Контрольная работа по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:42, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать культуру России XVIII века.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи данной работы:
- рассмотреть культуру нового времени в России как культурно-историческая эпоха;
- изучить культуру России конца XVII – I четверти XVIII в.;
- разобрать культуру России середины – II пол. XVIII в.

Файлы: 1 файл

мой вариант.docx

— 47.95 Кб (Скачать файл)

 

Ярко  выделяются основные сущностные характеристики культурного поворота 18 века. Во-первых, это «европеизация» всех сторон государственной  и частной жизни. Во-вторых, это  определяющая роль «государственного  насилия», которое подмяло церковь, общество и личность во имя создания «идеальных» общественных институтов и человека.

 

Россия  пришла в новое время через  процесс «европеизации», что потребовало  глобального культурного заимствования. Усвоение культурного опыта Европы, безусловно, позволило ускорить цивилизационное  вхождение России в систему нового времени. Но «европеизация» России ставит в истории отечественной культуры две важнейших проблемы.

 

Во-первых, заимствование потребовало развития механизма усвоения, адаптации, приспособления к иным цивилизационным ценностям, т.е. системы ученичества. При каких  условиях и в какой мере адаптация, усвоение иной традиции могли породить национальное ответое движение культуры? Как обеспечивалось сочетание иноземных новинок с традиционной системой образов и символов? Это удавалось не всегда. Традиционная культура уходила вглубь жизни и изолировалась в отдельные пласты культуры.

 

Во-вторых, европеизация России затронула только просвещенную часть общества, и отныне европейское образование резко  отделило европейскую русскую культуру от традиционной культуры народа, питавшейся иными истоками. В России создавалась  ситуация «двух культур», грозившая  расколом культурного ядра нации. Таким  образом культура 18 века породила немало новых глобальных проблем, поиск решения которых пришелся на последующие века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Культура  России середины –  2 пол. XVIII в.

 

Оценивая развитие русской науки  и культуры, следует

сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники

середины XVIII в. На базе созданной в 1725 г. по указу

Петра Академии Наук был предпринят ряд больших

географических экспедиций. Исторические труды создает

В.Н.Татищев, литературные произведения А.Д.Кантемир и

В.К.Тредиаковский. Ломоносова же не случайно называют

"нашим первым университетом". Его творчеству присуща та

нерасчлененность научного знания, которая вообще отличает

науку XVIII в. В 1755 г. по его инициативе был открыт

университет в Москве (ряд исследователей считает более

старым Петербургский университет, который возник на базе

Академии Наук еще в 1725 г.).

 

Во второй половине XVIII в. начинает развиваться школьное

образование, хотя основным было еще  весьма несовершенное

домашнее обучение. В 1758 г. была открыта  гимназия для

дворян и для разночинцев  в Казани. В 1764 г. создается

первое женское учебное заведение "Воспитательное общество

благородных девиц" при Смольном монастыре в Петербурге.

Возникает ряд других учебных заведений. Предполагалось

ввести три типа такого рода заведений - малые, средние и

главные народные училища. Все эти  мероприятия в области

образования были связаны с именем И.И.Бецкого. В области

точных наук и техники русские  ученые добивались

значительных успехов. В стенах Академии Наук работали

талантливые ученые. И.И.Ползунов изобрел паровую машину,

И.П.Кулибин создал много научных приборов высокого

качества, разработал замечательный  проект одноарочного

моста через Неву. К сожалению, в  условиях той

бюрократической системы, которая  уже тогда возникла в

России, многие из этих изобретений  остались

невостребованными.

 

Делала успехи и историческая наука. В семи томах своей

"Истории Российской" М.М.Щербатов создает цельную и

полнокровную концепцию русской  истории, которая, правда,

еще основывалась на провиндециалистическом подходе, на

мысли о союзе самодержавия и  дворянства. Шаг вперед в

понимании закономерности исторического процесса сделал

И.И.Болтин, автор "Критических примечаний на историю

Щербатова" и на тенденциозную  книгу о России французского

писателя Леклерка.

 

В условиях российской действительности второй половины

XVIII в. появляется критика наиболее  жестких форм

крепостничества, деспотизма самодержавия. Русские

мыслители проявляют огромный интерес  к идеям Просвещения.

Другая часть дворянской интеллигенции  подпадает под

влияние масонства. Явление это, получившее во второй

половине XVIII в. в Европе широкое  распространение,

существовало в форме полуконспиративных организаций с

торжественным и мистическим ритуалом. Оно дробилось на ряд

течений и направлений - от весьма консервативных до

радикальных. В 1780 г. в России было до 100 масонских

"лож". Одним из крупнейших  масонов был Н.И.Новиков. С его

именем связано также создание первых ярких сатирических

журналов "Трутень", "Живописец", "Кошелек". Н.И.Новиков

разворачивает широкую книгоиздательную деятельность,

которая определялась просветительскими целями.

 

В это время в общественной мысли  России формируется и

крайне левое радикальное крыло - течение дворянской

революционности. Возникновение его  связано с именем

А.Н.Радищева, примыкавшего по своим взглядам к французским

материалистам XVIII в. Основным его  произведением стало

знаменитое "Путешествие из Петербурга в Москву", в котором

он постарался передать весь ужас крепостнической жизни в

России. В книге содержались  прямые призывы к

насильственному уничтожению существующих порядков. Это

хорошо почувствовали и власть предержащие. Не случайно

Екатерина заявила, что Радищев - "бунтовщик  хуже

Пугачева".

 

Русские литература и искусство  второй половины XVIII в.

развивались в сложных условиях борьбы различных стилей и

направлений, которые отражали разные взгляды и

мировоззренческие установки.

 

Господствующим направлением в  литературе был классицизм.

Классицизм формировался во всех странах  как литературное

направление эпохи абсолютизма (родился  в Италии в середине

XVI в.). На формировании русского классицизма отложило

свой отпечаток историческое развитие страны. В условиях

торжества новой государственности  литература становится

важнейшим средством утверждения  новых идей - идей

гражданственности, обоснованных на строгом соблюдении

отдельной личностью принципа "общей  пользы". Особенностью

русского классицизма было то, что  он начал развиваться с

комедии сатиры. А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.В.Княжнин и

ряд других - представители классицизма  в русской

литературе второй половины XVIII в. Одним из наиболее

крупных и ярких представителей русской литературы этого

времени был Гавриил Романович  Державин. Он сыграл

исключительную роль в формировании русской литературы,

развитии языка.

 

Наряду с художественной литературой  в XVIII в.получают

большое распространение мемуары. Лучшими из них были

записки А.Т.Болотова. Русская живопись второй половины

XVIII в. дает целый ряд блестящих  представителей в лице

Ф.С.Рокотова, Д.Г.Левицкого, В.Л.Боровиковского. Это было

время расцвета русского портрета, который  и по сей день

продолжает поражать нас своим  мастерством. Первым русским

академиком исторической живописи был А.П.Лосенко. Для

развития русской живописи и  скульптуры много сделала

Академия художеств, возникшая  в 1757 г. Наиболее

талантливыми русскими скульпторами были Ф.И.Шубин,

Ф.Ф.Щедрин, М.И.Козловский. Наряду с талантливыми

иностранными архитекторами, создавшими первоклассные

памятники зодчества (Бартоломео Растрелли, Дж.Кваренги,

Ч.Камерон), выступают с самостоятельными блестящими

творческими замыслами талантливейшие русские архитекторы -

В.Н.Баженов, М.Ф.Казаков, И.Е.Старов.

 

В 1756 г. в Петербурге создается первый русский театр,

возникший сначала в Ярославле благодаря деятельности

талантливого режиссера и актера Ф.Г.Волкова. Очень много

сделал для развития русского театра преемник Волкова его

друг И.А.Дмитревский. В истории русского театра немалое

значение имел крепостной театр, особенно графа

Н.П.Шереметьева в его подмосковных усадьбах - Кусково и

Останкино.

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. В 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2002.

2.Кадыров А.М. Культурология. Теория и история культуры: Учебное пособие. – Уфа: УГАТУ, 2004.

3. Культурология : Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. А. А. Радугин .— Ростов-на-Дону : "Феникс", 1997

4. Кравченко А.И. Культурология:  учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006

5. Культурология : Учебное пособие для студ.вузов / Под ред.А.Н.Марковой .— 3-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001 .

6. История России : [учебник для студентов высших учебных заведений] / А. С. Орлов [и др.] ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Исторический факультет .— Изд 3-е, перераб. и доп. — М. : Проспект, 2006 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"