Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 10:04, реферат
В мировой архитектуре древнекитайское зодчество занимает особое положение. Кроме своего ярко выраженного художественного своеобразия, китайская архитектура отличается от европейской и от других восточных архитектур устойчивостью своих традиций. Все основные конструктивные и декоративные приемы сложились еще в древности и сохранялись с небольшими изменениями. Китайская архитектура восприняла немало иноземных влияний, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что все новшества переосмысляются в рамках традиции и заимствованные элементы никогда таковыми не выглядят, а воспринимаются как исконно китайские.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности китайского зодчества
Преимущества и недостатки деревянных строений…………….4
Ансамблевый принцип в архитектуре…………………………. ..5
Художественное оформление зданий……………………………6
История первых сооружений и городов…………………………7
Глава 2. Особенности китайского города
2.1 Стена – неотъемлемая часть города…………………………………...11
2.2 Планировка городов. Официальный градостроительный канон…...14
Глава 3.Градостроительство Пекина. «Запретный город». Дворцовый ансамбль Гугун
3.1 Пекин - архитектурный памятник древности……………………….17
3.2 Планировка «Запретного города»……………………………………18
3.3 Дворцовый ансамбль Гугун…………………………………………...19
Заключение…………………………………………………………………25
Библиографический список……………………………………………….26
Уже
упоминавшаяся регулярная планировка
китайских городов связна с принципом
"фэн шуй", согласно которому все
здания и города в целом ориентировались
главным образом на юг. В Китае
существовал целый ряд
Глава
3. Градостроительство
Пекина. «Запретный
город». Дворцовый ансамбль
Гугун.
Пекин существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. Растущая столица была задумана как мощная крепость. Массивные кирпичные стены (до 12 метров высотой) с монументальными башенными воротами окружали ее со всех сторон. Но симметрия и четкость плана не вносили в облик Пекина сухости или монотонности. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки города тоже присуща и не изменена со временем. Искусственно вырытые озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг, а с севера на юг идет магистраль, завершающаяся у северной границы города. Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон.
Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры, замкнутый кольцом стен с могучими воротами. Внутри него располагался «Запретный город» (ныне превращенный в музей), также обнесенный стенами и окруженный рвом с водой. Это и был Императорский дворец, куда могли попасть только избранные. Дворец представлял собой не одно здание, он разделялся на несколько частей.
До
сих пор сохранился дворцовый
ансамбль Гугун, служивший императорской
резиденцией при династиях Мин
и Цин. Эта резиденция, известная
также под названием "Пурпуровый
запретный город" ("Цзы цзинь чэн"),
была построена в 4-18 годах правления минского
императора Чэн Цзу, что соответствует
1406-1420 гг. Весь дворцовый комплекс занимает
площадь 72 гектара, с четырех сторон обнесен
стеной высотой около 10 м, рвом шириной
50 м. На территории дворцового комплекса
имеется несколько десятков дворцовых
ансамблей различной величины, всего около
9 тыс. комнат общей площадью 15 тыс. кв.
м10. Это самый грандиозный и самый
целостный их сохранившихся в Китае архитектурных
ансамблей.
3.1 Пекин - архитектурный памятник древности .
Логическая ясность ощущается и в архитектуре китайских городов и планировке городских ансамблей. Наибольшее количество деревянных городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV - XVII веков, когда после изгнания монголов начиналось усиленное строительство и восстановлению разрушенных городов. С этого времени столицей Китая становится Пекин, сохранивший и сей день, многие из архитектурных памятников древности. Пекин существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. Растущая столица была задумана как мощная крепость. Массивные кирпичные стены (до 12 метров высотой) с монументальными башенными воротами окружали ее со всех сторон. Но симметрия и четкость плана не вносили в облик Пекина сухости или монотонности. В Пекине правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии в китайской планировки города тоже присуща и не изменена со временем.
Искусственно
вырытые озёра симметричны друг
другу. Дома в Пекине выстроены фасадом
на юг, а с севера на юг идет магистраль,
завершающаяся у северной границы города.
Огромные крепостные стены с могучими
каменными надвратными башнями и воротами
в виде длинных туннелей замыкали город
со всех сторон. Каждая пересекающая город
магистральная улица упиралась в подобные
ворота, расположенные симметрично друг
против друга. Древнейшая часть Пекина
называется “Внутренний город”, она,
в свою очередь, отделена от расположенного
к югу “Внешнего города” стеной и воротами.
Однако общая магистраль связывала обе
части столицы. Все главные сооружения
выстроены по этой прямой оси. Таким образом,
все огромное пространство столицы являлось
объединённым, организованным и подчинённым
единому замыслу.
3.2 Планировка «Запретного города».
Основным ансамблем, расположенным в центре «Внутреннего города», был огромный «Императорский город», растянувшийся на многие километры, замкнутый кольцом стен с могучими воротами. Внутри него располагался «Запретный город» (ныне превращенный в музей), также обнесенный стенами и окруженный рвом с водой. Это и был Императорский дворец, куда могли попасть только избранные. Дворец представлял собой не одно здание, он разделялся на несколько частей. Широкие площади, мощенные светлым камнем, изогнутые каналы, закованные в белый мрамор, яркие и торжественные павильоны, поднятые на террасы, раскрывали свое сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя сквозь ряд массивных крепостных ворот, начиная от ворот Тайхэмэнь («Ворота небесного спокойствия»), проникал в пределы дворца. Парадная часть ансамбля состояла из анфилады площадей, соединенных друг с другом лестницами, воротами, павильонами. Весь же «Запретный город» с многоцветными крышами дворцов, тенистыми садами и двориками, коридорами и беседками, бесчисленными переходами и боковыми ответвлениями представлял собой своеобразный город в городе, в глубине которого прятались покои императорских жен, увеселительные сооружения, театральная сцена и многое другое.
Широкие площади мощённые светлым кирпичом, закованными в белый мрамор каналы, яркие и торжественные дворцовые здания раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех, кто, пройдя рядом массивных крепостных ворот, начиная от площади Тяньаньмэнь, проникает в пределы дворца. Весь ансамбль состоит из соединённых друг с другом просторных площадей и дворов, окружённых разнообразными парадными помещениями, представляя зрителю смену всё новых и новых впечатлений нарастающих по мере его продвижения. Весь Запретный город, окружённый садами и парками, то целый лабиринт с бесчисленным количеством боковых ответвлений, в котором узкие коридоры выводят в тихие солнечные дворы с декоративными деревьями, где парадные здания сменяются в глубине жилыми постройками и живописными беседками. По основной оси, пересекающей весь Пекин, расположены в стройном порядке самые значительные постройки, выделяющиеся среди остальных зданий Запретного города. Эти сооружения, словно вознесённые над землёй высокими платформами из белого мрамора, с резными пандусами и лестницами, составляют ведущую, торжественную анфиладу комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми крышами из золотистой обливной черепицы, силуэты которых повторяются и варьируются, центральные павильоны образуют общую торжественную ритмическую гармонию всего ансамбля.
3.3 Дворцовый ансамбль Гугун.
До сих пор сохранился дворцовый ансамбль Гугун, служивший императорской резиденцией при династиях Мин и Цин. Эта резиденция, известная также под названием "Пурпуровый запретный город" ("Цзы цзинь чэн"), была построена в 4-18 годах правления минского императора Чэн Цзу, что соответствует 1406-1420 гг. Весь дворцовый комплекс занимает площадь 72 гектара, с четырех сторон обнесен стеной высотой около 10 м, рвом шириной 50 м. На территории дворцового комплекса имеется несколько десятков дворцовых ансамблей различной величины, всего около 9 тыс. комнат общей площадью 15 тыс. кв. м11. Это самый грандиозный и самый целостный их сохранившихся в Китае архитектурных ансамблей. Со времени водворения здесь минского императора Чэн Цзу, вплоть до последнего императора Цинской династии, сметенного вихрем революции 1911 г., здесь на протяжении 491 года вершили делами империи 24 императора.
Дворцовый ансамбль Гугун делится на две большие части: внутренние покои и внешний двор. Главными сооружениями внешнего двора являются три больших павильона: Тайхэдянь (Павильон высшей гармонии), Чжунхэдянь (Павильон полной гармонии) и Баохэдянь (Павильон сохранения гармонии). Все они построены на основаниях 8-метровой высоты, выложенных из белого мрамора, и издали походят на прекрасные сказочные терема. Самые важные церемониальные сооружения Императорского дворца располагались на северо-южной магистральной оси Пекина. В стройном порядке чередовались друг за другом залы, где императоры Китая устраивали приемы и выслушивали донесения. Это были прямоугольные в плане павильоны, поднятые на террасы и увенчанные двухъярусными крышами, крытыми золотистой черепицей.
Каждое из зданий имело свое название. Главное из них, Тайхэдянь («Павильон высшей гармонии»), отражает все самые характерные особенности деревянной архитектуры средневекового Китая. Нарядность, яркость, легкость сочетаются в этом сооружении с простотой и ясностью форм. Высокие лакированные красные колонны, укрепленные на многоступенчатой беломраморной платформе, пересекающие их балки и ветвистые многоцветные кронштейны – доугун служат основой всей конструкции. На них покоится огромная двухъярусная крыша. Эта крыша с широкими, загнутыми кверху краями является как бы основой всего здания. Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя так же, как и от чередующихся с ним обильных дождей. Плавно изогнутые углы этой крыши придают всему зданию ощущение особой праздничности. Торжественность его подчеркивает и красота обширной резной террасы, на которой возведены друг за другом два следующих парадных зала. Лёгкие стены состоящие из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и не имеют опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как ив остальных центральных сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие их тяжесть и ширину, отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой лёгкости и равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие масштабов сооружения ощущается, главным образом, в интерьере Тайхэдянь, где прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.
По архитектуре и отделке павильон Тайхэдянь являет собой уникальный образец, не имеющий себе равных не только по сравнению с другими павильона Гугуна, но и, пожалуй, во всей коллекции деревянных конструкций древнего Китая. Павильон имеет в высоту 35,5 м, в ширину 63,96 м, в глубину 37,2 м. Крышу павильона поддерживают 84 деревянных колонны диаметром в один метр, шесть из них, окружающие трон, позолочены и украшены резными изображениями извивающихся драконов. Трон стоит на постаменте двухметровой высоты, перед которым установлены изящные бронзовые журавли, кадильницы, треножные сосуды; позади трона - ширма тонкой резной работы. Вся отделка павильона Тайхэдянь отличается парадным блеском и великолепием.
Прямоугольный двор, что находится перед павильоном Тайхэдянь, занимает площадь более 30 тыс. кв. м. Он совершенно голый - здесь нет ни деревца, ни какого-либо декоративного сооружения. Всякий раз во время дворцовых церемоний в этом дворе в строгом порядке выстраивались ряды вооруженных стражников, в порядке субординации стояли на коленях гражданские и военные сановники. Из многочисленных треножников и кадильниц поднимался дым благовоний, усугубляя и без того таинственную атмосферу, окружавшую императора.
Павильон
Чжунхэдянь служил местом, где император
отдыхал перед началом
Внутренние покои. На задней половине дворцового ансамбля Гугун размещались внутренние покои. По центральной оси выстроились дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун, оп обе стороны от них расположены шесть восточных и шесть западных дворцов. Здесь размещались покои императора, членов императорской семьи, его жен и наложниц.
По объему дворцы Цяньцингун, Цзяотайдянь и Куньнингун значительно уступают трем большим павильонам внешнего двора. Во дворце Цяньцингун находилась опочивальня императора. Здесь же император занимался повседневными государственными делами, просматривал документы, делал распоряжения. В праздничные дни здесь устраивались пиры, на которые император приглашал своих сановников. Во дворце Куньнингун размещались покои императрицы. Дворец Цзяотайдянь, находящийся между дворцами Цяньцингун и Куньнингун, служил залом для семейных торжественных мероприятий. Во времена Мин и Цин именно в этом зале устраивались торжества по случаю дня рождения императрицы. При Цинской династии здесь хранилась императорская печать.
Информация о работе Китайское зодчество и официальный градостроительный канон