Книжная культура Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:35, курсовая работа

Описание работы

О влиянии на литературу церкви, войн, политики и сознания общества в целом я хочу подробно рассказать в своей работе.
Цель моей курсовой-как можно тщательней и лучше разобраться в вопросе о книжной культуре и найти как можно больше интересной информации об этом.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………….3-4

2.Основная часть:

2.1.История зарождения письменности на Руси:современный взгляд……5-8

2.2.Рукописная книга в Древней Руси………………………………..9-11

2.3.Летопись……………………………………………………………11-13

2.4. Литература:её особенности и основные темы…………………..13-20

3. Заключение…………………………………………………………..21

4. Список использованной литературы……………………………...22

5.Приложения…………………………………………………………23

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 255.42 Кб (Скачать файл)

Когда на Руси появляется книгопечатание(XVIвек),рукописная книга ещё долго остаётся в русской культуре,вплоть до XVIII века!

                                              Летопись

«Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись. Слова “летопись” и “летописец” равнозначащи, но летописцем мог называться также и составитель такого произведения. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.»(6)Летописи рассказывали о русской истории,о происхождении славян,о их взаимоотношении с другими народами и т.д..Они играли большую роль в идеологии государтва

«Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил. Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников. Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования.»(6) Он стремился создать единую картину о происходящем.,но часто учитывались принципы того ,для кого или у кого он писал,но и отображались взгляды самого летописца.К летописям обращались при спорах в государстве и между государствами,поэтому они имели огромное значение. «Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др. Древние летописи XI-XII вв. сохранились только в позднейших списках. Древнейший список летописей с датой — краткий летописец Константинопольского патр. Никифора, дополненный русскими статьями до 1278, содержащийся в Новгородской кормчей 1280. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113.»(6)

Киевское  летописание в XIIв. Велось Киево-Печерском и Выдубицком монастырях.В XII веке при дворах галицко-волынских князей велось Галицко-Волынское летописание.Ростов ,Суздаль и Переяславль были главными центрами для летописи  во Владимиро-Суздальской земле. «Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305, а также Летописец Переяславля-Суздальского (изд. 1851) и Радзивилловская летопись, украшенная большим количеством рисунков.»(6)

После нашествия Батыя на Русь,летопись утеряла былое процветание и  возобновилась в XIV-XVв.в. в Пскове ,  Новгороде,  Твери, Ростове, Москве. «В летописных сводах отражались главным образом события местного значения (рождение и смерть князей, выборы посадников и тысяцких в Новгороде и Пскове, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов, игуменов монастырей, постройка церквей и пр.), неурожай и голод, эпидемии, примечательные явления природы и др.»(6)

Новаторства в летописи отметили в XV веке,когда уже складывается государство с центром в Москве.В летописях было отражено создание сводов,наиолее полно об этом говорит Троицкая летопись,которая,к сожалению, был уничтожена во время войны 1812 годаДля составления ее были привлечены разнообразные источники: новгородские, тверские, псковские, смоленские и др. « Происхождение и политическая направленность этой летописи подчеркиваются преобладанием московских известий и общей благоприятной оценкой деятельности московских князей и митрополитов.»(6) «Общерусским летописным сводом, составленным в Смоленске в к. XV в., была т.н. Летопись Авраамки; др. сводом является Суздальская летопись (к. XV в.).»(6)

Большой летописный свод появился в Москве в конце XV — началу XVI вв. Много официальных записей входило в нынешние летописи,например,одна из таких Воскресенская летопись,также Львовская летопись. « При дворе Ивана Грозного в 1540-60-х был создан Лицевой летописный свод, т.е. летопись, включающая рисунки, соответствующие тексту. Первые 3 тома Лицевого свода посвящены всемирной истории (составленной на основании “Хронографа” и др. произведений), следующие 7 томов — русской истории с 1114 по 1567. Последний том Лицевого свода, посвященный царствованию Ивана Грозного, получил название “Царственной книги”.»(6)В XVI в. летописание развивается в разных городах Руси. «Летописи велись также в Новгороде и Пскове, в Печерском монастыре под Псковом.»(6)Начинают появляться другие виды повествования,уже не похожие на летопись (“Книга степенная царского родословия” и “История о Казанском царстве”).

В XVII в. происходило постепенное отмирание  летописной формы повествования.летописи,наиболее известная Сибирская.Иза тобольским боярским сыном «История Сибирская».Как таковая ,летопись в. к произведениям ,слабо похожим на летопись Древней Руси.

                2.4.Литература:её особенности и основные темы.

«Русской  литературе без малого тысяча лет. Это  одна из самых древних литератур  Европы. Она древнее, чем литературы французская, английская, немецкая. Ее начало восходит ко второй половине X века. Из этого великого тысячелетия более  семисот лет принадлежит периоду, который принято называть "древней  русской литературой".»-говорит  Д.Лихачёв.

Попробуем рассмотреть литературу ,существовавшую на протяжении 700 лет,как единое целое.

Литература  Древней Руси уже начинает открываться,хотя это тяжело для учёных, т.к. наша литература очень сложна своим языком и смыслом.

«То, что  вот-вот скажет нам сейчас древнерусская  литература, не таит эффектов гениальности, ее голос негромок. Авторское начало было приглушено в древнерусской  литературе. В ней не было ни Шекспира, ни Данте. Это хор, в котором совсем нет или очень мало солистов и  в основном господствует унисон. Древняя  русская литература ближе скорее к фольклору, чем к индивидуализированному отечеству писателей нового времени. Мы восхищаемся народным шитьем, но можем ли мы найти среди безымянных мастериц этого шитья кого-либо, кто мог бы быть уподоблен Джотто или Чимабуэ?»-вот так красноречиво изъясняется в своей книге  Лихачёв. (3,с.235)

Хотя  личность уже играла огромную роль в это время,очень распространено было  «не подписывать» своих  имён под написанными произведениями.Это  было неотьемлемой частью древнерусской  литературы  и объяснялось тем,что  часто эти произведения дописывались уже другими авторами.Но ,наряду с тм,осталось немало известных имён: Иларион, Нестор, Симон и Поликарп, Кирилл Туровский, Серапион Владимирский, Ермолай-Еразм, протопоп Аввакум и  многие другие.

Литература  описывает,как принято,быт и нрав,политику и ,вообще ,всё,что было актуально  в обществе того или иного времени. Попробуем восстановить мир древнерусской  литературы. «Что же это за единое и  огромное здание, над построением  которого трудились семьсот лет  десятки поколений русских книжников  — безвестных или известных нам  только своими скромными именами  и о которых почти не сохранилось  биографических данных, от которых  не осталось даже автографов?»(3,с.237)

«Большой  мир и малый, вселенная и человек! Все взаимосвязано, все значительно, все напоминает человеку о смысле его существования, о величии  мира и значительности в нем его  судьбы.»(3,с.239)

Человек  пытался и пытается разгадать  загадки жизни,символы,числовые соотношения. « Число один свидетельствовало  ему о единстве Бога, два —  напоминало о двуединой природе  Христа, три — о триединстве  Бога, четыре — было символом материального  мира. Поэтому мир имеет четыре стороны света, он составлен из четырех  элементов. Семь воплощало в себе соединение Божественного начала с  материальным, представленного человеком. Поэтому все, что касается человека, семирично по своей природе: семь смертных грехов и семь противопоставленных  им таинств, семь возрастов, семь планет, управляющих его жизнью, семь дней недели, в которые был сотворен мир, семь тысячелетий мировой истории  и т. д.»(3,с.245)Именно письменность помогла  человеку достичь этого,поэтому  он понимал,что литература лежит  в основе «значительности и величия мира».(3,с.261)

Литература  была едина.Но единство разрушалось  неедиными взглядами на одни и  те же вещи:идеология,например.Но оно  нарушалось потому,что существовало!

Древнерусская литература была единой темой-смысл  жизни и единым сюжетом-мировая  история,но это не значит ,что вся  литература была посвящена мировой  истотии! «Каждое произведение в  какой-то мере находит свое географическое место и свою хронологическую  веху в истории мира.»(3,с.268)

В Древнерусской  литературе нет,практически, вымысла,как  говорит Д.Лихачёв он «маскируется правдой».Все произведения написаны по событиям,которые на самом деле существовали.Писатели в то время  не знают вымышленных персонажей,все  действующие лица были историческими личностями( Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский

«Мировая  история, изображаемая в литературе, велика и трагична. Годичный круг праздников был повторением священной истории. Каждый день года был связан с памятью  тех или иных святых или событий. Человек жил в окружении событий  истории. При этом событие прошлого не только вспоминалось, — оно как  бы повторялось ежегодно в одно и  то же время.»(3,с.273)

« Сочинение, со средневековой точки зрения, —  ложь»(3,с.281),русские произведения о  истории переводились, прежде всего,с  греческого и писались сразу после  произошедшего события по словам очевидцев ,по памяти и т.д. Потом  эти же события просто обрабатывали,переплетали  с другими и т.п.

«Исторических сочинений великое множество. Но одна их особенность изумляет: говоря о событиях истории, древнерусский  книжник никогда не забывает о  движении истории в ее мировых  масштабах. Либо повесть начинается с упоминания о главных мировых  событиях (сотворении мира, всемирном  потопе, вавилонском столпотворении и воплощении Христа), либо повесть  непосредственно включается в мировую  историю: в какой-либо из больших  сводов по всемирной истории.

Автор "Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба", прежде чем начать свое повествование, кратко рассказывает историю вселенной от сотворения мира, историю Иисуса Христа.»(3,с.287)

В древнерусской  литературе можно говорить о эпосе,но это не просто собрание исторических песен и былин,а целая эпоха,последовательно  освещающая читателя совершавшимися событиями.

В произведениях  Древней Руси нет отдельных сочинений .Они все цепляются друг за друга,тем  самым создавая единую картину того или иного времени.

В средневековье  существует только один жанр,выходящий  за рамки общепринятого,это-притча.Она  существует сама по себе имеет библейскоепроисхождение. «Притчи повествуют о "вечном". Вечное же — оборотная сторона  единого исторического сюжета древнерусской  литературы.»(3,с.289)

Обсуждая  ту или иную литературу,мы говорим  о героях,о их поступках.о их характерах.Иногда в произведении некоторые поступки героев бывают неожиданнымидля самого автора,складывается мнение,что сам  герой «подсказал» автору о таком  повороте.

Но в  литературе Древней Руси для автора нет таких поворотов,каждый герой  имеет свой  характер и он должен соблюдать именно это поведение  по «законам поведения того разряда  героев,к которому он принадлежит»(3,с.301)

Можно заметить повторение поведений ,поступков,событий  в разных произведениях.Но ни в коем случае это нельзя прировнять к бедности воображения авторов, «это литературный и фольклорный этикет».(3,с.303)

Этикетные особенности Древней Руси складываются в эмблемы,которые заменяют длительное описание каких-либо событий.

« Итак, литература образует некоторое структурное  единство — такое же, какое образует обрядовый фольклор или исторический эпос.»(3,с.305)

Люди  в Древней Руси говорили о том,какое  великое и очень доброе,светлое  влияние оказывала книга.Они восхищались  ею,говоря ,что она учит людей  добру,святости.

Литература  для людей того времени была святостью,нередко  было ощущение,что читатель ,изучая книгу,будто молится.В любой литературе был оттенок благовеяния,будь то церковные учения или светские книги.Но порой использовалось для изложения  и ирония,глумление. « Яркий представитель  этого противоположного начала в  литературе — Даниил Заточник, перенесший в свое "Моление" приемы скоморошьего балагурства.»(3,с.312)

В Древней  Руси есть 2 начала литературы:во-первых,это  что-то возвышенное,во-вторых,это обыденные  темы.Мжду этими начаами можно  почувствовать контраст в речи,который  коренным образом отличается друг от друга.

В произведениях  всегда затронуты темы добра и  зла,где добро побеждает,верности своей стране и своим убеждениям,а  также помощь близким. «Именно это  — наиболее действенное нравственное начало в древнерусской литературе.»(3,с.322)

«С. Орлов  обратил внимание на приписки на полях  псковских рукописей, где авторы их проявляют свою заботу о других, жалуются на мелкие тяготы жизни, шутят  с читателем. И. П. Еремин "открыл" в "Житии Бориса и Глеба" место, которое благодаря ему стало  уже "знаменитым": юноша Глеб по-детски просит убийц не убивать его: «Не  деите мене, братия моя милая и  драгая! Не деите мене... »».И т. д. (3,с.338)

Информация о работе Книжная культура Древней Руси