Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:37, реферат
Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.
Введение
Сущность, функции и структура политической коммуникации
Методы политической коммуникации
СМИ в системе массовой коммуникации
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Формирование
и функционирование в сфере публичной
власти разнообразных идеологий, чувств,
ценностей, символов, доктрин, официальных
норм и оппозиционных оценок и
мнений различных акторов составляют
особый политический процесс. Суть его
заключается в том, что за счет
передачи и обмена сообщениями политические
субъекты сигнализируют о своем
существовании различным
Передача сообщений в любом государстве неизбежно предполагает использование определенных технических средств, поэтому информационные процессы неизбежно включают в себя соответствующие структурные компоненты. К ним относятся прежде всего технические каналы, по которым распространяется (транслируется) информация, а также те структуры, которые позволяют не только передавать и изымать, но и накапливать, контролировать, сохранять и беречь информацию.
В силу того,
что люди по-разному воспринимают
информацию, интерпретируя ее содержание
на основе определенных правил, привычек,
способов восприятия, в процессе обмена
информацией принципиальное значение
имеет способность субъекта осмысленно
воспринимать сообщения. Данный аспект
субъективированного
Иными словами,
коммуникативные аспекты
Таким образом,
рассматривая политику с точки зрения
информационно-коммуникативных
Сущность, функции и структура политической коммуникации
Политика не существует вне человеческой деятельности, различных способов взаимодействия ее носителей, вне коммуникационных процессов, связывающих, направляющих и инновациирующих общественно-политическую жизнь. Политическая коммуникация выступает своеобразным социально-информационным полем политики.
Политическая
коммуникация представляет собой совокупность
процессов информационного
Началом изучения явлений политической коммуникации в развитых странах можно считать исследования пропаганды в период первой мировой войны. Однако фундаментальные работы в этой области, равно как и сам термин «политическая коммуникация», появились лишь в конце 40-х - начале 50-х годов.
Развитие новых технологий передачи и обработки информации, возрастание роли информационного сектора экономики, который следует за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг, пронизывая своим влиянием все области социальной действительности и по-новому организуя общественные отношения, позволяет, как подчеркнул несколько лет назад Д.Белл, говорить о том, что «постиндустриальное общество - это не проекция и не экстраполяция уже существующих в западном обществе тенденций развития, а новый принцип социально-технической организации жизни, точно такой же, как индустриальная система, заменившая собой аграрную».
Реальной
основой социально-философских
Современный этап исследования проблем постиндустриального развития характеризуется разработкой концепции «информационного общества». Еще в 50-е годы Н. Винер справедливо предсказывал, что в будущем «развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль».
Под информационным обществом понимается «развитое индустриальное общество», отличительными характеристиками которого являются следующие критерии:
1) технологический: ключевой фактор – информационная технология, которая широко применяется на производстве, в учреждениях, системе образования и в быту;
2) социальный: информация выступает как важный стимулятор изменения качества жизни, формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации;
3) экономический: информация составляет ключевой фактор экономики в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости;
4) политический: свобода информации, ведущая к политическому процессу, который отличается растущим участием и консенсусом между различными классами и социальными слоями населения;
5) культурный: признание культурной ценности информации, содействие утверждению информационных ценностей в интересах развития отдельного индивида и общества в целом.
Контроль и распространение сведений политического характера - важный элемент в определении типа политических режимов: при авторитаризме информационные процессы берутся под строгий контроль, тогда как демократический режим предполагает, что политическая информация широко распространяется между различными членами общества. В основе идеальной, подлинно демократической модели политической коммуникации лежит диалог между «управляющими» и «управляемыми». Особое значение при этом имеют свобода политических, религиозных и иных убеждений, свобода совести, свобода слова и печати, митингов и собраний, свобода объединений, а также право беспрепятственно придерживаться и свободно выражать свое мнение, свободно искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ, если они не противоречат гуманистическим принципам. Интеллектуальная свобода, наличие просвещенного общественного мнения, демократическая политическая культура, свобода средств массовой информации от властных структур - важные предпосылки оптимального развития политической коммуникации, устойчивого социального процесса.
Ценностные
качества политической коммуникации сегодня,
конечно же, ранжируются и политически
переосмысливаются правящими
Основные функции политической коммуникации:
1) распространение
знаний о ценностях политики
и образцах политической
2) политическое информирование общества;
3) интеграция
общества и регулирование
4) формирование
общественного мнения о
Структура политической коммуникации приведена на рисунке 1.
Отношения субъектов политики, формируемые коммуникацией
Институты-коммуникаторы
Средства коммуникации
Тип, методы и формы коммуникации
Содержание коммуникации
Рисунок 1. Структура политической коммуникации
1. Коммуникация
формирует определенные связи
и отношения субъектов
2. Институты-коммуникаторы
производят информацию, кодируют
и передают ее потребителям, изучают
общественное мнение о
3. Средства
коммуникации - это СМИ, технико-
4. Типы,
методы и формы политической
коммуникации - рациональная и спонтанная
коммуникация, неформальные контакты,
общение граждан с
5. Содержание
коммуникации оказывает
Методы политической коммуникации
Используются следующие способы (методы) политической коммуникации двух типов (рисунок 2).
Мобилизационные
Маркетинговые
Рисунок 2. Методы политической коммуникации
Мобилизационные методы включают устную агитацию и пропаганду.
Содержание, формы агитации и пропаганды нацелены преимущественно не на убеждение, а на внушение, «навязывание» потребителю информации идей и установок коммуникатора. Неизбежные издержки агитации и пропаганды - манипулирование массовым сознанием и поведением граждан, дезинформация, пристрастное (с партийных, групповых позиций) комментирование событий, игнорирование общественного мнения.
Маркетинговые
методы направлены на разъяснение и
убеждение, стимулируют критически-
Политический маркетинг - комплекс мероприятий, формирующих в общественном сознании привлекательный имидж политических институтов, лидеров, идей, программ и концепций.
Маркетинговые способы используются субъектами политики с учетом их спроса и предложения на нужную информацию. Они рассчитаны на убеждение человека, на самостоятельную оценку фактов и явлений, сознательный выбор линии поведения.
Функции политического маркетинга:
1) выявление и выдвижение на авансцену политики достойных лидеров, способных компетентно выражать, представлять органам власти и претворять в жизнь общественные интересы;
2) выявление, популяризация и содействие внедрению альтернативных политических программ, проектов, идей, концепций прогрессивного общественного развития;
3) формирование в общественном сознании привлекательного имиджа кандидатов на государственные должности;
4) помощь гражданам в свободном и сознательном политическом выборе, а политическим институтам и лидерам - в демократизации общественных отношений.
К маркетинговым способам коммуникации относится политическая реклама. Ее цель - в эмоциональной и лаконичной форме представить гражданам истинный образ политических институтов, политических лидеров, политических идей, программ и концепций, сформировать о них положительное общественное мнение.
Основные виды политической рекламы:
• аудиовизуальные;
• печатные;
• компьютерные;
• личные встречи политиков с общественностью.
Коммуникационная политика демократического государства включает:
1) разработку и совершенствование правовых норм, регулирующих политическую коммуникацию, защиту интересов личности, общества и государства от распространения антигуманной информации;
2) учреждение и развитие государственных и независимых СМИ (создание современной информационной системы, содействие ее кадровому, технологическому и материально-техническому обеспечению);