Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА1
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.
Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4


ГЛАВА2
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16
2.3. Организация культурно-досуговой деятельности
на местном уровне…………………………………….19
2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами
и людьми «третьего возраста»………………………26

Список литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая СКД.docx

— 101.30 Кб (Скачать файл)

Еще больше внимания проблемам досуга уделяется в XX в., особенно во второй его половине.

Одним из основоположников социологии досуга считается Джофф Дюмазедье. Его основные труды: «На пути к «обществу досуга»» (1962 г.), «Досуг и город» (Т.1. - 1966 г.; Т.2. - 1976 г.) . Но настоящую сенсацию в зарубежном досуговедении произвела монография Дж.Дюмазедье «Культурная революция свободного времени» (1988 г.). По этой книге в течение 1989 - 1991 гг. в ряде городов Канады, США, Великобритании, Австралии была проведена серия научных конференций. (СНОСКА: См.: Кротова Ю.Н. Педагогика досуга в англоязычных странах – СПб. 1994. - С.145)

В 80-х гг. XX столетия Д.Кларк и Ч.Критчер выпускают книгу под интригующим названием «Дьявол находит работу для праздных рук». (СНОСКА: Название приводим по книге Т.Г.Киселевой «Теория досуга за рубежом» - М 1992) Уже в самом названии книги отчетливо слышится сигнал тревоги: досуг - это не только благо, но и своеобразное поле для асоциального поведения. И это действительно так. Досуг - явление достаточно сложное. В зависимости от того, на что он направлен, он может быть позитивным или негативным. Отсюда такой интерес к проблемам досуга как в теории, так и на практике, что, в свою очередь, не может не дать положительного эффекта.

Каким же образом (здесь и далее мы имеем в виду передовые страны Европы и Америки) удается обеспечить высокий уровень рекреационно-досуговой деятельности для большинства своих граждан, в том числе и для тех, которых можно отнести к специфическим группам населения (инвалиды, представители так называемых «групп риска» и др.)?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вначале некоторые аспекты культурной политики зарубежных стран.

 

2.1. Особенности культурной  политики передовых стран Запада. Управление и финансирование  учреждений культуры

Как и социальная работа, культурно-досуговая деятельность на Западе организуется на трех уровнях: государственном (в масштабе страны), региональном (на уровне штата, провинции) и муниципальном (местном, будь то город или село, община и т.п.). Это выражается и в характере управления этой сферой, и в характере се финансирования.

В большинстве стран Запада в настоящее время происходит так называемая децентрализация управления сферой культуры. Значительную часть своих управленческих функций государство передает на места.

Определенное представление о тенденциях развития европейской культурной политики дают данные исследования, проведенного в 1999 - 2000 гг. в девяти европейских странах, в том числе в Великобритании, Финляндии, Нидерландах, Германии, и опубликованные во французском журнале Circular. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. -Вып. 7-8. С.5-7.) Исходя из результатов исследования можно говорить о следующих тенденциях развития культурной политики европейских стран:

- изменение роли государства, которое отказывается от прямого управления культурой и создает условия для наилучшего использования общественных фондов, в чьем ведении находятся вопросы культуры;

 - утверждение некоммерческого сектора как истинного партнера в проведении государственной культурной политики;

 - особая форма приватизации в секторе культуры; 

- возрастание экономического фактора культуры;

-   возрастание роли регионального и локального факторов в культурной политике;

- отход от элитарности, проявляющейся в поддержке различных форм деятельности и различных групп и социальных слоев населения.

При этом в исследовании подчеркивается, что названные тенденции базируются на непосредственном участии в культурной политике граждан общества. Особо отмечается также важность установления партнерских отношений между государством и так называемым третьим сектором (ассоциации, фонды, церкви, религиозные и профсоюзные организации).

Аналогичные данные содержатся в книге Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» (см. приложение 3).

Приведенные материалы свидетельствуют, прежде всего, о социальной направленности культурной политики зарубежных стран, стремлении охватить культурным влиянием все без исключения слои общества.

Не менее важно и такое обстоятельство, как опора на общественность, передача ей части управленческих функций. «Задача власти в области культуры, - говорит С.Манди, - оказать поддержку, а затем отойти в сторону». (СНОСКА: Цитируем по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. -С.91) Целью культурной политики зарубежных стран провозглашается оказание помощи личности в самореализации ее культурного потенциала, обеспечение физического и социального доступа к культуре для всех и каждого. (СНОСКА: См.: Там же.- С93) Другое дело, что осуществить эту цель не так-то просто. Очень важно также, что учреждения культуры не рассматриваются, как единственные участники культурной жизни, подчеркивается необходимость учета творческой деятельности отдельных личностей и всего населения. (СНОСКА: См.: Там же. - С.92)

Поскольку отрасль культуры и культурно-досуговой деятельности достаточно четко разделяется на три основных сектора (государственно-бюджетный, общественно-добровольный и коммерческий), можно говорить о трех направлениях и трех уровнях управления и финансирования этой отрасли (см. рис.6).

 

Условные обозначения:

А - государственно-бюджетный сектор;

Б - общественно-добровольный сектор;

В - коммерческий сектор;

I - общенациональный уровень;

II - региональный уровень;

III - муниципальный уровень.

Государственно-бюджетный сектор является в большинстве государств основным. Средства на культуру закладываются в ежегодные бюджеты государств, регионов и муниципалитетов и распределяются на соответствующих уровнях. На общенациональном уровне распределением средств ведают, как правило, министерства культуры, существующие под различными названиями в большинстве передовых стран мира (кроме США). (СНОСКА: В США напрямую финансируются государственные программы типа - поддержка инфраструктуры национальных парков, борьба с наркоманией, алкоголизмом, СПИДом, курением. В реализации этих программ принимают участие и учреждения культуры) На региональном уровне - соответствующие органы управления. Основные средства на культуру и культурно-досуговую деятельность расходуются на местном (муниципальном) уровне. Поскольку бюджетных средств бывает недостаточно, учреждения культуры имеют право предоставлять населению платные услуги (поиск нужной литературы, ксерокопирование и т.п.).

Общественно-добровольный сектор также действует на трех уровнях в зависимости от наличия собственных средств и решаемых социокультурных задач. Тенденцией последнего времени становится передача части государственных функций управления общественным организациям. Это означает, что государство часть средств распределяет не напрямую, а через общественные фонды и ассоциации. Общественно-добровольный сектор поддерживает, как правило, социально значимые проекты и инициативы в сфере культуры и досуга.

Коммерческий сектор может работать на любом из трех уровней. Но, как правило, предпочитает вложение средств в целевые программы, приносящие, прежде всего, коммерческую выгоду. В ряде случаев коммерческие организации занимаются и благотворительной деятельностью. Велика роль коммерческих организаций в создании индустрии досуга и развлечений, поддержке популярного искусства.

Отдельно нужно сказать об общественной и частной благотворительности в сфере культуры, о спонсорстве и меценатстве. Многие зарубежные фонды обладают весьма солидными финансовыми средствами, позволяющими им поддерживать любое ценное в социокультурном отношении начинание. Весьма солидны и личные вклады отдельных меценатов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. М„ 1996. С. 127)

Поскольку управление - это, прежде всего, распределение ресурсов, рассмотрим, как на практике осуществляется децентрализация финансирования в сфере культуры2. Так, региональные и муниципальные затраты (в совокупности) составляют 55 % от общих расходов в Финляндии; во Франции - 51 %, в Норвегии - 56 %, в Швеции - 54 %. (СНОСКА: По другим данным, региональные и местные бюджеты составляют в среднем примерно 75% общих расходов на нужды культуры, см.: Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. - С.66)

Центральные органы управления оставляют за собой такие функции, как координация действий местных властей; предоставление им необходимой информации (о проведении межрегиональных выставок, театральных и музыкальных фестивалей и т.п.), организация международного сотрудничества.

Таким образом, основная часть работы по организации досугово-рекреационной деятельности населения ложится на местные органы власти или, другими словами, на местные советы по культуре. Задача этих советов заключается в том, чтобы создавать условия для удовлетворения потребностей различных групп населения (любителей искусства, широкой публики и т.п.). При этом местные органы власти распоряжаются всеми необходимыми средствами для развития культурной жизни региона, города или другого населенного пункта.

В зависимости от исторических предпосылок, социального устройства, проводимой политики, культурных традиций каждая страна по-своему организует культурно-досуговую сферу своих граждан.

Так, крупнейшей статьей расходов на культуру центрального бюджета в Австрии является «исполнительское искусство» (46,6%), а в Великобритании и Испании на его долю приходится всего 1,8 -1,9%.

В финансировании сферы культуры из центральных бюджетов Италии, Нидерландов, Швейцарии и Великобритании превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники - 39-44%, тогда как в Германии на их нужды выделяется менее 2% всех расходов. В ее бюджете доминирует статья «социально-культурные мероприятия» (76,4%), а в Великобритании на долю этой статьи приходится всего 1% расходов.

В структуре расходов на культуру региональных бюджетов в Нидерландах преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительское искусство (41%).

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%.

В Германии 64%, а в Швеции - около половины расходов на культуру местных бюджетов используется для финансирования социально-культурных мероприятий. (СНОСКА: См.: Богачена О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996. - №10. – С.66).

По мнению канадских ученых, можно выделить три основные модели финансирования сферы культуры и искусства в индустриально развитых государствах.

1 модель. Государство - вдохновитель. Оказывает косвенное влияние  на культуру посредством стимулирования  спонсорства и меценатства, а  также за счет налоговых льгот. К такого рода государствам можно отнести США и Швейцарию.

2 модель. Государство - патрон. Стремление изолировать сферу  духовного творчества от прямого  влияния политики. Создаются независимые  посреднические структуры для  финансирования сферы культуры (Великобритания  и Ирландия).

3 модель. Государство - архитектор. Активное влияние через государственный  аппарат на культурную политику. К этой группе государств можно  отнести страны континентальной  Европы (кроме ФРГ) и особенно  Северной Европы (кроме Норвегии). (СНОСКА: См.: Рубинштейн А. Введение в экономику исполнительского искусства. - М, 1991. -С.307-309)

Остановимся на некоторых других особенностях организации и управления культурно-досуговой деятельностью в разных странах.

В ФРГ культурная политика вырабатывается в основном на уровне земель и городов. Это сложилось исторически. На федеральном уровне осуществляется только политика в сфере молодежной культуры, в области телевидения, культурные связи с зарубежными странами.

На уровне земель местными органами управления принимается бюджет культуры, основанный на значительных финансовых средствах. Кроме того, крупные города имеют собственные фонды в дополнение к тем, что выделяют земли (например, Франкфурт-на-Майне 7% общегородского бюджета направляет на развитие культуры).

Большую роль в культурной жизни Германии играют общественные и благотворительные организации и ассоциации. Они располагают собственными материальными средствами и в значительной степени независимы в своей деятельности. Так, организации, объединяющие любителей театров, насчитывают более 600 тыс. человек, играя важную роль в поддержании театральной деятельности на уровне высших стандартов. (СНОСКА: Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. - С. 319 - 120).

Профсоюзы ФРГ субсидируют многочисленные культурные ассоциации, проводят разнообразные мероприятия, например, театральные фестивали. Благотворительные, религиозные и другие организации финансируют строительство или функционирование общественно-культурных центров для молодежи.

В Норвегии, в отличие от Германии, децентрализация сложилась не исторически, а в результате сознательно проводимой политики с середины 70-х гг. XX столетия. Центральные органы большинство прав в сфере культуры передали на местный уровень. Созданные на местах советы по культуре при соблюдении некоторых условий сами определяют использование финансовых средств.

В США разработана специальная методика оценки объективных нужд городов и регионов страны в развитии социальной инфраструктуры. В соответствии с разработанным коэффициентом распределяются субсидии между городами. Увеличивается доля прямых грантов местным властям. А местные власти сами определяют направления средств и грантов. Наряду с государственным финансированием существуют и другие источники поддержания культуры на местах.

Во Франции, стране централизованного управления, большую роль в пополнении средств, выделяемых на культуру на местах, играет меценатство (по закону суммы, выделенные на развитие культуры, не облагаются налогом). Средства, полученные от меценатства и от рекламы, местные власти используют самостоятельно.

Прочная финансовая основа и значительная самостоятельность местных органов власти в проведении культурной политики позволяют в наибольшей степени учитывать культурные запросы основных категорий населения, вовлекать их в социально-культурную деятельность.

 

2.2. Зарубежные модели досуга

В зарубежном досуговедении используются два основных понятия: «досуг» и «рекреация». Чаще эти понятия объединяются в единое; досугово-рскреационная сфера. При этом в понятие «досуг» вкладывается больше коммерческо-развлекательный смысл, а в понятие «рекреация» - социальный, т.е. имеются в виду ее некоммерческий характер и направленность на социально-значимые цели. Достаточно подробно об этом говорится в главе «Организация досуга за рубежом», автором которой является Е.Г.Доронкина. (СНОСКА: См.: Культурно-досуговая деятельность; Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М.Чижикова. - М: МГУК, 1998. -С.430-454)

Информация о работе Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом