Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 22:19, реферат
Территорию округа населяют представители многих народов. Коренными среди них являются ненцы, селькупы и северные ханты. Сегодня к коренным этнографическим группам можно отнести старожильческое население коми-зырян и русских, их этнокультурное взаимодействие с автохтонным населением было интенсивным.
Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Самарская государственная академия культуры и искусств»
Институт информационно-
Кафедра документоведения и библиографоведения
Реферат
Этническая и культурная характеристика ЯНАО
Подготовила : Тимирбулатова Р.Р.
Научный руководитель: Салугина Н.П.
г.Самара
2013 г.
Введение
Территорию округа населяют представители
многих народов. Коренными среди
них являются ненцы, селькупы и северные
ханты. Сегодня к коренным этнографическим
группам можно отнести
Титульными среди коренных народов являются представители самодийской группы уральской языковой семьи — ненцы (ненэць, ненэй ненэць). На территории округа выделяют две этнографические группы ненцев: сибирская тундровая и сибирская лесная. От других народов Крайнего Севера язык и культуру ненцев отличает монолитность (специфический диалект имеет лишь группа лесных ненцев, компактно проживающая в округе).
Вопрос о происхождении
Жилище ненцев — чум, конусовидное каркасное сооружение, покрытое полотнищами из оленьих шкур, прекрасно приспособлено к суровому климату и кочевому образу жизни.
Ненецкая одежда сохранила ряд древних черт южного происхождения: распашная женская шуба, у некоторых групп — продольный шов спереди у мужских малиц. Мужская одежда состояла из малицы, меховых чулок и сапог, маличной рубахи, совика. Женщины носят меховые шубы, шапки с длинной затыльной частью, ровдужные штаны и пространство. Один из наиболее важных — дух неба Нум, в подземелье обитают дух Нга и мелкие злые духи нгылека — источники болезней человека. Почитаются духи земли, воды, рек, озёр, лесов (я ерв, ид ерв, яха ерв, то ерв, пэдара ерв) и др. Заметное место в верованиях ненцев занимают культы гор, камней, деревьев, являющихся системообразующим элементом родовых и семейных культовых мест. Обя¬зательный предмет культового места — сядэи (деревянные идолы). Жилое пространство оберегали домашние (семейные) духи-покровители мяд хэхэ — духи чума. Все домашние духи, кроме мяд пухуця (старуха чума) — покровительницы женщин, деторождения, наследовались по мужской линии. Представления об одушевлённости и жизнеспособности связываются с дыханием (инд), тенью человека (си-дянг), кровью (хэм), сердцем (сей), умом (и). Считалось, что после смерти человека его двойник отправлялся в мир мёртвых. Для ненцев характерно посмертное изготовление изображения главы семьи (нгытарма), в котором якобы обитала душа умершего. Его держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нём, как о человеке, и хранили в течение нескольких поколений. Важное место в общении человека с духами занимает жертвоприношение. Основным жертвенным животным являлся олень. В северных районах Ямала в жертву приносилась собака (особенно злым духам). Сохранились предания о человеческих жертвоприношениях хозяину воды. Домашним духам шили новую одежду и кормили кровью оленя. Мяд пухуця приносили исключительно бескровные жертвы.
Хантыйское (ханты, хандэ, кантэк) население ЯНАО принадлежит к угорской подгруппе финноугорской группы уральской семьи языков. По всей вероятности в генезисе ханты (и шире — обских угров) доминировали два компонента: южные, собственно, угорские группы и северное таёжное население. Южные группы происходили из южнотаёжных, лесных и лесостепных зон Западной Сибири, они принесли на Север некоторые материальные и духовные элементы коневодческой культуры. Для северного таёжного населения был характерен архаичный охотничье-рыболовный уклад и сопутствующие ему черты духовной культуры. Вероятно, двухкомпонентный генезис обских угров отразился в названиях фратрий северных ханты — Пор и Мось. Примерно к XVI в. уже выделились 3 большие этнографические группы: северная, южная и восточная. Внутри групп различаются наречия и говоры, в частности, в северной — обдорские и приобские. Ареал расселения — бассейн Нижней Оби с притоками Казым, Куноват, Питляр, Собтыеган, Полуй и южное побережье Обской губы. Основу традиционного комплексного хозяйства составляло рыболовство, летом значительное место занимала охота на птицу, зимой — на крупных копытных. Оленеводство носило подсобный характер.
Ко времени присоединения
Для религиозных воззрений
НЕНЦЫ
После присоединения Сибири к России началось накопление научных знаний о новых территориях. В первую очередь государство Российское интересовала география Сибири, чтобы иметь точное представление о путях в новые земли. Интенсивное изучение географии Сибири началось с XVII века.
Апогеем того века в этой сфере стали работы тобольского «чертежника» Семена Ульяновича Ремезова. Он для составления карт объездил многие районы Западной Сибири в 1696—1697 годах.
По распоряжению царя Ремезов к 1701 году изготовил «Чертежную книгу Сибири» на 24 листах. Это был наиболее полный свод географических данных о Сибири того периода. С. Ремезову и его сыновьям Семену, Леонтию и Ивану принадлежит несколько десятков карт, атласов и чертежей. На многих картах Ремезова указываются самоеды, народ, разводящий оленей на самом севере края. Очень важно и то, что, помимо карт, в работах Ремезовых всегда содержались и дополнительные сведения о народах, природе Сибири.
Начало этнографического изучения ненцев и северных ханты связано с именем Владимира Федоровича Зуева. Семнадцатилетним студентом он принял участие в крупной экспедиции академика П. Палласа и был послан в 1771 году в самостоятельную поездку на Обский Север. Точный маршрут поездок Зуева, к сожалению, неизвестен. За время пребывания на Севере он собрал ценнейший и до той поры совершенно неизвестный материал по этнографии ненцев и нижнеобских ханты. В. Зуев изложил его в сочинении «Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов остяков и самоедов». Эта работа частично вошла в книгу Л. Палласа, а полностью была издана только в 1947 году. Более полного и качественного описания не было ни до, ни долгое время после В. Зуева.
Крупный вклад в этнографию народов Обского Севера был сделан известным ученым, сотрудником Тобольского губернского музея А. Луниным-Горкавичем. В 1904—1908 годах он совершил несколько поездок к ханты и ненцам в низовья Оби и на побережье Обской губы. Собранные им материалы вошли в капитальный трехтомный труд «Тобольский Север», издание которого было завершено в 1911 году.
В советский период этнографическое изучение края значительно активизировалось, поскольку советская власть стремилась в кратчайшие сроки преобразовать «патриархальный» уклад жизни народов Севера. В это время здесь начали работать многие талантливые исследователи, определившие в дальнейшем развитие этнографии самодийцев. Большое значение имеет работа В. Евладова, в ходе экспедиции 1928—1929 годов собравшего подробные материалы по оленеводству, территориально-родовым отношениям, верованиям ненцев. В 20-е годы здесь начал работать В. Чернецов, уделявший особое внимание истории, религии и социальной организации коренных народов. Его ученики В. Васильев и Б. Долгих продолжили изучение родоплеменной организации ненцев, сделав важные открытия в области происхождения северных народов. Значительный вклад в исследование традиционной культуры ханты и ненцев внесли видные современные ученые 3. Соколова, Л. Хомич, А. Головнев, А. Сязи и другие.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕНЕЦКОГО НАРОДА
Основу коренного аборигенного населения Ямала составляют ненцы. Численно это наиболее крупный народ среди малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. По Всесоюзной переписи 1989 года ненцев насчитывалось 34 190 человек. А по результатам переписи населения 2002 года - 26 435 человек.
В административном отношении ненцы
расселены в пределах Ненецкого
автономного округа Архангельской
области, Ямало-Ненецкого и Ханты-
Несмотря на административно-
В пределах Ямало-Ненецкого автономного округа живет наиболее крупная этническая группа ненцев, насчитывающая около 24 000 человек.
Происхождение ненецкого народа, одного из самых крупных на Севере, обратило на себя внимание ученых еще в середине XIX века. Тогда финский исследователь М. Кастрен, совершив длительную экспедицию в Сибирь, выдвинул теорию южного происхождения ненцев и других северных самодийских народов. Их прародиной он считал северные отроги Саяно-Алтая, доказывая это тем, что ему удалось обнаружить в данном районе небольшие родственные народы — камасинцев, маторов, койбалов. Уже во времена М. Кастрена они подвергались активной тюркизации, и в последующие десятилетия эти остатки древней самодийской общности полностью растворились в среде тюркских племен, утратив свой язык.
Теория южно-сибирского происхождения самодийцев является наиболее разработанной в этнографической науке. Доказано, что в состав ненцев и других самодийских народов вошли также и представители местного арктического населения, жившего на севере Западной Сибири в прошлом.
К южному, собственно самодийскому пласту обычно относят группу ненецких родов с общим названием Харючи. В русских документах XVII—XVI- II веков она известна как род Карачея, или Карачейский род. К началу XIX века большая часть.
Карачейского рода (222 семьи из 1332 человек) и одно из подразделений этого рода Ану Карачей, или Нгано-Харючи (61 семья из 317 человек), кочевали по Ямалу, восточным склонам Полярного Урала и по берегам Обской губы.
Во II—IV веках н.э. южносибирская лесостепь испытала сильное давление со стороны мощного союза кочевников-гуннов. Под их натиском часть самодийцев продвинулась на север. Пути их проникновения в высокие широты, как предполагают, были различными: через Томское Приобье, через Заболотье (к западу от Тобольска) и по восточным склонам Урала. На севере алтайские переселенцы первой волны приняли наиболее значимое участие в формировании ненцев. К числу южных родовых компонентов В. Васильев относит также группы Еуши и Нгэваседа. Эта часть самодийцев ушла с Северного Алтая в тундровую зону после IX века н.э. из-за сильного давления тюркских племен. Переселение на север шло, очевидно, по правым притокам Оби — Кети, Тыму и Ваху. Затем одна часть самодийцев ушла в верховья реки Таз, где сформировались позднее энцы. Другая продвинулась на реки Аган и Пур, где приняла участие в формировании ненцев, а также лесных ненцев.
Информация о работе Этническая и культурная характеристика ЯНАО