История развития стилистики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но стилистически целесообразной и дифференцированной. Необходимость изучения русского языка в функционально-стилистическом аспекте общепризнанна.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Становление стилистики как особой научной
лингвистической дисциплины……………………………………...…...4-6
Глава 2.Характеристика стилистики…...………………...…………….…6
2.1.Предмет стилистики…………………………………………..……6
2.2.Проблематика и методы стилистики……………………………6-7
2.3.Задачи и значение традиционной и функциональной стилистики…………………………………………………………….8-9
Глава 3.Язык и стиль……………………………………………………10
3.1 Функционирование языка как основа стилистики.…………..10-11
Глава 4.Направления стилистики……………………………...……..12-13
Глава 5.Развитие стилистической системы русского языка………….14
5.1.Стилистика историческая……………………………………14-16
Заключение……………………………………………………………....17
Список используемой литературы……………………...……………..

Файлы: 1 файл

курсовая История развития стиолистики в России.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет __________________________________________________

Направление  подготовки (специальность) ____________________________

Профиль (специализация) __________________________________________

Кафедра _________________________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Лингвостилистика

на тему: История развития стилистики в России

Автор работы:

Студент 412 группы

Ф.И.О. Цыпникова Анастасия Игоревна

Подпись_______________________

Руководитель работы:

Должность, ученая степень и (или) звание _______________________

Ф.И.О.________________________

Оценка________________________

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

2015 г.

 

 

 

 

 

 

                                            СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1.Становление стилистики как особой научной

лингвистической дисциплины……………………………………...…...4-6

Глава 2.Характеристика стилистики…...………………...…………….…6

2.1.Предмет  стилистики…………………………………………..……
2.2.Проблематика и методы стилистики……………………………6-7

2.3.Задачи и значение традиционной и функциональной стилистики…………………………………………………………….8-9

Глава 3.Язык и стиль……………………………………………………10

3.1 Функционирование языка как основа стилистики.…………..10-11

Глава 4.Направления стилистики……………………………...……..12-13

Глава 5.Развитие стилистической системы русского языка………….14

5.1.Стилистика историческая……………………………………14-16

Заключение……………………………………………………………....17

Список используемой литературы……………………...……………..18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но стилистически целесообразной и дифференцированной. Необходимость изучения русского языка в функционально-стилистическом аспекте общепризнанна. Очевидно, что наиболее подробное изучение стилистики как научной дисциплины позволит подготовить грамотных, образованных людей, вооруженных навыками использования стилистически дифференцированной речи, способных к активной деятельности в различных областях жизни общества.

Исследованию русский стилистики уделяется значительное внимание в работах отечественных языковедов и лингвистов Г.О.Винокура, В.В.Виноградова, Л.В. Щербы, Ю.С.Степанова и др.

Проблемы стилистики постоянно находились в сфере научных интересов этих ученных, поэтому данная курсовая работа будет основываться на их многочисленных трудах, мнениях и исследованиях.

Объектом данного исследования является русская стилистика, а предметом - ее непосредственное развитие.

Цель курсовой работы- проследить развитие стилистики в России.

В настоящее время то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий разнообразно. И связаны, прежде всего с тем, как ученый трактует язык, его функции, различает его статику и динамику, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики. Потому целями данной работы будут:

  1. Изучить, описать, рассмотреть мнения ученых лингвистов относительно предмета, объекта, методов, задач и направлений стилистики.
  2. Раскрыть основные понятия “стиль”, “стилистика”, “язык”.
  3. Проследить за особенностями развития стилистики в России.

В стилистике как науке еще немало нерешенных вопросов. Нет единства мнений даже по некоторым центральным понятиям этой науки. Так, по словам академика В.В. Виноградова, «трудно найти термин более многозначный и разноречивый - и соответствующее ему понятие - более зыбкое и субъективно-неопределенное, чем термин стиль и понятие стиля».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. О становлении стилистики как особой научной лингвистической дисциплины.

Слово стиль уходит своими корнями в глубокую древность. Слово стилистика используется в филологической науке с XVII в. Известны довольно многочисленные (в России XVIII- XIX вв.) исследования по отдельным аспектам стилистики, посвященные преимущественно стилю различных художественных произведений или писателей, а также сводные курсы стилистики. Появлялись и работы теоретического характера.

Однако как научная дисциплина стилистика начинает формироваться  примерно с 20-30-х гг. XX в.

Стилистика и сама сущность стиля теснейшим образом связана с коммуникативным аспектом языка, с проблемой его употребления и функционирования. Необходимость изучения данной проблемы была осознана еще в начале XX столетия. В России над ней работали Е.Д. Поливанов, М.М. Бахтин, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также «функциональная лингвистика» ученых Чехии и Словакии. Функционально-стилистические исследования особенно активизируются с 60-х гг. XX столетия в связи с общим поворотом интересов лингвистики от изучения структуры языка к исследованию его функционирования (разработка не статической, а динамической модели языка). Тесно связано с формированием стилистики исследование проблем нормы и литературного языка. Определение этих категорий в языкознании находит свое выражение также лишь в XX в. (В. Матезиус, В. Гавранек, Э. Косериу, В.В. Виноградов).

 Основными предпосылками формирования  стилистики в качестве особой  научной дисциплины явились три  фактора:

а) выдвижение вначале XX в. идеи о различении языка и речи, а несколько позже - внимание к функциональной стороне языка;

б) разработка проблематики литературного языка и нормы;

в) идея системности

Кроме того, формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания, идущего от изучения «мелких» единиц (звуков в фонетике) ко все более «крупным», в том числе текстовым, являющимся прежде всего объектом исследования стилистики. Указанные факторы оказались основополагающими для развития стилистики по трем причинам. Во-первых, потому, что само явление стиля по своему возникновению и назначению связано именно с речью, с функциональной стороной языка. Во-вторых, понятие стиля - это прежде всего понятие литературного языка, теснейшим образом с ним связанное, как и с понятием нормы и культуры языка. В-третьих, стиль - явление глубоко системное. Поэтому наиболее полное его осмысление могло произойти, когда понятие системы стало ключевым в общем развитии всей науки, а именно в XX в. До настоящего времени то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимание основных ее проблем и категорий, прежде всего связаны с тем, как ученый трактует язык, его функции, различает ли его статику и динамику, определяет задачи лингвистики, а отсюда и стилистики.

Стилистика выделяется в самостоятельную лингвистическую дисциплину, признается особой отраслью теории языка в работах по общему языкознанию. Свидетельством оформления стилистики в самостоятельную науку явились также многочисленные международные  и всероссийские съезды и конференции, посвященные ее проблемам.

Появление лингвистики текста, а затем развитие прагматики активизировали некоторые новые направления стилистических исследований. Заметную роль в этой активизации в нашей стране и за рубежом сыграла в свое время дискуссия по стилистике, проходившая на страницах журнала «Вопросы языкознания»(1955). Показательны в этом отношении высказывания ученых о значении и месте стилистики в современном языковедении. Так, Р.А. Будагов пишет: «…стилистика-“душа” любого развитого языка. Поэтому ей должно принадлежать важное место как в науке о языке, так и в науке о художественной литературе». Ю.С. Степанов следующим образом определяет значение стилистики для теории языкознания и других отраслей науки: «В настоящее время исследования национальной культуры, языка и психологии стало гораздо определеннее и конкретнее именно благодаря появлению стилистики как особой отрасли языкознания». В.В. Виноградов, определяя роль стилистики в языкознании, отмечал, что она является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры. Согласно известному высказыванию Г.О. Винокура, путь к практической стилистике лежит через теоретическую.

Для наиболее четкого понимания рассматриваемой проблемы необходимо раскрыть суть основных понятий «стиль» и «стилистика». В языкознании нет единого определения понятия «стиль», что обусловлено многомерностью самого феномена и изучением его с различных точек зрения. В русистике наиболее общепринятым является формулировка термина-понятия «стиль», базирующийся на его определении В.В. Виноградовым: «Стиль - это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания  средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Стилистика - филологическая дисциплина, раздел языкознания, изучающая неодинаковые для разных условий языкового общения принципы выбора и способы организации языковых единиц в единое смысловое и композиционное целое (текст), а также определяемые различиями в этих принципах и способах разновидности употребления языка (стили) и их систему. Б. В. Томашевский писал: «Стилистика является связующей дисциплиной между языкознанием и литературоведением».

 

Глава 2. Характеристика стилистики.

 

2.1.Предмет стилистики

 

Первостепенным и закономерным вопросом всякой науки (научной отрасли) является вопрос об объекте и предмете ее исследования. Объектом изучения стилистики, как и других языковедческих дисциплин, является язык, зафиксированный в текстах. Однако каждую из отраслей языкознания интересует в этом объекте какая-то определенная сторона, либо тот или иной уровень языка (лексикология, грамматика), либо особый аспект исследования, точка зрения, с которой изучается язык (историческая грамматика, социолингвистика, лингвосемиотика). Вопрос о предмете стилистики не получил еще однозначного ответа. Это связано, прежде всего, с чрезвычайной сложностью, как самого объекта, так и предмета исследования. Кроме того, в разные эпохи своей истории стилистика сосредоточивала внимание на различных аспектах изучения языка, что привело к чрезвычайной широте и неопределенности границ предмета исследования. Наконец, определению предмета стилистики мешала неоднозначность определения фундаментальных понятий языковедческой науки, таких как «язык», в соотношении с понятием «речь», «функции языка и речи», «текст» как понятие лингвистики.

Между тем основы для плодотворного решения вопроса о предмете стилистики были заложены отечественной наукой еще в 20-40-х гг. XX в. (в трудах Г.О. Винокура, Л.В. Щербы, Л.П. Якубинского, М.М. Бахтина и др.) и позже развиты и дополнены ( прежде всего, В.В. Виноградовым).

2.2.Проблематика и методы стилистики

О возможности выделения той или иной области исследований в самостоятельную науку можно говорить, как известно, лишь тогда, когда налицо особый предмет исследования, свои понятия и категории, проблематика и, наконец, методы. Все это у современной стилистики есть.

Стилистика в отличие от других отделов лингвистики изучает выразительные средства и возможности языка, определяет средства и закономерности функционирования языковых средств в различных речевых разновидностях, обусловленных целями и задачами общения, наконец, сосредоточивает свое внимание на речевой системности стилей, образующейся в речевой деятельности под воздействием внелингвистических факторов (как реализация функционально-стилистических потенций языка).

Эта наука имеет круг специфических понятий и категорий. Например : стиль, функциональный стиль, стилистическая окраска, стилистическое средство, стилевая черта, стилистическая норма, речевая системность стиля, стилеобразующие факторы, функциональные семантико-стилистические категории и др.

У стилистики как языковедческой дисциплины определилась и обширная проблематика, не известная другим лингвистическим наукам. В качестве основных проблем стилистики можно назвать такие:

1) определение стиля вообще, а  также функционального стиля; соотношение  стиля языка и стиля речи; специфика  и речевая системность последнего;

2) определение закономерностей  функционирования языка в разных  сферах общения;

3) классификация функциональных  стилей и их дальнейшая дифференциация;

4) соотношение лингвистического  и экстралингвистического в стилистике;

5) проблема объективного и субъективного (индивидуального) в стиле;

6) соотношение функциональных стилей  и форм речи;

7) соотношение стилистики лингвистической  и литературоведческой;

8) взаимодействие стилей и их  целостность;

9) проблема отношения языка художественной  литературы к функциональным  стилям;

10) определение стилистических  норм и их историзм;

11) проблема диахронии и синхронии  в стилистике;

12) соотношение “стилей” произношения  и функциональных стилей и  многие другие проблемы.

Наконец, в стилистической области исследований разработаны свои методы анализа материала. Взаимосвязь языковых средств и общая стилистическая окраска функциональных стилей речи также базируются на семантико-стилистических связях языковых единиц различных уровней, причем специфика стилей становится отчетливой при их сравнении. Отсюда неизбежность и целесообразность сравнительного метода анализа.

Информация о работе История развития стилистики в России