Китайское зодчество и официальный градостроительный канон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:04, реферат

Описание работы

В мировой архитектуре древнекитайское зодчество занимает особое положение. Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности китайского зодчества
Преимущества и недостатки деревянных строений…………….4
Ансамблевый принцип в архитектуре…………………………. ..5
Художественное оформление зданий……………………………6
История первых сооружений и городов…………………………7
Глава 2. Особенности китайского города
2.1 Стена – неотъемлемая часть города…………………………………...11
2.2 Планировка городов. Официальный градостроительный канон…...14
Глава 3.Градостроительство Пекина. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун
3.1 Пекин - архитектурный памятник древности……………………….17
3.2 Планировка «Запретного города»……………………………………18
3.3 Дворцовый ансамбль Гугун…………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………25
Библиографический список……………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Реферат_по_этнологии.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «Читинский  государственный университет»

    (ЧитГУ)

    Институт  экономики и управления

    Факультет управления

    Кафедра востоковедения 
 
 
 
 
 
 
 

    Реферат

    по  дисциплине: “Этнология”

    темa :“Китайское зодчество и официальный градостроительный канон” 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                       
 
 
 

       Выполнил: студент группы РК-07(1)

    А.В.Бородатый

    Проверил: канд. филос. наук, доцент кафедры востоковедения В.С.Морозова

    канд. полит. наук, старший преподаватель кафедры востоковедения М.А.Константинова   

    Чита 2009

    Содержание. 
 

    Введение……………………………………………………………………3

    Глава 1.  Особенности китайского зодчества

    1. Преимущества и недостатки деревянных строений…………….4
    2. Ансамблевый принцип в архитектуре…………………………. ..5
    3. Художественное оформление зданий……………………………6
    4. История первых сооружений и городов…………………………7

    Глава 2. Особенности китайского города

    2.1 Стена – неотъемлемая часть города…………………………………...11

    2.2 Планировка городов. Официальный градостроительный канон…...14

    Глава 3.Градостроительство Пекина. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун

    3.1 Пекин - архитектурный памятник древности……………………….17

    3.2 Планировка  «Запретного города»……………………………………18

    3.3 Дворцовый ансамбль Гугун…………………………………………...19

    Заключение…………………………………………………………………25

    Библиографический список……………………………………………….26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Китай- одна из самых древних цивилизаций. Говоря о древней культуре, люди часто приводят в пример архитектурные сооружения прошлого, видя в них наиболее живое воплощение этой культуре.

    Великая китайская стена, дворец Гугун, храм неба в Пекине стали символами  древнекитайской цивилизации. И  не только они. По всей стране имеются  многочисленные архитектурные памятники, являющиеся шедеврами, воплотившими в себе традиции старины и лучшие достижения китайского зодчества.

    В мировой архитектуре древнекитайское  зодчество занимает особое положение. Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1.  Особенности  китайского зодчества.

    Деревянная  конструкция дома имеет немало преимуществ. Прежде всего, дерево в условиях Древнего Китая было доступнее и дешевле  кирпича и камня. Кроме того, использование  деревянных конструкций позволяло  внедрить «поточный метод»1, в основе которого лежат расчет размеров деталей (балок, окон и дверей) по размеру детали, принятой за эталон. Зная размеры деталей, строители изготавливали их порознь, а потом из них собирали дом. Этот метод делал ход строительства быстрым и независимым от погодных условий. На строительство императорской резиденции – Запретного города в Пекине (1420), имеющего около тысячи отдельных помещений общей площадью 720 тысяч квадратных метров, было затрачено всего 13 лет.

    В древнем Китае было принято строить не отдельные здания, а целый строительный комплекс, независимого от тог, шла ли речь о возведении дворцов и храмов или о строительстве жилья.2 Этим древнекитайское зодчество отличается от зодчества других стран, где принято строить соборы и жилые резиденции в виде отдельных сооружений, отличающихся сложной планировкой и грандиозной внешностью. 

    1.1 Преимущества и  недостатки деревянных  строений.

    Архитектурные памятники древности, будь то египетские пирамиды, древнеримские амфитеатры и триумфальные арки, будь то монастыри  и соборы - подавляющее их большинство построены из камня. Иное дело древнекитайское зодчество. Строя жилой дом или императорский дворец, строители, прежде всего, вбивали в землю деревянные столбы, которые затем соединяли горизонтальными балками круглого или квадратного сечения. На этих балках возводились кровельная конструкция, сверху покрываемая черепицей. Проемы между столбами заполнялись рядами кирпичей или другого материала, образуя стены. Однако стены не выполняли функций несущих конструкций, так что даже стена обваливалась, то деревянный скелет дома сохранялся.

    Деревянная  конструкция дома имеет немало преимуществ. Прежде всего, дерево в условиях Древнего Китая было доступнее и дешевле  кирпича и камня. Кроме того, использование  деревянных конструкций позволяло  внедрить «поточный метод»3, в основе которого лежат расчет размеров деталей (балок, окон и дверей) по размеру детали, принятой за эталон. Зная размеры деталей, строители изготавливали их порознь, а потом из них собирали дом. Этот метод делал ход строительства быстрым и независимым от погодных условий. На строительство императорской резиденции – Запретного города в Пекине (1420), имеющего около тысячи отдельных помещений общей площадью 720 тысяч квадратных метров, было затрачено всего 13 лет.   Во-вторых, деревянные строения более стойки к землетрясениям. Соединение деревянных конструкций гнездово-шипового типа, да и само дерево обладает гибкостью и упругостью, поэтому они способны выдержать подземные толчки, не давая трещин и разрывов.   Деревянная буддистская пагода в уезде Инсян провинции Шаньси высотой 60 метров за 900 лет с момента сооружения ряд довольно сильных землетрясений и до сих пор находится в хорошем состоянии.

    В-третьих, строения деревянной конструкции позволяют  по желанию изменять планировку дома. Стены, не являющиеся несущими деталями, могут делаться из глины или кирпича в условиях холодных северных районов и тонкими, изготовленными из досок или бамбуковых плетей, можно вообще не делать сплошных стен, заменив их большими окнами или оставив пустыми проемы между столбами. Например, так строятся беседки и галереи в парковых усадьбах и других прогулочных местах. Внутри помещения можно сделать сплошные стены, а можно заменить их ширмами, тонкими, деревянными, сплошными или решетчатыми, панелями.

    Однако деревянные конструкции имеют и свои недостатки. Они уступают каменно-кирпичным зданиям в прочности и долговечности, боятся огня и сырости, легко подвергаются гниению. Огромное число домов в Древнем Китае было уничтожено из-за пожаров, вызванных ударами молнии. Например, главное сооружение дворцового комплекса Запретного города – павильон Тайхэдянь уже на второй год после сооружения сгорел от попадания молнии, а, будучи отстроенным, заново, впоследствии неоднократно страдал от пожаров. Именно эти недостатки обусловили недолговечность деревянных строений, сделали весьма ограниченным число дошедших до нас архитектурных памятников. Крупные каменные сооружения (за исключением городских стен) для Китая нетипичны.4 

    1.2 Ансамблевый принцип  в архитектуре.

    В древнем Китае было принято строить не отдельные здания, а целый строительный комплекс, независимого от тог, шла ли речь о возведении дворцов и храмов или о строительстве жилья.5 Этим древнекитайское зодчество отличается от зодчества других стран, где принято строить соборы и жилые резиденции в виде отдельных сооружений, отличающихся сложной планировкой и грандиозной внешностью. Китайские строения, взятые в отдельности, имели несложные планировку и небольшие размеры, зато составленные из них архитектурные ансамбли порой достигали колоссальных масштабов. Возьмем, к примеру, жилой комплекс «сыхэюань» - наиболее типичный вид жилья в Северном Китае. Он не является отдельным зданием, но представляет собой комплекс помещений, расположенных по четырем сторонам четырехугольного двора так, что вход в каждое помещение обращен во двор. Помещение, обращенное фасадом к югу, считается главным и предназначается для родителей, а в боковых флигелях жили сыновья и не выданные замуж дочери. Потребности семьи обеспечивались не за счет большого размера отдельных помещений, а за счет  числа отдельных помещений небольшой площади каждое. Планировка «сыхэюань» является классической в древнекитайской архитектуре и соблюдается как в рядовых жилых комплексах, так и в дворцово-храмовых ансамблях. Разница состоит лишь в большей пышности оформления и большем количестве помещений и дворов, сопутствующих дворцовым ансамблям. Основная единица архитектурного сооружения – «цзянь» - имеет размеры, обусловленные стандартной длиной деревянных балок. Можно сказать, что китайские города представляли собой собрание многочисленных архитектурно-двороых ансамблей, разных по масштабу и назначению.

    Итак, описанный выше ансамблево-дворовый тип строений был главным видом  сооружений в древнем Китае. Главным, но не единственным. В местах со сложным рельефом, например, в горных местностях, где не было возможным расположить строения строго по принципу «сыхэюань», приходилось свои коррективы. Особо следует упомянуть садово-парковые усадьбы. В их сооружении придерживались принципа близости к природе, свободы и раскованности. Поэтому в планировке садово-парковых усадеб избегали строгой упорядоченности, проявляли большую гибкость, стараясь удивить посетителя не5ожиданностью пейзажно-архитектурных изменений. Но и помещения,  сооружаемые в горной местности, и садово-парковые усадьбы существовали не обособленно, а как составная часть более крупного архитектурного комплекса.6 

    1.3 Художественное оформление  зданий.

    В древнем Китае было принято красочно оформлять здания и постройки. Это касается как оформления отдельных зданий, так и орнаментировки его деталей. Чтобы придать громоздкой деревянно-черепичной кровле более легкий вид, китайцы стали делать кровлю изогнутой формы с «взлетающими» вверх углами. Постепенно были разработаны различные формы кровель, пригодных для зданий разного назначения и ранга. Причем конек кровли стали украшать фигурками животных наносить орнамент на каждую краевую черепицу, замыкающую черепичный желоб. Искусно украшали также выступающие наружу концы стропил – их делали в виде фигурок насекомых или цветов. Для защиты от сырости, выступающие наружу строительные детали покрывали масляной краской, так постепенно сложилась традиция красочного оформления карнизов, торцов. При строительстве более или менее престижных зданий украшениями в виде резьбы, барельефов и лепных изображений покрывали ступени и перила каменных лестниц, рамы дверных и оконных проемов.

    Все эти украшения имели не только эстетическое назначение. Но и служили  символами. Так изображения драконов и фениксов, считавшихся в народе добрыми тотемами, олицетворяет пожелание благополучия, а кроме того, считаются символами императора (дракон) и императрицы (феникс). Принято оформлять здания фигурками животных, названия которых по звучанию приближаются к иероглифам, обозначающим благие пожелания. Например, летучая мышь, часто встречающаяся в орнаментах, обозначается иероглифом «фу», произношение которого одинаково с произношением иероглифа, обозначающего «счастье». В представлении китайцев некоторые животные, птицы и растения считались «приносящими счастье». Во-первых, такие, которые обладали удивительными свойствами, как например, черепаха и журавль, отличающиеся долголетием, уточки- мандаринки, держащиеся всегда парами, и за это считающиеся символом счастливого брака. Во-вторых, такие, которые обладали яркой индивидуальностью. Пион, чьи цветы отличаются пышностью и красочностью, считался олицетворением могущества государства и роскоши; сосна, не боящаяся морозов, считалась символом стойкости и умение переносить все невзгоды. В качестве элементов архитектурных украшений выступали также некоторые исторические личности и персонажи традиционного театра. Архитектурные сооружения украшались резьбой по дереву и камню, керамикой, орнаментальной окраской. Перед дворцами ставили скульптурные изображения защитников дома - льва и хвостатой черепахи, их делали из камня, мрамора и бронзы.

Информация о работе Китайское зодчество и официальный градостроительный канон