Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать культуру России XVIII века.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной работы:
- рассмотреть культуру нового времени в России как культурно-историческая эпоха;
- изучить культуру России конца XVII – I четверти XVIII в.;
- разобрать культуру России середины – II пол. XVIII в.

Файлы: 1 файл

мой вариант.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

 

 Введение

 

 

 

 

Цель контрольной работы – проанализировать культуру России XVIII века.

Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной работы:

- рассмотреть культуру нового времени в России как культурно-историческая эпоха;

-  изучить культуру  России конца XVII – I четверти XVIII в.;

-  разобрать культуру  России  середины – II пол. XVIII в.

При написании  контрольной работы использовались труды  Березовой Л.Г., Берлякова Н.П. Кравченко А.И, Марковой А.Н

Структура контрольной работы включает введение, основную часть, состоящую  из трех разделов, заключение, список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Культура нового времени в России как культурно-историческая эпоха

 

"Век  разума и просвещения" - так  говорили о своем времени великие  мыслители XVIII столетия, провозвестники  новых революционных идей. В историю  мировой культуры XVIII век вошел  как эпоха больших идейных  и общественно-исторических сдвигов,  острейшей борьбы с феодально-монархическими  устоями и религиозным догматизмом.  Распространение материалистического  мировоззрения и утверждение  духа свободолюбия нашли яркое  отражение в философии, науке,  литературе, в просветительской  деятельности крупнейших философов,  ученых, писателей этого времени  - Дидро и Гольбаха, Вольтера и  Руссо, Лессинга, Гёте и Шиллера,  Ломоносова и Радищева.

 В  новый период вступает и русская  культура, пережившая на рубеже XVII и XVIII столетии знаменательный  перелом. После долгого времени  насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским  завоеванием, а также влиянием  православной церкви, старавшейся  оградить Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе  образованности, нравов, форм культурного  быта), русское искусство вступает  на путь общеевропейского развития  и постепенно освобождается от  оков средневековой схоластики. Это был первый век развития  светской культуры, век решительной  победы нового, рационалистического  мировоззрения над суровыми, аскетическими,  догмами религиозной морали. "Мирское"  искусство приобретает право  на общественное признание и  начинает играть все более  важную роль в системе гражданского  образования, в формировании новых  устоев общественной жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала своего  прошлого.

Приобщаясь  к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в то же время опирались на коренные отечественные  традиции, накопленные за длительный предшествующий период художественно-исторического  развития, на опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке.

К концу столетия русское искусство  достигает огромных успехов.

XVIII век  - новый этап в истории России  и в развитии русской культуры. Изменения в области культуры  во многом были обусловлены  социально-экономическими и политическими  изменениями - прежде всего вызреванием  в недрах феодализма капиталистического  уклада и завершением процесса  формирования абсолютной монархии. Важнейшей характеристикой русской  культуры XVIII века был ее светский  характер; происходит складывание  светской культуры России. В рассматриваемый  период активно идет процесс  формирования национального самосознания  и национальной культуры; наблюдается  значительное расширение культурных  контактов со странами Европы. Существенным качеством новой  культуры стала ее открытость. Оно дало ей гибкость, восприимчивость  к включению в свою систему  опыта и результатов развития  других культур.

Начало XVIII века ознаменовано реформами Петра I, которые коснулись всех областей жизни, но, пожалуй, самыми впечатляющими  были в сфере культуры. Они охватили образование, организацию науки, книгоиздательское  дело, печать, градостроительство, архитектуру, даже одежду и развлечения. Целью  всех петровских реформ была европеизация русской культуры. Вместе с тем  целый ряд культурных нововведений диктовался практическими задачами развития торговли и промышленности, перестройки армии и флота, государственных  структур.

«Петровские реформы» во многом определили дальнейшее развитие отечественной культуры. Прежде всего, они явились базой для  культуры Русского Просвещения. Данная эпоха в истории России, прежде всего, связана с именами двух российских императриц – Елизаветы  Петровны и Екатерины II.

Петровские  преобразования в корне изменили весь строй культурной и общественной жизни России. Рушатся старые "домостроевские" обычаи средневекового церковно-схоластического  мировоззрения.

Политические  и культурные достижения петровской эпохи содействовали укреплению в народе чувства национальной гордости, сознания величия и мощи Русского государства.

Неоценимый  вклад в развитие русской культуры XVIII века внесли русские музыканты - композиторы, исполнители, оперные  артисты, в большинстве своём  вышедшие из народной среды. Перед ними стояли задачи огромной трудности, в  течение нескольких десятилетий  они должны были освоить веками накопленные  богатства западноевропейской музыки.

Основные  достижения русской культуры в годы ее правления связаны с развитием  науки. Именно в это время осуществлял  свою многогранную деятельность великий  русский ученый М.В. Ломоносов. Итогом достижений петровского времени в области науки и образования стало создание (по указу 1724 г) в Петербурге Академии наук, открытой уже после смерти Петра I в 1725 г. Академия создавалась не только как общенациональный научный центр, но и как база для подготовки научных кадров. При ней были открыты университет и гимназия.

В петровскую эпоху в градостроительстве осуществляется переход к регулярной застройке  городов, созданию крупных архитектурных  ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения.

Практические  потребности государства диктовали  необходимость развития науки и  техники. Большие успехи были достигнуты в геодезии, гидрографии и картографии, в изучении недр и полезных ископаемых. Русские моряки - гидрографы много  сделали для составления карт Азовского, Каспийского, Балтийского  и Белого морей. Были предприняты  экспедиции в Сибирь, на Дальний  Восток, в Среднюю Азию. В 1725 г. Петр I подписал указ об отправке первой Камчатской морской экспедиции под командованием  В.И. Беринга и А.И. Чернигова (эта экспедиция состоялась уже после смерти Петра I). Широкий размах приобрели геологические изыскания.

В общем  пути исторического развития русского искусства XVIII века выделяются три основных периода:

-  первая четверть века, связанная с реформами Петра;

- эпоха 30-60-х годов, ознаменовавшаяся дальнейшим ростом национальной культуры, крупными достижениями в области науки, литературы, искусства и вместе с тем усилением сословного гнета;

- последняя треть столетия (начиная с середины 60-х годов), отмеченная большими общественными сдвигами, обострением социальных противоречий, заметной демократизацией русской культуры и ростом русского просветительства.

Таким образом, XVIII век - новый этап в истории  России и в развитии русской культуры. Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие  в общем процессе движения мировой  культуры, но и создать свои национальные школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и живописи, в театре и музыке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Культура  России конца XVII – I четверти XVIII в.

 

Преобразование  России в первой четверти 18 века связаны  с именем Петра 1.

Культурный  процесс, который берет начало в  петровское время, носит характер столь  радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние  годы 17 века Россия во многом еще сохраняла  облик и ценности древней и  средневековой Руси. И вдруг это  море все заполнявшей средневековой  традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

 

Россия  уже в этом столетии ускоренными  темпами начинает ликвидировать  отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых  столетий. Отечественные ученые и  писатели, поэты и живописцы, архитекторы  и скульпторы сделали возможным  титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной  культуры.

 

Преобразования  первой четверти 18 века в области  образования и культуры дали новую  жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

 

1. 1. Эпоха  Петра Великого.

 

 

«То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник», - писал о Петре 1 А. С. Пушкин. И  недаром. Петр хорошо знал историю, математику, артиллерийское дело, кораблестроение, охотно занимался физическим трудом. Он в совершенстве владел различными профессиями: был отличным корабельным  мастером и матросом, умел чинить сложные  механизмы и шить сапоги, выполнять  хирургические операции и лечить зубы.

 

При изучении русской культуры первых десятилетий 18 века нельзя не учитывать характер личности Петра 1, этого «действительного великого человека», по словам Ф.Энгельса?. Его энергия и целеустремленность, образованность, практические знания, интерес к отечественной истории и сознательное стремление к европеизации России, наконец, изменение самого представления о деятельности, степенности, принятых прежде при царском дворе, несомненно влияли на дух и темпы преобразований. Но взойдя на престол, Петр Великий, начал, казалось бы, с забавы. В 1699 году он устроил сразу два новогодних праздника: первое сентября, согласно обычаю, отметили наступление 7208 года от сотворения мира, а уже 20 декабря того же года вышел указ о переходе на европейское летоисчисление - от Рождества Христова. На подготовку к празднику отводилось всего 11 дней, а прекословить себе Петр не разрешал никогда и никому.

 

С 1700 года в России началось не просто новое  летоисчисление, но и новая эпоха, вошедшая под именем Петра Великого.

 

Петровская  эпоха занимает важное место в  истории культуры России, поскольку  в это время произошел крутой перелом в культурной жизни, имевший  далеко идущие последствия для судеб  отечественной культуры.

 

Петр 1, приверженец  западного пути развития, предпринял глубокое реформирование российского  общества. Россия, едва известная Западу, была возведена в ранг европейской  державы.

 

Пафос и  мотивы деятельности Петра Великого лучше всего выразил сам в  обращении к русской армии  накануне Полтавской битвы: «Воины, пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное… а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только жила бы Россия!» то есть не личная власть и слава, а служение России было делом жизни царя.

 

____________________________________________________

 

? См. Маркс  К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 22. С. 20.

 

2. Культура  петровского времени.

 

 

В 18 веке произошел поворот к новому этапу  в культурном развитии России, который  в сущностных своих чертах соответствует  европейскому понятию «век Просвещения».

 

Русское Просвещение - важный период в развитии русской культуры, означавший постепенный  переход от традиционной древнерусской  культуры, которая сочетала в себе черты родового, общинного уклада и средневековья со слабо развитыми феодальными отношениями, к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 века). Начало этому периоду положили «Петровские реформы».

 

Эпоха Просвещения  изменяет духовный мир нации, ее систему  ценностей и приоритетов, мотивацию  принятия решений, механизмы осуществления  национальных задач. А это уже  изменения цивилизационного уровня. Вот почему период Просвещения - важнейший  этап формирования цивилизаций европейского типа. Просвещение определило содержание нового времени в европейской  истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов  традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов. Все важнейшие  продвижения европейской цивилизации  в два последующих века были так  или иначе связаны с идеями просветителей, с культом рационального  познания мира.

 

Методы, которыми Петр Великий выводил Россию на общеевропейскую колею, оказались  типично российскими. Даже Просвещение, включая галантные манеры и цивильные  костюмы, насаждалось варварскими  средствами (включая пресловутый  запрет на бороды). В тех условиях, однако, это оказалось единственной возможностью преодолеть яростное сопротивление  влиятельных сил, не желавших принять  историческую неизбежность. Просвещение  впервые выводило Россию на магистральный  общеевропейский путь. Вместе с тем  на российской почве оно приобретало  весьма характерные особенности: образование  стало рассматриваться как обязательное, даже принудительное звено в карьере. Даже дворяне, не обделенные отцовским  наследством, должны были, согласно указу  Петра, «хлеба своего искать службой, учением, торгами и прочим».

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"