Классическое наследие в российской культуре 18-19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Почти весь 18 и 19 век в высших слоях русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании крестьянам личной свободы. Некоторые историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.

Содержание работы

Введение 3
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века). 5
Советский период развития культуры России 13
Культура России с 1980-х годов до конца ХХ века 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

20

понятие деревенской жизни —  понятие “дома”, в которое издревле русские люди вкладывали и понятие  “отечества”, “родной земли”, “семьи”. Через осмысление понятия “дом”  осуществлялась и глубокая связь  поколений. Именно об этом с болью  писал в своем романе “Дом”  Ф. Абрамов, этой проблеме посвящены  и повести В. Распутина “Прощание  с Матерой” и “Пожар”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 Культура России с  1980-х годов до конца 20 века.

Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать  к таким формам художественно  образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом “Плаха” Ч. Айтматова  и фильмом “Покаяние” Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую  позицию.

Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является возникновение мощного потока “возвращенной” художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с  тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет. Культура восьмидесятых  годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и  мира, где общечеловеческое, гуманистическое  значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той  или иной художественной традиции культура конца 80-х — начала 90-х годов  напоминает начало XX века в русской  культуре. Отечественная культура как  бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный  известными социально-политическими  событиями у нас в стране. Таким  образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная  с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и  миром людей, в стилевом выражении  обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к  мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.

Ситуация в культуре России резко  начинается меняться условно говоря с 1993 года, когда романтизм демократических  перемен стал меркнуть перед

22

падением жизненного уровня большинства  населения в ходе экономических  реформ. Это объективно привело к  культурному упадку. Сокращается  финансирование библиотек, музеев, архивов, сферы науки и образования. Всё  это заставляет русскую культуру отступать перед мощной агрессией  западной массовой культуры. В общественном сознании сложились два исторических пласта нашей культуры: мощный подъём во второй половине 1980-х годов, после  кратких андроповских “сумерек”  и пессимизм последнего десятилетия 20 века. Смена политических приоритет  в политике руководства РФ с идей “демократии” на идеи “просвещенного патриотизм” в приходом Путина привело к небольшому оживлению надежд на возрождение русской культуры. В последние годы 20 века появилось немало исследователей русской истории и культуры, которые стали сторонниками возрождения языческой культуры как альтернативы современной цивилизации и даже альтернативы христианской культуры. Пока рано делать выводы из анализа этого нового явления в культуре России. Заметным явлением в общественной жизни читающей России стало появление книг В.Н.Мегре, тираж которых растёт и по сей день. В своих книгах сибирский предприниматель призывает к возращению к жизни на природе, к первоистокам, которые заложены в глубине души русского человека. Движение Родовых Поместий захватило людей разных возрастов, профессий и социального положения. Это движение стало импульсом для возрождения русского фольклора и движения “бардов” – русской романтической городской поэзии и песни. Политические идеалы этого движения и связанных с ним иных движений и кружков стало не политическая конфронтация с властью, что всегда отличало интеллигенцию, а стремление найти во власти искренних патриотов России, стремление опереться на их поддержку. Философией этого широкого патриотического движения стал девиз вместо “Разделяй – и властвуй!” – “Соединяй и здравствуй!”. Мы

23

становимся свидетелями новой  формы русского космизма, русского гуманизма, опирающегося на широкий  пласт культуры, созданной поколениями 18-20 веков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Заключение

Подведем итог всему вышеизложенному  и отметим специфические черты  русской культуры от 18 до 20 веков. Русская  культура этого периода — понятие  историческое и многогранное. Она  включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, но в период 18-20 веков Запад оказывал определяющее влияние на культуру России. Воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов. И в этот период русская культура во многом определялась христианско-православной религией. Вместе с тем, влияние христианства на русскую культуру — процесс далеко не однозначный. По справедливому замечанию видного славянофила А. С. Хомякова, Русь восприняла только внешнюю форму, обряд, а не дух и сущность христианской религии. Русская культура вышла из-под влияния религиозных догматов и переросла границы православия.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени  тем, что исследователи назвали  “характером русского народа”. Об этом писали все исследователи “русской идеи”. Главной чертой этого характера  называли веру. Альтернатива “вера-знание”, “вера-разум” решалась в России в  конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры. Русская  культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться  со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: “Умом Россию не понять, аршином 

 

25

общим не измерить: у ней особенная стать — в Россию можно только верить”.

Конец 20 века был и ростом и падением культуры СССР-России. В последние  годы 20 века появилась тенденция  возрождения русской культуры на основе идей космизма, возрождения  язычества, возвращения к первоистокам. Всё это приводит к смене образа жизни тысяч людей. Поэтому пока рано делать выводы как оптимистические так и пессимистические в отношении того как Запад повлиял за последние три века на культуру России. Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений — сохранить и приумножить их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

Список используемой литературы

Очерки русской культуры XVIII века. — М., 1985—1990. Ч. 1—1

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. —  Л., 1984.

Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. — М., 1975.

Сабарьянов Д. В. История русского искусства (конца XIX — начала XX века). — М., 1993.

Семенникова Л. И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. — М., 1994.

Культурология. Учебник. Составитель  и ответственный редактор А. Л. Радугин


Информация о работе Классическое наследие в российской культуре 18-19 в