Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа
XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА1
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.
Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4
ГЛАВА2
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10
2.2. Зарубежные модели досуга………………………16
2.3. Организация культурно-досуговой деятельности
на местном уровне…………………………………….19
2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами
и людьми «третьего возраста»………………………26
Список литературы…………………………………….33
В реальной практике часто трудно отделить одно понятие от другого. Тем более и чисто развлекательное мероприятие может иметь социальную направленность. Развлекаясь, активно отдыхая, человек восстанавливает свои духовные и физические силы, что немаловажно как для самого индивида, так и общества в целом. В то же время вряд ли было бы правильным отрицать необходимость проведения специальных мероприятий, направленных на восстановление физического и духовного здоровья человека. Это может быть и просто отдых, так называемый пассивный отдых, включая ничегонеделание. Но это может быть и специальная система упражнений и мероприятий, способствующих восстановлению психического комфорта и т.п.
По нашему мнению, процесс социализации личности происходит и в чисто развлекательном мероприятии. Так, например, принимая участие в той или иной игре, том или ином аттракционе, требующих ловкости, смелости и других подобных качеств, человек ощущает себя не хуже других, он как бы приобщается к сонму лучших или солидаризируется с основной массой сограждан.
Нам представляется, что, говоря об организации различных форм отдыха на Западе, что было бы удобнее пользоваться таким термином, как «досугово-рекреационная деятельность» или «культурно-досуговая деятельность». Как в первом, так и во втором случае просматривается «комплексность» решаемых задач, в том числе, и социальная направленность указанной деятельности. «Досугово-рекреационная деятельность» - восстановление физического и психического здоровья личности. «Культурно-досуговая» - подчеркивается социально значимая цель: не только отдых, но и повышение культурного уровня.
Как уже отмечалось, большое внимание на Западе уделяется теоретической и практической сторонам проблемы досуга. Можно сказать, что на сегодняшний день выработана концепция досуга западной цивилизации, апробированы ее основные модели,
В соответствии с современной концепцией досуга, на Западе под досугом понимается совокупность занятий, которым личность может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информированность или образованность, свое добровольное участие в социально-культурном творчестве, будучи свободной от выполнения своих гражданских, профессиональных или семейных обязанностей. (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. – С. 146)
По сути дела, все западные модели досуга выполняют следующие функции: физиологическую, психологическую, познавательную, эстетическую, коммуникативную, компенсаторно-творческую. При этом обычно выделяют три важнейшие функции: рекреации, развлечения, физического и духовного развития личности. (СНОСКА: Там же. - С.23, 146)
В то же время досуговая модель каждой страны или группы стран имеет свои особенности. Речь идет о реальном весе той или иной функции, или их соотношении.
Имеют здесь значение и географическое положение страны, исторические и культурные традиции народа, наличие материальных и финансовых возможностей. В этой связи можно говорить о наличии нескольких основных моделей досуга: американской, европейской, бывшей советской, других стран и регионов (японской, китайской и т.д.). (СНОСКА: В целом положительно оценивая книгу Ю.Кротовой «Педагогика досуга в англоязычных странах», мы не можем согласиться с мнением автора о том, что якобы имеется англо-американская модель досуга (с.32), к которой «приписываются» англоязычные государства (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). По нашему мнению, по своим традициям Великобритания ближе к европейской, чем к американской, модели досуга. Географически удаленные от США Новая Зеландия и Австралия имеют, по всей вероятности, свои региональные модели).
Так, в американской модели обращает на себя внимание перекос в сторону функции развлечения. В европейской модели более сбалансированное соотношение функций и большее внимание уделяется духовному развитию личности. Именно в европейских странах (Швейцарии, Германии и Франции) зародилось и получило развитие такое явление, как социально-культурное аииматорство, суть которого заключается в придании педагогической направленности досуговым мероприятиям. Несомненные достоинства были у советской модели досуга. Ее характеризовали такие качества, как стремление к духовному развитию личности, ярко выраженный воспитательный аспект. Недостатками советской модели можно считать недооценку рекреационно-развлекательных элементов досуга и его излишнюю идеологизацию. Досуговую модель современной России можно рассматривать как переходную. Она многое впитала в себя и от американской, и от европейской моделей, не располагая пока материальными и финансовыми возможностями для их реализации на практике. К сожалению, современная российская модель досуга по ряду позиций уступает бывшей советской. Так, например, фактически сведена на нет образовательно-воспитательная функция, снизилась роль творческо-развивающей функции. А сила любой национально-региональной модели досуга, прежде всего - в наличии баланса между ее функциями и во внимании к национально-историческим особенностям страны или региона.
Наличие различий и недостатков в зарубежных моделях досуга не отменяет того позитивного, что в них есть - стремления превратить досуг в пространство для развития личности, реализации ее творческих возможностей. Хотя на практике сделать это не всегда удается. Коммерческий сектор диктует свои условия.
Позитивным в теории и практике зарубежного досуга следует считать разработку и анализ таких понятий, как «педагогика досуга», «социально-культурная анимация», «досуговая квалификация» (выработка системы установок, умений и навыков рационального времяпровождения) (СНОСКА: См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.45.) и таких явлений, как досуговая квалификация, досуговая карьера (как заменитель профессиональной карьеры; речь может идти, например, о карьерном волонтерстве). Заслуживает внимания попытка западного досуговедения дать определенную градацию досуговым явлениям: серьезный и обычный досуг (серьезный - как заменитель работы), качество свободного времени, оптимальный стиль досуга (СНОСКА: См.: Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Социс №7. 2002. С.64-72) и др.
2.3. Организация культурно-
Как уже отмечалось, в большинстве европейских стран основная поддержка культуры, а, следовательно, и основная культурная деятельность осуществляется на местном уровне. (СНОСКА: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. – С. - 92) Но, прежде чем остановиться на этом вопросе, рассмотрим кратко специфические особенности зарубежных культурно-досуговых учреждений. Ибо эта специфика в значительной степени влияет на характер организации досугово-рекреационной деятельности на всех уровнях, в том числе и на местном. Имеет значение также и анализ того нового, что появилось на Западе в культурно-досуговой сфере.
Из специфических особенностей отметим основную: отсутствие жесткой функциональной дифференциации культурно-досуговых учреждений и все большее объединение досуговых функций в деятельности каждого учреждения (стремление к многофункциональности: музей, библиотека - это одновременно и клуб, т.е. досуговый центр). (СНОСКА: Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особенность, является Н.Ф.Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (Тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом. - С. 113-124).) Во многих учреждениях культуры и искусств (прежде всего - музеях) большое внимание уделяется решению рекреационных задач (создаются специальные зоны отдыха, в том числе и на открытом воздухе, пункты питания, детские игровые комнаты и т.п.).
По сути дела, рекреационная функция пронизывает деятельность большинства зарубежных культурно-досуговых учреждений. При этом она не отменяет основной (специфической) функции того или иного учреждения. Так, например, при наличии мощного рекреационного фона зарубежные музеи (Англия) все больше внимание уделяют развитию интеллектуально-познавательных способностей учащейся молодежи. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. Вып.З. - С.3-10) Библиотеки, активно использующие клубные (досугово-рекреационные) формы, основной задачей считают расширение доступа пользователей к информации (книги, аудио-, видео-, компьютерные средства). В последние годы в ряде стран (Франция) появился новый вид библиотек - медиатеки, специализирующиеся на информации о произведениях искусства. Обычным явлением на улицах и площадях французских городов стала работа библиобусов (библиотека на колесах). (СНОСКА: См.: Библиотеки за рубежом. - М, 1998. - С. 163-177.)
Поиск новых форм организации культурно-досуговой деятельности ведется по всем направлениям: и в чисто рекреационном (самые разнообразные виды парков, искусственные зоны отдыха), культурно-просветительном (музеи и библиотеки), творческо-компенсаторском (разнообразные студии и любительские объединения).
Несколько слов о парках. В ряде стран рекреационно-парковая работа выносится на уровень национальной (государственной) политики. Так, например, о состоянии этой работы регулярно докладывается Президенту и Конгрессу США.
Существуют самые разнообразные типы парков. Национальные парки (США, Канада), основное назначение которых - в предоставлении гражданам возможности отдыхать в условиях живой, «нетронутой» природы. Городские или пригородные парки досуга. Эти парки условно можно разделить на две группы: I - традиционные комплексные (семейного типа), аналогичные нашим паркам культуры и отдыха, предоставляющие посетителям разнообразные виды досуга на открытом воздухе; II - тематические, придерживающиеся какого-либо одного направления (ландшафтные, исторические, архитектурные, этнографические, зоологические, чисто развлекательные типа Диснейленда и т.п.). Так, например, летом 2001 г. в Мадриде открылся уникальный для Испании Биологический парк (по нашей классификации - тематический парк), где органично соединился досуг, окружающая среда и мир животных. На площади в 140 тыс. кв. м. расположены различные биологические установки, экосистемы и повсюду свободно разгуливают животные. Специфична топография парка. Она включает холмы, родники, пруды, фонтаны и т.п. Парк дает приют 3500 животным 720 видов и 72 тыс. деревьев и кустарников .
Большое распространение в последние годы на Западе получили так называемые искусственные зоны отдыха. Эти зоны могут создаваться как под открытым небом, и в таком случае они становятся своеобразными тематическими парками, например, парк аттракционов, так и под крышей - имитация, например, какого-либо экзотического уголка земного шара. Возможны и смешанные варианты: часть искусственной зоны - под открытым небом, другая - под крышей и т.п.
Одно из сильных в этом плане личных впечатлений - период прохождения вместе со студентами учебно-производственной практики в Голландии.
Мы подъезжаем к Роттердаму, одному из крупнейших городов Голландии. На окраине города останавливаемся у светофора и в течение нескольких минут из окон автобуса видим следующее. С левой стороны трассы - стеклянное, круглой формы, здание бассейна, изнутри начиненное прозрачными трубами метрового диаметра. Вместе с потоком воды на большой скорости, сверху вниз, вытянув вперед руки, мчатся по трубам фигуры пловцов... Захватывающее зрелище. Да и вид занятия не для каждого, а только для физически здоровых и смелых людей… . (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. Вып.2. - М., 2002. -С.30. Примечательна и другая информация относительно этого парка: на его строительство затрачено 7000 млн. пасет; в результате ввода его в эксплуатацию появилось 200 рабочих мест. О проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см, в приложении 5)
Появляются новые формы культурной жизни и в других областях.
В лучшем музее Британии организуется, например, выставка художников-любителей (можно себе представить чувства людей, удостоенных такой чести),
В ряде зарубежных стран (Германия, Австрия, Италия, США) многие банки становятся собирателями, хранителями и популяризаторами произведений современной живописи. В таком случае банк выступает и как картинная галерея, и, что не менее важно, как спонсор и меценат новых видов искусства.
Продолжается развитие мультиплексов. В 2000 г. во Франции было открыто 19 новых мультиплексов. А всего в стране насчитывается 84 мультиплекса, которые посетило 57 млн. человек, Мультиплексы открываются не только в крупных, но и в средних и малых городах. Так, в Страсбурге открыт мультиплекс с 22 кинозалами, рассчитанными на 5400 посадочных мест. По отношению к посещаемости кинотеатров, посещаемость мультиплексов составляет 35%.
Начиная с 1994 г. во Франции наблюдается рост посещаемости кинотеатров в летнее время. (СНОСКА: См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М, 2002. - Вып.З С.28-30) В США получили развитие открытые кинозалы для автомобилистов.
Интересен сам подход к организации деятельности зарубежных учреждений культуры. Вот, например, какие рекомендации даются европейскими специалистами по организации работы музеев и библиотек:
§ музей должен не только демонстрировать экспонат, но и давать необходимые пояснения;
§ посетителям (музеев) нужно разрешить не только смотреть на экспонат, но и трогать его руками, видеть, как проводится реставрация или делаются копии экспонатов, и даже принимать в этом участие. Так посетитель больше запомнит;
§ музеи должны предоставлять посетителям возможность отдохнуть, развлечься и вкусно поесть;
§ книги б библиотеках представляют собой ресурсы долговременного хранения, а не материалы, от которых следует избавляться, если они не пользуются популярностью. В случае, если нужно освободить место для новых поступлений, книги, не пользующиеся спросом, должны быть перемещены с сохранением возможности доступа и поиска в каталоге;
§ местные библиотеки должны выполнять важную социальную и образовательную функцию. Они должны быть открыты в удобное для большинства населения время и др. (СНОСКА: Из сборника «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002.-С.95-96)
Заслуживает внимания зарубежный опыт туристической деятельности, работы с детьми, организации досуга с наименее защищенными в социальном отношении группами населения (малоимущими, инвалидами, представителями групп риска) и т.п.
А теперь несколько подробнее об опыте зарубежной досугово-рекреационной деятельности по месту жительства. Хотя отличает нас здесь не столько характер этой работы, сколько ее уровень.
Информация о работе Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом