Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 20:18, контрольная работа
Описание работы
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Германии, Дании, Италии и др. Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность “экранизации”, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................................... 3 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЕРВЫХ ФИЛЬМОВ В РОССИИ ……............................... 4 2. ДВА РУССКИХ КИНО 20-Х ГОДОВ..................................................................... 19 3. ЖАНРЫ ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО КИНО В РОССИИ....................................... 27 4. ВИДЫ КИНО. НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ФИЛЬМЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.............................................................................. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................................. 50 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ............
В декабре 1908 года Русским отделением
Технического общества в Одессе был открыт
специальный научный кинотеатр. Чтение
лекций взяли на себя бесплатно члены
Технического общества и преподаватели
местных учебных заведений. Картины, как
правило, брались напрокат, и лишь некоторые
приобретались в собственность. Первоначально
сеансы шли нерегулярно, но с 1909/10 учебного
года дело упорядочилось. За первый же
год было проведено 148 сеансов. На этих
сеансах было показано 16 различных картин.
Кинематограф был рассчитан главным образом
на учащихся. Каждый сеанс состоял из двух
отделений:
- в первом—демонстрировались
кинокартины на исторические или географические
темы;
- во втором—на естественные
или технические.
Сеансы устраивались платными,
но цены на билет были вполне доступными
(для учащихся городских школ—5 коп., для
других гимназий, училищ и прогимназий—10—20
копеек) .В 1910 году кинотеатр был перенесен
в помещение художественно-промышленной
выставки, где он также работал очень успешно.
Вторая по времени попытка организации
в провинции научного кинематографа была
сделана в Самаре Обществом народных университетов
в 1910 году. На деньги, собранные от пожертвований,
Общество приобрело два проекционных
аппарата: один (передвижной) для обслуживания
учебных заведений и другой для постоянного
кинозала, который устроили в Пушкинском
Народном доме. Главными посетителями,
как и в Одессе, были учащиеся. Сеансы состояли
обычно из двух отделений: научного и литературно-музыкального.
В те же годы просветительные
кинолекции были организованы и в Нижнем
Новгороде (ныне г. Горький) Отделом Русского
общества охранения народного здоровья.
Лекции проводились в зале Коммерческого
училища, который предоставлялся для этой
цели бесплатно. На каждом сеансе выступали
члены Общества —педагоги и врачи. Помимо
работы в постоянном помещении устраивались
выездные киносеансы в Сормове, где находилась
большая судоремонтная верфь, в Канавине—на
месте знаменитой Нижегородской выставки,
в Коммерческом клубе, в Кадетском корпусе
и в других местах. Апогей деятельности
нижегородского просветительного кинематографа
пришелся на 1913 год, когда кинолекции велись
по двадцати трем специальным программам
просветительских фильмов.
Известно также о существовании
в 10-х годах научных кинотеатров в Киеве
(в Лукзяковском Народном доме и в одном
из коммерческих училищ), в Екатеринбурге,
в Юрьеве, в Смоленске, в Риге и в других
городах. В общей сложности их было до
первой мировой войны несколько десятков.
Само собой разумеется, не все
эти просветительные кинотеатры функционировали
одинаково хорошо. Некоторым из них удавалось
запастись интересными программами, привлечь
к чтению лекций педагогов, ученых. В других
показывались фильмы без лекционного
сопровождения, так как не было возможности
часто обновлять программы. Не всюду одинаково
складывались условия финансового обеспечения.
Одни пользовались поддержкой государственных
или общественных организаций, частных
лиц. В других дело пытались наладить энтузиасты.
Все это несомненно отражалось не только
на деятельности кинотеатров, но и на их
судьбе. Некоторые кинотеатры существовали
успешно и в течение долгого времени, другие,
как эфемеры, жили очень непродолжительной
жизнью.
И все-таки в целом просветительные
кинематографы дореволюционной России
были явлением безусловно положительным,
наложившим основы той огромной работы
по распространению научных знаний с помощью
кино, которая в наши дни получила столь
широкое, столь многообразное развитие.
Но в тот же период русскими
учеными и педагогами кинематограф использовался
в педагогической работе, как наглядное
пособие при обучении школьников в учебных
заведениях. Таких чисто учебных кинозалов
было в довоенной России несколько сотен.
Как правило, они создавались при средних
учебных заведениях и только иногда при
особых округах, для обслуживания народных
училищ. В некоторых гимназиях и училищах
кинолекциями охватывали не только своих
учащихся, но и школьников других учебных
заведений.
Сохранились сведения о том,
что такие чисто учебные «кинематографы»
для учащихся школ были в Москве (в гимназии
Медведниковых, в реальном училище, в частной
гимназии Федорова, в Пушкинском городском
училище и многих других) и в ряде петроградских
учебных заведений, в том числе в Тенишевском
училище, где дело было поставлено лучше
всего.
Что касается других городов,
то в школах лишь немногих из них имелись
собственные киноустановки. Тем не менее
и в этих городах учебные фильмы использовались
довольно активно. Педагоги договаривались
с владельцами кинотеатров об устройстве
детских сеансов, на которых показывались
учебные ленты. Такая форма обслуживания
учащихся успешно применялась в Риге,
Тарту, Орле, Харькове, Одессе и в других
городах была попытка создания и централизованной
системы снабжения фильмами учебных заведений.
В крупных городах (Москве, Петрограде)
устраивались склады фильмов и кинопроекторов,
которыми на выездных сеансах обслуживались
учебные заведения.
Большая работа была проделана
русской педагогической общественностью
по продвижению просветительного и в первую
очередь учебного кинематографа в деревню.
Вопросы использования научного кинематографа
для школьного обучения и внешкольного
образования были предметом обсуждения
на ряде общеземских и Всероссийских съездов
по народному образованию. В решениях
съездов высказывались пожелания как
можно шире использовать кинематографические
сеансы в сельских учебных занятиях, рекомендовалось
«приобретение кинематографа по возможности
каждым уездным земством» .
Особый интерес вызывает решение
по вопросам кинематографа, которое было
принято специальной секцией 1-го Всероссийского
съезда по народному образованию:
«37. О кинематографе. 1) Научный
кинематограф должен быть признан учебным
пособием, способствующим наглядности
обучения и расширению кругозора учащихся.
2) Программы сеансов должны вырабатываться
в связи с курсом, и к организации кинематографа
должны привлекаться учащие. 3) ввиду технических
недостатков кинематографа сеансы не
должны быть слишком длинными и частыми.
4) Необходимо создание центральных и местных
складов хорошо подобранных кинематографических
лент, по образцу подвижных музеев. 5) Ввиду
все усиливающегося развращающего влияния
уличного кинематографа кроме школьных
сеансов необходимо устройство внешкольных
кинематографических детских сеансов
и борьба с этим влиянием путем распространения
в широкой публике мысли о пошлости существующего
кинематографического репертуара».
Отлично сознавая, какую огромную
просветительную роль может сыграть в
деревне кинематограф, сельские учителя
не только активно выступали за введение
его в педагогическую практику, апеллируя
к общественному мнению, но и сами непосредственно
внедряли кинематограф в деревне всеми
доступными способами.
Благодаря усилиям сельской
педагогической общественности, поддержке
учительских съездов, отдельных земских
деятелей в ряде уездных земств, в Московской,
Пермской, Костромской, Екатеринославской
(ныне Днепропетровской), Харьковской,
Херсонской и других губерниях было налажено
обслуживание школ с помощью кинопередвижек.
Некоторые земства создавали у себя даже
склады просветительных фильмов. Показ
фильмов осуществлялся самими учителями.
Но как бы велики, как бы благородны
ни были усилия много численных энтузиастов
научного кинематографа, всей прогрессивной
русской интеллигенции, как бы ни были
важны их первые достижения на этом поприще,—существовали
объективные причины, не только мешавшие
широкому развитию научного кинематографа
в России, не только затруднявшие это развитие;
с ни вставали преградой, преодолеть которую
в то время никакие общественные усилия
были не в состоянии.
Это прежде всего причины социальные,
экономические. В копиях царской России
государственные ассигнования на просвещение
были столь недостаточными, что не только
научный кинематограф, но даже школы (и
прежде всего сельские школы) были роскошью.
Поэтому ни о каком сколько-нибудь широком
развитии просветительного, в том числе
учебного, кинематографа, особенно в деревне,
нельзя было и мечтать.
Ну а как развивалось производство
научных фильмов в дореволюционной России?
Если научно-исследовательские
фильмы создавались чуть ли не с первых
же дней появления кинематографа — в стенах
научных институтов и лабораторий усилиями
самих ученых и без всякой помощи кинематографистов-профессионалов;
если учебные фильмы на первых порах создавались
самими педагогами, которые перемонтировали
снятый для других целей материал, то просветительные
фильмы (или, как мы их теперь называем,
научно-популярные) создавались уже не
деятелями науки (такие случаи были редки),
а теми пионерами русской кинематографии,
которые взяв в руки съемочный аппарат,
вышли с ним на улицу для того, чтобы снять
хронику жизни, или отправились путешествовать
по родной стране—по ее лесам, горам, морям
и рекам, пошли на фабрики, заводы, фиксируя
на пленку все, что может представить хотя
бы какой-нибудь интерес.
«Из хроникально-документальных
съемок постепенно возникла и русская
игровая, художественная и русская научно-популярная
кинематография»,—пишет С.Гинзбург в
своей книге. Да, действительно, прародительницей
кинематографии была кинохроника.
Именно операторы-хроникеры
были первыми профессиональными кинематографистами,
начавшими снимать, а сплошь и рядом и
сами показывать фильмы. Начав с сюжетов,
посвященных царской и великосветской
хронике, операторы все чаще и чаще обращались
к созданию так называемых видовых фильмов,
показывающих природу различных стран
и жизнь народов этих стран. По существу,
это были географические и этнографические
фильмы, созданные на материале и зарубежных
стран и нашей страны. Съемка фильмов велась
сначала иностранными специалистами,
а затем и нашими отечественными операторами.
Судя по каталогу «Разумный кинематограф»,
составленному М.Алейниковым, один выпуск
которого был издан в 1912 году, а второй
в 1914 году, с 1907 года, когда съемка видовых
кинокартин приняла регулярный характер,
до. начала мировой войны, то есть до 1914
года» было создано 1200 видовых фильмов.
Вслед за видовыми кинокартинами,
показывающими природу нашей страны (серия
«Живописная Россия», «По Волге», «В горах
Кавказа»), появляются фильмы о промышленности,
транспорте и сельском хозяйстве («Рыбная
промышленность на Волге», «Открытие в
Москве окружной железной дороги», «Обработка
земли в Лифляндии паровыми и электрическими
машинами»), фильмы на спортивные темы
(«Фигурное катание на коньках в СПб известного
конькобежца Панина», «Автомобильные
гонки в Одессе», «Московские бега», «Парфорсная
охота», «Охота на медведя») и другие картины.
В то же время, а точнее, опять-таки
с 1907 года, началась съемка фильмов, посвященных
литературе и искусству и сохранивших
до наших дней большое историческое значение,
особенно такие драгоценные ленты, в которых
был неоднократно заснят Л. Н. Толстой,
известный русский актер В. Н. Давыдов
и другие выдающиеся личности .
В эту же группу фильмов следует
отнести документальные съемки фрагментов
из театральных спектаклей: «Борис Годунов»
(1907), «Князь Серебряный» (инсценировка
романа А. К. Толстого, 1907), из балета «Пьеро
и Пьеретта» и т. д.
Кто же были создатели этих
фильмов?
Судя по количеству этих кинокартин,
в создании их кроме запомнившихся историкам
операторов А. Дранкова (необыкновенно
энергичного дельца, заснявшего, в частности,
большой материал о Л. Н. Толстом), П. Кобцева
(работавшего на Дальнем Востоке), украинца
Д. Сахненко, М. Бремера (совершившего на
ледоколе путешествие по Великому Северному
пути), художника Н Пинегина, заснявшего
трагическую эпопею путешествия к Северному
полюсу лейтенанта Седова, в создании
просветительных кинокартин принимали
участие многие отечественные операторы,
имена которых, к сожалению, остались нам
неизвестными.
Здесь, кстати, уместно вспомнить
и известного актера театра Корша—В. Сашина-Федорова.
Будучи страстным поклонником кинематографа,
он еще в 1896 году приобрел киноаппарат
и поставил перед собой задачу заняться
летописью своего театра —заснять театральных
деятелей во время репетиции, в гримерных,
на сцене перед поднятием занавеса и т.
п.. В. Сашин-Феюров снял также ряд других
фильмов: «Конно-железная дорога в Москве»,
«Вольная Богородская пожарная команда»,
«Игра в мяч», а много лет спустя выступал
даже в качестве актера и кинорежиссера
художественных игровых фильмов (правда,
не оставив здесь заметного следа).
Всех этих операторов мы и вправе
считать подлинными пионерами не только
хроникально-документальной, но и научной
кинематографии, вписавшими первые страницы
в историю нашего отечественного научно-популярного
кинематографа.
Однако, отдавая должное пионерам
русского профессионального кинематографа,
нельзя сбрасывать со счетов роль в развитии
отечественного научно-популярного кинематографа
тех энтузиастов-ученых, деятельность
которых описана выше.
Именно здесь—в научных учреждениях—в
процессе создания сугубо исследовательских,
иногда экспериментальных фильмов под
руководством и при непосредственном
участии самих ученых разрабатывалась
методика научной киносъемки, новая кинотехника,
которая беспрерывно совершенствовалась,
модернизировалась и составила основу
производства научных фильмов на киностудиях
(техника, которая и сейчас, в наши дни,
беспрерывно развиваясь, оказывает влияние
на развитие научного кинематографа).
Ученые соединили свои усилия
с кинематографистами, и в этом синтезе
возникла подлинная научно-популярная
кинематография, получившая такое широкое
развитие в наше время.
Что касается учебной кинематографии,
то развитие ее имеет много общего с научно-популярной.
Однако есть и некоторое отличие. Дело
в том, что первые годы русского кино учебные
фильмы специально не снимались, а создавались
путем перемонтажа или просто сокращения
главным образом просветительных (научно-популярных),
хроникально-документальных, а позднее
даже художественных фильмов, которые
использовались при изучении литературы
и истории. Причем работа эта выполнялась
не кинематографистами, а самими учителями
школ, а иногда и высших учебных заведений.
Фильмы приспосабливались к урокам или—при
внешкольном обучении—к учебным программам.
И лишь впоследствии (к 1910 году в Англии,
Франции, Германии, а у нас в России немного
позже—с 1912 года) начали создаваться собственно
учебные фильмы, отвечающие требованиям
школ и других учебных заведений.
Что представляли собой просветительные
и учебные фильмы того времени с точки
зрения познавательного значения, эстетической
оценки и профессионального мастерства?
Судя по сохранившимся отдельным
кинолентам, это были маленькие фильмы
объемом до 100—150 метров, которые демонстрировались
5—7 минут. Каким бы темам эти фильмы ни
посвящались (будь то географические,
спортивные, естественнонаучные ленты),
в сущности, на первых порах это были самые
настоящие документальные картины, представляющие
просветительный интерес. Лишь позже,
когда было налажено отечественное производство
просветительных и учебных фильмов, особенно
на кинофабрике А. Ханжонкова, куда пришли
энтузиасты-ученые,—научные фильмы начали
полнее соответствовать поставленным
перед ними задачам. При создании фильмов
стала применяться и другая, более совершенная
кинотехника, и другая методика построения.
И взгляд на вещи стал несколько иной.
Фильмы стали более глубокими по содержанию,
в них больше появилось познавательного
материала. Тем не менее, конечно, все эти
фильмы не имеют ничего общего с тем, что
мы делаем сейчас. Они кажутся нам крайне
наивными, примитивными. Но здесь нет ничего
удивительного. Нас отделяет время—и
довольно порядочное время. Как нельзя
сравнивать, допустим, достоинства самолетов
Уточкина и Можайского с великолепными
воздушными лайнерами Туполева, Ильюшина,
Антонова и других наших замечательных
советских конструкторов, так нельзя подходить
с общеэстетическими критериями нашего
времени к фильмам, созданным более полувека
назад. Нельзя оценивать, скажем, фильмы
о полетах наших первых авиаторов, снятые
на заре кинематографии, наравне с нашим
замечательным научно-популярным фильмом
«Первые крылья», созданным в 1950 году,
то есть уже после второй мировой войны.
Хотя и в том и в другом фильме показываются
пионеры русской авиации.