Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа
О влиянии на литературу церкви, войн, политики и сознания общества в целом я хочу подробно рассказать в своей работе.
Цель моей курсовой-как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.
1.Введение………………………………………………………….3-4
2.Основная часть:
2.1.История зарождения письменности на Руси:современный взгляд……5-8
2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11
2.3.Летопись……………………………………………………………11-13
2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20
3. Заключение…………………………………………………………..21
4. Список использованной литературы……………………………...22
5.Приложения…………………………………………………………23
РОСТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
(АКАДЕМИЯ)
им. С.В.РАХМАНИНОВА
КУРСОВАЯ РАОТА ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ НА ТЕМУ:
«Книжная культура
Древней Руси»
Выполнила:
студентка 1 курса
Зинченко Кристина
Руководитель:
РОСТОВ-НА-ДОНУ
1.Введение……………………………………………………
2.Основная часть:
2.1.История зарождения письменности на Руси:современный взгляд……5-8
2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11
2.3.Летопись………………………………………………
2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20
3. Заключение……………………………………………………
4. Список использованной литературы……………………………...22
5.Приложения………………………………………………
Прежде
чем делать курсовую работу, я
долго думала, какую же тему мне
взять. Я перебрала много тем, но, тем не
менее, больше всех мне
понравился тема книжной культуры
Древней Руси. Вы спросите у меня
почему? Точно я и сама не знаю. Она понравилась
мне подсознательно и,
возможно, это объясняется той памятью
предков, теми исконно русским
корнями, которые заложены во всех русских
людях. Да и сознательно мне
очень понравилась данная тема. На это
есть две причины. Во-первых, эта
курсовая поможет (помогла) мне лучше узнать
историю моей страны . Никак не находилось
времени, чтобы прочитать об этом и вот
попался случай
совместить приятное с полезным. Во-вторых,книга
сопровождала человека многие столетия
,и мне всегда было интересно,как к этому
пришёл человек .
После выбора темы я стала задумываться о её актуальности. На мой взгляд, эта тема очень интересная, и любой человек заинтересуется ею, ведь эта наша история, а любой уважающий себя и своё Отечество человек должен её знать!
Цель моей курсовой-как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.
Хотелось бы как можно больше прочитать материала о книгах того времени и ,хотя бы в картинках,посмотреть на них.Это и будет моими задачами на протяжении того времени ,пока я буду делать курсовую работу.
Многие исследователь отмечаю, что Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, свои размышления, о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом (1,2,3,4,5,6,7)
О влиянии
на литературу церкви, войн, политики и
сознания общества в целом я хочу подробно
рассказать в своей работе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ :
2.1.История зарождения письменности на Руси:
«Известно, что книжная культура на Руси начинает распространяться с десятого века. Это было связано с принятием христианства при князе Владимире Крестителе, который, как сообщает летопись под 996 годом, «бе бо любя словеса книжная», то есть был он человеком, любившем книжное слово. А в «Повести временных лет» рассказывается о том, как он, князь Владимир Святославич, начал собирать детей нарочитой чади (то есть детей киевской знати) и отдавать их в учение книжное», - так начинает свой рассказ о становлении русской книжной культуры на Руси выдающийся русский ученый Д.Лихачев (3,с.143 ).
«В методологии
ХХ века осознана невозможность избавиться
от ценностной позиции в историческом
познании. Историчность явлений прошлого
составляет само существо выводов и оценок
историка.»(1)Проблема образованности
Древней Руси высказана несколькими авторами
XX века. Об образовании в Киевский период
пишет В.Я. Струминский. Он разделяет 3
идеологических течения(что нормально
было для советских времён) в общественной
мысли в Руси:либерально-дворянского,
Авторы О.Кошелёва и Л.Мошкова высоко оценивают уровень образованности в Киевский период русской истории. «Возникновение и распространение письменности, полагают они, связано не с одним только принятием христианства, но в целом с развитием городской культуры. Бюрократический аппарат, однако, был развит слабо и в связи с этим для государственной службы почти не требовались грамотные люди.»(1) О школах самым первым позаботилось государство,а потом ,как то само собой,это перешло к церкви.Первоначально школы развивались как систематическая школьная подготовка(как в Греции),но потом стало уже семейной традицией.К началу Московского периода школы сошли на нет.Традиция церковного образования укрепилась и вплоть до петровских времён результаты её были высокими:люди стали более образованными(по крайней мере,те,которые заботилтись о своём образовании ,а также своих детей). «В контексте истории русской Церкви взвешенные оценки образованности, школ и книжного дела в допетровской Руси предлагает А.В.Карташов. Он выделяет три хронотопа в истории русской Церкви – до-монгольский (Киевский) период, Московскй период и историю юго-западной митрополии. Карташов в целом принимает точку зрения Голубинского на способ насаждения греческого просвещения при Владимире: на Русь пришла школа, основанная на частной инициативе и предполагающая наличие культурных механизмов, питающих потребность в образовании. Однако он не столь пессимистично оценивает результаты прививки греческой образованности. В народе потребности в образовании не было, на школу и науку смотрели как на злые мытарства. Однако следы введенного Владимиром просвещения заметны на протяжении всего Киевского периода – и это не только свидетельства летописей о заведении училищ, но и несомненно несущие на себе следы правильного систематического образования произведения русских авторов – митр. Иллариона, Кирилла Туровского, "Слово о полку Игореве" .»(1)Несомненно,в русские школы и семьи ещё долго приглашались греческие учителя.Ведь образование,впринципе,было востребовано только в высших слоях общества. Из-за того,что государтво не поддерживало школу,она не была общеобязательной.что отражалось на образовании средних и низших слоёв общества. «Однако киевская образованность носила характер не простой грамотности, а настоящей систематической школьной образованности, правда, эта школа не расцветала, а постепенно угасала.»
Книжная культура Московской Руси уже не имеет следов систематической школы, однако школа элементарной грамотности не исчезала. Будучи граммотным,человек мог читать,а интерес к книгам был на то время высок,очень значились книги Св. Писания. «Так, впервые на всем православном Востоке на Руси появилась полная рукописная Библия (Геннадий Новгородский, 1490), со всем аппаратом Священного Писания.»(1)Критики к книге не было на Руси,это было даже чуждо, «сложился начетнический тип образованности, "буквопоклонническая среда". Редким исключением выглядит Нил Сорский, оказавшийся способным за время пребывания на Афоне освоить высокую и тонкую культуру греческого богословия. Писаний много, но не все из них истинны. Испытав в чтении истинные, их держись, - такое наставление св. Нила, по мнению Карташова, необычно в начетнической среде.»Благодаря Св. Нилу появляется некая иерархия в книжном доверии.Он говорит,что нужно прежде всегодоверять заповедям Господа и другим церковным предписаниям.
Впервые
,потребность в
В 17 веке открывается первая систематическая школа в Киеве по латинскому образцу, открывая собой новую эпоху русской образованности.
«В ХХ веке в русле методологии историзма просвещение в Древней Руси получает достаточно высокую оценку. Признание его непреходящего значения для отечественной культуры базируется на идее типа культурного развития России, формирующегося под влиянием Православной Церкви. Осознание характера книжной культуры, учености и организации школьного дела в контексте исторической жизни России имеет непреходящее значение. Оценка достоинств и недостатков отечественных школьных традиций имеет не только теоретический, но также практический смысл, если мы способны выделить в них различные компоненты, и, прослеживая их генезис, различить относительную ценность, обусловленную историческими обстоятельствами, и ценность непреходящую, укорененную в самом существе культурного бытия России, связанного с православной Церковью».(1)
2.2.Рукописная книга в Древней Руси.
«Книга пришла на Русь вместе с принятием христианства.В языческие времена письменность у восточных славян находилась в зачаточном состоянии. Это были так называемые "черты и резы" — примитивное знаковое письмо, которое употреблялось для гадания, счета и различных хозяйственных нужд.»-так говорит в своей статье Г.Зобин.(2,с.175)Конечно такое письмо было очень неудобным для перевода сложных церковных текстов. Кириллица появилась после крещения на Руси Из Византии и Дунайской Болгарии пришло громное количество литературы,не существовавшей до этого времени на Руси. Это и жития святых,и библейские книги,и сборники изречений древних мудрецов. В связи с этим в монастырях «велась огромная переводческая работа»(2,с.ё181). Это связано с тем,что «Киевская Русь приобщается к великой христианской культуре, а через нее — и к античной традиции.» (2,с.182)Также, создаются и собственные книги,собственная литература.
Разные
источники говорят о
« Древнерусская рукописная книга была плодом труда многих людей разных профессий. В тишине монастырских келий работали книжники — писатели средневековья. Имена некоторых из них дошли до наших дней. Но многие авторы, подарившие нам подлинные шедевры, остались неизвестными.»(2,с.184) Это связано с характером древнерусской литературы, которая, по определению Д. С. Лихачева, "была искусством надындивидуальным".(3,с.142)
Профессия писца была очень важной в те годы,т.к. книги передавались из поколения в поколение,да и вообще распространялись ,путём переписывания.Тогда при монастырях был «штат» писцов и среди них можно проследить иерархию:мастера,потом подмастерья, а последними ,помощниками мастеров и подмастерьев,конечно.были «робята».Работу писца предствить не сложно:на столе,за которым он сидел,лежала книга,на коленях-тетрадь,заканчивая одну тетрадь,он брал другую и так,заканчивая,он скреплял эти несколько тетрадей в книгу.Потом он делал для книги переплёт.Он делался из 2х досок и обтягивался кожей,а нередко дорогими тканями.Также на переплёте книгу украшали различными металлическими украшениями и т.д. В Древней Руси друг друга сменили несколько типов письма:устав,потом ,полуустав и скоропись. Самый древний-устав - существовал в XI-XIII веках. «Он отличался особой тщательностью начертания букв — каждая писалась отдельно от другой, текст не делился на отдельные слова. С середины XIV века устав начинает вытесняться полууставом — письмом, которое уже не требовало прежней тщательности. Но и здесь писцы совершенствовали свое ремесло, вырабатывали красивые почерки.»(2,с.23) С XV века начинает распространяться скоропись. Также,на Руси было распространенБыло на Руси распространено и декоративное письмо - вязь, которым обычно писали заголовки. Ему свойственны о декоративное письмо, в котором преобладало обилие украшений.Немалую роль в книгах Руси играли художники,которые с таким высочайшим исусством выписывали заглавные буквы,в которых проглядывались и головы птиц,и человеческие лица.Особенность Древнерусской книги в том,что в ней присутствовала,не разрывно с самим произведением книжная миниатюра и она следовала развитию сюжета. «Так, в "Повести временных лет" они представляют собой неразрывное единство с повествованием, делают его объемнее, заставляют читателя живее воспринимать его. «Язык цвета вносит эмоциональные оттенки в суровый, внешне бесстрастный рассказ летописца. Ярко горит киноварь, изумрудно зеленеет трава, переливаются разноцветные одежды…»»(2,с.98)