Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2015 в 15:09, контрольная работа
Великим оказался вклад древних греков в развитие мировой культуры. Высокий уровень греческой культуры, многообразие и глубина, разработанность ее направлений, создание шедевров и выработка плодотворных идей, вошедших затем в сокровищницу мировой цивилизации, выделяют феномен древнегреческой культуры среди многих других национальных культурных систем.
Успехи греческих мастеров были поразительно велики во всех областях культурного творчества: в философии это разработка развитых систем материализма (Демокрит и Эпикур), идеализма (Платон), системы Аристотеля и стоиков; в архитектуре — появление регулярного градостроительства и знаменитой ордерной системы, на много столетий определившей направление римской, средиземноморской, а затем и европейской архитектуры; в литературе — создание многих жанров (трагедия, эпос, лирика, комедия, ученая поэзия), а в каждом жанре — шедевров мирового значения; блестящие научные открытия (формулировка принципов гелиоцентрической концепции Вселенной, учение об эволюции организмов, атомистическая схема строения вещества, принципы формальной логики и элементарной математики и многое другое).
Введение………………………………………………………………………….3
1. Истоки древнегреческой культуры.
1.1. Культурные контакты греков и Ближнего Востока……………..3
1.2. Роль Крито-Микенской культуры в формировании греческой культуры………………………………………………………………….4
2. Основные этапы греческой культуры, их особенности………………6
3. Роль греческого полиса в формировании ценностей грека…………11
4. Вклад древних греков в мировую культуру……………………………..13
Заключение…………………………………………………………………..14
Литература……………………………………………………………………14
Жизнь была прекрасна, как и природа, жилым домом греки пользовались лишь для ночлега, жизнь протекала на площадях и стадионах. Полис давал ощущение надежности, защищенности, возможностей выделиться, самореализоваться было много.
В период архаики складывается система греческой архитектуры. Греческий храм выполнял две функции, он был местом поклонения богам и хранилищем казны. Храм размещался в центре акрополя (акрополь – укрепленная часть античного полиса, расположенная обычно на холме). Основной архитектурный тип храма – периптер. Это храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Вся дальнейшая эволюция архитектуры пошла от периптера. В основу строительства греки положили ордер. Ордер – это порядок расположения основных частей здания. Первые ордера назывались дорический, ионический и коринфский.
Главный элемент любого ордера – это колонна с венчающей капителью. На колоннах лежит антаблемент – перекрытие. Антаблемент делится на три части – архитрав, фриз и карниз. Архитрав – это нижняя балка, лежащая на колоннах. Над архитравом идет фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглиф – это каменная дощечка с вертикальными вырезами, метопа – плита из керамики, украшенная барельефами. Над фризой выступает карниз. Двускатная крыша, покрытая черепицей на переднем и заднем фасадах, образовывала треугольники, так называемые фронтоны, они обычно заполнялись скульптурой. Каменное основание храма было трехступенчатым, оно называется стилобат.
В дорическом ордере колонная массивная, расширенная книзу. Капитель простая, состоит из плоской плиты – абака и вала – эхина. Ствол колонны покрыт вертикальными желобками – каннелюрами.
Позднее, к концу VII в. до Рождества Христова сложился ионический ордер. Капитель ионического ордера имела завитки, которые назывались волюты, архитрав разделен на 3 полосы и казался более легким. Ствол колонны прямой и более тонкий. Карниз богато декорирован.
Коринфский ордер имел более стройные тонкие колонны. Главное отличие коринфского ордера – это пышная капитель, состоящая из листьев аканфа (аканф – это растение с красивым резным листом).
Греческие храмы первых ордеров обычно подкрашивались, фронтоны – синим, фризы – красным цветом. Весь храм был белый и стоял на холме.
Скульптура. Греческая скульптура родилась на стадионах и олимпийских играх. Победители заказывали статуи. Так как юноши выступали обнаженными, то скульптура представляла собой обнаженное тело юноши, их называли аполлонами. Материалом служили камень, дерево, мрамор, после VI в. до Рождества Христова – бронза. Если скульптор изображал женское тело, то оно было задрапированным.
Вазопись (роспись ваз) . О живописи этого периода ничего не известно, зато хорошо сохранилась вазопись. Живопись покрывала сосуд как ковром. Изображались цветы лотоса или животные. Узор наносился темно-коричневым лаком по светлой глине, детали процарапывались, выделялись белой или пурпурной краской. С VII в. до Рождества Христова ковровый рисунок был заменен рисунком черным лаком по охре. Рисунки покрывали вазы не ковром, а полосами. В рисунках появились сцены пиров, охоты и сражений. С VI в. до Рождества Христова начинается классический период античной истории – период расцвета, «золотой век» античности. В архитектуре остался ордер, но число колонн вокруг храма стало строго определенным: по длинной стороне вдвое больше, чем по короткой, плюс одна (13 : 6; 17 : 8). В архитектуре появляется образ атлета. В V в. до Рождества Христова работали знаменитые скульпторы Фидий и Поликлет. Их работы дошли до нас в римских копиях.
Парфенон. Наиболее известный храм V в. до Рождества Христова стоял в Афинах и назвался Парфенон. Парфенон – это периптер (70 на 31 метр), окруженный 46 колонами, высота колонн – 10 метров, по 8 колонн на портиках и 17 на длинных сторонах периптера. Колонны из мрамора, фронтон и метопы покрашены красным и синим цветом, барельефы позолочены. Парфенон считается безупречным произведением искусства. Внутри Парфенона стояла 13-метровая статуя богини Афины, изваянная Фидием из золота и слоновой кости. Парфенон погиб (разграбили), отдельные фрагменты, рельефы Парфенона хранятся в Британском музее в Лондоне.
В архитектуре IV в. до Рождества Христова появился коринфский ордер, с богато декорированной капителью. В скульптуре появился интерес к душевному миру человека. Самый знаменитый скульптор этого периода – Пракситель. Его статуя Афродиты – это первая обнаженная женская фигура. На лицах его скульптур появилось лирическое чувство, грусть, задумчивость. В эпоху классики греки расписывали стены в технике фрески (это водяные краски по мокрой штукатурке).
В греческом искусстве , как и в греческой мифологии, борются между собой два начала – аполлоническое и дионисийское. Аполлон, сын Зевса и Латоны, был богом света и солнца, покровителем искусств, непревзойденно играл на арфе. Это бог гармонии и меры. Дионис – сын Зевса и фиванки Семелы, это божество буйных сил природы, бог экстаза, опьянения и вина. В честь Аполлона состязались в музыкальном искусстве, победитель получал венок из лавра – священного дерева Аполлона. В честь Диониса устраивались «вакханалии» (от прозвища Диониса – «Вакх»). Это были исступленно-буйные оргии, которые освобождали человека от обычных запретов.
Античная драма возникла из сельских праздников в честь Диониса, его греки изображали в виде козла или быка. Позднее Дионис стал богом виноделия, потом богом театра и поэзии. Участникам действа мазали лицо винной гущей, надевали козлиные шкуры, пели непристойные песни. Эти песни воспевали фаллос – мужское рождающее начало, поэтому их называли фаллическими. Так возникли трагедия и комедия, из дифирамба – гимна в честь бога Диониса (Вакха). «Трагос» по-гречески означает козел, «одэ» – песнь, отсюда возникает слово трагедия. Это песнь козлов, а козлы и сатиры – это постоянные спутники Диониса (Вакха). Сатир - козлоногое похотливое, развратное существо. Слово комедия произошло от «комос» – что значит пьяная толпа ряженых на празднике Диониса. «Комос» плюс «одэ», песнь комоса – комедия.
В V в. до Рождества Христова во главе афинской демократии в течение 30 лет стоял Перикл, он привел Афины к расцвету греческой культуры. В этом веке появились великие трагики – Эсхил, Софокл, Еврипид, в IV в. до рождества Христова – комедиограф Аристофан. Эсхил был современником греко-персидских войн, он участвовал в битвах. Его основной темой является тема победы греческой демократии над деспотизмом. Он написал около 80 пьес, до нас дошло 7. В его пьесах нет ничего мелкого, в них действуют боги, титаны и герои. Софокл был актером, он написал 120 пьес, дошло 7 трагедий. У Софокла героями являются не боги и титаны, а простые люди. Основная тема его трагедий – это тема Рока и его торжество над человеческой жизнью.
У Еврипида появляется нечто новое – скептическое отношение к богам. Еврипид утверждает, что личные добродетели выше происхождения и богатства, раб не хуже свободного. Трагедия Еврипида «Медея» – это миф об аргонавтах, участниках плавания на корабле «Арго».
Аристофан написал около 40 пьес, до нас дошло 11, это смелые, глубокие сатиры на жизнь Афин в виде шаржа, пародии, буффонады.
В IV веке резко усиливается окраинная Македония. Филипп II и Александр ведут завоевания, в 338 г. до Рождества Христова они разбили соединенное войско греческих полисов. Классической Греции приходит конец. Греция становится частью огромной империи Александра Македонского. Но она оказалась недолговечной: всего 13 лет царствовал Александр Македонский. После его смерти империя распалась на несколько военно-монархических государств, ее поделили военноначальники. Началась новая эпоха – эллинизм .
Многое изменилось в жизни греков, появились новые богатые, которые присвоили сокровища персидских царей, произошло имущественное расслоение греков. Сначала был некоторый экономический подъем, появились большие (1/2 млн.) города: Александрия, Антиохия, Карфаген. Но жизнь рядового эллина изменилась не к лучшему. От греческой демократии не осталось следа. Граждане страдали от тирании, или, еще хуже, от слабости царей, но изменить ничего не могли. Все решения принимались во дворце или на поле боя. Поэтому греки сосредоточили свое внимание на добывании денег и наслаждении жизнью. «Проживи незаметно» – вот девиз эллинских мудрецов. Отдушину находили в небольших кружках. Появились эпикурейцы, циники, стоики. Основной вопрос этих течений – как жить, как сохранить хотя бы личную свободу.
Эпикурейцы – последователи философа Эпикура (341-270 гг. до Рождества Христова), афинянина. В 306 г. до Рождества Христова. Эпикур основал философскую школу, получившую название «Сад Эпикура», так как его ученики собирались в саду, принадлежащему Эпикуру, он его завещал школе. Эпикур порвал с философией классического периода (Сократ, Платон, Аристотель). Цель философии – это обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью и природой. Главное в жизни – чувственные телесные наслаждения (не истина, не благо). Эпикур, вслед за Демокритом, считал, что все состоит из атомов, душа – тоже состоит из атомов, из тонких, рассеянных по всему телу частиц, она похожа на ветер. Размышления о смерти: "«Когда мы есть, то смерти нет, а когда смерть наступает, нас уже нет"». Боги есть, говорит Эпикур, они обитают в пространствах между мирами и наслаждаются блаженством, они никуда не вмешиваются, люди богам безразличны. Поэтому богов не нужно бояться, но ждать помощи не надо. Единственное благо для человека – это наслаждение. Что это такое? Это отсутствие страданий. Как достичь? Самоустраниться от всех тревог и опасностей, уйти от общества и государства, быть независимым. Надо прожить жизнь незаметно. Эпикурейцы – ленивые мудрецы.
Стоики, получили название от портика «Стоя» в Афинах, где была основана их школа философом Зеноном около 300 г. до Рождества Христова.
Мир целесообразен, продуманно устроен. В мире 2 начала – пассивное и активное. Активное начало – это всепроникающий логос или бог. Цель мудреца – познать разумную связь и закономерность вещей, т.е. познать логос и жить сообразно логосу, освободившись от гнета страстей. Стоик – это человек, стойко и мужественно переносящий невзгоды. Душа человека – часть мировой разумной души, она расположена в сердце, не в голове. Так как люди причастны к логосу, то они являются гражданами единого мирового государства – Космополиса. Если невозможно жить разумно, то стоики считали морально оправданным самоубийство.
Циники (циники, cynici) название от холма в Афинах, который назывался Киносарг, там Антисфен занимался с учениками, самые известные представители – Антисфен, Диоген, Кратет. Это были люди, презиравшие все существующие порядки, мораль и культуру. От них остались не трактаты, а анекдоты, «бочка Диогена», его слова Александру Македонскому: «Отойди, не закрывай мне солнце». Антисфен был незаконнорожденный, он довел свободу до абсурда, до уличного скандала. Надо жить по собственной морали. Где бы ни жил циник, он пренебрегает законами этого общества. Именно они ввели термин «космополит», т.е. гражданин мира. Культура для циника – дым, пустая выдумка, они отрицали всякие моральные чувства, например, чувство стыда. Циник Кратет пренебрегая всякой моралью, вел свою брачную жизнь на площади. Они допускали все формы кровосмешения, половую жизнь с животными, с удовольствием занимались антропофагией (людоедство, каннибализм). Они добровольно принимали статус нищих и юродивых. Их поговорки: лучше быть варваром, чем эллином; лучше быть животным, чем человеком. Между прочим, они были учениками Сократа, но Диогена называли Сократом, сошедшим с ума. Диоген жил в бочке, существовал на подаяния, считал это добродетелью.
Единственным исключением в общем духовном упадке было развитие естествознания. В математике, механике и астрономии имела место вспышка творческой мысли. Экономический подъем подхлестнул науку. Появился обширный внешний рынок, много богатых заказчиков на чеканное серебро, лепные гончарные изделия, выдувное стекло, папирус, крашеные одежды, узорчатые ткани. Производство товаров и войны требовали новой техники, более сложных машин. Македонские правители и их преемники поощряли развитие греческой науки. Так возник первый государственный научно-исследовательский институт, который назывался Александрийский музей (мусейон). «Мусейон» – дом муз, имел богатейшую библиотеку, слава о которой гремела на весь мир. Она насчитывала около 700000 рукописей по всем отраслям знаний. В ней хранились драгоценнейшие подлинники трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Знаменитые писатели и ученые, приезжающие в Александрию, получали бесплатную квартиру в Мусейоне и освобождались от всех налогов и повинностей. Это была специальная научная работа, которая создала первую научную элиту (elite – лучший, избранный). Математика, геометрия и физика имели 2 цели – академическую и практическую. Были достигнуты замечательные результаты. Архимед определил число p для практического вычисления площади круга, объема шара, цилиндра и более сложных тел. Более важной явилась систематизация теорем математики Эвклидом методом дедуцирования из аксиом. Астроном Гиппарх изобрел большую часть инструментов, которыми пользовалась астрономия в последующие 2000 лет. Он составил первый каталог звезд. Планетная система Птоломея стала образцом астрономии до эпохи Возрождения. Возникла картография, с вычислением положения городов, рек, впервые было сделано вычисление размеров Земли Эратосфеном, директором Александрийского Мусейона. Наибольшие успехи имела механика. Жизнь диктовала потребность в изобретениях, на парусных судах появились сложные лебедки и блоки, при ирригации возникла зубчатая передача, математики изобрели винт. Гениальный инженер Архимед остановил штурм Сиракуз своими чудо-машинами. Огромные камни-снаряды весом в ¼ т разбивали корпуса кораблей. Гигантские лапы-рычаги поднимали корабли за нос и опрокидывали, затем лапа отделялась и переводилась на другой корабль. Новой отраслью механики была пневматика – использование движения воздуха. Ктезибий и Геро создали множество гениальных безделушек, работающих при помощи сжатого воздуха. Их использовали для развлечений, праздников и в храмах при богослужениях. Практическим достижением был насос и орган. Александрийский музей имел замечательные достижения в медицине, особенно в анатомии. Была исследована нервная система, поняли, что такое пульс, назначение извилин головного мозга. Врач Гален заложил основу для арабской и средневековой медицины и анатомии, он был великий экспериментатор.
Постоянные завоевания эллинского периода давали огромное число рабов из пленных, их руками разбивались парки, возводились дворцы, храмы, жилые дома, зрелищные сооружения. Это было время создания гигантских произведений инженерного искусства. Фаросский маяк высотой в сто с лишним метров, поставленный на острове Фарос у входа в гавань Александрии, простоял 1500 лет. Архитектура этого периода тяготела к гигантским размерам. Периптеры обносили двумя рядами колонн, возникли храмы – ротонды, т.е. круглые в плане храмы. Знаменитой статуей этого периода является статуя богини победы Ника в честь победы Родосского флота. Она стояла на пьедестале в виде носа корабля на скале, обрывавшейся в море. Развивающийся хитон, мощные отведенные назад крылья, могучее тело, устремленное вперед, создают страстный ликующий образ победы.
Принято считать, что собственно греческий период античной истории заканчивается падением под натиском римлян города Коринфа в 146г. до Рождества Христова. Весь последующий период античной культуры – это время господства Рима, завоевавшего все страны от Испании до Индии.
3. Роль греческого полиса
в формировании ценностей
В культуре Древней Греции наблюдается сочетание традиционных черт, восходящих к архаической и еще более ранним эпохам, и совершенно иных, порожденных новыми явлениями в социально-экономической и политической сферах. Рождение нового отнюдь не означало гибели старого. Как в городах строительство новых храмов весьма редко сопровождалось разрушением старых, так и в других сферах культуры старое отступало, но обычно не исчезало совершенно. Важнейший новый фактор, оказавший наиболее значительное воздействие на ход культурной эволюции, — консолидация и развитие полиса, особенно демократического.
Полис из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.
Итак, в греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана, прежде всего, для гражданина.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Культурология»