Классическое наследие в российской культуре 18-19 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

Почти весь 18 и 19 век в высших слоях русского общества шёл спор об отмене крепостного права – даровании крестьянам личной свободы. Некоторые историки и публицисты, к примеру А.И. Солженицын, считают, что, наоборот, “европеизация” России шла за счёт закабаления крестьян Петром Первым, что основой для крепостничества Пётр взял общину, введя туда порочную практику круговой поруки в разного рода долгах, обязательствах и требах перед государством.

Содержание работы

Введение 3
Культура императорской России (XVIII век — начало XX века). 5
Советский период развития культуры России 13
Культура России с 1980-х годов до конца ХХ века 21
Заключение 24
Список используемой литературы 26

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

11

человека с другим человеком  и социальной группой. На этой почве  развивается ощущение “внеземного” существования человека. Характерной  чертой новой культуры выступает  космологизм — элемент и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. В философии этого периода космологизм оформляется теоретически — он присущ Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность (осознанно либо нет) положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин).

В переходные периоды закономерно  возникают пессимистические настроения, крепнет чувство наступления  конца мира. Последние десятилетия XIX века в России характеризуются  глубоким разочарованием в путях  истории, неверием в существование  плодотворных исторических целей. Некоторые  полагали, что ожидаемый конец  мира связан с предчувствием конца  русской империи, русской государственности, почитавшихся священными. В философии и публицистике, в художественной прозе и поэтических произведениях о приближающемся “веке-волкодаве” писали многократно.

Новый тип культуры формируется  на основе критицизма: духовная культура строится на фундаменте переосмысленного опыта и далеких, и совсем близких  лет. Казалось, за два десятилетия  русская интеллигенция пытается решить вопросы, волновавшие ее веками, полностью использовав преимущества и недочеты культуры предшествующего периода. На стыке культур находит предельное выражение характерная черта русской психологии — религиозность, включая, по словам Л. П. Карсавина, “и

12

воинствующий атеизм”. Главным  в формировании нового типа культуры выступает вера, а не разум. Поэтому  в России ищут не просто новые ценности и новые идеалы. Ищут ценности “вечные” — “абсолютное добро”, “вечную  и нетленную красоту”, внеисторическую  мудрость. Разочарование в революции 1905 года порождает такие очень  разные течения как декадентов и  веховство (группа авторов сборника статей “Вехи”): т.е. часть интеллигенции отходит от революционного романтизма и ищет иные пути. Эти поиски не оценены были современниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

Советский период развития культуры России.

Советский период это сложное и  противоречивое явление в развитии не только нашей истории, но и культуры. XX век дал отечеству гениальных ученых и исследователей, талантливых  художников, писателей, музыкантов, режиссеров. Он стал датой рождения многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Однако именно в XX веке в России была создана  тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода никогда не была монолитной по сути. Она противоречива как в отдельных своих проявлениях, так и в целом. И в таком ключе ее и необходимо анализировать.

В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в  основу культурной политики советского государства. В работе “Партийная организация  и партийная литература” ( 1905 г.) В. И. Ленин ясно показал, сколь несостоятельным, по его мнению, является стремление некоторых творческих людей (речь идет о бурной эпохе кануна русской революции) быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “... жить в обществе и быть свободным от общества нельзя”. Поэтому основной целью культуры, по мысли В. И. Ленина, является не служение “...пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность”. Таким образом культура и, в частности, такая ее сфера, как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать

14

интересы этого класса, а значит, и общества. Ленинское понимание  классового начала в любых проявлениях  культуры стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской  обществоведческой науке. Философская  категория “классовая тенденциозность” (или “классовая обусловленность”) являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры.

Социалистическое общество, в идеале, было задумано как общество, где  должна была сформироваться и новая  культура. Совершенные экономические  и социально-политические отношения, по мысли классиков марксизма-ленинизма, способствовали бы росту духовной культуры широких народных масс и одновременно повысили бы уровень образования  основной части населения, что в  сумме способствовало бы решению  ключевой задачи — формированию всесторонне  развитой личности. Октябрьская революция, по мысли ее авторов, должна была коренным образом изменить ситуацию в сфере  духовной культуры. Впервые у культуры должна была появиться возможность  в полном и подлинном смысле принадлежать народу, служить выразителем его  интересов и духовных запросов. Однако лидеры революции, считая ее пролетарской по сути, сделали вывод о том, что и новая культура, которую станет возводить новое революционное общество, тоже должна быть пролетарской. Вожди революции, в принципе, отказались признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития.

Первое послеоктябрьское десятилетие  потребовало создания чисто “пролетарской  культуры”, противостоящей всей художественной культуре прошлого. В теоретических  разработках двадцатых годов  было много тупикового и противоречивого. Например, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей-культуры. В абсолютизации

15

классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации — Пролеткульт и  РАПП. Пролеткульт — это культурно-просветительная  и литературно-художественная организация, возникшая накануне Октябрьской  революции и прекратившая свое существование  в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин  утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только представителями  рабочего класса. В пролеткультовских  концепциях отрицалось классическое культурное наследие, за исключением, пожалуй, тех  художественных произведений, в которых  обнаруживалась связь с национально-освободительным  движением. Деятельность Пролеткульта была подвергнута резкой критике  даже руководством большевистской партии. Речь идет о знаменитом письме В. И. Ленина в ЦК РКП (б) “О пролетарской культуре” 1920 года. Другой очень влиятельной  творческой группой был РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Всероссийском  съезде пролетарских писателей в  Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с теориями Пролеткульта, РАПП вместе с тем  оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен. В двадцатые годы большинство  культурных организаций и пресса бравировали приблизительно такой  фразой, что для того, чтобы прийти к своей собственной культуре, пролетариату придется до конца вытравить  фетишистский культ художественного  прошлого и опереться на передовой  опыт современности. И основной задачей  пролетарского искусства будет  являться не стилизация под прошлое, а созидание будущего. Классовые  идеи двадцатых годов были продолжены в “вульгарной” социологии искусства  тридцатых годов и с

16

рецидивами дошли и до начала перестройки. Однако ряд выдающихся художников и, прежде всего, писателей  и поэтов активно этому противостояли. В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой, О. Мандельштама. Безусловный приоритет  общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая  узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества.

Долгое время в советском  обществоведении господствовала точка  зрения, согласно которой 30—40-е годы нашего века объявлялись годами массового  трудового героизма в экономическом  созидании и в социально-политической жизни общества. Много было сказано  и написано о невиданных в истории  масштабах развития народного образования. Здесь решающими стали два  момента:

1) Постановление XVI съезда ВКП  (б) “О введении всеобщего обязательного  начального образования для всех  детей в СССР” (1930 г.).

2) Выдвинутая И. Сталиным в  тридцатые годы идея обновления  “экономических кадров” на всех  уровнях, повлекшая за собой  создание по всей стране промышленных  академий и инженерных вузов,  а также введение условий, стимулирующих  трудящихся к получению образования  на вечерних и заочных отделениях  вузов “без отрыва от производства”.

Первые стройки пятилетки, коллективизация  сельского хозяйства, стахановское движение, исторические завоевания советской  науки и техники воспринимались, переживались и отражались в общественном сознании в единстве рациональных и  эмоциональных его структур. Поэтому  художественной культуре не могла не принадлежать исключительно важная роль в духовном развитии социалистического  общества. Никогда в прошлом и  нигде в мире у произведений искусства  не было такой широкой, такой

17

массовой, подлинно народной аудитории, как в нашей стране. Об этом красноречиво свидетельствуют показатели посещаемости театров, концертных залов, художественных музеев и выставок, развитие киносети, книжное издательство и пользование  библиотечными фондами. Официальное  искусство 30—40-х годов было приподнято-утверждающим, даже эйфорическим. Мажорный тип искусства, который рекомендовал Платон для  своего идеального “Государства”, воплотился в реальном советском тоталитарном обществе. Здесь же следует иметь  в виду трагическую противоречивость, сложившуюся в стране в довоенный  период. В общественном сознании 30-х  годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стала  соединяться с “вождизмом”. В  широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода  к общественным явлениям была усилена  культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение  и в художественной жизни страны. В 1932 году, выполняя решение XVI съезда ВКП (б), в стране были распущены ряд  творческих объединений — Пролеткульт, РАПП, ВОАПП. А в апреле 1934 года открылся Первый всесоюзный съезд советских  писателей. На съезде с докладом выступил секретарь ЦК по идеологии А. А. Жданов, изложивший большевистское видение  художественной культуры в социалистическом обществе. В качестве “основного творческого  метода” советской культуры был  рекомендован “социалистический реализм”.

Накануне войны в феврале 1937 года в Советском Союзе было широко отмечено 100-летие со дня смерти А. С. Пушкина, в мае 1938 года страна не менее  торжественно встретила 750-летие со дня создания национальной святыни  “Слово о полку Игореве”, а в  марте 1940 года в СССР была опубликована последняя часть романа М. Шолохова “Тихий Дон”. С первых дней Великой Отечественной войны советское искусство целиком и

18

полностью посвятило себя делу спасения Отечества. Деятели культуры сражались  с оружием в руках на фронтах  войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Необыкновенного  звучания в этот период достигли советская  поэзия и песня. Подлинным гимном народной войны стала песня В. Лебедева-Кумача и А. Александрова “Священная война”. В форме клятвы, плача, проклятья, прямого призыва создавалась  военная лирика М. Исаковского, С. Щипачева, А. Твардовского, А. Ахматовой, А. Суркова, Н. Тихонова, О. Берггольц, Б. Пастернака, К. Симонова. В годы войны было создано одно из самых великих произведений XX века — Седьмая симфония Д. Шостаковича. В свое время Л. Бетховен любил повторять мысль о том, что музыка должна высекать огонь из мужественного человеческого сердца. Именно эти мысли были воплощены Д. Шостаковичем в своем самом значительном сочинении. Д. Шостакович начал писать Седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал свою работу в осажденном фашистами Ленинграде. Вместе с профессорами и студентами Ленинградской консерватории он выезжал на рытье окопов и как боец противопожарной команды жил на казарменном положении в здании консерватории. На оригинале партитуры симфонии видны пометки композитора “ВТ” — означающие “воздушная тревога”. Когда она наступала Д. Шостакович прерывал работу над симфонией и шел сбрасывать зажигательные бомбы с крыши консерватории.

В послевоенное время отечественная  культура продолжала художественное освоение военной темы. На документальной основе создаются роман А. Фадеева “Молодая гвардия” и “Повесть о настоящем  человеке” Б. Полевого. В советской  гуманитарной науке этого периода  начинают разрабатываться новые  подходы к исследованию общественного  сознания. Это связано с тем, что  советский народ начинает знакомиться  с культурой других стран и  осуществлять духовные контакты со всеми  континентами.

19

Художественный процесс 60—70-х годов  отличался интенсивностью и динамизмом своего развития. Он был тесно связан с известными общественно-политическими  процессами, происходившими в стране. Не зря это время называют политической и культурной “оттепелью”. На формирование культуры “оттепели” сильнейшее воздействие  оказало и бурное развитие научно-технического прогресса, определившее многие социально-экономические  процессы этого периода. Экологические  изменения в природе, миграция большого количества населения из деревни  в город, усложнение жизни и быта в современных городах привели  к серьезным изменениям в сознании и нравственности людей, что и  стало предметом изображения  в художественной культуре. В прозе  В. Шукшина, Ю. Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, в драматургии А. Вампилова, В. Розова, А. Володина, в поэзии В. Высоцкого  прослеживается стремление в бытовых  сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Подлинным явлением советской  культуры стало рождение в.период “оттепели” так называемой “деревенской прозы”. Ее проявление отнюдь не говорит о том, что существовали особые художественные потребности у крестьянства, которые значительно отличались от потребностей других слоев советского общества. Содержание большинства произведений В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова, В. Распутина и других “деревенщиков” не оставляли равнодушным никого, ибо речь в них шла о проблемах общечеловеческих. Писатели-“деревенщики” не только зафиксировали глубокие изменения в сознании; морали деревенского человека, но и показали более драматичную сторону этих сдвигов, коснувшихся изменения связи поколений, передачи духовного опыта старших поколений младшим. Нарушение преемственности традиций приводило к вымиранию старых русских деревень с их веками складывающимся бытом, языком, моралью. На смену приходит новый уклад сельской жизни, близкий городскому. Вследствие этого меняется коренное

Информация о работе Классическое наследие в российской культуре 18-19 в