Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа
Цель контрольной работы – проанализировать культуру России XVIII века.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной работы:
- рассмотреть культуру нового времени в России как культурно-историческая эпоха;
- изучить культуру России конца XVII – I четверти XVIII в.;
- разобрать культуру России середины – II пол. XVIII в.
Ярко выделяются основные сущностные характеристики культурного поворота 18 века. Во-первых, это «европеизация» всех сторон государственной и частной жизни. Во-вторых, это определяющая роль «государственного насилия», которое подмяло церковь, общество и личность во имя создания «идеальных» общественных институтов и человека.
Россия
пришла в новое время через
процесс «европеизации», что потребовало
глобального культурного
Во-первых,
заимствование потребовало
Во-вторых, европеизация России затронула только просвещенную часть общества, и отныне европейское образование резко отделило европейскую русскую культуру от традиционной культуры народа, питавшейся иными истоками. В России создавалась ситуация «двух культур», грозившая расколом культурного ядра нации. Таким образом культура 18 века породила немало новых глобальных проблем, поиск решения которых пришелся на последующие века.
3.Культура России середины – 2 пол. XVIII в.
Оценивая развитие русской науки и культуры, следует
сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники
середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу
Петра Академии Наук был предпринят ряд больших
географических экспедиций. Исторические труды создает
В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и
В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют
"нашим первым университетом". Его творчеству присуща та
нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает
науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт
университет в Москве (ряд исследователей считает более
старым Петербургский
Академии Наук еще в 1725 г.).
Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное
образование, хотя основным было еще весьма несовершенное
домашнее обучение. В 1758 г. была открыта гимназия для
дворян и для разночинцев в Казани. В 1764 г. создается
первое женское учебное
благородных девиц" при Смольном монастыре в Петербурге.
Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось
ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и
главные народные училища. Все эти мероприятия в области
образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области
точных наук и техники русские ученые добивались
значительных успехов. В стенах Академии Наук работали
талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину,
И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого
качества, разработал замечательный проект одноарочного
моста через Неву. К сожалению, в условиях той
бюрократической системы, которая уже тогда возникла в
России, многие из этих изобретений остались
невостребованными.
Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей
"Истории Российской" М.М.Щербатов создает цельную и
полнокровную концепцию
еще основывалась на провиндециалистическом подходе, на
мысли о союзе самодержавия и дворянства. Шаг вперед в
понимании закономерности исторического процесса сделал
И.И.Болтин, автор "Критических примечаний на историю
Щербатова" и на тенденциозную книгу о России французского
писателя Леклерка.
В условиях российской действительности второй половины
XVIII в. появляется критика
крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские
мыслители проявляют огромный интерес к идеям Просвещения.
Другая часть дворянской интеллигенции подпадает под
влияние масонства. Явление это, получившее во второй
половине XVIII в. в Европе широкое распространение,
существовало в форме
торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд
течений и направлений - от весьма консервативных до
радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских
"лож". Одним из крупнейших масонов был Н.И.Новиков. С его
именем связано также создание первых ярких сатирических
журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Н.И.Новиков
разворачивает широкую книгоиздательную деятельность,
которая определялась просветительскими целями.
В это время в общественной мысли России формируется и
крайне левое радикальное крыло - течение дворянской
революционности. Возникновение его связано с именем
А.Н.Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским
материалистам XVIII в. Основным его произведением стало
знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором
он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в
России. В книге содержались прямые призывы к
насильственному уничтожению существующих порядков. Это
хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно
Екатерина заявила, что Радищев - "бунтовщик хуже
Пугачева".
Русские литература и искусство второй половины XVIII в.
развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и
направлений, которые отражали разные взгляды и
мировоззренческие установки.
Господствующим направлением в литературе был классицизм.
Классицизм формировался во всех странах как литературное
направление эпохи абсолютизма (родился в Италии в середине
XVI в.). На формировании русского классицизма отложило
свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях
торжества новой государственности литература становится
важнейшим средством утверждения новых идей - идей
гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении
отдельной личностью принципа "общей пользы". Особенностью
русского классицизма было то, что он начал развиваться с
комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин и
ряд других - представители классицизма в русской
литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее
крупных и ярких представителей русской литературы этого
времени был Гавриил Романович Державин. Он сыграл
исключительную роль в формировании русской литературы,
развитии языка.
Наряду с художественной литературой в XVIII в.получают
большое распространение мемуары. Лучшими из них были
записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины
XVIII в. дает целый ряд блестящих представителей в лице
Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было
время расцвета русского портрета, который и по сей день
продолжает поражать нас своим мастерством. Первым русским
академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для
развития русской живописи и скульптуры много сделала
Академия художеств, возникшая в 1757 г. Наиболее
талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин,
Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми
иностранными архитекторами, создавшими первоклассные
памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги,
Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими
творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы -
В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.
В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр,
возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности
талантливого режиссера и
сделал для развития русского театра преемник Волкова его
друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое
значение имел крепостной театр, особенно графа
Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и
Останкино.
Заключение
Список литературы
1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.
2.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.
3. Культурология : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. А. Радугин .— Ростов-на-Дону : "Феникс", 1997
4. Кравченко А.И. Культурология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
5. Культурология : Учебное пособие для студ.вузов / Под ред.А.Н.Марковой .— 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001 .
6. История России : [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. С. Орлов [и др.] ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет .— Изд 3-е, перераб. и доп. — М. : Проспект, 2006 .