кверху носком, легкие, удобные для верховой езды —

бир така, а также ичиги — маси — из козлиной юфти и калошы — кебис  — из

более плотной  кожи. Зимой носили саптама етик, бедняки — шокай и шарке.

Женская обувь отличалась от мужской изяществом, богатым орнаментом.

Повседневной  обувью были туфли — кебис. Богатые  женщины носили

орнаментированные сапоги — кестели етик, туфли  на высоких каблуках из

зеленой кожи — «кок сауыр», украшенные узорным шитьем и серебряной

инкрустацией.

Обязательной  деталью казахского костюма были пояса из кожи, бархата,

шерсти  и шелка — белдик. Пояса из кожи, украшались тиснением, фигурными

накладками  из серебра с инкрустацией, полудрагоценными камнями, резными

костяными пластинами. Такие наборные пояса  назывались «кисе». У юношей

пояса не были наборными и не имели подвесок. Женские пояса были более

широкими  и нарядными и шились в основном из шелка и бархата. Носили также

мягкие  кушаки — кур.

Женские украшения изготавливали из золота, серебра, драгоценных камней.

Массивные серебряные браслеты «блезик» покрывали  позолотой и инкрустацией.

Серьги  изготовляли в основном из серебряной проволоки в виде дужек, колец  с

подвесками  из самоцветов, часто — из ромбических и округлых пластин,

скрепленных между собой цепочками.

Широко  использовались накосные украшения  — шашбау— в виде рядов

медальонов  или пластин, соединенных между  собой кольцами. Центральные

медальоны всегда украшались филигранью со вставками  из цветных камней. К

накосным  украшениям относились и подвески «шолпы».

Перстни были литые и чеканные, венчики  овальной, круглой, грушевидной,

многогранной  формы. Часто перстни украшались вставками из цветных камней.

Казахские ювелиры изготавливали и другие украшения: нагрудные — омырауша,

онир-жиек, «бой тумар», застежки к поясам —  ильгек, фигурные бляхи к

саукеле — шылтыр, массивные шаровидные пуговицы — торсылдак туйме, булавки

— туиреуиш.

При изготовлении женских украшений применялась  различная техника: литье,

гравировка, чеканка, штамповка, филигрань, чернение, зернь, эмаль.

Разнообразным было и казахское оружие. Из особой стали делали кривые

сабли —  кылыш, мечи — селебе, палаши — семсер. Широко использовались шпаги

— сапы, кинжалы — канжар, длинные ножи с изогнутым клинком — жеке ауыз,

длинные узкие ножи — бунда пышак. Наиболее распространенным орудием были

лук —  садак и стрелы. Наконечники стрел  были различных форм:

четырехгранные, ромбические, вилообразные Копья —  найза — имели стальной

наконечник  и кисти из конских волос. В комплекс вооружения входили кожаные

и металлические  доспехи — сауыт — стальные кольчуги из колец, стальных

шлемов  с сеткой и козырьком, деревянных и кожаных щитов, обшитых железными

пластинами.

С конца XVII в. стали использовать и ружья, частью купленные в городах

Средней Азии, частью изготовленные самими казахами. Ружья были нескольких

видов: с фитилем и украшением насечкой серебром — билтели мылтык, без

насечки — кара мылтык, с коротким стволом  — самкал. Короткоствольные ружья,

стреляющие на семьсот метров, назывались «козы кош». Порох и пули казахи

изготавливали сами, частью покупали у соседей. Использовались дубины

«сойыл» и шокпар из березовых жердей, однако, во время войны они редко

употреблялись.

Пища  казахов состояла в основном из мясных и молочных продуктов. Молочная

пища  была разнообразной. Из кобыльего молока изготавливали кумыс (кымыз),

из верблюжьего  — шубат. Молоко коров, коз и овец шло в основном для

изготовления  квашеного молока, масла, различных  сыров.

Один  из любимых напитков казахов было кислое молоко — айран. Смесь айрана

с водой  называлась «шалап». Из молока сбивали  масло

— сары май. Для длительного хранения масла  его промывали холодной водой,

солили  и укладывали в бараний желудок  — карын. Важное место в рационе

казахов занимали сыры. Высушенный на солнце творог— курт употреблялся в

пищу  зимой, растворяемый в горячем бульоне, изготавливались другие виды

сыров —  сары иримшик, ак иримшик и др.

Мучные  продукты использовались преимущественно  зимой. Основными

продовольственными  культурами были просо, реже—пшеница и рожь. Из проса

казахи  готовили пшено — тары, шедшее на приготовление пшенной похлебки тары

коже. Жареное  пшено ели с молоком, маслом: приготовляя  из него толокно

—талкан. Из пшена мололась мука, приготавливались пресные просяные лепешки

— тары табанан. Из пшена готовилось праздничное  блюдо «жент».

Пшеница ценилась более. Из нее готовили похлебку бидай коже, талкан и

жент. Мука шла на изготовление пресных лепешек (таба нан), лапши (кеспе),

обжаренного в сале теста (баурсак). Рожь и ячмень занимали в рационе

казахов меньшее место. Из риса казахи южных  районов готовили плов (палау) и

кашу (ботка). •

Основной  пищей казахов были мясные блюда. Наиболее ценным мясом считалась

конина, из которой приготавливали различные  блюда: подкожный жир верхней

части шеи (жал) и жир области крупа (жая). Из прямой кишки готовили

«карта», из реберного мяса с подпозвоночным жиром — «казы». Колбасы из

мяса, других частей туши назывались шужик.

^аранина  употреблялась в основном в  летнее время. Вареное мясо

— основное блюдо казахов — подавалось как  с гарниром (кеспе, нан), так и

без него. Бульон (сорпа) употреблялся после мяса. Печень и мякоть,

обжаренные  мелкими кусками на медленном  огне. назывались «куырдак».

Посуда  и утварь казахов-скотоводов была приспособлена к подвижному образу

жизни: легкая, небьющаяся, из кожи и дерева. Для перевозки бьющейся посуды

использовались  специальные чехлы «шыныкап», например для чашек — большей

частью  из войлока, реже — деревянные и  плетеные.

^

Самой разнообразной  по форме, размерам и назначению была кожаная посуда:

саба, суйретпе, торсык, мес и др. Саба шили из специально обработанной

лошадиной шкуры, иногда из шкур крупного рогатого скота. При согуме

(заготовке  мяса на зиму) для саба специально  оставляли шкуры,

предпочтительно с хорошо упитанных и здоровых животных. Шерсть со шкур

снимали, кожу размягчали квашеным молоком, сывороткой, куртом, затем мыли,

сушили  и посолив, сохраняли до весны. С  наступлением весны ее коптили в

специальных коптильнях.

Разнообразны  и красочны были деревянные ковши для разливки кумыса (шомиш,

ожау), нередко  украшенные резьбой, инкрустацией из серебра  и кости.

Обязательной  принадлежностью кухонной утвари был  металлический котел

(казан), в оседлых районах Казахстана  широко использовалась керамическая

посуда.

Материальная  культура казахов отражала особенности  хозяйственной жизни

народа, основывалась на традициях культуры предшествующих поколений степных

скотоводов. Хозяйственно-экономический уклад, пища, одежда была наиболее

приспособлены к тем природным условиям, в которых они жили.

Информация о работе История Казахстана и его культура в 18- 20вв