Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель работы заключается в том, чтобы изучить влияние футуристического движения на российскую издательскую и художественную деятельность, на примере отдельных организаций.
Можно выделить основные задачи:
1. Характеристика футуризма.
2. Характеристика издательской деятельности футуристов, ее особенности и своеобразие, влияние на нее отношения в различных поэтических группах.
3. Характеристика издательств кубофутуристов, эгофутуристов и других, причины их возникновения, организация, оформление книг.
4. Влияние государства и цензуры на их деятельность
Объектом исследования курсовой работы является футуристическое течение в начале XX века, а предметом – издательства футуристов.
При работе над темой были использованы источники и материалы из Российской Государственной Исторической Библиотеки, Российской Государственной Библиотеки, библиотеки Университета Печати имени Ивана Федорова, музея Серебряного Века, Музея Маяковского, воспоминания, статьи и письма непосредственных участников русского футуристического движения и их современников.
Введение 3
Глава I. Футуризм 4
Глава II. Футуристические издательства 6
2.1. Издательская деятельность кубофутуристов 6
2.2. Издательская деятельность эгофутуристов 10
2.3. Издательская деятельность других футуристических издательств 12
Глава III. Футуристы и цензура. 14
Глава IV. ЛЕФ 19
Заключение. 21
Библиографический список 22
Приложение 24
Именно от имени Наркомпроса стал издаваться футуристический орган — газета «Искусство коммуны» (1918), вокруг которой объединилась группа наиболее политически активных футуристов. Здесь и были сформулированы основные принципы теоретической платформы будущего ЛЕФа: создание действенного революционного искусства, поиски новых форм художественной выразительности.
В начале 1923 года группа преобразовывается в литературно-художественное объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств), которое возглавил В. Маяковский. Кроме него членами объединения стали: Н. Асеев, Б. Арватов, О. Брик, В. Каменский, Б. Кушнер, С. Третьяков, Н. Чужак, Б. Пастернак до 1927 года. Впоследствии к ним примкнули С. Кирсанов, В. Перцов и другие. Близки к ЛЕФу были художники А. Родченко, В. Степанова, В. Татлин, деятели кино С. Эйзенштейн, Дзига Вертов, Л. Кулешов, писатели, критики и теоретики искусства В. Шкловский, А. Лавинский.
ЛЕФ призывал к созданию утилитарных произведений, имеющих определенную функцию. Лефовцы отрицали многие традиционные виды художественного творчества, в том числе станковую живопись в изобразительном искусстве, художественный вымысел в литературе, противопоставляя им документ.
Объединение издавало свой журнал «ЛЕФ». Затем, в 1927 году, был организован другой журнал меньшего объема «Новый ЛЕФ», прекративший свое существование к концу 1928-го, когда ряды лефовцев покинул Маяковский. В начале 1929 года объединение ЛЕФ по инициативе Маяковского было преобразовано в «РЕФ» – Революционный фронт искусств, куда не вошли Третьяков, Чужак и другие, оставшиеся на старых лефовских позициях. Но после разгромной статьи в «Правде» и вступления Маяковского в РАПП – Российскую ассоциацию пролетарских писателей, РЕФ прекратил свое существование.
При завершении этой работы можно подвести некоторые итоги. При рассмотрении издательской деятельности футуристов, можно сказать, что их мировоззрения в какой-то мере отражались и на облике книги. При характеристике издательской деятельности футуристов можно было заметить свои особенности, которые отличали их от других течений Серебряного Века. Также, можно заметить, что каждое издание у футуристов уникально, в виду их ручной работы, оформлении без применения типографской техники, шрифтов.
Издательская деятельность футуристов имела огромное значение, и значительно повлияла на книгоиздание, искусство книги, ее оформление.
На мой взгляд, следует и далее исследовать эту область. Еще не так хорошо изучены периодические издания футуристов. Очень мало говорится об издательской деятельности эгофутуристов. Также, большинство исследователей русского футуристического движения до сих пор ограничиваются обозначенным профессором В. Марковым периодом 1909-1917 годов, хотя В. Марков понимал несовершенство своего исследования и указывал на необходимость написания истории послереволюционного футуризма. Е. Бобринская, например, считает, что с конца 1920 г. конструктивизм начал вытеснять футуризм.
Садок Судей, 1910 год, Т.I, обложка книги
Пощечина общественному вкусу, 1912 год, обложка сборника
Текст манифеста «Пощечина общественному вкусу»:
Читающим наше Новое Первое Неожиданное.
Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и
Пушкин непонятнее гиероглифов.
Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней.
Кто же, доверчивый, обратит
последнюю Любовь к
Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми
Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!
Мы приказываем чтить права поэтов:
1). На увеличение словаря
в е г о о б ъ
ё м е произвольными и
производными словами (Слово-
2). На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3). С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами Венок грошовой славы.
4). Стоять на глыбе слова «мы»
среди моря свиста и
И если пока еще и в
наших строках остались
Москва. 1912 г. декабрь.
Д. Бурлюк, Александр Крученых, В. Маяковский, Виктор Хлебников.
Приложение 4
Дохлая Луна, 1913 год, обложка сборника
Приложение 5
Крученых А.Е. книги «Помада» и «Старинная любовь», обложки
Приложение 6
Крученых А.Е., Хлебников В.В. Игра в аду, 1917 год, обложка книги
Приложение 7
Стеклянныя цепи. Альманах Эго-футуристов. Издание газеты «Петербургский глашатай», 1912 год
Приложение 8
«Идите к черту!». Манифест. Альманах «Рыкающий Парнас», СПб, 1914 год
Ваш год прошел со дня выпуска 1-х наших книг: «Пощечина», «Громокипящий кубок», «Садок Судей» и др.
Появление Новых поэзий подействовало на еще ползающих старичков русской литературочки, как беломраморный Пушкин, танцующий танго.
Коммерческие старики тупо угадали раньше одурачиваемой ими публики ценность нового и «по привычке» посмотрели на нас карманом.
К. Чуковский (тоже не дурак!) развозил по всем ярмарочным городам ходкий товар: имена Крученых, Бурлюков, Хлебникова...
Ф. Сологуб схватил шапку И. Северянина, чтобы прикрыть свой облысевший талантик.
Василий Брюсов привычно жевал страницами «Русской мысли» поэзию Маяковского и Лившица.
Брось, Вася, это тебе не пробка!..
Не затем ли старички гладили нас по головке, чтобы из искр нашей вызывающей поэзии наскоро сшить себе электропояс для общения с музами?..
Эти субъекты дали повод табуну молодых людей, раньше без определенных занятий, наброситься на литературу и показать свое гримасничающее лицо: обсвистанный ветрами «Мезонин поэзии»5, «Петербургский глашатай»и др.
А рядом выползала свора адамов с пробором — Гумилев, С. Маковский, С. Городецкий, Пяст, попробовавшая прицепить вывеску акмеизма и аполлонизма на потускневшие песни о тульских самоварах и игрушечных львах, а потом начала кружиться пестрым хороводом вокруг утвердившихся футуристов...
Сегодня мы выплевываем навязшее на наших зубах прошлое, заявляя:
1) Все футуристы объединены только нашей группой.
2) Мы отбросили наши случайные
клички эго и кубо и
Давид Бурлюк, Алексей Крученых, Бенедикт Лившиц, Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Виктор Хлебников.
1 Калиниченко И.Ю. Ужасно не люблю… больших книг…// Херсонский библиофил. - 2005. - Вып. 1. - С. 26
2 Крученых А. Наш выход // К истории русского футуризма. Воспоминания. М., 1997. С. 50.
3 В сборнике «Дохлая Луна» это же произведение было опубликовано под названием «Немотичей и немичей».
4 Матюшин М. Русские кубофутуристы // Харджиев Н.И. Статьи об авангарде. М., 1997. T.I. С. 167—168.
Информация о работе Издательская деятельность футуристов в начале XX века