Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:27, доклад
Николай Яковлевич Данилевский является автором концепции культурно-исторических типов. Культурологическая концепция русского философа, социолога, культуролога, этнографа, идеолога славянофильства Николая Яковлевича Данилевского изложена в его работе «Россия и Европа» (1862).
Доклад. Культурология.
Концепция культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевского
Николай Яковлевич Данилевский является автором концепции культурно-исторических типов. Культурологическая концепция русского философа, социолога, культуролога, этнографа, идеолога славянофильства Николая Яковлевича Данилевского изложена в его работе «Россия и Европа» (1862).
Развивая свою концепцию, Данилевский приходит к выводу, что нет единой культурно-исторической линии в развитии человеческого общества и не существует всеобщий исторической закон возникновения культуры.
Прежде всего
он противопоставляет свою
Критикуя принятую в XIX в. периодизацию истории на древнюю, среднюю и новую и отстаивая свои взгляды на многообразие в культурном развитии народов, Данилевский вводит понятие культурно-исторический тип, которое является главным в его концепции. Критериями, определяющими культурно-исторический тип,, являются: своеобразные типы религий, государственного устройства , культурного и художественного творчества, языковая близость.
Он выделил
несколько культурно-
Развивая концепцию культурно-исторических типов, Данилевский выделяет также две группы цивилизаций:
Н. Данилевский утверждал, что каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить. Каждая культура призвана сыграть свою роль в мировой истории.
1.Созидательная роль. Говоря об этой роли, Н. Данилевский утверждает, что свой созидательный след цивилизации могут оставить в главных областях или основах жизни: экономической, политической, духовной и хуожественной. Цивилизации могут проявить себя не во всех,а только в одной или нескольких областях, или основах. Нет ни одной цивилизации, которая могла бы претендовать на высшую точку развития. Так, греческая цивилизация достигла высот в эстетической области, еврейская - в религии, римская – в области права и политической организации. Эти культуры он относит к одноосновным культурно-историческим типам. К двуосновным типам он относит германо-романскую цивилизацию.
В своей
работе «Россия и Европа»
2.Разрушительная роль. Её играют те народы, которые несут гибель ослабевшим культурам. В мировой истории Н. Данилевский указывает на разрушительную роль гуннов, монголов, турков.
3.Нейтральная
роль. Её играет большинство народов,
которые не внесли особого
вклада в мировую культуру
и не отметились своей
Важнейшей особенностью
концепции Данилевского
1)Всякое семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культурно-исторический тип, если народы духовно способны к историческому развитию и прошли стадию становления.
2)Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.
3)Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, но невозможность передачи цивилизации не исключает того, что она может воздействовать на развитие других цивилизаций. Так европейская цивилизация распространилась в Северной Америке, загнав индейцев в резервации, А. Македонский принес греческую культуру в Птоломеевский Египет, Петр1 «прорубил окно в Европу».
4) Цивилизация
тогда достигает своего
5) Развитие культурно-
Прогресс в истории, по мнению Данилевского, состоит не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы «исходить все поле, составляющие поприще человеческой деятельности во всех направлениях».
Основной вывод
теории Данилевского
Выполнил:
Жданов А.В.
Группа Тэб-141
Информация о работе Концепция культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевского