Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

На рубеже XIX – XX вв., в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-белые, но вполне узнаваемые и реальные картины.
История не сохранила впечатлений самых первых кинозрителей. Но вряд ли кто-то из них подозревал, что буквально у них на глазах рождается искусство, которое определит лицо ХХ века – «синема», искусство экрана. Кино. Кинематограф, если говорить на языке создателей первых киноаппаратов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................
1. ИСТОРИЯ КИНО ................................................................................
2. КАДР, ПЛАН И РАКУРС ..................................................................
3. ЯЗЫК КИНО...........................................................................................
4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ ВИДАМИ
ИСКУССТВА..............................................................................................
5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО.....................................................................
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ..
6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ............................................................
6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ....................................................................
6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ.........................................................
6.4. КИНО И ПОЛИТИКА................................................................
6.5. КИНО И НАУКА.........................................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв.docx

— 76.13 Кб (Скачать файл)

Живопись дала кинематографу  композицию и построение кадра, организацию  цветового и светового решения.

Основные творческие моменты, такие, как выбор объекта, условий  его освещения, композиция, оказываются  весьма схожими с живописью, хотя и имеют существенные различия, связанные с тем, что в кинематографе передается движение.

Становление изобразительного языка кино связано с влиянием живописи. Сначала это было просто механическим заимствованием композиции живописных полотен, в дальнейшем творческой интерпретацией композиционных приемов живописи, но наиболее заметное влияние живопись оказала на становление роли света в кино. Свет из технического средства для получения изображения «где все видно», становится важнейшим выразительным средством. Эта наиболее ярко проявилось в работе немецких операторов в фильмах, которые сейчас называют экспрессионистическими. Свет и тень в этих фильмах – не просто некий световой рисунок, это своеобразный символ борьбы добра и зла.

Опыт живописи на первых этапах помог становлению изобразительного языка кинематографа, но в дальнейшем в работах наиболее выдающихся режиссеров и операторов создался собственный, кинематографический стиль, где композиция кадра и свет находятся в постоянном движении, образуя непрерывную динамическую картину.

 

5. ВИДЫ И ЖАНРЫ КИНО

 

Фильмы отличаются друг от друга формой, выразительными средствами, композицией. Очень не похожи художественная, или игровая, картина с вымышленными героями и строго документальный рассказ о строителях БАМа; еще разительнее отличается мультипликационная короткометражка «Ну, погоди!» от фильмов, например, показывающих использование космических спутников в народном хозяйстве. Да и внутри того же игрового кино выделяют ленты таких разных форм, как драма, комедия, детектив и т. д. Говоря о многообразии форм фильмов, отличают их виды и жанры.

Все фильмы можно разделить  на четыре основных вида:

  • первый вид – художественный (игровой) фильм, воплощающий средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения, или адаптированного произведения поэзии или прозы;
  • второй – документальное кино, являющееся особым видом образной публицистики;
  • третий – мультипликация или анимация, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;
  • четвертый вид – научно-популярное кино, использующее средства всех трех видов для распространения знаний.

Жанрами называют исторически сложившиеся и достаточно устойчивые разновидности художественного произведения. В разных видах кино есть одни и те же жанры, к примеру, жанр рассказа. Но существуют и жанры, свойственные лишь данному виду, например, жанр киноромана относится только к игровому кино.

Излюбленный жанр мультипликации – сказка. Как известно, сказка - один из литературных жанров. Понятно, что главными зрителями для фильмов в жанре сказок является детская аудитория. Однако, то ли вследствие ориентации исключительно на коммерческий успех, то ли по каким-то другим причинам жанр сказки в кино на Западе не сложился как самостоятельный жанр, а отдельные фильмы для детей, которые можно отнести к данному типу, вошли в категорию "семейного фильма". Семейные фильмы – детские фильмы и фильмы, предназначенные для просмотра всей семьёй. Фильмы этого жанра зачастую лишены насилия, имеют множество элементов мелодрамы и комедии с незамысловатым юмором («Элвин и бурундуки» Тима Хилла).

Сказочность, необычайность  того, что показывается в мультипликационной ленте, почти всегда тесно связаны с нашей жизнью. Сказочная мультипликация не только развлекает, но ещё и поучает, например, серия мультфильмов о коте Леопольде режиссера А. Резникова. Мультипликация также широко использует жанры сатиры, политического плаката, агитфильма, фантастики и т. п.

Научно-популярное кино, как следует из названия, служит распространению научных знаний и достижений научно-технического прогресса в широких массах зрителей. Для этого оно пользуется всеми техническими и художественными средствами кинематографа: и документальными съемками, и средствами игрового кино, и способами мультипликации. Но что касается жанров, то в нем явственно главенствуют фильм-биография и исторический фильм.

Фильм-биография – фильм, основанный на биографии какой-либо известной личности, например «Такая стремительная жизнь» А. Буримского – очерк жизни и деятельности А. И. Микояна, создателя сверхзвуковых истребителей.

Исторический фильм – фильмы этого жанра реконструируют реально происходившие исторические события или их сюжет вписан в такие события. Ещё такие фильмы называют «костюмированными», поскольку точные исторические костюмы и декорации являются важной частью фильмов этого жанра (Броненосец «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, «Граница 1918» Лаури Терхонена).

К виду научно-популярного  кино относят также научно-исследовательское  кино, под которым чаще всего подразумевают съемки научных работ, экспериментов и т. п. Эти киноленты знакомят с научными достижениями и открытиями и представляют интерес не только для специалистов, но и для массового зрителя («Мегаполис» Владимира Иванова).

У документального  кино система жанров обширна и  сложна («Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма, «Птицы» Жака Перрена). Телевизионный сериал «Великая Отечественная» состоит из 20 картин и по праву называется документальной эпопеей, а «страничку» в киножурнале или в ежедневной передаче «Время» часто называют просто сюжетом. Существуют документальные повести, очерки, «портреты» героев нашего времени, репортажи с мест событий, интервью, дневники путешествий, политические фильмы и т. д.

Еще более разнообразны жанры игрового кино:

  • Боевик – этот жанр иллюстрирует известный тезис «добро должно быть с кулаками». Фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом. Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает прибегнуть к насилию. В результате уничтожению подвергаются десятки, а иногда и сотни злодеев. («Заложница» Пьера Моррела, «Брат» Алексея Балабанова).
  • Приключенческий фильм – в отличие от боевика, в приключенческих фильмах акцент смещён с грубого насилия на смекалку персонажей, умение перехитрить, обмануть злодея. В приключенческих фильмах героям предстоит оригинально выпутаться из сложных ситуаций. («Человек, который слишком много знал» А. Хичкока, «Сокровища нации» Джона Тертлтоуба).
  • Детективный фильм – жанр, произведения которого неизменно содержат иллюстрации преступных деяний, следующего за ними расследования и определения виновных. У зрителя, как правило, должно возникнуть желание провести собственное расследование и выдвинуть собственную версию преступления. («Тревожный месяц вересень» В. Осыки и «Европейская история» А. Гостева).
  • Драма – специфику жанра составляют сюжетность, конфликтность действия, обилие диалогов и монологов. Драмы изображают в основном частную жизнь человека и его острый конфликт с обществом. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных героев фильма. («Белое солнце пустыни» В. Мотыля, «Сель» Ярополк Лапшин).
  • Кинокомедия – к этому жанру относятся фильмы, которые ставят целью рассмешить зрителя, вызвать улыбку, улучшить настроение. («Берегись автомобиля» Э.А. Рязанова, «Маска» Чака Рассела).
  • Мелодрама – произведения этого жанра раскрывают духовный и чувственный мир героев в особенно ярких эмоциональных ситуациях, часто на основе контрастов: добро и зло, любовь и ненависть и т. п. («Королева льда» Андрея Селиванова, «Ангел-А» Люка Бессона).
  • Музыкальный фильм – мюзикл или оперетта, перенесённая с театральных подмостков на киноэкран. Много песен, танцев, красивые костюмы и декорации. Обязательно присутствуют элементы мелодрамы. Насилие если и есть, то в самой безобидной форме. («Собор Парижской Богоматери» Жиля Майо).
  • Триллер (от англ. thrill – трепет) – так называют фильмы, стремящиеся создать у зрителя ощущение напряжённого переживания, волнения, предчувствие назревающих ужасных событий. Жанр не имеет чётких границ. Часто к триллерам относят детективно-приключенческие фильмы, акцент в которых смещён на подготовку к какому-то уникальному преступлению. К триллерам также часто относят фильмы ужасов. («Шпионы» Фрица Ланга, «Третий человек» Кэрола Рида).
  • Фильм ужасов – к этому жанру относят фильмы, которые призваны напугать зрителя, вселить чувство тревоги и страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного. Сюжет фильмов ужасов часто построен на появлении серийного убийцы в каком-нибудь спокойном, не предрасполагающем к страху городе. Ещё одна излюбленная тема – появление в мирной обстановке кровожадного монстра (генетического мутанта, инопланетянина, зомби и т. п.). В фильмах часто присутствуют шокирующие кадры истерзанных человеческих тел. («Шепот» Стюарта Хендлера).
  • Готика (или неоготика) – жанр включает фильмы о вампирах, оборотнях и прочей нечисти. Фильмы характеризуются мрачной атмосферой, темными тонами, элементами неоготического стиля в костюмах, гриме и декорациях. («Дракула Брэма Стокера» Фрэнсиса Форда Коппола, «Носферату - призрак ночи» Вернера Херцога).
  • Фантастический фильм – жанр кинематографа, главной идейно-эстетической установкой которого является диктат воображения над реальностью. Действие фильмов этого жанра происходит в будущем, прошлом или в «параллельном» мире. События фильма зачастую намеренно противопоставляются обыденной действительности и привычным представлениям о правдоподобии. («Обитаемый остров» Фёдора Бондарчука, «Чужой» Ридли Скотта).

Развитие жанров, их слияние, взаимообогащение и взаимопроникновение  особенно наглядно происходят в кино, например, «Калина красная» B. М. Шукшина. Это фильм о драме человека, совершившего ошибки на своем жизненном пути. В то же время драма героя фильма приобретает подчас характер трагедии: ведь его ошибки вызваны также и трудностями времени, в котором он живет. Некоторые эпизоды этого фильма комичны, другие – сатиричны, третьи – проникновенно лиричны.

Для современного кино такая тенденция к их взаимопроникновению, реализуется в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, а также от качества и совершенства технических средств.

 

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНО С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ

 

Важнейшим показателем кинематографа  является массовость аудитории, высокая  степень информативности, следовательно, и широкое использование в  просветительско-пропагандистских, а нередко и в агитационно-политических целях. А это значит, что киноискусство не может не взаимодействовать с другими элементами культуры, такими, как мифология, религия, образование, политика, нравственность.

6.1. КИНО И МИФОЛОГИЯ

Одной из главных особенностей мифа является его пронизанность личностными интуициями и символами. Миф – это личностная история, при помощи которой осуществляется встреча человека и мира. Кино же, по определению его создателей У. Пола и Г. Уэллса – рассказ истории при помощи демонстрации движущихся картин. При этом кино очень часто представляет собой взгляд на вещи какой-либо определенной личности – по сюжету фильма это его главный герой или герои. Следует отметить феномен, описанный Ю.М. Лотманом, превращения известных киноактеров в мифологические фигуры, который напрямую связан с изначальной мифологичностью киноязыка. Один и тот же актер, играющий в разных фильмах разные персонажи, сам того не желая, увязывает их в один художественный метатекст, так что зритель воспринимает эти фильмы как рассказ об одном герое. Причем, нетрудно заметить, что каждый киноактер имеет свое амплуа, то есть без труда отождествляется с каким-либо архетипом, восходящим к персонажам мифологии, как то – Воин, Соблазнитель, Властитель и т.д. В итоге массовое сознание начинает их воспринимать, скорее, как языческих богов – со своими характерами, похождениями и своеобразными отношениями (например, С. Сталлоне и А. Шварценеггер явно соотносятся с божествами войны). Обыватель решительно отказывается видеть в киноактере такого же человека как он сам. Для него актер – существо другого, «киношного» мира, несмотря на все свои «земные» черты.

Такое явление характерно для массового, коммерческого кино. Именно вследствие его низкой эстетической ценности, в нем на первый план выступают мифологические пласты, общие для всех и принадлежащие «коллективной личности» человечества.

 Как известно, за время своего существования кинематограф успел показать зрителю большое количество различных мифов, снятых в различных жанрах. Кроме того, в последнее время на экранах стали появляться модифицированные, осовремененные мифы.

 

6.2. КИНО И РЕЛИГИЯ

В современной кинематографии имеется множество как художественных, так и документальных фильмов, отражающих религиозную тематику.

В первую очередь здесь  стоит отметить игровые голливудские произведения, рассчитанные на массового зрителя. Это, в частности, такие картины как «Майкл» Норы Эфрон,  «Догма» Кевина Смита, «Брюс Всемогущий» Тома Шэдьяка и так далее. Голливуд, который многие не любят, снимает несколько подобных картин в год.

Кроме веселых картин, которые можно смотреть всей семьей, западная киноиндустрия занимается и более глубокими, по религиозному смыслу, картинами, например «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе.

В России подобные фильмы выпускаются гораздо реже и только в последнее время стали более-менее доступны массовой публике («Остров» Павла Лунгина).

«И вообще, связь религии и кинематографа, как мне кажется, определена самой природой последнего. Кино – вид искусства, а искусство и религиозный способ познания мира очень близки. Поэтому, когда снимаешь кино, пытаясь строить его на серьезной основе, ты так или иначе касаешься вопросов жизни и смерти, то есть – религиозных вопросов» (К. Мацан. Кино должно исцелять души. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.foma.ru/articles/794/. Загл. с экрана).

 

6.3. КИНО И ОБРАЗОВАНИЕ

На мой взгляд, кино играет не последнюю роль в освещении  вопросов образования. Можно даже выделить учебное кино как вид научной кинематографии, объединяющей фильмы, предназначенные для использования в процессе обучения. Фильмы учебного кино позволяют учащимся увидеть на экране изображение недоступных визуальному наблюдению физических, химических, биологических процессов, природу и быт отдалённых стран, подробно рассмотреть явления, протекающие очень медленно (например, рост растения) или, напротив, чрезвычайно быстро (например, электрический разряд), и др. Фильмы учебного кино используют приёмы и выразительные средства, накопленные научно-популярной, документальной и мультипликационной кинематографией: длительное кинонаблюдение, ускоренную и замедленную съёмку, графическую и объёмную мультипликацию, применяемую как средство научного моделирования. Иногда в фильмы учебного кино вводятся игровые сцены.

Информация о работе Кино как феномен культуры ХХ-ХХI вв