Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:40, реферат
На рубеже XIX – XX вв., в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины.
История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века – «синема», искусство экрана. Кино. Кинематограф, если говорить на языке создателей первых киноаппаратов.
ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................
1. ИСТОРИЯ КИНО ................................................................................
2. КАДР, ПЛАН И РАКУРС ..................................................................
3. ЯЗЫК КИНО...........................................................................................
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА..............................................................................................
5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО.....................................................................
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ..
6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ............................................................
6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ....................................................................
6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ.........................................................
6.4. КИНО И ПОЛИТИКА................................................................
6.5. КИНО И НАУКА.........................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Живопись дала кинематографу композицию и построение кадра, организацию цветового и светового решения.
Основные творческие моменты, такие, как выбор объекта, условий его освещения, композиция, оказываются весьма схожими с живописью, хотя и имеют существенные различия, связанные с тем, что в кинематографе передается движение.
Становление изобразительного языка кино связано с влиянием живописи. Сначала это было просто механическим заимствованием композиции живописных полотен, в дальнейшем творческой интерпретацией композиционных приемов живописи, но наиболее заметное влияние живопись оказала на становление роли света в кино. Свет из технического средства для получения изображения «где все видно», становится важнейшим выразительным средством. Эта наиболее ярко проявилось в работе немецких операторов в фильмах, которые сейчас называют экспрессионистическими. Свет и тень в этих фильмах – не просто некий световой рисунок, это своеобразный символ борьбы добра и зла.
Опыт живописи на первых этапах помог становлению изобразительного языка кинематографа, но в дальнейшем в работах наиболее выдающихся режиссеров и операторов создался собственный, кинематографический стиль, где композиция кадра и свет находятся в постоянном движении, образуя непрерывную динамическую картину.
5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО
Фильмы отличаются друг от друга формой, выразительными средствами, композицией. Очень не похожи художественная, или игровая, картина с вымышленными героями и строго документальный рассказ о строителях БАМа; еще разительнее отличается мультипликационная короткометражка «Ну, погоди!» от фильмов, например, показывающих использование космических спутников в народном хозяйстве. Да и внутри того же игрового кино выделяют ленты таких разных форм, как драма, комедия, детектив и т. д. Говоря о многообразии форм фильмов, отличают их виды и жанры.
Все фильмы можно разделить на четыре основных вида:
Жанрами называют исторически сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения. В разных видах кино есть одни и те же жанры, к примеру, жанр рассказа. Но существуют и жанры, свойственные лишь данному виду, например, жанр киноромана относится только к игровому кино.
Излюбленный жанр мультипликации – сказка. Как известно, сказка - один из литературных жанров. Понятно, что главными зрителями для фильмов в жанре сказок является детская аудитория. Однако, то ли вследствие ориентации исключительно на коммерческий успех, то ли по каким-то другим причинам жанр сказки в кино на Западе не сложился как самостоятельный жанр, а отдельные фильмы для детей, которые можно отнести к данному типу, вошли в категорию "семейного фильма". Семейные фильмы – детские фильмы и фильмы, предназначенные для просмотра всей семьёй. Фильмы этого жанра зачастую лишены насилия, имеют множество элементов мелодрамы и комедии с незамысловатым юмором («Элвин и бурундуки» Тима Хилла).
Сказочность, необычайность того, что показывается в мультипликационной ленте, почти всегда тесно связаны с нашей жизнью. Сказочная мультипликация не только развлекает, но ещё и поучает, например, серия мультфильмов о коте Леопольде режиссера А. Резникова. Мультипликация также широко использует жанры сатиры, политического плаката, агитфильма, фантастики и т. п.
Научно-популярное кино, как следует из названия, служит распространению научных знаний и достижений научно-технического прогресса в широких массах зрителей. Для этого оно пользуется всеми техническими и художественными средствами кинематографа: и документальными съемками, и средствами игрового кино, и способами мультипликации. Но что касается жанров, то в нем явственно главенствуют фильм-биография и исторический фильм.
Фильм-биография – фильм, основанный на биографии какой-либо известной личности, например «Такая стремительная жизнь» А. Буримского – очерк жизни и деятельности А. И. Микояна, создателя сверхзвуковых истребителей.
Исторический фильм – фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра (Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Граница 1918» Лаури Терхонена).
К виду научно-популярного
кино относят также научно-
У документального кино система жанров обширна и сложна («Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Птицы» Жака Перрена). Телевизионный сериал «Великая Отечественная» состоит из 20 картин и по праву называется документальной эпопеей, а «страничку» в киножурнале или в ежедневной передаче «Время» часто называют просто сюжетом. Существуют документальные повести, очерки, «портреты» героев нашего времени, репортажи с мест событий, интервью, дневники путешествий, политические фильмы и т. д.
Еще более разнообразны жанры игрового кино:
Развитие жанров, их слияние, взаимообогащение и взаимопроникновение особенно наглядно происходят в кино, например, «Калина красная» B. М. Шукшина. Это фильм о драме человека, совершившего ошибки на своем жизненном пути. В то же время драма героя фильма приобретает подчас характер трагедии: ведь его ошибки вызваны также и трудностями времени, в котором он живет. Некоторые эпизоды этого фильма комичны, другие – сатиричны, третьи – проникновенно лиричны.
Для современного кино такая тенденция к их взаимопроникновению, реализуется в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, а также от качества и совершенства технических средств.
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ
Важнейшим показателем кинематографа
является массовость аудитории, высокая
степень информативности, следовательно,
и широкое использование в
просветительско-
6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ
Одной из главных особенностей мифа является его пронизанность личностными интуициями и символами. Миф – это личностная история, при помощи которой осуществляется встреча человека и мира. Кино же, по определению его создателей У. Пола и Г. Уэллса – рассказ истории при помощи демонстрации движущихся картин. При этом кино очень часто представляет собой взгляд на вещи какой-либо определенной личности – по сюжету фильма это его главный герой или герои. Следует отметить феномен, описанный Ю.М. Лотманом, превращения известных киноактеров в мифологические фигуры, который напрямую связан с изначальной мифологичностью киноязыка. Один и тот же актер, играющий в разных фильмах разные персонажи, сам того не желая, увязывает их в один художественный метатекст, так что зритель воспринимает эти фильмы как рассказ об одном герое. Причем, нетрудно заметить, что каждый киноактер имеет свое амплуа, то есть без труда отождествляется с каким-либо архетипом, восходящим к персонажам мифологии, как то – Воин, Соблазнитель, Властитель и т.д. В итоге массовое сознание начинает их воспринимать, скорее, как языческих богов – со своими характерами, похождениями и своеобразными отношениями (например, С. Сталлоне и А. Шварценеггер явно соотносятся с божествами войны). Обыватель решительно отказывается видеть в киноактере такого же человека как он сам. Для него актер – существо другого, «киношного» мира, несмотря на все свои «земные» черты.
Такое явление характерно для массового, коммерческого кино. Именно вследствие его низкой эстетической ценности, в нем на первый план выступают мифологические пласты, общие для всех и принадлежащие «коллективной личности» человечества.
Как известно, за время своего существования кинематограф успел показать зрителю большое количество различных мифов, снятых в различных жанрах. Кроме того, в последнее время на экранах стали появляться модифицированные, осовремененные мифы.
6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ
В современной кинематографии
имеется множество как
В первую очередь здесь стоит отметить игровые голливудские произведения, рассчитанные на массового зрителя. Это, в частности, такие картины как «Майкл» Норы Эфрон, «Догма» Кевина Смита, «Брюс Всемогущий» Тома Шэдьяка и так далее. Голливуд, который многие не любят, снимает несколько подобных картин в год.
Кроме веселых картин, которые можно смотреть всей семьей, западная киноиндустрия занимается и более глубокими, по религиозному смыслу, картинами, например «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.
В России подобные фильмы выпускаются гораздо реже и только в последнее время стали более-менее доступны массовой публике («Остров» Павла Лунгина).
«И вообще, связь религии
и кинематографа, как мне кажется, определена
самой природой последнего. Кино – вид
искусства, а искусство и религиозный
способ познания мира очень близки. Поэтому,
когда снимаешь кино, пытаясь строить
его на серьезной основе, ты так или иначе
касаешься вопросов жизни и смерти, то
есть – религиозных вопросов» (К. Мацан.
Кино должно исцелять души. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.foma.ru/articles/
6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ
На мой взгляд, кино играет не последнюю роль в освещении вопросов образования. Можно даже выделить учебное кино как вид научной кинематографии, объединяющей фильмы, предназначенные для использования в процессе обучения. Фильмы учебного кино позволяют учащимся увидеть на экране изображение недоступных визуальному наблюдению физических, химических, биологических процессов, природу и быт отдалённых стран, подробно рассмотреть явления, протекающие очень медленно (например, рост растения) или, напротив, чрезвычайно быстро (например, электрический разряд), и др. Фильмы учебного кино используют приёмы и выразительные средства, накопленные научно-популярной, документальной и мультипликационной кинематографией: длительное кинонаблюдение, ускоренную и замедленную съёмку, графическую и объёмную мультипликацию, применяемую как средство научного моделирования. Иногда в фильмы учебного кино вводятся игровые сцены.