Концепция культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 15:27, доклад

Описание работы

Николай Яковлевич Данилевский является автором концепции культурно-исторических типов. Культурологическая концепция русского философа, социолога, культуролога, этнографа, идеолога славянофильства Николая Яковлевича Данилевского изложена в его работе «Россия и Европа» (1862).

Файлы: 1 файл

Kultorologia.docx

— 17.13 Кб (Скачать файл)

Доклад. Культурология.

Концепция культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевского

Николай Яковлевич Данилевский является автором концепции культурно-исторических типов. Культурологическая концепция русского философа, социолога, культуролога, этнографа, идеолога славянофильства Николая Яковлевича Данилевского изложена в его работе «Россия и Европа» (1862).

     Развивая свою  концепцию, Данилевский приходит  к выводу, что нет  единой культурно-исторической линии в развитии человеческого общества и не существует всеобщий исторической закон возникновения культуры.

     Прежде всего  он противопоставляет свою позицию  европоцентристским воззрениям, утвердившимся  в науке к середине XIX в. Данилевский отвергает мнение о том, что опыт западноевропейской цивилизации является универсальным и обязательным для всех народов. Говоря о Европе, Данилевский утверждает, что это, прежде всего, германо-романская цивилизация. Она имеет отличительные черты, свое особое лицо, так же, как имеют свои оригинальные черты другие культуры, существовавшие или существующие в истории. В качестве примера Данилевский приводит китайскую цивилизацию, достигшую ещё в древности потрясающих результатов культурном развитии и обогатившую мировую культуру выдающимися достижениями. Каждая из цивилизаций прошла свой уникальный путь и не тождественна общечеловеческой.

      Критикуя  принятую в XIX в. периодизацию истории на древнюю, среднюю и новую и отстаивая свои взгляды на многообразие в культурном развитии народов, Данилевский вводит понятие культурно-исторический тип, которое является главным в его концепции. Критериями, определяющими культурно-исторический тип,, являются: своеобразные типы религий, государственного устройства , культурного и художественного творчества, языковая близость.

    Он выделил  несколько культурно-исторических  типов и перечислил их в  хронологическом порядке: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийский ( или древнесемитский), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, германо-романский. Позднее он дополняет этот список ещё двумя формирующимся типами-славянским и новоамериканским. Кроме того, он упоминает ещё двух американских типах-мексиканском и перуанском, имея в виду цивилизации майя и инков, которые погибли в ходе испанской экспансии в Латинскую Америку.

     Развивая концепцию  культурно-исторических типов, Данилевский  выделяет также две группы  цивилизаций:

  1. Уединённые (китайская, индийская)
  2. Преемственные (египетская, греческая, римская, еврейская и европейская).

Н. Данилевский утверждал, что каждая историческая национальность имеет свою собственную задачу, которую должна решить. Каждая культура призвана сыграть свою роль в мировой истории.

1.Созидательная роль. Говоря  об этой роли, Н. Данилевский утверждает, что свой созидательный след  цивилизации могут оставить в  главных областях или основах  жизни: экономической, политической, духовной  и хуожественной. Цивилизации могут проявить себя не во всех,а только в одной или нескольких областях, или основах. Нет ни одной цивилизации, которая могла бы претендовать на высшую точку развития. Так, греческая цивилизация достигла высот в эстетической области, еврейская - в религии, римская – в области права и политической организации. Эти культуры он относит к одноосновным культурно-историческим типам. К двуосновным типам он относит германо-романскую цивилизацию.

     В своей  работе «Россия и Европа» Данилевский  делает прогноз о возможном  существовании в будущем четырехосновной  культуры. Она могла бы реализовать  четыре важнейшие ценности культурно-исторического  развития: истинную веру, политическую  справедливость, свободу и собственную  культуру. Таким типом, по мысли  Данилевского, может стать славянский  культурно исторический тип, если  он не поддастся соблазну перенимать  культурные ценности и формы  от европейцев и научится защищать свою культуру.

    2.Разрушительная роль. Её играют те народы, которые несут гибель ослабевшим культурам. В мировой истории Н. Данилевский указывает на разрушительную роль гуннов, монголов, турков.

    3.Нейтральная  роль. Её играет большинство народов, которые не внесли особого  вклада в мировую культуру  и не отметились своей разрушительной  агрессией.

 Важнейшей особенностью  концепции Данилевского является  то, что он не противопоставлял  понятия культура и цивилизация  и сравнивал развитие культурно-исторических  типов с живыми организмами. Проводя  аналогию с живыми организмами,  Данилевский  выделял в культурной жизни народов период роста, развития, накопления творческих сил. Период роста и развития неопределенно продолжителен, а период цветения и плодоношения-очень краток. Израсходовав свой потенциал, культурно-исторический тип вступает в последний период существования-время, когда происходит застой жизни, останавливается прогресс. Обосновывая свою концепцию культурно-исторических типов, Данилевский назвал пять основных законов развития и роста цивилизации:

     1)Всякое семейство народов, принадлежащих к одной языковой группе, составляет культурно-исторический тип, если народы духовно способны к историческому развитию и прошли стадию становления.

     2)Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.

     3)Основные принципы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа, но невозможность передачи цивилизации не исключает того, что она может воздействовать на развитие других цивилизаций. Так европейская цивилизация распространилась в Северной Америке, загнав индейцев в резервации, А. Македонский принес греческую культуру в Птоломеевский Египет, Петр1 «прорубил окно в Европу».

    4) Цивилизация  тогда достигает своего расцвета, когда различные народы, её составляющие, образуют федерацию или политическую  систему государств.

    5) Развитие культурно-исторических  типов подобно жизни растений.

     Прогресс в  истории, по мнению Данилевского, состоит не в том, чтобы идти  в одном направлении, а в том, чтобы «исходить все поле,  составляющие поприще человеческой деятельности во всех направлениях».

    Основной вывод  теории Данилевского заключается  в том, что история общества  складывается из существования  и развития множества культурно-исторических  типов, независимых дру от друга, равноправно развивающихся и функционирующих как живые организмы.

 

 

 

Выполнил:

Жданов А.В.

Группа Тэб-141

 

 

 


Информация о работе Концепция культурно-исторических типов Николай Яковлевич Данилевского