Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:53, контрольная работа
Почти весь 18 и 19 век в высших слоях русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании крестьянам личной свободы. Некоторые историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.
Введение 3
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века). 5
Советский период развития культуры России 13
Культура России с 1980-х годов до конца ХХ века 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26
АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»
Факультет экономический
Кафедра культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Культурология
на тему: Классическое наследие в российской культуре 18-19 в.
Выполнил(а) студент(ка):БрылёваГ. C.
102 группы 1 курса
Форма обучения заочная
Проверил(а):к.э.н Тимошенко В.Ф.
Алматы, 2013
Содержание
Введение
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века). 5
Советский период развития
культуры России
Культура России с 1980-х
годов до конца ХХ века
Заключение
Список используемой литературы
3
Введение
Русская культура 18-20 века, с Петра Первого до президента Ельцина, претерпела огромное воздействие Запада. Общим в этот исторический период было то, что это была общая эпоха быстрой и глубокой “европеизации” русскй о культуры.
Почти весь 18 и 19 век в высших слоях русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании крестьянам личной свободы. Некоторые историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.
Реформы Петра I раскололи общество и привели к образованию двух различных укладов — “почвы” и “цивилизации” — по терминологии В. Ключевского. “Почва” — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московского царства. С ним была связана основная масса населения. Здесь господствовал коллективизм, уравнительный принцип социальной справедливости, антисобственнические настроения. “Почва” развивала богатейшие традиции народной культуры, культивировала свои системы обрядов, обеспечивавших непрерывность и жизненность традиций. “Цивилизация” — это уклад западного типа. Его выражала профессиональная интеллигенция и предприниматели, связанные с промышленным производством. Начало ему положили реформы Петра I. Между “почвой” и “цивилизацией” была пропасть. Это отразилось и в лингвистическом разрыве. “Почва” говорила на русском языке, “цивилизация” — на французском. Практически в рамках одной страны сосуществовали два общества, обладавшие разными ценностями, идеями,
4
тяготевшие к различным путям развития. Расколотость России, противостояние двух культур — важнейший фактор, определивший развитие России в XVIII—XIX веках. Другие противоречия накладывались на этот глубинный раскол.
Во всяком случае, после отмены крепостного права в 1861 году, культура России резко пошла вверх: стали возникать новые города, заводы, открываться новые вузы, газеты, музеи и т.д. и т.п.
После революции в 1917 году, Россия стала совсем другой страной. Под девизом борьбы с отсталостью и пережитками капитализма была утрачена немалая часть русской культуры. С другой стороны, под лозунгом борьбы за всё прогрессивное выборочно продолжилось внедрение европейской культуры в уже советскую культуру.
С 1991 года началась новая эра в
истории России. Но падение тоталитаризма
привело к потоку массовой западной
“культуры”, которая стала постепенно
вытеснять и так уже
5
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века).
Начало XVIII века ознаменовано реформами
Петра I, которые были призваны ликвидировать
разрыв в уровне развития России и
Европы. Реформы затронули практически
все сферы жизни общества. Содержанием
их явились решающий сдвиг от средневековья
к новому времени и европеизация
всех областей жизни. Происходила ломка
старых государственных учреждений,
замена их новыми, складывался современный
административно-
6
эти школы не принимались. Петровская
школа создавалась как
Фундамент, заложенный Петром I в начале века, оказался прочным, и с 40-х годов XVIII века начался новый подъем культуры. Происходят важные преобразования в сфере образования. В Академии наук появляются первые национальные кадры, меняется характер их деятельности. Первым русским членом Академии наук стал М. Ломоносов. Среди первых академиков — поэт А. Тредиаковский, механик-изобретатель А. Нартов. Академия наук становится не только научным, но и учебным заведением. При участии П. Шувалова и М. Ломоносова в 1755 году в Москве был открыт Московский
7
университет. Обучение в нем велось
на русском языке, до начала XIX века
не преподавалось богословие. При
нем имелись две гимназии. С
университетом связана
Наиболее решительный поворот
в сторону европеизации русской
культуры произошел в период правления
Екатерины II. Ее царствование положило
начало эпохе просвещенного
К началу XIX века город приобрел “строгий, стройный вид”. В этом большая заслуга иностранных архитекторов — Ж.-Б. Леблона, Д. Трезини, Д. Кваренги и представителей русской архитектурной школы В. Баженова, И. Старова, М. Казакова, В. Растрелли. Значительный подъем переживает портретная живопись. В творчестве А. Антропова, И. Аргунова при сохранении условностей, идущих от традиции парсуны, видны поиск выразительности, усиление внимания к человеческой личности, реалистические черты. Развитию этого способствовало открытие в 1757 году Академии художеств в Петербурге. В XVIII веке создаются предпосылки для образования русского национального языка, происходит сближение литературного языка с разговорным, прекращается процесс образования
8
новых диалектов. Формируется русский
общенародный разговорный язык. Как
образец выступает московский диалект.
В 90-е годы Н. Карамзин провел реформу
литературного языка. Это позволило
привлечь к чтению широкий круг населения.
В середине XVIII века господствующим
направлением во всей художественной
культуре стал классицизм. Появляются
первые национальные трагедии и комедии
(А. Сумароков, Д. Фонвизин). Наиболее яркие
поэтические произведения созданы
Г. Державиным. На рубеже XVIII-XIX веков
формируется новое направление
в литературе — сентиментализм,
связанное с творчеством Н. Карамзина
и А. Радищева. Вершиной развития русской
литературы является творчество А. С. Пушкина.
Расширяются культурные связи с
другими странами. Активизировалась
общественная мысль страны. Публикация
частных писем, художественных произведений,
написанных в форме обращения
к другому лицу, были заметным явлением
в русской литературе. В XIX веке —
это “Философские письма” П. Чаадаева,
“Выбранные места из переписки с
друзьями” Н. Гоголя. Они “взорвали”
течение общественно-
В период XVIII—XIX веков Россия складывалась как цивилизационно неоднородное общество. В Россию приезжали французские, итальянские, английские художники, ученые, артисты, в массовом масштабе поощрялось переселение немцев. Завоеванные территории включались как составная часть в единое государство. К началу XX века в России жили около 165 народов, относящихся к различным типам цивилизации. Национальное самосознание складывалось в открытом контакте с другими народами. И когда речь идет о русских, это вовсе не значит, что имеются в виду только русские по крови. Будучи рядом с другими народами, русские впитывали все лучшее, что было в многонациональной культуре. В этом один из “секретов”
9
богатства русской культуры. На первое место выступила идея служения Отечеству, в различных модификациях просуществовавшая почти до конца XX века. XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура — это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812 года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.
Если в начале XIX века ощущался недостаток отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже скоро появилась блестящая комедия А. Грибоедова “Горе от ума”, опера М. Глинки “Жизнь за царя”. В 60—90-е годы — оперы на исторические сюжеты М. Мусоргского, А. Бородина. Русская музыка переживала взлет в своем развитии. Появляется плеяда талантливых музыкантов: М. Балакирев, Н. Римский-Корсаков, Ц. Кюи. Мировое признание получил выдающийся композитор П. Чайковский. К началу века расцвел талант А. Скрябина, С. Рахманинова. Театральное искусство к концу века достигло высокого уровня развития. Классики русской литературы работали для театра и создали яркие драматические произведения. Ведущим драматическим театром XIX века был Малый театр, который развивал реалистические традиции. В 1898 году открылся Московский Художественный театр. Во главе его стали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. В театре сложился прекрасный ансамбль, утверждались новые принципы режиссуры и актерской игры. XIX-XX век
10
дали блестящую плеяду артистов — М. Щепкина, П. Мочалова, М. Ермолову, Ф. Шаляпина, В. Комиссаржевскую. Ученые России в XIX веке сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из основных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание получили исследования русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны значительные географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тян-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая получили мировое признание. В начале XX века первую Нобелевскую премию в России получил физиолог И. Павлов.
“Стык веков” 19-20 веков оказался благоприятной основой периода, называемого “серебряным веком” русской культуры. “Век” продолжался недолго — около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства. “Серебряный век” стал временем формирования русского авангарда. В России сложность состояла в том, что общественное сознание складывалось в условиях, еще более драматизирующих ситуацию. Послереформенная Россия переходила к новым формам экономических отношений. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования — “соборность” (А. Лосев) — ощущение единства
Информация о работе Классическое наследие в российской культуре 18-19 в