Коммуникация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Формирование и функционирование в сфере публичной власти разнообразных идеологий, чувств, ценностей, символов, доктрин, официальных норм и оппозиционных оценок и мнений различных акторов составляют особый политический процесс. Суть его заключается в том, что за счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необходимые контакты и связи, позволяющие им играть различные политические роли. В свою очередь целенаправленные контакты между людьми, обменивающимися и потребляющими разнообразные сведения, знания и сообщения, соединяют разные уровни политической системы, дают возможность институтам власти выполнять свои специфические функции по управлению государством и обществом.

Содержание работы

Введение
Сущность, функции и структура политической коммуникации
Методы политической коммуникации
СМИ в системе массовой коммуникации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 74.78 Кб (Скачать файл)

3) демократизацию механизмов государственного влияния на массовую коммуникацию, контроль содержания информационных потоков в обществе.

 

СМИ в системе массовой коммуникации

Современные политологи уделяют большое внимание анализу политической коммуникации. Основы данного направления были заложены в западных исследованиях  пропаганды периода первой мировой  войны, хотя сам термин применяется  лишь с конца 40-х-начала 50-х годов.

Под политической коммуникацией Р.-Ж. Шварценберг  понимает «процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между  политической и социальными системами».

В западной литературе выделяется три основных способа политической коммуникации:

1) коммуникация через средства массовой информации, включающая в себя печатные средства (пресса, книги, плакаты и т.д.), электронные средства (радио, телевидение и т.д.);

2) коммуникация через организации, когда политические партии или группы давления служат передаточным звеном между правителями и управляемыми;

3) коммуникация через неформальные каналы.

Особенность механизма формирования политических предпочтений в СМИ связана с  активностью убеждаемых, которая  состоит в том, что «они самостоятельно интерпретируют смысл обращенных к  ним символических сообщений  в соответствии с комплексами  личных убеждений и чувств». Успешность воздействия зависит от способности  убеждающего изменять так называемые «познавательные схемы» убеждаемых.

Иногда функцию СМИ сводят к передаче информации. Тем самым из массово-коммуникационного процесса, в сущности, исключается обмен информацией и взаимовлияние СМИ и реципиента. При этом не учитывается взаимодействие элементов процесса между собой. В поле анализа остается лишь целенаправленное распространение информации, то есть сугубо пропагандистский аспект. В действительности, однако, в процессе пропаганды всегда реализуется обратная связь: во-первых, через учет в деятельности СМИ характеристик и эволюции получателя информации, во-вторых, через взаимовлияние канала информации и его аудитории. Информационный поток многообразен и образуется как стихийно (в основном путем межличностного общения), так и целенаправленно (преимущественно путем пропаганды), В связи с этим возрастает роль СМИ в процессе формирования политических предпочтений.

СМИ предполагают «деятельность социального субъекта по производству и распространению  социально-политической информации, направленной на формирование (стабилизацию или  изменение) образа мыслей и действий социального же субъекта».

В современной  массово-коммуникационной теории СМИ  исследуются, по крайней мере, с трех сторон: позитивистский подход (изучение воздействия СМИ на аудиторию), феноменологический подход (изучение уровней понимания  населением сообщений СМИ), критический  подход (объяснение роли СМИ в воспроизводстве  социальной системы).

Все эти  разнообразные подходы к исследованию роли СМИ как социальной системы  принимают во внимание то обстоятельство, что печать, радио и телевидение  по-разному материализуют свое содержание: «печать графически обозначенным словом и статическим изображением; радио  звучащим словом и звуком; телевидение  звучащим словом, звуком и динамическим изображением». Следовательно, существенным для формирования политических предпочтений населения оказывается тот факт, с помощью какого средства массовой информации передается сообщение. Различные СМИ формируют разные образы (вербальные, зрительные, слуховые), для создания которых пресса, радио и телевидение используют специальные приемы - как общие для всех трех, так и специфические:

  • обращение к авторитетам при подаче информации;
  • организация пресс-конференций, выступлений политических лидеров;
  • информирование об экспресс-опросах;
  • столкновение мнений оппонентов;
  • организация телефонных линий с представителями экспертных институтов и т.д.

Но все  же роль телевидения значительно возрастает с расширением масштабов избирательной кампании. Значение телевидения возрастает, в частности, потому, что оно может использовать методы и приемы, недоступные прессе и радио. Кроме того, его аудитория всегда значительно больше, чем у других СМИ.

Характеристика телевидения позволяют утверждать, что наибольший эффект при формировании политических предпочтений населения достигается при использовании именно этого средства массовой информации.

Формирование  политических предпочтений населения  под воздействием СМИ в значительной степени зависит от уровня доверия  источнику информации. Согласие с  оценками, содержащимися в конкретных сообщениях, с позицией источника  в целом, рождает чувство психологической  близости, идентификации с содержанием  и источником информации. Доказано, что люди, доверяющие данному источнику  информации, склонны не замечать тех  элементов содержания, которые вызывают у них непонимание или несогласие.

Особое  место в ряду средств политической коммуникации занимают неформальные источники  информации. В последнее время  многие исследователи отмечают падение  доверия к официальным СМИ, что  привело к росту значимости сообщений, передаваемых на уровне межличностного общения. Более половины экспертов (52.6%) отнесли слухи на четвертую  позицию среди различных факторов, влияющих на формирование политических предпочтений населения. К неформальным источникам информации традиционно  относят молву, слухи, сплетни, анекдоты, а в настоящее время - еще и граффити. Эти источники влияют, прежде всего, на формирование негативных настроений населения по отношению к существующей политической системе. В основе знания, обозначаемого терминами «молва», «слухи», «сплетни», всегда лежит большая или меньшая доза вымысла, домысла: сознательного, намеренного или неосознанного, случайного - это безразлично. Такой вымысел присутствует уже в момент зарождения слуха, т.к. лицо, первым сообщающее сведение, порождающее слух, никогда не располагает всей полнотой точных, строго проверенных фактов относительно объекта суждения. В дальнейшем, по мере передачи сведения от одного лица к другому, элементы вымысла усиливаются: сообщения дополняются определенными подробностями, эмоциональными оценками, причем, как правило, людьми, которые совсем уже не располагают никакими фактами о предмете разговора.

Неформальные  источники играют и позитивную роль в процессе формирования политических предпочтений. Важно уже то, что  они привлекают внимание населения  к политике. Придавая представлениям о политике эмоциональную окраску, они закрепляют это внимание, а  также упрощают восприятие информации, делая ее доступной для всех социальных групп. Особое место среди неформальных источников информации занимают слухи. Наиболее полное определение слуха  дает А.В. Оболонский: «Слух есть некая  разновидность информации, которая  распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными  способами, коллективная попытка найти  ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации».

Слухи - неофициальная форма связи в  большом обществе, постоянный процесс  освоения событий в дуальной оппозиции: комфортное - дискомфортное состояние, тайный шепот широких масс, формирующий  общую духовную атмосферу в обществе, против которой бессильны как  система массовой информации, так  и самые крайние методы массового  террора. Слухи, достигая определенной степени интенсивности, порождают  страх, фобии, дискомфортное состояние, могут превратиться в массовые действия, в неповиновение власти, в погромы  и т.д., массовые движения, например, бегство в «обетованные земли», паническая скупка товаров и т.д.».

Итак, слухи  - это форма распространения социально значимой информации в обществе, коллективе, группе. Слух может отражать реальное положение вещей, в той или иной степени искажать его, либо быть полностью ложным. В отличие от официальных источников информации слухи, как правило, не имеют надежной информационной основы в виде установленных фактов, событий и т.д. Они рождаются в процессе межличностного общения, обмена информацией между людьми, и выступают в форме суждений, оценок и прогнозов, соответствующих ожиданиям людей.

Важно отметить, что слухи возникают не только в случае отсутствия официальной  информации, удовлетворяющей запросы  людей, но и как проявление психологической  потребности в межличностной  коммуникации. Человек, который распространяет слухи, увеличивает свой социальный престиж, рассказывая «важные новости». Человек, воспринимающий слухи, хочет  окунуться в увлекательные новости. Распространение слухов, кроме того, является передачей другим своих страхов.

На основе того, каким эмоциональным потребностям людей удовлетворяют слухи, выделяют три их вида:

1) слух-мечта (pipe-dream rumors);

2) слух-пугало (fear or bogey rumors);

3) слух-разделитель (wedge-driving rumors).

Слух-мечта  выражает желания и надежды людей, среди которых он циркулирует. В  качестве примера можно привести появившийся во время второй мировой  войны в США слух о том, что  Японии не хватит нефти для ведения  длительной войны. Слух-пугало выражает страх и чувство тревоги. Так, после поражения американских войск  циркулировал слух о полной потере США Тихоокеанского флота. Слух-разделитель  создает и закрепляет разобщенность  между социальными группами. В  основе слуха-разделителя находятся  «негативные предрассудки относительно других социальных групп, что влечет за собой резкое негативное к ним  отношение (вплоть до агрессии)». Примером может служить утверждение о  том, что большинство преступлений в Москве совершается выходцами  с Кавказа.

Согласно  П. Сорокину, слухи можно классифицировать в зависимости:

1) от  количества и качества взаимодействующих  индивидов;

2) от  характера актов;

3) от  характера проводников.

Возможна  и классификация слухов исключительно  по числу участников процесса их циркуляции. Тогда выделяются слухи, циркулирующие:

1) между  двумя индивидами;

2) между  одним и многими;

3) между  группами индивидов.

Таким образом, существование слухов неизбежно. Естественно и то, что деятельность политического лидера или института (например, политической партии) часто становится предметом межличностного общения. Это приводит к возникновению слухов о них. Любой слух содержит в себе элемент обмана, который, однако, может носить и ненамеренный характер. Ненамеренный обман не осознается субъектом как действие, вводящее другого в заблуждение, в то время как намеренный, естественно, всегда осознан в той или иной степени. Это важно учитывать при снятии негативного влияния неформальных источников информации на формирование политических настроений населения. В зависимости от того, как возникает неверное представление - стихийно или целенаправленно - вырабатываются меры противодействия обману.

Другим  неформальным источником информации, влияющим на формирование политических предпочтений населения, являются анекдоты, сатирические стихи и т.д.

Кроме того, в качестве средства политической коммуникации выступает такой неформальный источник информации, как граффити. Это - «политические надписи на заборах и фасадах зданий». Данное явление в нашей стране остается пока неизученным, да и массовое распространение оно приобрело сравнительно недавно. Так, например, несанкционированные надписи политического содержания на заборе пятнадцать лет тому назад вызывали переполох правоохранительных органов.

По способу  представления информации граффити делятся на две большие группы: надписи и символы. Политические надписи широко используются в период избирательных кампаний. Появившись на стенах зданий, они длительное время  сохраняются и агитируют граждан. Как правило, политическое граффити дает возможность гражданам, очень  часто не имеющим для этого  других возможностей, озвучить свою позицию. С другой стороны, оно является бедствием  больших городов, обезображивая фасады зданий и заборы.

Таким образом, каждое из средств политической коммуникации оказывает специфическое влияние  на процесс формирования политических предпочтений населения, опираясь на определенную технологию и методы. Необходимо выделить те обстоятельства, которые важно учитывать в процессе использования средств политической коммуникации для формирования позитивных представлений о деятельности конкретных элементов политической системы:

1. Характеристики  СМИ:

  • уровень доверия каналу информации;
  • положительные и отрицательные черты каждого из СМИ С учетом целей пропагандистской кампании;

2. Характеристики аудитории СМИ:

  • возраст;
  • образование;
  • вид деятельности;

3. Своеобразие  использования тех или иных  СМИ в данном регионе. Например, по определенной тематике предпочтение  может быть отдано местным СМИ, а не центральным.

Неформальные  источники информации занимают особое место среди средств политической коммуникации: с одной стороны, они  формируют постоянный интерес к  деятельности политических лидеров  или институтов, а с другой - эмоционально окрашивают и упрощают информацию о политике, политической партии или общественно-политическом движении, тем самым, делая ее более привлекательной и запоминающейся.

 

 

Заключение

Основными функциями политической коммуникации являются распространение знаний о  ценностях политики и образцах политической культуры, политическое информирование общества, интеграция общества и регулирование  политических отношений, формирование общественного мнения о политически  процессах.

Коммуникация  формирует определенные связи и  отношения субъектов политики.

Средства  коммуникации - это СМИ, технико-информационные системы (центры, банки данных, сети и технологии передачи информации), информационные агентства, пресс-центры.

Информация о работе Коммуникация