Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 17:21, контрольная работа
В гуманитарных науках нет единого устоявшегося мнения о том, сколько цивилизаций возникло на протяжении истории человечества. Различные цивилизации, кроме общих признаков, обладают особенностями, важными для их
существования. И духовная, и материальная культура различных цивилизаций могут сильно различаться между собой. Цивилизация не обязательно совпадает с границами одного государства, не обязательно совпадает с существованием
одного определённого народа.
1. Введение…………………………………………………………………………….3
2. Культура и цивилизация…………………………………………………………...4
3. Теория «локальных цивилизаций»………………………………………………..8
4. Аргументы «против»……………………………………………………………...11
5. Типология цивилизаций…………………………………………………………..15
6. Культурно- исторические типы…………………………………………………..17
7. Цивилизации современного мира………………………………………………..19
8. Заключение………………………………………………………………………...21
9. Список использованной литературы…………………………………………….23
Японии, Латинской Америке, об Индии и Ближнем Востоке. Такое взаимодействие
противоположно направленных импульсов остается универсальным. Более того, с
XIX в. оно даже сумело утвердиться и в западной культуре — коллизия
мондиализма и западоцентризма.
Немалую роль в трактовке этой проблемы, как это очевидно, играет политическая
культура. Можно понять социоэкономические и психологические предпосылки
фундаментализма — в исламском мире, в православии, индуизме и иудаизме.
Фундаментализм действительно
приобретает облик
всеохватывающего феномена. Но тенденции нынешнего дня не вечны. Кроме того,
если присмотреться к фундаментализму в лоне различных культурных
цивилизаций, собственно цивилизационных структур, подойдя к нему
культурологически, то это скорее всего попытка активистской перестройки
традиционного религиозного сознания в нынешних условиях глубоко
несбалансированного во многих отношениях западноцентричного мира.
Фундаментализм чужд не только рационализму, но и традиционализму, поскольку
он не приемлет традицию в ее исторической изменяемости и данности, пытается
утвердить традицию как нечто харизматически измышленное, силится сохранить ее
на путях рационального замысла, закрепить традицию рациональными средствами.
В этом смысле приходится говорить не о консервативности, а о радикализме
основных фундаменталистических установок.
Все это свидетельствует о том, что трудно дать строгое определение понятию
цивилизации. Фактически под цивилизацией понимается культурная общность
людей, обладающих некоторым социальным генотипом, социальным стереотипом,
освоившая большое, достаточно автономное, замкнутое мировое пространство и
в силу этого получившая прочное место в мировом раскладе.
По существу, в морфологическом учении о культурах можно выделить два
направления: теория стадиального развития цивилизации и теории локальных
цивилизаций. К одному из
них можно отнести
Ф.Нортропа, А. Крёбера и П.А. Сорокина. К другому — Н.Я.Данилевского,
О.Шпенглера и А. Тойнби.
Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного
развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот
процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное
общество и часть человечества
перешла в состояние
продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие
изменения, которые коснулись
социально-экономических
материальной культуры.
Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся
общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности
социально-экономического и культурного развития. Подробнее об этой теории в в
п.3 моего реферата.
Как указывает П.А. Сорокин, между обоими направлениями есть ряд точек
соприкосновения, и выводы, к которым пришли представители обоих направлений,
очень близки. Те и другие признают наличие сравнительно небольшого числа
культур, не совпадающих ни с нациями, ни с государствами и различных по
своему характеру. Каждая такая культура является целостностью, холистическим
единством, в котором части и целое взаимосвязаны и взаимообусловлены, хотя
реальность целого не соответствует сумме реальностей отдельных частей. Обе
теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть
историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего
человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций –
индивидуальное, разнообразие исторического процессия. Таким образом, обе
теории имеют преимущества и взаимно дополняют друг друга.
3. Теория «локальных
цивилизаций»
К числу наиболее представительных теорий цивилизаций относится, прежде всего,
теория А. Тойнби (1889—1975), который продолжает линию Н.Я.
Данилевского и О. Шпенглера. Его теория может считаться кульминационным
пунктом в развитии теорий «локальных цивилизаций». Монументальное исследование
А. Тойнби «Постижение истории» многие ученые признают шедевром исторической и
макросоциологической науки. Английский культуролог начинает свое исследование
с утверждения, что истинной областью исторического анализа должны быть
общества, имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую,
чем национальные государства. Они называются «локальными цивилизациями».
Таких развившихся «локальных цивилизаций» Тойнби насчитывает более двадцати.
Это — западная, две православных (русская и византийская), иранская,
арабская, индийская, две дальневосточных, античная, сирийская, цивилизация
Инда, китайская, минойская, шумерская, хеттская, вавилонская, андская,
мексиканская, юкатанская, майя, египетская и др. Он указывает также на четыре
остановившиеся в своем развитии цивилизации — эскимосскую, момадическую,
оттоманскую и спартанскую и пять «мертворожденных».
Однако сразу возникает вопрос: почему некоторые общества, подобно многим
примитивным группам, становятся неподвижными на ранней стадии своего
существования и не складываются в цивилизации, тогда как другие достигают
этого уровня? Ответ Тойнби таков: генезис цивилизации нельзя объяснить ни
расовым фактором, ни географической средой, ни специфической комбинацией
таких двух условий, как наличие в данном обществе творческого меньшинства и
среда, которая не слишком неблагоприятна и не слишком благоприятна.
Группы, в которых налицо эти условия, складываются в цивилизации. Группы, не
обладающие ими, остаются на доцивилизованном уровне. Механизм рождения
цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова и
ответа. Среда умеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, а
общество через свое творческое меньшинство отвечает на вызов и решает
проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря
движению оно рано или поздно достигает уровня цивилизации.
Возникает и второй вопрос: почему четыре цивилизации (дальнезападная
христианская (ирландская), дальневосточная христианская (несторианская в
Средней Азии), скандинавская
и сирийская развивались
мертвыми. Тойнби пытается понять, отчего пять цивилизаций (полинезийская,
эскимосская, кочевая, спартанская и оттоманская) застыли в своем развитии на
ранней стадии, тогда как остальные успешно развивались.
Рост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому
распространению общества. Он не вызывается им. Если географическое
распространение с чем-нибудь положительно связано, то скорее с задержкой
развития и с разложением, чем с ростом. Подобным же образом рост цивилизаций
не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью
общества над физической средой. Какого-то четкого соотношения между
прогрессом техники и прогрессом цивилизации культуролог не признает.
Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и
аккумулирующем внутреннем
самоопределении или
переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Рост — это
непрерывное «отступление и возвращение» харизматического (богоизбранного,
предназначенного свыше к власти) меньшинства общества в процессе всегда
нового успешного ответа на всегда новые вызовы среды внешнего окружения.
Интересна мысль Тойнби о том, что растущая цивилизация — это постоянное
единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым
свободно следует, подражая ему, большинство — внутренний пролетариат общества
и внешний пролетариат варварских соседей. В таком обществе нет
братоубийственных схваток, нет твердых, застывших различий. В результате
процесс роста представляет собой рост целостности и индивидуального
своеобразия развивающейся цивилизации.
И еще один, третий вопрос: как и почему цивилизации «надламываются,
разлагаются и распадаются»? Не менее 16 из 26 цивилизаций сейчас «мертвы и
погребены». Из оставшихся в живых десяти цивилизаций «полинезийская и
кочевая... находятся сейчас при последнем издыхании; а семь из восьми других
в большей или меньшей
степени — под угрозой
западной цивилизацией». Более того, не менее шести из этих семи цивилизаций
обнаруживают признаки надлома и начавшегося разложения.
Упадок, как считает Тойнби,
нельзя приписать космическим
географическим факторам, расовому вырождению или натиску врагов извне,
который, как правило, укрепляет растущую цивилизацию. Нельзя объяснить его и
упадком техники и технологии, ибо во всех случаях упадок цивилизации является
причиной, а упадок техники — следствием или симптомом первого.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая,
согласно Тойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между
надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, а иногда и
тысячелетия. Так, например, надлом египетской цивилизации произошел в XVI в.
до н.э., а погибла она только в V в. н.э. Период между надломом и гибелью
охватывает почти 2000 лет «окаменевшего существования», «жизни в смерти». Но
как бы долго это ни длилось, судьба большинства, если не всех, цивилизаций
влечет их к конечному исчезновению, раньше или позже. Что касается западного
общества, то оно, видимо, по Тойнби, обнаруживает все симптомы надлома и
разложения. Но все же он считает, что мы можем и должны молиться, чтобы нам
не было отказано в отсрочке, причем просить ее вновь и вновь с сокрушенным
духом и сердцем, полным раскаяния.
Подробный анализ повторяющихся моментов, симптомов и фаз упадка цивилизаций
дается в разных томах исследования Тойнби. Здесь можно коснуться только
некоторых. Творческое меньшинство, опьяненное победой, начинает «почивать на
лаврах», поклоняться относительным ценностям, как абсолютным. Оно теряет
свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не
следует ему. Поэтому приходится все больше и больше использовать силу, чтобы
контролировать внутренний и внешний пролетариат. В ходе этого процесса
меньшинство организует «универсальное (вселенское) государство», подобное
Римской империи, созданной эллинистическим господствующим меньшинством для
сохранения себя и своей цивилизации; вступает в войны; становится рабом
косных установлений; и само ведет себя и свою цивилизацию к гибели.
Именно в такие периоды «внутренний пролетариат» отделяется от меньшинства и
часто рождает «универсальную (вселенскую) церковь», например, христианство
или буддизм, как свою собственную веру и установление.
Таким образом, нетворческие силы общества совершают творческий акт.
Это, вообще говоря, одно из многочисленных противоречий в системе Тойнби.
Когда «универсальное государство» господствующего меньшинства рушится,
«универсальная церковь» внутреннего пролетариата (например, христианство)
служит мостом и основанием для новой цивилизации, отчужденной и в то же время
дочерней по отношению к прежней.
А как поступает в такой ситуации внешний пролетариат? Стремится врасти в
старую цивилизацию? Отнюдь, нет. Он организуется и начинает штурмовать
падающую цивилизацию. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации.
Он приводит к росту распрей и братоубийственным войнам... Раскол в душе
обнаруживает себя в глубоком изменении настроенности и поведения членов
разлагающегося общества. Он ведет к возникновению четырех типов личностей и
«спасителей»: архаистов, футуристов (спасителей с мечом), отреченных и
безразличных стоиков и, наконец, преображенного религиозного спасителя,
нашедшего опору в сверхчувственном мире Бога.
В такие времена чувство затерянности в потоке, чувство греха все возрастают.
Половая распущенность и смещение принципов (синкретизм) становятся
господствующими. Вульгаризация и «пролетаризация» захватывают искусства и
науки, философию и язык, религию и этику, нравы и установления. За
исключением преображения, никакие усилия и спасители не могут остановить
разложения. В лучшем случае, как отмечалось, цивилизация «окаменевает» и
может века и даже тысячелетия существовать в этой форме «жизни и смерти».
Но рано или поздно она обычно исчезает. Единственный плодотворный путь — это
путь преображения, перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие.
Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но может послужить
посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация. Таким образом,
это шаг вперед в вечном процессе возвышения от человека к сверхчеловеку, от
«града человеческого к граду Божьему», как предельному итогу человека и
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»