Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

XXI век - это век преобразовательных процессов не только в экономической и социальной жизни, но и в сфере культуры, которые происходят практически по всем направлениям. Экономическая ситуация и развитие рыночных отношений в современной России явились одной из причин кризисного состояния значительной части населения страны, лишенной возможности полноценной экономической, политической и культурной жизни.
Сегодня экономические, социальные, культурные программы в России должны оцениваться по единому критерию: насколько они способствуют или препятствуют её национальному успеху в XXI веке, ее вхождению в число самых развитых и влиятельных стран современного мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.3
ГЛАВА1
НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ.
Особенности и черты современного досуга за рубежом………..4


ГЛАВА2
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЗА РУБЕЖОМ
2.1. Особенности культурной политики передовых стран Запада. Управление и финансирование учреждений культуры…………….10

2.2. Зарубежные модели досуга………………………16
2.3. Организация культурно-досуговой деятельности
на местном уровне…………………………………….19
2.4. Культурно-досуговая работа с инвалидами
и людьми «третьего возраста»………………………26

Список литературы…………………………………….33

Файлы: 1 файл

курсовая СКД.docx

— 101.30 Кб (Скачать файл)

Одна из немаловажных задач - специальная подготовка персонала для работы с «особыми» посетителями, предлагающая полное понимание проблем людей с ограниченными возможностями, внимательное и заботливое отношение к ним не как к инвалидам, а как к личностям.

Заслуживает внимания деятельность Музея современного искусства (МОМА) в Нью-Йорке по составлению и воплощению в жизнь программ посетителей-инвалидов. Еще в 1944 г. МОМА в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил одну из первых в США лечебных программ арт-терапии. К 1972 г. была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Специально обученный персонал помогал посетителям с поврежденным зрением оценить собрания скульптур из постоянной музейной коллекции.

Особое направление - художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художественные выставки и различные мероприятия.

Приведенные примеры дают представление как о характере работы с инвалидами за рубежом, так и об уровне ее организации. Добавим еще, что достижения научно-технического прогресса в последние годы резко увеличивают возможности приобщения инвалидов к достижениям культуры. Речь идет об использовании различного рода компьютеров, аудиои видеопроекторов и другой техники, позволяющей людям с самыми тяжелыми формами заболеваний организовать досуг, не выходя за пределы своего жилища.

Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория престарелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко снижаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.

По свидетельству английской социологической статистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб. Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома. (СНОСКА: Досуговая деятельность людей «третьего возраста» // Культура в современном мире. - Вып.1.- М., 1993. -С.46-50.)

Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего возраста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы - просмотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.

Учитывая образ жизни значительной части пенсионеров, как на Западе, так и в России, большое внимание уделяется работе по месту жительства, оборудованию досугового пространства рядом с жильем.

В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показывают, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоряжаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.

При поддержке местных органов власти на Западе повсеместно создается значительное число клубов для пожилых людей, цель которых - расширение возможностей общения по интересам. Здесь каждый может заняться спортом, рукоделием, ремеслом, художественным творчеством, пообщаться в кругу сверстников и единомышленников.

 Одним из проявлений  активного отношения к жизни  пожилых людей является рост  числа университетов для людей  пенсионного возраста. Во Франции  их насчитывается около 60. Высшее  образование, получаемое людьми  «третьего возраста», свидетельствует  о важности этого нового социокультурного феномена - потребности пожилых людей в повышении своего интеллектуального уровня. Раньше это связывалось, прежде всего, с молодостью, а также с более практическими вещами - борьбой со скукой и борьбой за социальный престиж. Самосовершенствование посредством образования, утратив момент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.

Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками.. Среди занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогулки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в возрасте старше 70 лет - 26%.

Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возможность для путешествий. Если, например, 56 - 57% французских трудящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вышедших на пенсию 25 - 50% путешествуют больше, чем раньше.

Важной рекреационной проблемой является организация досуга в парках, где люди пожилого возраста составляют одну из самых многочисленных групп посетителей. Для решения этой проблемы необходимо наличие не только соответствующих программ, но и квалифицированных руководителей.

Многие специалисты считают, что пожилых людей можно привлекать к работе в парках на неполный день (4 часа). Как правило, они выполняют обязанности садовников и парковых служащих. Это не только дает пенсионерам дополнительный источник дохода, но и, как они сами считают, работа улучшает их самочувствие, повышает моральный тонус, дает возможность общаться со сверстниками.

 

Несмотря на определенные сдвиги в организации досуга пожилых людей в этой сфере, считают зарубежные специалисты, продолжает существовать проблема возрастной дискриминации. Специалисты приходят к выводу о необходимости создания комплексных специализированных программ развития досуга для пожилых людей с учетом уже накопленного в этой области международного опыта. Интересные сведения о социально-досуговой терапии для пожилых приводятся в приложении 6.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об общих проблемах в организации досуга пожилых людей как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя, как уже не раз подчеркивалось, возможности далеко не одинаковые. Достаточно только сопоставить данные об участии в турпоездках отечественных и иностранных лиц пожилого возраста, Сопоставление явно не в нашу пользу.

 

 

 




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
Рассмотрев особенности социально-культурной работы с различными категориями населения зарубежных стран, необходимо отметить, прежде всего, высокий уровень ее организации и ярко выраженный социальный характер. Политика передовых стран Запада направлена на то, чтобы сделать для каждого гражданина доступными пользование ценностями культуры, а также участие в различных видах социально-творческой деятельности. По существу, социально-культурная работа охватывает все слои зарубежного общества, предоставляя каждому из его членов необходимый для нормальной жизнедеятельности минимум благ, в том числе и в сфере культуры. 
 
Но, давая в целом высокую оценку деятельности зарубежных социокультурных учреждений и организаций, необходимо отметить и ее нерешенные проблемы. Особенно это видно, если в качестве критериев ее эффективности взять социальные показатели (непрекращающийся рост преступности, распространение наркомании и других общественных пороков, дороговизна многих видов культурной деятельности - от посещения кинотеатров и дискотек до гастролей эстрадных знаменитостей и т.п.). Невысок и уровень культуры значительной части молодежи. Молодежная проблема остается одной из самых трудных для всех без исключения стран Запада. Для своего решения она требует социально-экономических и комплекса социально-культурных мер - от решения проблем образования, устройства на работу до развития индустрии досуга и вовлечения молодежи в спортивные секции, объединения по интересам, волонтерскую деятельность, приобщения молодежи к высоким ценностям культуры. Здесь есть над чем поработать как зарубежным, так и отечественным организаторам социально-культурной сферы. Взаимный обмен опытом, как в данном направлении, так и в других, был бы полезен обеим сторонам. Очевидно, решению молодежных проблем мешает и неудовлетворительная в ряде случаев работа средств массовой информации. Коммерциализация СМИ, пропаганда культа насилия, погоня за прибылью ведут к тому, что средства массовой информации как бы сами провоцируют те проблемы, с которыми позже приходится сталкиваться работникам социальной и культурно-досуговой сферы. К сожалению, российские СМИ, особенно телевидение, некритически используют западный опыт, утратив за последние годы многое из того позитивного, что было наработано ранее.

 

Рассмотренный в целом в реферате материал позволяет сделать следующие выводы по всей работе. 
 
Глобализационный процесс в социокультурной сфере оказывает заметное влияние на социально-культурную деятельность во многих странах мира, в том числе, и в России. 
 
Можно считать, что социальная работа на Западе достигла оптимального уровня и дальше будет только совершенствоваться. На сегодняшний день Россия многое взяла у Запада в смысле организации и технологии социальной работы, а также подготовки соответствующих кадров. Недостатки в организации социальной работы в России кроются в особенностях переходного периода - слабой экономической базе. 
 
Неоднозначной оценки заслуживает досугово-рекреационная деятельность на Западе. Несомненны успехи в таких направлениях, как работа по месту жительства, работа с наименее защищенными в социальном отношении категориями населения - людьми пожилого возраста, беженцами, представителями групп риска и, особенно, инвалидами. Здесь в наибольшей степени видно отставание отечественной социально-культурной сферы. 
 
Но у досугово-рекреационной работы на Западе есть и существенный недостаток - явный перекос в сторону развлекательности, невнимание к развивающим видам досуга. Попытки придать досугово-рекреационной деятельности культурно-педагогический, духовно-развивающий характер на практике серьезных результатов пока не дают (некоторым исключением является социально-культурная анимация). Да и добиться здесь позитивного результата намного сложнее, чем в чисто развлекательных видах досуга. Нечтение - пример одной из трудно решаемых проблем. Между тем, здоровье нации включает в себя не только физические, но и духовные параметры. И рано или поздно Западу придется обратить более серьезное внимание на духовно-развивающую сторону досуга. 
 
России не следует слепо копировать культурно-досуговый опыт зарубежных стран. Беря все лучшее из зарубежного опыта, нужно в большей степени учитывать свои национально-культурные и исторические традиции, ранее накопленный позитивный опыт. 
 
Социальное воспитание на Западе, безусловно, имеет много позитивного: многочисленные молодежные объединения по интересам, скаутское и волонтерское движения, стремление к объединению усилий социокультурных учреждений и организаций в решении общих воспитательных задач, наличие хорошей материальной базы и др. Но здесь, по нашему мнению, и больше всего неудач, связанных с противоречием между правильно провозглашаемыми нравственными постулатами и реальностями современной западной действительности. 
 
Причиной многих негативных явлений в подростковой среде являются не столько просчеты в воспитании, сколько неблагоприятная среда, окружающая подростка. 
 
Двойной стандарт в оценке жизненных явлений, пропаганда культа насилия в кино и на телевидении формируют соответствующее поведение молодежи в реальной жизни. Среда оказывается сильнее усилий воспитательных учреждений. И выход здесь только один-западному обществу нужно менять ценностные ориентиры. Интересы всех, общества в целом, а следовательно, и каждой личности в отдельности, важнее корпоративных интересов создателей произведений псевдоискусства, торговцев некачественной социально-культурной продукцией, наркодельцов и т.п. 
 
Беря на вооружение передовой опыт социального воспитания Запада, нужно помнить о его относительной результативности, поскольку реальная действительность, окружающая среда подчас сильнее педагогических воздействий и постулатов. Некритическое копирование зарубежного опыта социально-культурной работы, в том числе и в воспитании, сулит нам еще больше неудач и разочарований, так как у нас слабее и материально-экономическая, и правовая базы социально-культурной работы. 
 
Многое здесь зависит от совместной деятельности работников социокультурной сферы различных стран и регионов по поиску решения общих и аналогичных проблем социокультурного плана.

 

 

Список используемой литературы:

1) Голубин П.

Мировое социально-экономическое развитие накануне

21века., 1997-№7.

2) Определение уровня экономического  и социального развития государств  мира// География в школе.,- 1997-№6.

3) Социально-экономические  зоны в мировой экономике//ЭКО.-1997.-№3.

4) Слука А.Е.

Страны Центральной Европы:Социально-экономическое

Обличие в середине 90-х годов//География,-1998,№19(май).

5) Дегтярь Л.С.

Новый этап социальных реформ в странах Центральной и Восточной Европы//Проблемы прогнозирования-1998,№1.

6) Поучительный опыт:(уроки социально-экономических преобразований в странах Центральной и Восточной Европы)//Российская Федерация.-1996-№18.

7) Социально-экономическая  ситуация и ход реформ в  странах Восточной Европы и  СНГ:[“круглый стол”]//Проблемы теории и практики управления – 1995.-№2.

8)Рождественский И., Шишкин  С.

Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?//Вопросы экономики,-1996,-№1

8) Сонина В.

Развитие социально-культурной сферы как фактор социальной защищенности населения.//Вопросы экономики.-1992-№7.

9) Масштабы и пределы  социальной политики Северных

стран.//Мировые экономические и международные отношения,

-1994- №11.

«Иностранная литература», 1996, № 1. -С.231-232.

 Фаулер Б. Пьер Бурдье и теория культуры: критический анализ/УСоциальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11. Социология.РИС/Ран ИНИОН. Центр науч.информ. Исслед. -М.,1999. -№3.

 

Шрифт– Times New Roman 14 
 

Литература 
 
1. Акимова, Л. А. Социология досуга. – М. : МГУКИ, 2004. 
 
2. Бочарова, В Г. Педагогика социальной работы. – М., 1944. 
 
3. Бутенко, М. Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития : уч. пособие. – СПб. : СПГУКИ, 2003. 
 
4. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика : уч. пособие. – М., 2000. 
 
5. Волобуев, В. А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике. – М. : МГУКИ, 2003. 
 
6. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998. 
 
7. Диянская, Г. П. Библиотеки для слепых за рубежом. – М., 1996. 
 
8. Доронкина, Е. Г. Проблемы профессиональной подготовки кадров сферы досуга: зарубежный опыт // Социально-культурна деятельность: проблемы, поиски, перспективы. – М. : МГУКИ, 1999. 
 
9. Доэл, М. Практика социальной работы. – М. : Аспект-Пресс, 1995. 
 
10. Дуликов, В. З. Социальные аспекты культурно-досуговой деятельности за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУК, 1999. 
 
11. Дуликов, В. З. Социально-культурная работа за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2003. 
 
12. Ерошенков, И. Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000. 
 
13. Исаков, В. А. Мегаполис в зеркале социальной философии. – М. : Голден Би, 2001.  
 
14. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы : уч. пособие. – М., 1999. 
 
15. Иванова, Г. А. Библиотечная работа с детьми за рубежом : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 1999. 
 
16. Киселева, Т. Г. Теория досуга за рубежом. – М., 1992. 
 
17. Киселева, Т. Г. Глобализацияобщества и культура мира. – М. : МГУКИ, 2002. 
 
18. Китов, Ю. В. Человек интересующийся. – М. : МГУКИ, 2001. 
 
19. Клюско, Е. М. Культурно-досуговая деятельность населения: уч. пособие. – М. : МГУК, 1997. 
 
20. Кротова, Ю. Н. Педагогика досуга в англоязычных странах: учеб. пособие. – СПб., 1994. 
 
21. Максютин, Н. Ф. Культурно-досуговая деятельность: уч. пособие. – Казань, 1995. 
 
22. Михайлова, Л. И. Социология культуры : уч. пособие. – М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. 
 
23. Моздокова, Ю. С. Социально-культурная реабилитации инвалидов средствами досуговой терапии. – М. : МГУК, 1997. 
 
24. Мосалев, Б. Г. Досуг: методология и методика социологических исследований: уч. пособие. – М. : МГУК, 1995. 
 
25. Мудрик, А. В. Социальная педагогика : учебник. – М., 1999. 
 
26. Новикова, И. А. Организация досуга подрастающего поколения в США: традиция и современность : уч пособие. – СПб. : СПбГИК, 1991. 
 
27. Павлович А.А. Культурная политика современной России / А.А. Павлович // Отечественные записки. – 2004. - № 4 
 
28. Романов, И. Н. Религиозно-культурные традиции в современном информационном пространстве: уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000. 
 
29. Социальная работа за рубежом : уч. пособие. – Волгоград, 2001. 
 
30. Стрельцов, Ю. А. Социальная педагогика : уч. пособие. – М. : МГУК, 1998. 
 
31. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. № 2 от 1/2/1998 
 
32. Шанн, Т. Социальная работа как культурный феномен современности: новая профессия и академическая дисциплина. – М., 1998. 
 
33. Ярошенко, Н. И. Социально-культурная анимация : уч. пособие. – М. : МГУКИ, 2000.

Информация о работе Изучение мирового опыта досуговой деятельности за рубежом