Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:18, контрольная работа
Описание работы
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ ……............................... 4 2. ДВА РУССКИХ КИНО 20-Х ГОДОВ..................................................................... 19 3. ЖАНРЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КИНО В РОССИИ....................................... 27 4. ВИДЫ КИНО. НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФИЛЬМЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.............................................................................. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......................................................
57
ВВЕДЕНИЕ.
Становление российского кино
происходило тяжело и долго, так как оно
родилось уже при развитом кино в других
странах: Америке, Франции, Германии, Дании,
Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря
на крайнюю примитивность “экранизации”,
достиг сразу внушительных результатов,
особенно к началу первой мировой войны.
Россия гордилась своим кинематографом,
доказывала свою возможность быть на уровне
мирового кино. Всегда российское кино
было связано со всеми историческими процессами,
происходящими в стране и в мире вообще.
Кинематограф России всегда шел от позиции
добра, как и вся русская культура, поэтому
кино в России всегда было любимым видом
искусства нашего народа.
Русский народ всегда воспитывался
на добрых сказках, былинах, в которых
побеждали добрые герои. Эта мысль была
подхвачена и естественным путем как наследство
передано российскому кинематографу.
Огромную роль оказывает кино на воспитание,
становление личности человека. Многие
фильмы ,такие как: “ Чапаев”, “ Броненосец
Потемкин”, “Подвиг разведчика”, “ Живые
и мертвые”, “ Пираты XX века” и др. стали
в прямом смысле учителями, проводниками
жизни нашего народа.
Мной были использованы исследование
С.И.Фрейлих по проблемам жанра и стиля
кино. Работа польского исследователя
Ежи Теплица “История киноискусства”.
Но чаще всего—статьи из журналов, заметки,
посвященные 100-ю кино кинокритика, искусствоведа
Юренева Р.Н, Толстых В, Медведева А.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ
В РОССИИ.
ПЕРВЫЕ ФИЛЬМЫ братьев Люмьер
были показаны в Петербурге, Москве, на
ярмарке в Нижнем Новгороде, а затем и
в других российских городах через несколько
месяцев после Парижа; первые киносъемки
произведены еще через несколько недель.
Начать собственное кинопроизводство
мешало отставание техники — кино- и электроаппаратуры,
химикалиев, пленки. Но был налажен импорт,
и постоянный выпуск документальных и
игровых картин русские предприниматели
начали в 1907—1909 годах, причем сразу же
достигли внушительных результатов: первый
фильм оператора А. Дранкова «Понизовая
вольница» («Стенька Разин») обошел всю
страну со специально сочиненной М. Ипполитовым-Ивановым
музыкой, записанной на граммофонную пластинку.
Тот же Дранков снимал Л. Н. Толстого в
Ясной Поляне и даже договаривался с великим
писателем о написании киносценария. Толстой
обещанного сценария не написал, но вскоре
в кинематограф пришли Л. Андреев, А. Куприн,
В. Брюсов, А. Амфитеатров, Е. Чириков и
другие писатели. А кинематографисты буквально
набросились на русскую классическую
литературу: можно с уверенностью сказать,
что все известные романы, песни, рассказы,
стихотворения и даже романсы были экранизированы.
Вначале это были наивные коротенькие
сценки, рассчитанные на узнавание зрителем
литературных героев. Так персонажи «Мертвых
душ» с поклонами группировались вокруг
бюста Гоголя, фабула «Идиота» была втиснута
в 15-минутную картину, а «Псковитянка»
(с участием самого Шаляпина) — в несколько
слабо связанных эпизодов. Но уже к 1914—1915
годам появились вдумчиво построенные
и вырази-тельно оформленные и сыгранные
«Дворянское гнездо», «Бесы», «Война и
мир». Лучшим дореволюционным фильмом
можно считать «Пиковую даму» режиссера
Я. Протазанова с артистом И. Мозжухиным
в роли Германа. Международное внимание
заслужили большие исторические полотна:
«Оборона Севастополя» А. Ханжонкова,
снятая на подлинных местах сражений,
удачно сочетала игровые сцены с документальными,
«Трехсотлетие дома Романовых» и «1812 год»,
где широко использовался опыт живописи
Верещагина, Репина, Маковского, Кившенко.
Еще плодотворнее было обращение кинематографа
к театру: участие в фильмах корифеев театра
— В. Комиссаржевской, В. Юреневой, К. Варламова,
М. Чехова, А. Коонен и других — сблизило
молодое киноискусство с великой театральной
традицией России.
Русское кино с каждым годом
увеличивало количество выпускаемых фильмов
и довело его до 500 в 1916 году, тем самым
став в один ряд с ведущими кинематографическими
державами. Основную роль в завоевании
мирового авторитета играли, конечно,
художественные достоинства фильмов.
Все большую популярность приобретали
актеры. Подлинными звездами стали Иван
Мозжухин, Вера Холодная и первый русский
продюсер А.Ханжонков. На последних я бы
хотела остановиться поподробнее.
Звезду экрана начала ХХ столетия
Веру Холодную обожали миллионы зрителей,
о ней вздыхали поэты и музыканты, западные
режиссеры предлагали ей невероятные
по тем временам гонорары. У актрисы было
удивительное лицо -- такое в старину называли
"колдовским". Смоляные волосы, тонкий
профиль, капризные губы и глаза -- огромные,
глубокие, печальные... Она провела на съемочных
площадках всего четыре года, но осталась
в сознании людей целой кинематографической
эпохой.
Летом 1893 года в Полтаве, в семье
учителей родилась девочка. Ее нарекли
Верой. Через два года после появления
на свет "полтавской галушки", как
прозвала ее мать за сказочный аппетит,
семья переехала в Москву. В одиннадцать
лет, учась в гимназии, Вера мечтала о балете.
Она даже поступила в училище при Большом
театре. Но бабушка, считавшая, что профессия
балерины не для девушки из порядочной
семьи, настояла на уходе из училища.
На выпускном балу после окончания
гимназии Вера познакомилась с молодым
юристом Владимиром Холодным. Весь вечер
он читал стихи, восхищался ее необыкновенными
глазами и чуть ли не сразу предложил руку
и сердце. Она согласилась. Вере было семнадцать
лет.
Знакомые осуждали столь ранний
брак. Но ничто не могло остановить два
любящих сердца. Через год у них родилась
дочь Женя, а спустя еще год в доме появилась
приемная дочь Нонна. Супруги часто посещали
светские клубы, кинематограф. По воспоминаниям
современников, Вера покоряла всех своей
красотой, умом и являлась украшением
салона. Ее муж, Владимир Холодный был
человеком одаренным, хорошим музыкантом,
страстно увлекался автоспортом. Несколько
раз они попадали в аварию на своем автомобиле,
но судьба берегла их.
Когда началась Первая мировая
война Владимир был призван в армию и материальные
затруднения привели Веру к дверям кинофабрики.
После нескольких проб она снялась в небольшом
эпизоде в фильме "Анна Каренина".
Но хотелось настоящей, большой роли. Великий
ценитель красоты, режиссер Бауэр, первым
подметил и оценил талант актрисы. Успех
первых фильмов превзошел все ожидания.
Своими прекрасными серыми глазами и классическим
профилем Холодная произвела сенсацию
-- писали тогда газеты. На новую звезду
посыпались предложения сниматься на
любых условиях. Молодая, неискушенная
актриса стала играть только главные роли.
Специально для нее писались сценарии.
В то время название и содержание картин
держали в секрете, боясь конкуренции.
Фильмы же с участием Холодной широко
рекламировались еще до начала съемок
-- и в этом не было риска, ведь уникальность
заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой
актрисы. Народ шел на "Веру Холодную",
ее фильмы были вне конкуренции.
Число ее обожателей росло с
каждым днем. Однажды в 1915 году в квартире
Веры Холодной появился высокий худой
солдат, он привез ей письмо от мужа с фронта
и с той поры стал приходить каждый день:
садился на стул, смотрел на актрису и
молчал. Это был Александр Вертинский
-- чуткий, нервный поэт, посвятивший ей
свои песни. Он тосковал по ней, мучимый
безответной любовью: "Где Вы теперь?
Кто Вам целует пальцы?"
Слава первой русской кинозвезды
росла от фильма к фильму. Снявшись в шести
фильмах у Бауэра, актриса переходит в
ателье Харитонова, который предложил
ей сказочный гонорар. Это было очень кстати,
ведь в то время она одна кормила семью
-- двух дочерей, двух младших сестер, мать
и бабушку. Муж как младший офицер получал
мизерное жалование.
Вскоре Холодная становится
законодательницей моды. Она одевается
у лучших портных и демонстрирует образцы
элегантности и шика на многочисленных
фото. Однако за внешним блеском стоял
нелегкий труд. Актрисе приходилось работать
в условиях военного времени, ночью часами
простаивать в гриме, возвращаясь домой
под утро с резкой головной болью и воспаленными
глазами. Но Вера никогда не позволяла
себе "капризов примадонны". Засыпали
у объективов операторы, ворчали осветители,
но "королева экрана" сохраняла выдержку.
Свободно появляться на улице
Вера Холодная уже не могла. Состояние
зала после фильма с ее участием было похоже
на гипноз. Журнал "Фигаро" писал:
"В Кишиневе на концерте вдруг все вскакивают
на стулья. Дамы подбирают подолы... Неужели
лопнули трубы и через пять минут зал будет
затоплен? Оказывается же, что появилась
Вера Холодная! Все ринулись туда, опрокидывая
все на пути." В Харькове в кинотеатре
"Ампир" перед фильмом с участием
Холодной началось настоящее вавилонское
столпотворение. У кассы была огромная
очередь. Кто-то пустил слух, что нескольких
человек впустили через запасной вход.
Публика ринулась в зал, разбивая окна,
срывая с петель двери и грозя расправой
администрации. Был вызван отряд конных
драгун. Разбушевавшуюся толпу с трудом
успокоили.
Кинокритики наперебой пытались
найти разгадку феномена Веры Холодной.
Одни считали, что все дело в ее красоте.
Другие искали ответ в грандиозном таланте,
называя Веру "Ермоловой кино". Сам
Станиславский пророчил ей успех на сцене,
на что Холодная любила повторять: "Лучше
быть первой в кинематографической деревне,
чем последней в театральном Риме".
Так в чем же был секрет "королевы"?
Каждая эпоха создает свой тип женщины,
утверждает свой идеал. В начале века на
фото, в живописи и графике изображались
женщины, одетые в платья с резким контуром,
нервными линями. В них была какая-то загадочность,
двойственность. Но откровения живописи
и литературные описания лишь приближали
к еще не сказанному "последнему слову".
Его произнесла Вера Холодная. Она была
живая, настоящая, открывавшая своим движением
восторженному зрителю действительное
присутствие в мире того идеала, который
издавна витал в воздухе. Ее героиня чаще
всего соблазненная, покинутая и нуждающаяся
в защите. Эмоции зрителя однозначны: догнать,
спасти, прижать к груди. Именно стойкость
"образа истерзанной души" и создала
славу Веры Холодной.
Летом 1918 года труппа выехала
в Одессу для съемок. Кругом шла война,
работалось плохо и съемки затянулись
до зимы. В декабре Вера заболела. "Испанка"
(теперь это называется вирусным гриппом)
протекала у нее очень тяжело и в феврале
1919 года, не сумев побороть болезнь, Вера
Холодная скончалась. Плакала вся Одесса,
убитая горем. Не скрывал слез и почтенный
профессор медицины, не сумевший ее спасти.
Тело актрисы бальзамировали, чтобы потом
перевезти в Москву. Как всякий глубоко
верующий человек, она приняла смерть
тихо и спокойно Ей было всего 26 лет.
Владимир Холодный не надолго
пережил жену. После панихиды в Художественном
театре он стал заговариваться, иногда
не слышал, что к нему обращались. Постоянно
говорил о Вере как о живой. Вскоре он умер,
а малолетние дети были вывезены за границу.
Смерть актрисы породила множество
сплетен и легенд. Газеты всех мастей пестрели
версиями: "Азербайджан" сообщила,
что Холодная была найдена в окрестностях
Баку с отрезанной головой и колотыми
ранами, "Грузия" писала об убийстве
и ограблении актрисы неким мусульманином.
Одни говорили, что она шпионка и ее расстреляли
большевики, другие -- что она красная разведчица
и ее убили французы, послав ей огромный
букет лилий, от губительного аромата
которых она и умерла. Страсти еще долго
не утихали. Никто не хотел верить, что
"королева" умерла от такой прозаической
болезни, как грипп.
Красота и талант Веры Холодной
не оставили равнодушными и наших современников.
В частности коллекция haute couture дома "Валентин
Юдашкин" сезона осень-зима 97-98 года
посвящена звезде немого кино Вере Холодной.
Впрочем, сложные драпировки, корсеты
с богатой вышивкой и юбки из 150 метров
шелкового тюля напоминали скорее о российских
придворных модах эпохи барокко, нежели
о стиле актрисы, которой была посвящена
коллекция. Широкое использование в цветовой
гамме коллекции черного и белого, вероятно,
должно было символизировать черно-белую
пленку раннего кино, а холодные оттенки
зеленого, болотного, кофейного, синего
и сиреневого как нельзя лучше напоминали
об имени нашей первой кинозвезды.
"В этой коллекции
изменился крой", - рассказывает
Юдашкин, - "все сделано "по косой",
в том числе и бархатные
ткани, что технически крайне
сложно. Мы использовали кожу - изделие
очень точное, шить можно только
один раз, - поэтому технически
эта коллекция намного сложнее,
чем предыдущие". При создании
коллекции были использованы
джерси, шелковый трикотаж и бархат
на трикотажной основе.
Так, например, в воспоминаниях
З.И. Ицкова мы знакомимся с творчеством
народного художника России, режиссером-постановщиком
С.В. Козловским. Мы можем проследить творческий
путь художника, поиски нового в работе,
а именно, в 1916 году в кино Козловский одним
из первых применил съемку с движения
макета с людьми, использовав двойную
экспозицию (домакетку),встречи с интересными
людьми. Хочу привести несколько строк
из воспоминаний самого С.В. Козловсого:
“ После отъезда Чаргонина в ателье “Русь”
начались съемки картины “Молодость Калиостро”.
Режиссером и оператором был Владислав
Старевич. Оформлять постановку пригласили
известного театрального художника В.
Симова. Симов в кино выступал впервые.
Алейников и режиссер Старевич попросили
меня принять участие в этой картине. В
свое время, когда я работал в театре, я
многому учился на спектаклях Художественного
театра, где Симов был основным художником.
Мне было приятно и интересно работать
с таким крупным мастером.”