Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 17:17, реферат
Изучение древней Индии представляет большой интерес для исследования не только собственно Индии, но и исторического процесса в целом, ибо позволяет на примере одной из крупнейших стран Востока проследить и общие закономерности этого процесса, и специфические особенности исторического развития данной страны, определить вклад, внесенный ею в сокровищницу мировой цивилизации.
Введение
Изучение древней Индии
представляет большой интерес для
исследования не только собственно Индии,
но и исторического процесса в
целом, ибо позволяет на примере
одной из крупнейших стран Востока
проследить и общие закономерности
этого процесса, и специфические
особенности исторического
Достижения археологии, истории,
лингвистики и
Древняя цивилизация Индии отличается от цивилизаций Египта, Месопотамии и Греции тем, что ее традиции непрерывно сохранялись до наших дней. До археологических раскопок крестьяне Египта или Ирака ничего не знали о культуре своих предков, а их греческие собратья, скорее всего, имели лишь смутное представление о славе Афин времен Перикла. Иначе обстояло дело в Индии. Первые европейцы, посетившие эту страну, встретили жителей, которые осознавали древность своей культуры, даже преувеличивали ее и заявляли о том, что на протяжении тысячелетий она будто бы не претерпела серьезных изменений. В легендах, которые по сей день известны рядовому индийцу, упоминаются имена мифических вождей, живших за тысячу лет до нашей эры, а ортодоксальные брахманы поныне во время ежедневных молитв повторяют гимны, сложенные еще раньше. Фактически Индия – страна с древнейшими в мире непрерывными культурными традициями.
Самые ранние очаги урбанистической культуры и первые протогосударства в Северной Индии, прежде всего в долине Инда, возникли в III тысячелетии до н.э. Именно с III тысячелетия до н. э. цивилизация – если понимать под цивилизацией организованную систему правления на сравнительно обширной территории – почти одновременно начала развиваться в долинах рек Нила, Евфрата и Инда. Очень мало известно о характере древнейших обществ Индии как из-за того, что индийская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована, так и потому, что хорошо известные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений. Науке пока не вполне ясен даже вопрос о том насколько индийская цивилизация первична - в том смысле, что многие важные культурные импульсы для своего первоначального развития она явно получила извне. Вместе с тем не только самобытность и сравнительная удаленность Индии от других очагов мировой культуры, но также и условия, в которых она развивалась, дают основания в конечном счете считать эту цивилизацию все-таки первичной как в плане самостоятельности и независимости ее развития, так и тем более с точки зрения уникальности ее облика и характера, неповторимости некоторых ее исходно-структурных принципов.
Эволюция понятия цивилизация
Само слово появилось в языке не столь давно. В печати впервые употреблено в 1766 году, обнаружил Февр. Кто употребил первым не известно. Хотя прежде в языке имели место слова " цивилизованный" и "цивилизовать".
В энциклопедиях понятие "цивилизация" ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Именно так осмысливал ее Гольбах. Экономисты (А. Смит) связывали понятие "цивилизация" и "богатство". У многих исследователей цивилизация отождествлялась с хорошими манерами. Именно так этот термин впервые употребил Вольтер в своих трудах. Во множественном числе слово появилось после XVIII века, в связи с созданием различных теорий цивилизаций. Так, в 1827 году вышли "Принципы философии" Дж Вико и "Мысли о философии человечества" Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказал убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Появление в 1877 году книги Моргана "Древнее общество" или "Исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации" означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Интересно, соотношение понятий "культура" и "цивилизация" долгое время они выступали как синонимы. В XX веке антропологическое понятие культуры, как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться понятием цивилизация.
Что же такое цивилизация?
Предпринималось множество
Определение российского обществоведа Семенниковой, построенное на формуле Тойнби, принято считать рабочим: "Цивилизация-это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу ".
Какова продолжительность
существования цивилизаций? По этому
вопросу мнения очень разные. Шпенглер
О. и А. Тойнби считали, что цикл развития
цивилизаций равен
Разные мнения и по вопросу о том, сколько и каких цивилизаций было. Данилевский насчитывал их 11, Шпенглер-8, Тойнби сначало-100, потом постепенно сокращая, дошел до 36 потом до 21 и в итоге до 13.
В принципе, вопрос о том, сколько их было-100 или 13 не столь уж важен. Важнее выделить укрупненную единицу анализа - культурно-исторический тип цивилизаций.
Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам:
1.Общность и взаимосвязь
историко-политической судьбы
2.Взаимопереплетение культур.
3.Наличие сферы общих
интересов и общих задач с
точки зрения перспектив
На основе этих признаков определены три типа развития цивилизаций:
1)Не прогрессивные формы
существования (аборигены
2)Циклического развития (страны востока).
3)Прогрессивного типа развития (Греко-латинская и современная европейская).
Индийская цивилизация
Индия – это переплетение
и взаимопроникновение
Раскопки показали, что одновременно с цивилизацией Китая, Шумера, Египта, Месопотамии В Хараппе возникла одна из древнейших цивилизаций мира (5000 г. До н.э. – возраст городов).
Кастовая система, которая и сегодня лежит в основе структуры индийского общества, сформировалась в глубокой древности. Каста восходит в Индии к 4 сословиям – Варнам арийского общества. О причинах кастового деления всегда выдвигалось много мнений, которые со временем сложились в концепции:
- кастовая система –
принадлежность индийской
- система кастового деления
– обреченные племенные
- в основе кастового деления – разделение труда.
Философские и религиозные учения – буддизм и джайнизм – к IV в. до н. э. становятся государственной религией. Огромное влияние на культуру Индии оказала античная Греция (поход Македонского в Индию). С уходом армии Македонского индийские земли объединились в период династии Маурнев – это было время великого расцвета.
Формирование менталитета народов индийской цивилизации
индийский цивилзация буддизм сикхизм
Буддизм – вечное знание древней Индии. Все цивилизации последних 2,5 тысяч лет испытали влияние буддизма.
2,5 тысяч лет назад, пронзенный стрелой охотника, пригвоздившей великого Царя и Учителя, 125 летний Кришна покинул свое физическое тело. Для арийской расы начался темный век. Люди отчаянно молились ведийским богам, чтобы безрадостная жизнь изменилась и они перестали бы стыдиться и бояться друг друга. Многовековая мольба была настолько сильной, что не могла не принять в страну из высших Сфер Избавителя, Спасителя (так повествует индийские мифы).
Избавитель пришел из Гималаев, юный, прекрасный, мудрый. Будда – это не имя – это состояние сознания, высшая степень знания уже сверх человека. Будда – означает "просветленный", достигший Истины, это тот для которого не существует уз физического тела – он может сбросить его, когда сочтет нужным. Правда, это "живая одежда", которая хочет есть, пить, чувствует боль и т.д. На земле был не один Будда. Гаутами Будда – это 27-й из группы Будд, состоящих из 53. Родился он в 621г. До н.э.
Будда – это тот, кто познал "абсолютную нереальность" всех вещей и явлений видимого космоса. Все истинные вещи Вселенной невидимы, неосязаемы, неслышны.
Жизнь на земле – самая грубая, примитивная, обманчивая и скоротечная. Почему же Будда среди людей? Из – за сострадания к низшим существам, к еще несовершенным людям, страдающим от собственного неведения. Будда не вмешивается в судьбу – Карму человека, а лишь указывает путь.
Состояние Будды – предел человеческих возможностей на земле. Достигают такого совершенства единицы. Последний – 600 лет назад достиг буддоподобности.
Принц – монах создал этническое учение – учение сердца или живая этика.
Гуатама первым заявил о равности людей. Он учил свободе мышления, он говорил: "Не верь просто потому, что кто – то верит. Стань исследователем, найди истину сам". Но чтобы понять Истину, надо иметь кристально чистые ум и сердце.
Основные положения учения гаутамы Будды:
- Бог – это человек, и главная его сила в труде, на благо всех. Труд – молитва человека.
- Гаутама был первым общинником. Почти 2,500 лет назад он заложил ячейки коллективного труда, коллективного хозяйствования. Эгоист и невежеств гордец (один человек или целый народ) в силу космического закона рано или поздно окажется вне потока жизни.
- Гаутама учил не быть рабом собственности.
- Требовал от учеников
полного уничтожения страха –
бесстрашные мысли и
- Указал цель эволюции
как созидательного
- Идея личного бога, спасающего человечество, является для Гуатамы неприемлемой. Будда отрицал, что душа человека неизменна. Он учил, что раз все постоянно изменяется, то изменяется и душа, иначе бы эволюция потеряла смысл. А следовательно, потеряла бы смысл и сама жизнь.
- Настаивал на понимании
его учениками пар
- Будда учил, что наша судьба, Карма – это прежде всего наша мысль. Мысль творит добро и зло, ибо "сказанная" вроде бы только внутри "самого себя" человеческая мысль выпущена в пространство, она творит человеческую судьбу и добавляет в атмосферу земли еще одну порцию благодати или проклятия.
Итак, главный элемент всего есть мысль. Превыше всего мысль. Все совершается мыслью. Буддизм по сей день остается неизменным и в своих главных заповедях: не убей, не завидуй (ибо забудешь, что такое покой), не укради (ибо заплатишь, с торицей), не сотвори себе кумира (ибо что может быть величественнее человеческой души).
Буддизм – единственная из всех существующих абсолютно бескровная религия, терпимая ко всем верам, свободная, проповедующая всеобщее братство и сострадание.
Человек в буддизме не должен лбом (или деньгами) выбивать или выманивать прощение у богов. Он обязан осознать свои ошибки и исправить их благотворным действием.
Первым, что человек должен изгнать из сознания – отрицание; отрицая, человек останавливает развитие психологической энергии, его сознание превращается в застойные воды. Отрицание – дорога, ведущая к смерти духа.
Почти 17 веков (вплоть до ХІІ в. н. э.) учение Будды было основным в Индии. Затем буддизм был вытеснен индуизмом, который стал постепенно зарождаться из брахманизма и на формирование которого буддизм оказал большое влияние. Грядущий Будда – Майтрейя – Будда сострадания и любви.
Бог индийского Пантеона – Кришна
Бог индийского Пантеона – Кришна главный и самый популярный. Бог индийского пантеона считается воплощением Бога – охранителя жизни по имени Вишну. Кришна – воплощение Вишну. Кришна – олицетворение Высшего Космического Разума и одновременно – конкретная историческая личность. Его учение сосредоточенно в "Бхагават Гите", дающей основы о мире и человеке. Оно было передано более 5 тыс. лет назад Кришной накануне великой битвы над силами зла главному воину и ученику Арджуне, это Провозвестие вместе с Ведами стало праматерью всех последующих религий.