Издательская деятельность футуристов в начале XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы изучить влияние футуристического движения на российскую издательскую и художественную деятельность, на примере отдельных организаций.
Можно выделить основные задачи:
1. Характеристика футуризма.
2. Характеристика издательской деятельности футуристов, ее особенности и своеобразие, влияние на нее отношения в различных поэтических группах.
3. Характеристика издательств кубофутуристов, эгофутуристов и других, причины их возникновения, организация, оформление книг.
4. Влияние государства и цензуры на их деятельность
Объектом исследования курсовой работы является футуристическое течение в начале XX века, а предметом – издательства футуристов.
При работе над темой были использованы источники и материалы из Российской Государственной Исторической Библиотеки, Российской Государственной Библиотеки, библиотеки Университета Печати имени Ивана Федорова, музея Серебряного Века, Музея Маяковского, воспоминания, статьи и письма непосредственных участников русского футуристического движения и их современников.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Футуризм 4
Глава II. Футуристические издательства 6
2.1. Издательская деятельность кубофутуристов 6
2.2. Издательская деятельность эгофутуристов 10
2.3. Издательская деятельность других футуристических издательств 12
Глава III. Футуристы и цензура. 14
Глава IV. ЛЕФ 19
Заключение. 21
Библиографический список 22
Приложение 24

Файлы: 1 файл

Издательская деятельность футуристов в начале ХХ века.doc

— 1.07 Мб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ

ИМ. ИВАНА ФЕДОРОВА

ФАКУЛЬТЕТ ИЗДАТЕЛЬСКОГО  ДЕЛА И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА КНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ

 

 

 

 

 

Издательская  деятельность футуристов в начале ХХ века

Курсовая работа по истории  книжного дела

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению и описанию издательской деятельности футуристов в начале XX века.

На мой взгляд, в данной теме необходимо показать футуристическое движение и его деятельность, как непрерывный и взаимосвязанный процесс, выявить особенности, обобщить материалы, также, тема актуальна в настоящее время. Цель  моей  работы заключается в том, чтобы изучить  влияние футуристического движения на российскую издательскую и художественную деятельность, на  примере  отдельных   организаций.

Можно выделить основные задачи:

    1. Характеристика футуризма.
    2. Характеристика издательской деятельности футуристов, ее особенности и своеобразие, влияние на нее отношения в различных поэтических группах.
    3. Характеристика издательств кубофутуристов, эгофутуристов и других, причины их возникновения, организация, оформление книг.
    4. Влияние государства и цензуры на их деятельность

Объектом исследования курсовой работы является футуристическое течение в начале XX века, а предметом – издательства футуристов.

При работе над темой были использованы  источники и материалы из Российской Государственной Исторической Библиотеки, Российской Государственной Библиотеки, библиотеки Университета Печати имени Ивана Федорова, музея Серебряного Века, Музея Маяковского, воспоминания, статьи и письма непосредственных участников русского футуристического движения и их современников.

 

Глава I. Футуризм

Футуризм  – от лат. futurum–будущее  – общее название художественных движений авангарда 1910 - 1920 годов в некоторых европейских странах, прежде всего в Италии и России, близких в отдельных темах, но обладавших разными, порой противоположными идейными установками.

Футуризм отрицал нравственные и художественные ценности традиционной культуры, разрушал естественный язык в поэзии, культивировал эстетику машинной индустрии. Сам футуризм как некое целостное художественно-эстетическое движение завершился с началом Первой Мировой войны. Футуристы, которые уцелели после нее, двигались в своем направлении в области искусства, причем некоторые из них примкнули к фашистской партии Муссолини, увлеченные его идеями насильственного переустройства мира.

Первая значительная выставка итальянских футуристов прошла в Париже в 1912 году и затем проехала по всем художественным центрам Европы. Везде она имела скандальный успех, но практически нигде футуристы не нашли серьезных последователей, кроме России, в которую выставка так и не доехала. Русские художники в тот период часто бывали в Европе, поэтому идеи и манифесты футуристов оказались во многом созвучны их собственным идеям и поискам. Первый футуристический манифест Маринетти уже через несколько дней после его появления в «Фигаро» был переведен и опубликован в петербургской газете «Вечер» 8 марта 1909 года Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов.

Первым русским новаторам пришлось действовать наугад и с оглядкой на зарубежные образцы: итальянских футуристов и французских кубистов. Также, они практически не имели возможности публиковаться в каких-либо существующих изданиях. В результате этого, русским футуристам пришлось самим заниматься издательской деятельностью.

В искусстве  книги футуристы искали новые  пути соединения слова и изображения, активизировали выразительные возможности шрифта и рукописного почерка, противостояли эстетизму и стилизациям «изящных изданий», сознательно разрушая привычную форму книги, стремясь выразить динамику индустриальной эпохи.

Большинство книг они печатали сами и использовали гектографию, линографию, литографию, стеклографию. Издательское творчество футуристов можно назвать беспрецедентным для русского издательского дела. Они создавали цельногравированную книгу, где текст и иллюстрации делались одним художником, который был и гравером, а типографская техника практически не участвовала. Это был смелый эксперимент, так как был упразднен типографский набор. Эти книги имели вид рукодельных, и они резко отличались от всего, что появлялось на книжном рынке. Этот способ издания объясняется не техническими причинами, а принципиальной установкой футуристов. В их намерения входил сознательный эпатаж читателя, он подразумевался и в самих произведениях и в форме книги. Они издевались над привычными вкусами читателей. «Дохлая луна», «Доители изнуренных жаб», «Рыкающий Парнас», «Идите к черту», «Танго с коровами» и так далее. Для этих книг характерна серая, дешевая, грубая бумага, часто на обороте обоев, на холсте, были небрежно сброшюрованы, то есть было впечатление полукустарного произведения. Дело в том, что в этой форме они бросали вызов своим художественным противникам, а в качестве них выступали художники круга «Мир искусства». Это была своего рода антикнига. Но не надо думать, что они не думали о коммерции. Сегодня эти книги ценятся очень высоко у коллекционеров, многие из них появляются на аукционах, например, в 1993 году на Сотбисе была продана «Пощечина общественному вкусу» за 1800 долларов. 

Глава II. Футуристические издательства

2.1. Издательская деятельность кубофутуристов

Кубофутуристы активно использовали скифские мифологемы. Скифство, зародившееся в народнической  среде, было чрезвычайно популярно  у символистов, а через них  было воспринято кубофутуристами как стиль. Скифство было направлено вовне, на экспансию, на замещение старой западной культуры новой, варварской. Оно было противопоставлено Западу, но не отождествлялось напрямую с Востоком, представляя собой некий третий путь.

Название группы кубофутуристов «Гилея» было заимствовано у Геродота, которой именовал так древнюю Скифию, располагавшуюся на юге современной Украины. Был у «кубофутуристического» скифства еще один немаловажный, географический аспект: в Херсонской губернии находилось имение Чернянка, управляющим которого были отец В., Д., и Н. Бурлюков. Там собирались будущие участники группы «Гилея».

Это объединение являлось наиболее важной из всех существовавших в России футуристических группировок и самой близкой к футуризму. Начало ему положило содружество братьев В. и Д. Бурлюков и Б. Лившица, сложившееся в 1908 году. Окончательно «Гилея» сложилась в 1910 году, в нее, помимо основателей, входили Н. Бурлюк, Е. Гуро, В. Каменский, А. Крученых,                 В. Маяковский, В. Хлебников и другие.

В апреле 1910 года вышла в свет небольшая по формату «диковинная» книга, вызвавшая настоящий скандал среди читающей публики. Эпатирующими были и внешний вид издания и его содержание. Название для книги – «Садок Судей» (см. Приложение 1) – придумал В.Хлебников. Д. Бурлюк вспоминал, что первая книга русских футуристов была оттиснута на обоях, как символ: «всю жизнь нашу пройдем огнем и мечем литературы, под обоями у вас клопы да тараканы водились, пусть живут теперь на них молодые, юные, бодрые стихи наши»1. Издание это выходных данных не имело, слово «футуризм» в нем еще не упоминалось, но это была первая книга русских футуристов. И именно с выходом в свет «Садка Судей I» образовалось ядро будущей группы «Гилея», называющих себя «гилейцами», «будетлянами», «футуристами», «кубофутуристами».

Декабрь 1912 года можно считать официальной точкой отсчета их футуристической направленности. Именно тогда вышел первый сборник, где «Гилея» объявила своим стилем футуризм,  «Пощечина общественному вкусу» (см. Приложение 2). Сборник содержал одноименный манифест                          (см. Приложение 3), в котором провозглашались основные принципы и идеи, принятые кубофутуристами: отвержение существовавшего до них языка и его изменение путем слово-новшества, претензия на отражение современности, возвеличивание себя через «Мы».

 Для издательской деятельности «гилейцев» нужны были средства, сторонников у нового течения было не так много. Единственный выход – издание собственных книг самостоятельно или с помощью меценатов. Поэтому тираж футуристических книжек был невелик – 300-500 экземпляров, а чтобы издания стоили максимально дешево, их старались издавать в провинции. Несколько своих книг «гилейцы» издали на Херсонщине в типографиях Херсона и Каховки.

В августе 1913 года, в Каховке, в маленькой провинциальной типографии Кана и Бергарта увидел свет первый херсонский коллективный сборник «гилейцев» «Дохлая Луна» (см. Приложение 4).

 В сборнике  печатались произведения Д. и Н. Бурлюков, А.Крученых, Б.Лившица, В.Маяковского и В.Хлебникова. Авторами художественного оформления были В. и Д. Бурлюки. Рисунки и офорты к сборнику печатались черно-белыми, а затем раскрашивались вручную, что ограничивало тираж издания и сделало впоследствии эти книги библиографической редкостью. Стоимость издания херсонского сборника «Дохлая Луна» составила 60 рублей.

Второй, самый малохудожественный херсонский сборник «гилейцев» «Затычка», был издан в том же 1913 году в Херсоне в электротипографии С.В.Поряденко. Этот сатирический сборник состоял из 14 страниц. Авторы книги – братья Бурлюки и В.Хлебников.

В декабре 1913 года в Херсоне был напечатан третий сборник «Молоко Кобылиц». Книга имела подзаголовок: рисунки, стихи, проза. Рисункам придавалось большое значение, так как они в подзаголовке обозначены первыми. Художественное оформление издания выполнили А. Экстер и Д. Бурлюк. Авторами же стихов и прозы были братья Бурлюки, В.Каменский, А.Крученых, Б.Лившиц, В.Маяковский, И.Северянин и В.Хлебников.

Книги футуристов издавались быстро, в веселой атмосфере  коллективного творчества. Это был  уникальный эксперимент в книгоиздательстве. Свои литографированные книжки «гилейцы» называли «самописьма», по выражению Хлебникова. Издания были похожи на древние летописи. Футуристическая «антикнига» разрушала эстетические шаблоны и стереотипы восприятия дешевой бумагой, картонными обложками, небрежной брошюровкой. Маленький тираж футуристических книг, издаваемый «гилейцами», ручная работа по их оформлению, возросший, особенно в последние десятилетия, интерес к футуристической книге сделали эти издания большой редкостью сегодня. Немногие коллекции и собрания включают в себя издания футуристов.

Книгоиздательская деятельность кубофутуристов «Гилея»  отличается разнообразием и широчайшим охватом. Если разделить книгоиздательскую деятельность «Гилеи», то наиболее консервативными будут считаться издания    М. Матюшина – все его книги, кроме двух «Садков Судей», – вполне традиционны и сработаны просто, без изысков, но качественно. Матюшин при издании, как правило, старался учесть пожелания своих сотоварищей.

Противоположная сторона - издания А. Крученых. Большинство их вышло под маркой издательства «ЕУЫ». Его книгоиздательская деятельность носила крайне субъективный характер и отличалась экспериментаторством. Крученых в своих книгах исследовал подсознательные аспекты творчества, теорию заумного языка. Он издает рукописные литографированные и гектографированные книги («Мирсконца», «Взорваль», «Помада» (см. Приложение 5), «Тэ ли лэ»), в которых печатает преимущественно свои произведения, а также Хлебникова, игнорируя остальных «гилейцев». Вот что писал об этой нестандартной публикации сам поэт:

«Какого труда стоили первые печатные выступления! Нечего и говорить, что они делались на свой счет, а он был вовсе не жирен. Проще – денег не было ни гроша. И «Игру в аду» (см. Приложение 6) и другую свою книжечку «Старинная любовь» (см. Приложение 5) я переписывал для печати сам литографским карандашом. Он ломок, вырисовывать им буквы неудобно. Возился несколько дней. Рисунки Н. Гончаровой и М. Ларионова, были, конечно, дружеской бесплатной услугой. Три рубля на задаток типографии пришлось собирать по всей Москве. Хорошо, что типограф посчитал меня старым заказчиком (вспомнил мои шаржи и открытки, печатанные у него же!) и расщедрился на кредит и бумагу. Но выкуп издания прошел не без трений. В конце концов, видя, что с меня взятки гладки, и напуганный моим отчаянным поведением, дикой внешностью и содержанием книжек, неосторожный хозяйчик объявил: «Дайте расписку, что претензий к нам не имеете. Заплатите еще три рубля и скорее забирайте свои изделия!» Пришлось в поисках трешницы снова обегать полгорода. Торопился. Как бы типограф не передумал, как бы дело не провалилось...»2

Объем его книг вряд ли когда превысил 50 страниц. Его  книжные эксперименты продолжались и после распада «Гилеи».

 Д. Бурлюк занимал положение в центре, между Матюшиным и Крученых. По смелости эксперимента он уступал Крученых и разрабатывал, как и Матюшин, старый тип литературно-художественного альманаха, но с большим количеством иллюстративного материала.

Кубофутуристам  «Гилеи» были близки объединения «Союз молодежи» и «Ослиный хвост». В марте 1913 г. объединение «Гилея» вошло в состав «Союза молодежи», однако название «Гилея» еще долго использовалось участниками группы. Это объединение художников, возникшее в ноябре 1909 года в Петербурге. Инициаторами и организаторами «Союза» стали М. Матюшин,          Е. Гуро, И. Школьник, Ц. Шлейфер, Э.Спандиков. Денежные средства для объединения выделил известный меценат, коллекционер и художник-любитель   Л. Жевержеев. Оно занималось активной издательской деятельностью, выпустив три сборника с одноименным названием и несколько книг, в том числе по теории футуризма, стихи и прозу футуристов. Книги печатались под маркой издательства «Журавль», организованного М. Матюшиным и Е. Гуро, и «ЕУЫ», принадлежавшего «Компании футуристов «Гилея», присоединившейся к «Союзу» весной 1913 года.

2.2. Издательская деятельность эгофутуристов

Не менее  чем будетляне «Гилеи», на роль первооткрывателя русского футуризма претендовали члены объединения «Академия Эгопоэзии», возглавляемого И. Северянином. Именно последний в 1911 году впервые в России назвал себя футуристом, добавив к этому термину приставку «эго» — «я». Помимо Северянина в его кружок входили К. Олимпов, Грааль-Арельский,         Г. Иванов, П. Широков, Иван Оредеж, П. Кокорин. Эгофутуризм в противовес кубофутуризму отличался ярко выраженной асоциальностью, выступал за индивидуализм и требовал отмены нравственных и этических ограничений в искусстве.

Информация о работе Издательская деятельность футуристов в начале XX века