Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 10:51, курсовая работа
В настоящее время к культуре речи предъявляются высокие требования. Речь должна быть не только правильной в орфоэпическом, лексическом и грамматическом отношении, но стилистически целесообразной и дифференцированной. Необходимость изучения русского языка в функционально-стилистическом аспекте общепризнанна.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Становление стилистики как особой научной
лингвистической дисциплины……………………………………...…...4-6
Глава 2.Характеристика стилистики…...………………...…………….…6
2.1.Предмет стилистики…………………………………………..……6
2.2.Проблематика и методы стилистики……………………………6-7
2.3.Задачи и значение традиционной и функциональной стилистики…………………………………………………………….8-9
Глава 3.Язык и стиль……………………………………………………10
3.1 Функционирование языка как основа стилистики.…………..10-11
Глава 4.Направления стилистики……………………………...……..12-13
Глава 5.Развитие стилистической системы русского языка………….14
5.1.Стилистика историческая……………………………………14-16
Заключение……………………………………………………………....17
Список используемой литературы……………………...……………..
При анализе художественной речи большое значение приобретает метод, который условно можно назвать методом “слово – образ (микрообраз)”. (Последний означает каждый предмет – в широком смысле – того поэтического мира, который писатель воплощает в тексте.) Этот метод состоит в выявлении комплекса языковых средств различных уровней со всеми их стилистико-смысловыми нюансами, который служит выражению и созданию данного микрообраза в системе образной мысли писателя.
При исследовании функциональных стилей, в частности при выяснении воздействия на стиль речи тех или иных экстралингвистических факторов, при определении специфики стиля используются статистические, или стилостатистические, методы исследования.
2.3.Задачи и значение традиционной и функциональной стилистики
В зависимости от сферы применения языка, содержания высказывания, ситуации и целей общения выделяется несколько функционально-стилевых разновидностей, или стилей, характеризующихся определенной системой отбора и организации в них языковых средств. Изучением функциональных стилей, особенностей употребления в них языковых средств занимается стилистика.
Объектом исследования стилистики являются единицы языковой системы всех уровней в их совокупности (звуки, слова, их формы, словосочетания, предложения), т.е. язык изучается «по всему разрезу его структуры сразу» (Г.О. Винокур).
В середине 50-х гг. XX в. на смену так называемой традиционной стилистике, развивавшейся в двух направлениях: нормативном (практическая стилистика, культура речи) и литературном (изучение языка художественной литературы), приходит функциональная, основу которой составляют стилистические исследования A . M . Пешковского, Л.В. Щербы, Г.О. Винокура, В.В. Виноградова. Дальнейшее развитие функциональная стилистика получила в работах М.Н. Кожиной, А.Н. Васильевой, О.Б. Сиротининой, М.Н. Шмелева, Т.Г. Винокура. На передний план она выдвигает задачу объективного исследования естественного функционирования речи, различных ее типов и разновидностей, т.е. она изучает «диалектику языка в речи» (А.Н. Васильева). Опираясь на фонологию, орфоэпию, лексикологию и грамматику, стилистика учит сознательному использованию их законов, определяет, насколько средства языка, соответствующие его нормам, отвечают целям и сфере общения, учит четко, доходчиво и ярко выражать мысль, выбирая из нескольких однородных языковых единиц, близких или тождественных по значению, но отличающихся какими-либо оттенками, наиболее точные. Речевые нормы устанавливаются при этом дифференцированно для каждого стиля и определяются на базе изучения речевого материала, реализующего именно этот стиль.
Исходя из мысли о первичности содержания, функциональная стилистика рассматривает стиль как содержательную форму. Стили потому и формируются в языке, что осознается специфика содержательной стороны каждой сферы общения, связанной с определенным видом деятельности (биосоциальной, преобразовательной, гносеологической, эстетической, коммуникативной и др.), и разрабатываются на практике те комплексы форм и функций, которые служат для выражения наиболее полного в данной сфере содержания.
Представители традиционной стилистики исходили из положения о том, что владение стилями - это искусство выражать одно и то же содержание разными формами. Функциональная стилистика является в основном стилистикой речи, тогда как традиционная была преимущественно стилистикой языка.
Кроме того, функциональная стилистика рассматривает стиль как систему статистического характера, где многообразно реализуется диалектический закон перехода количества в качество, и различия между стилями выражаются не только в наличии разных качественных признаков, но и в различных количественных проявлениях качественно общих признаков. Традиционная же стилистика изучала стили преимущественно с качественной стороны и стремилась к тому, чтобы описание стиля было списком (и как можно более полным) окрашенных элементов.
Главная задача стилистики - изучение и описание функциональных стилей, признаков и стилистических свойств отдельных языковых единиц, которые объединяют их (в пределах общей системы языка) в частные, функционально однородные подсистемы.
Изучение стилистики в вузе имеет как теоретическое, так и практическое значение. Знания о функциональном аспекте языка, а следовательно, о языке в целом, которые дает стилистика, служат фундаментом для практической работы, повышают лингвостилистическую культуру студентов, являющуюся существенной частью их общей культуры.
Кроме того, стилистика закладывает теоретические основы культуры речи и методики преподавания языка в средней школе, она имеет важное практическое значение для разработки научных основ редактирования, решения проблем машинного перевода и т.д.
Задачами преподавания стилистики являются: изложение теоретических основ функциональной стилистики, ознакомление с ее основными понятиями, принципами речевой организации стилей, закономерностями функционирования языковых средств в речи.
Глава 3.Язык и стиль.
3.1.Функционирование языка как основа стилистики
Определение стиля зависит от трактовки языка. И хотя основные его признаки - социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный характер отмечаются всеми лингвистами, однако существующие определения языка неоднозначны, что в известной степени сказывается на различии определений стиля и стилистики.
Так, в трактовке Ф. де Соссюра, согласно которой язык есть система значимостей (ценностей) внутрисистемных отношений языковых единиц, нет места стилю, и поэтому стилистика выводится Соссюром за пределы лингвистики языка (в лингвистику речи). Однако при этом суженным оказывается понимание социальной сущности языка и умаляется значение воздействия на язык экстралингвистических факторов, например общества, мышления. Это отмечают современные исследователи. Например, В.З. Панфилов пишет: «Лейтмотивом теории Ф. де Соссюра является положение об имманентности языка и его требование не прибегать при объяснении языковых явлений к каким-либо экстраязыковым факторам». И далее: «...если язык есть продукт внутрисистемных отношений языковых единиц, то, следовательно, никакие экстралингвистические факторы, т.е. общество и мышление, не оказывают какого-либо воздействия на язык...»
Одно из гениальных открытий в истории языкознания — это именно понимание языка не как ergon (кладовая, продукт, совокупность языковых единиц), в терминологии В. Гумбольдта, а как его функционирование, динамическая сторона, иначе energeia (употребление языка, язык в действии). Если одна из сторон единства «ergon — energeia», а именно структурно-системный аспект языка, уже в достаточной степени изучена, то исследование функциональной, иначе речеведческой стороны языка началось недавно.
Язык представляет собой настолько сложное и многогранное явление, что он исследуется обычно не в целом, а с какой-либо одной стороны: логической, структурно-системной, психологической и т.д. Это естественно и, в общем, для науки правомерно (научное познание всегда расчленяет объект в процессе его изучения). Однако важно, чтобы сосредоточение на какой-либо одной стороне исследования не выдавалось за единственно правильное понимание языка.
Большим достижением лингвистики XX в. явилось изучение системы языка, его структурной организации. Однако случилось так, что оно заслонило некоторые существенные признаки языка (в том числе особенно актуальные для стилистики). В настоящее время в связи с развитием коммуникативно-функциональных направлений исследования языка все шире обнаруживается интерес к его функциональной стороне, к речи, к тексту, в целом к комплексу речеведческих дисциплин.
Несмотря на разницу, так сказать, идейных позиций, исследования В. Гумбольдта и Ф. Соссюра, далее Э. Бенвениста, в России- И .А. Бодуэнаде Куртене, А.А. Потебни, Л.B. Щербы, Г.О. Винокуpa и других приводят к различению в общем термине-понятии «язык» как минимум двух значений: система общезначимых знаков для обозначения явлений действительности, т.е. 1) статический аспект (строевой) и 2) выражение мысли, мышления в процессе коммуникации — динамический, функциональный аспект.
В истории языкознания на довольно длительном ее «отрезке» можно, огрубляя факты, проследить эту линию развития. При этом главным признаком языка и предметом лингвистики одни ученые считали систему (строй) языка, другие — его динамический аспект, третьи — обе его стороны. Открыв лингвистам понятие речи и речевой деятельности (ср. высказывание Л. Блумфилда о том, что «дав нам различение языка и речи», Соссюр тем самым определил «теоретическую основу науки о человеческой речи»), знаменитый швейцарец наряду с лингвистикой языка предполагал и раздел лингвистики речи, при этом отмечал значимость при изучении речи внеязыковых факторов. Самим фактом обозначения речи (кроме системы языка) теория Ф.Соссюра инициировала речеведческую проблематику и явилась базой для ее развития. Речеведческая проблематика связана с динамическим аспектом языка и немыслима без него и вместе с тем они невозможны и не могут быть поняты, определены и изучены вне учета так называемой экстралингвистической действительности.
Характерно также и то, что явление речи и речевой деятельности фактически было представлено уже в античных риториках, кстати, в связи с рекомендациями о качествах речи, ее стилевых чертах и средствах выражения, а именно о том, как убедительнее выразиться, лучше воздействовать на аудиторию и т.д. Здесь, по существу, речь идет об употреблении языка, его функционировании в речевом общении. Тем самым стиль изначально связан с речью, речевой деятельностью, динамическим аспектом языка.
Хотя понятие стиля существовало еще в древности, изучение его и формирование стилистической науки происходит с XVII в.и позже- XVIII -нач. XIX в. — в связи с развитием немецкого романтизма и формированием понятия индивидуальности творческой личности, «индивидуального гения»-человека-творца. Ж.Л.Л. Бюффон: «Стиль — это сам человек».
Итак, язык выступает в двух ипостасях: как 1) система (строй), статика и как 2) динамика, т.е. его употребление, функционирование. В первой представлена статика единиц, в том числе ресурсов стилистики, во второй-само явление, реальность языкового функционирования, т.е. язык в действии. Заметим, что недифференцированное употребление слова язык приводит подчас к неясностям понимания.
Глава 4.Направления стилистики
В языкознании нет общепринятого определения стилистики. Это происходит отчасти потому, что в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Во второй половине XX в. расширился и объект исследования этой науки, далеко вышедшей за пределы изучения художественной речи.
В самом общем смысле стилистику можно
определить как лингвистическую науку
о средствах речевой выразительности
и о закономерностях функционирования
(употребления) языка, обусловленных наиболее
целесообразным использованием в тексте
языковых единиц в зависимости от содержания
высказывания, целей, ситуации и сферы
общения. Выделяются прежде всего такие
типовые и социально значимые сферы общения,
как научная,
художественная, публицистическая, официально-деловая,
разговорно-бытовая, частично-религиозная.
В соответствии с ними различаются и функциональные
стили (их подстиди и т.д.).
Таким образом, приведенное выше определение является наиболее полным и исторически соответствующим действительности. Однако это определение, так сказать, общей стилистики. Оно может быть расчленено на две части, соответствующие двум основным исторически сложившимся аспектам стилистических исследований.
1. Традиционное — о
2. О закономерностях функционирования, употребления языка в различных сферах общения (функциональная стилистика) — аспект собственно коммуникативный, динамический, языка в действии. В этом направлении в свою очередь можно особо выделить стилистику художественной речи в силу специфики исследуемого ею объекта и обширности имеющихся в этой области исследований. Однако следует помнить, что это внутреннее ответвление той же функциональной стилистики, в котором художественная речь исследуется в аспекте ее общих специфических черт.
В 80-е гг. XX в. сложилась в качестве особого направления стилистика текста, сосредоточившая свое внимание на специфике целостного текста.
1. Направление, изучающее стилистические ресурсы языка («стилистика ресурсов»), является наиболее традиционным. Это своего рода описательная, иначе аналитическая, или структурная, стилистика, характеризующая стилистически окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также так называемые средства словесной образности. Один из центральных аспектов этой науки — стилистическая синонимия языка (на разных уровнях языковой системы).
Как известно, в процессе формирования русского литературного языка большое значение имело взаимодействие двух его форм — письменной и устной. Языковые средства, преимущественно используемые по традиции в книжных жанрах, некогда находившихся под воздействием славянизированного типа языка, приобретали обычно стилистический характер официальности, при этом нередко с экспрессивными оттенками риторичности, торжественности и др. В целом эти средства несколько условно объединяются под названием книжных средств (или книжных стилей). Языковые же единицы устной речи, особенно обиходной, сохраняют и в сфере литературного употребления характер непринужденности или даже фамильярности, с богатой палитрой своеобразных экспрессивных окрасок. Все они называются разговорными, а также просторечными (литературное просторечие).
Книжные и разговорные языковые средства имеются на различных уровнях языковой системы (хотя далеко не в одинаковых количествах): фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом. Нередко эти единицы оказываются синонимичными как друг другу, гак и «нейтральным» (неокрашенным). Изучение этих средств и составляет объект характеризуемого направления стилистики, которое описывает состав средств, структурный аспект стилистики языка.
Не только в истории развития стилистики, но и в процессе обучения закономерен переход от «стилистики ресурсов» как своего рода базовой к другим направлениям стилистики.
Глава 5.Развитие стилистической системы русского языка.
5.1.Стилистика историческая
Одно из направлений общей стилистики, изучающее процессы становления стилистических ресурсов языка в ходе развития последнего, его стилистической системы и средств выразительности, а также формирование функциональных стилей и более частных жанрово-речевых разновидностей в связи с изменением их экстралингвистических основ. Историческая стилистика подразделяется на два аспекта исследований: структурный (строя языка, его диахронии) и собственно функциональный; однако при этом и первый аспект не лишен отражения процессов употребления языковых единиц, т.е. функционального. Это вытекает из тесной взаимосвязи развития языка с его использованием в процессах общения. Отсюда стиль – категория историческая. Учет аспекта функционирования языка позволяет определить причины языковых изменений, начиная с глобальных: "Язык изменяется под давлением нужд коммуникации" (Мартине, 1965, с. 451).