Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать культуру России XVIII века.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной работы:
- рассмотреть культуру нового времени в России как культурно-историческая эпоха;
- изучить культуру России конца XVII – I четверти XVIII в.;
- разобрать культуру России середины – II пол. XVIII в.
Сложность
петровского времени, стремление осмыслить
происходившие изменения, место
западного опыта в культурных
преобразованиях всегда вызывали большой
научный и общественно-
В современной историографии общепризнанной является оценка петровской эпохи, как времени решительного скачка в хозяйственной жизни страны, имевшего внутренние предпосылки, но резко ускоренного вмешательством государственной власти. Однако в литературе конца 20 века встречаются утверждения, что при Петре «…строительство новой России носило символический характер», а русская культура строилась как «склок с культуры европейской»?. Но здесь стоит заметить, что темп перемен Петра 1 и сам механизм перемен не имеют аналогов в предыдущих веках.
Культура
- слишком сложный организм, чтобы
подчиняться однозначным
______________________________
? Успенский
Б.А. Из истории русского
3. Образование.
«Наш народ; яко дети, неучения ради, которые за азбуку не примутся, когда от мастера не приневольны бывают»?.
Впервые
при Петре 1 образование стало
государственной политикой, поскольку
для осуществления задуманных им
реформ нужны были образованные люди.
В этот период открываются общие
и специальные школы, были подготовлены
условия для основания Академии
наук. Молодых людей посылали учиться
за границу, главным образом корабельному
и морскому делу, но с условием, чтобы
они после этого обучили
В 1700 году
в Москве, в Сухаревой башне, Петр
Великий учредил Школу
Вскоре, в 1712 году, по типу навигацкой школы появилось еще несколько школ - инженерная, артиллерийская. Это были казенные профессиональные школы высшего чина, в задачу которых входила подготовка техников-специалистов. К 1707 году относится основание медицинской школы в Москве, через несколько лет такая же школа стала действовать в Петербурге. На Урале и в Карелии создаются горные училища, кораблестроительные, штурманские и ремесленные школы. Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Открылись также архиерейские школы, сочетавшие религиозное и светское образование. Это поощрялось «Духовным регламентом» Феофана Прокоповича, он же допускал в любых учебных заведениях также «игры телодвижные», «акции и комедии» с музыкальным оформлением. Важную инициативу в области образования проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей.
Распорядок школы был суров. Приходили в школу и уходили из нее в определенное время, пропуски занятий воспрещались. Нельзя было во время урока переходить с места на
______________________________
? Цит. по: Воскресенский Н.А. Указ соч. С. 151
место, разговаривать, нужно было слушать и замечать все, что диктуется учителем. Для поддержания порядка в братских школах использовались сами учащиеся. Для надзора на каждую неделю назначали несколько мальчиков - дежурных, - в обязанности которых входило: прийти пораньше в школу, подмести пол, затопить печку и сидеть у дверей и замечать опаздывающих, а также уходящих рано с уроков, шалунов - в классе, в церкви, на улице. За непослушание учитель наказывал детей, но не тирански, а наставнически, не сверх меры, а по силам. Если же сам учитель допускал проступки, то он не мог быть не только учителем, но и жить в братстве. Ученикам братских школ запрещалось посещать пирушки, знаться с безнравственными людьми. Предписывалось оказывать почтение достойным, прилично вести себя в церкви, монастыре и на кладбище.
В первой
четверти 18 века в России стали появляться
школы, приближавшиеся по типу к начальной
общеобразовательной школе. В 1714 году
в ряде провинциальных городов были
организованны цифирные школы. Указ
Петра предписывал «всем
В провинции
начальное образование
Кроме государственной
профессиональной школы в начале
18 века зарождается частная, общеобразовательная
школа. В 1703 году в Москве на Покровке
открывается школа, руководителем
которой назначается
Таким образом, в первой четверти 18 века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений. В 1724 году был издан Устав Академии наук, а в 1725 году, уже после смерти Петра, она открылась в Санкт-Петербурге. В ее состав входили: университет (где приглашенные в Россию ученые обязаны были и преподавать) и гимназия, а также ботанический сад, обсерватория, физическая и химическая лаборатории, Кунсткамера (музей природных редкостей, в том числе уродств), типография. Вначале было мало желающих учиться и их пришлось поощрять стипендиями, а иногда и принуждать. Первый академический выпуск российских ученых состоялся в 1753 году, дав России М. В. Ломоносова, географа и путешественника С. П. Крашенинникова, естествоиспытателя С. Я. Румовского, будущих профессоров будущего Московского университета, нескольких переводчиков научной и художественной литературы.
______________________________
? Солдатские
дети - это дети рекрутов, родившиеся
во время их службы в армии.
Введенная при Петре Великом
рекрутская система
4. Книжное дело.
Один из сподвижников Петра Великого В. Н. Татищев писал когда-то, что человечество пережило только три по-настоящему великих события: изобретение букв, пришествие Христа и открытие книгопечатания.
В России первой четверти 18 века значительно увеличилось издание книг, особенно учебных, так как развитие школы было невозможно без основательной учебной базы, без учебников, справочной литературы, наглядных пособий. За эти годы было издано книг больше, чем за все предшествующие 150 лет с начала книгопечатания. Книга становилась иной по содержанию, оформлению, по своему назначению, превращалась в источник нужных и полезных знаний. Учебников было не много, образование начиналось с популярных изданий, которыми пользовалось несколько поколений россиян: «Букварь» Ф. П. Поликарпова, «Первое учение отрокам» Ф. Прокоповича, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Грамматика» М. Сторицкого, которые М. В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». А также печатались словари. В профессиональной школе использовались практические руководства по механике, технике, архитектуре. Все они, как правило, были иллюстрированы гравюрами, схемами, чертежами. Не учитель, а учебник - главный герой светской школы 18 века.
Правительство
активно использовало книгу для
пропаганды проводимых реформ. В указах,
регламентах, манифестах, публицистике
излагались события внутренней жизни,
утверждалась и обосновывалась необходимость
преобразований. В 1703 году появилась
первая в России газета «Ведомости».
Она была размером всего с тетрадный
лист и печатала почти исключительно
официальные сообщения о
Самым интересным изобретением массовой печати стал жанр календарей, который не утратил своей популярности и в последующие века, при всех властях. Их массовый выпуск начался с 1708 года. Календари удачно соединяли информацию, полезные знания в популярной форме и развлечение. В них помещались сведения по агрономии, математике, истории, информация о погоде, печатались гороскопы и толкования снов, песни и стихи.
Дальнейшим
важным шагом в утверждении светской
культуры были введение гражданской
азбуки и начало гражданской печати.
Реформа шрифта, проведенная в 1708-1710
гг., упростила сложную кириллицу
и способствовала дальнейшему разделению
светской и церковной книжности.
По меткому выражению М. В. Ломоносова,
«при Петре Великом не одни бояре
и боярыни, но и буквы сбросили
с себя широкие шубы и нарядились
в летние одежды». Окончательный
вариант гражданской азбуки был
утвержден Петром 1 в 1710 году «Сими
литерами, - указывал он, - печатать художественные
и мануфактурные книги». Новое
начертание букв было максимально приспособлено
к типографскому способу
Реформа шрифта не затронула церковную книгу, тем самым положив начало отчуждению духовного, религиозного образования от светского, государственного. Религиозная литература по-прежнему ориентировалась на уникальность, свойственную рукописной книге. Два типа образованности в буквальном смысле стали говорить и писать на разных языках, все меньше понимая друг друга.
Именно
учебники начали войну против церковной
учености и церковной книги. Светская
книга решительно отделилась от церковной
по языку, типографскому шрифту, орфографии
и даже по внешнему облику. Новая
книга должна была быть легкой, прочной,
легко читаемой, приспособленной
к заучиванию. Ее ценность состояла
не во внешней внушительности, а
в практической пользе. Религиозная
старопечатная книга, безусловно, заняла
свою нишу в просвещении, но уже никогда
не была ведущей в книжной литературе.
Рукописная старообрядческая книга, старопечатные
книги сохранялись в церковной
и народной среде, питая традиционную
культуру и традиционную образованность.
Кроме того они послужили основой
для такого вида книжного искусства,
как русский рисованный лубок. Одной
из первых в этом роде была лубочная
картина «Как мыши кота хоронили», созданная
в среде противников
Поставив книгопечатание на службу преобразования, Петр Великий содействовал расширению базы для развития книжного дела. В это время увеличилось число типографий, появились типографии гражданской печати, началась их специализация по виду издания литературы (учебники, карты, таблицы, официальные материалы и т.д.). В Москве в 1705 году первую гражданскую типографию открыл В. А. Кипранов. Он был одним из активных деятелей петровских преобразований. Также известен как составитель некоторых учебных пособий, соавтор «Арифметики» Л. Ф. Магницкого, в его типографии гравировались таблицы к этой книге.
Усилиями молодого царя книжное дело быстро обрастало своими учреждениями. С 1714 года в Петербурге началось собрание книг для первой в России библиотеки. С 1719 года книжное собрание существовало при Кунсткамере, а позже составило материальную базу для учрежденной в России Академии наук. Также в 1714 году открылась государственная книжная лавка в Петербургском гостином дворе. Здесь продавались печатные указы, учебники и азбуки, гравюры, календари. В Москве книги продавались в лавке Печатного двора.
Обеспокоенное появлением печатных и рукописных произведений, в которых осуждалась преобразовательная деятельность, правительство в 1721 году издало указ, запрещающий без разрешения Синода печатать и распространять «листы и картинки». Этот указ положил начало официальной цензуре.
Заключение.
Реформы
первой четверти 18 века в области
образования и культуры. Очень
интересная и увлекательная тема.
Рассмотрев данную тему, и раскрыв
ее, я могу сделать вывод, что Петр
Великий - это удивительный человек,
сделавший очень много для
России. Именно он положил начало образованию
- как школьному, так и университетскому.
Причем, школы стали действовать
не только в городах, но и в провинции,
где начальное образование
«Петровский переворот» в культуре носил характер цивилизационного поворота. Это было время вариативного выбора, определения национальной цивилизационной ориентации: Восток или Запад. Момент выбора не был уникален в истории культуры России. Каждый момент выбора нового национального самосознания возвращает русское самосознание к вечной диллеме, вечному спору о петровском культурном наследии. Русский дух в каждой своей вариативной точке неизменно оказывается перед глобальным выбором: Восток или Запад, Европа или Азия? Последующий век не раз искушал соблазном повторить петровский способ разрешения этой диллемы.