Контрольная работа по «Культурологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 09:45, контрольная работа

Описание работы

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др

Содержание работы

1. Приведите известные Вам определения культуры. Почему
существует многообразие определений культуры?..................................3
2. Что такое культурогенез?.........................................................................4
3. Что изучает морфология культуры?........................................................5
4. Каковы основные разделы культурологии?
5. Что изучает философия культуры?
6. Основные идеи социологии культуры Питирима Сорокина.
7. Охарактеризуйте культуру Древней Индии.
8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции.
9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует?
10. Что такое Реформация?
11. Дайте определение художественного стиля.
12. Какие художественные стили возникают в 19 веке?
13. Почему современное общество называют постиндустриальным?
14. Охарактеризуйте особенности стиля постмодернизм.
15.Что такое контркультура?

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

В современной Индии  существует культурное и религиозное многообразие, даже в зависимости от района страны. Южная, Северная и Северо-Восточная части имеют свои отличительные особенности, а практически все штаты выкроили свою собственную культурную нишу. Несмотря на это уникальное культурное разнообразие, вся страна едина как цивилизация из-за своей общей истории, тем самым сохраняя национальную самобытность.

Индия является местом рождения религиозных систем, таких, как индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм, которые  оказывают серьёзное влияние  не только на Индию, но и весь мир. После Исламского вторжения и последующего иностранного господства с десятого века, на культуру Индии сильно повлияли персидская, арабская и тюркская культуры. В свою очередь, различные религии и традиции Индии повлияли на Юго-Восточную Азию и другие части мира.

 

Первой изученной идеологией Индии является религия вед, которую  принесли с собой завоеватели  арии в XIII в. до н. э.  В X—VI вв. до н. э. это учение было изложено в четырех  сборниках (самхитах): Ригведа ("Книга  гимнов"), Яджурведа ("Книга жертв"), Самаведа ("Книга песен"), Артхарваведа ("Книга жрецов").

На протяжении почти  всего  первого тысячелетия создаются  комментарии к ведам: "Брахманы" (ритуального характера), "Араньяки" и "Упанишады" (философского). К  этой литературе примыкает и "веданта" — произведения по астрологии, стихосложению, этимологии и др.

Если ранний буддизм  объявлял все материальное бытие  страданием, то махаяна объявляла  все существующее пустотой. Эволюция буддизма в этом направлении естественна: борьба со страданием может опираться на наслаждение  уже в этом мире. Распространение  махаяны в народных массах Восточной  Индии привело к слиянию буддизма с тантризмом. В VI—VII вв. тантрические представления были оформлены в  тексты. 

 Объединяли страну  не только новые религиозные  представления, но и санскрит  как универсальный язык, хотя  существовала литература и на  других языках.

 Развитие скульптуры  больше связано с буддистскими  памятники. Матхурская школа скульптуры, связанная на древних традициях  маурьев, славилась портретами  царей. В первые века нашей  эры в многофигурных композициях  появились изображения будд, еще  не ограниченные каноном.

 

 

8. Охарактеризуйте литературу Древней Греции.

 

Древнегреческая литература — совокупность литературных произведений античных авторов, включающая в себя всё творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов и др. вплоть до конца истории Древней Греции.

Из огромного множества  произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние.

Крайними пределами  истории  древнегреческой литературы следует  признавать XI в. до н. э., когда сложились  многочисленные сказания о героях Троянской  войны, и первую половину VI в. н. э., когда  по распоряжению императора Юстиниана (529) закрыты были философские школы  в Афинах.

В этом промежутке времени  различаются два отдела: один — от начала литературы до III в. до н. э., по преимуществу творческий; другой — от начала александрийской учёности до Юстиниана, по преимуществу время изучения прежней литературы и усвоения древнегреческой образованности другими народностями.

В творческой эпохе литературы различаются два периода: развитие эпоса, лирики, возникновение драмы и всех видов прозы — приблизительно до 480 г. до н. э., другой период, аттический, пора высшего процветания драмы, красноречия, философии, историографии с переходом к точным наукам.

 

9. В чем состоит принцип теоцентризма, какую культуру он характеризует?

 

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил  нормы человеческого поведения. Первые люди (Адам и Ева), однако, согрешили  перед Богом, нарушили его запрет, захотели стать наравне с ним, чтобы самим определять, что есть добро и зло. В этом заключается  первородный грех человечества, который  частично искупил Христос, но который  должен искупиться и каждым человеком  через раскаяние и богоугодное поведение, Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.). На вершине  средневекового интеллектуального  мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые  истины, которые превосходят сколь  угодно мощный разум: например, Бог  един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог  существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое  широко распространилось в религиозной  философии. Бог — действующая  и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель —  блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек  тоже творенье Божье, а по своему положению  — промежуточное существо между  тварями (животными) и ангелами. В  целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его  концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что  достигается допущением возможности  рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

 

10. Что такое Реформация?

 

Реформа́ция — массовое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной  Европе XVI — начала XVII веков, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией.

Её началом принято  считать выступление доктора  богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера: 31 октября 1517 года он прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых  выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций. Концом Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике.

Основной причиной Реформации явилась борьба между зарождавшимися капиталистическими отношениями и  доминирующим на то время феодальным строем, на охране идеологических границ которого и стояла католическая церковь. Интересы и чаяния зарождающегося класса капиталистов по итогам Реформации нашли  проявление в основании протестантских церквей, призывающих к скромности, экономии и накоплению капитала, а  также формировании национальных государств, в которых интересы церкви уже  не играли главную роль.

Помимо экономического и  национального гнёта предпосылкой Реформации послужили гуманизм и  изменившаяся интеллектуальная среда  в Европе. Критический дух эпохи  Возрождения позволил по-новому взглянуть  на все явления культуры, в том  числе и на религию. Упор Возрождения на индивидуальность и личную ответственность помог критически пересмотреть церковную структуру, а мода на древние рукописи и первоисточники обратила внимание людей на несоответствие первохристианства и современной церкви. Люди с пробуждённым рассудком и мирским мировоззрением становились критически настроенными к религиозной жизни их времени  в лице католической церкви.

 

11. Дайте определение  художественного стиля.

 

Основная цель художественного  стиля — освоение мира по законам красоты, удовлетворение эстетических потребностей, как автора художественного произведения, так и читателя, эстетическое воздействие на читателя при помощи художественных образов.

Используется в литературных произведениях разных родов и  жанров: рассказах, повестях, романах, стихах, поэмах, трагедиях, комедиях и  т. д.

Художественный стиль  отличается от других функциональных стилей тем, что в нём используются языковые средства всех других стилей, однако эти средства (что очень  важно) выступают здесь в изменённой функции — в эстетической. Кроме  того, в художественной речи могут  использоваться не только строго литературные, но и внелитературные средства языка  — просторечные, жаргонные, диалектные и т. д., которые также используются не в первичной функции, а подчиняются  эстетическому заданию.Можно сказать, что в художественном стиле все языковые средства, в том числе и нейтральные, используются для выражения поэтической мысли автора, для создания системы образов художественного произведения.

В целом художественный стиль  обычно характеризуете) образностью, выразительностью, эмоциональностью, авторской индивидуальностью, конкретностью изложен! специфичностью использования всех языковых средств.

 

12. Какие художественные  стили возникают в 19 веке?

 

Первая половина XIX в. стала  временем интенсивного развития духовной культуры. Среди ее многообразных  проявлений особо заметное распространение  получил романтизм, отличающийся исключительной многогранностью. В сфере художественного  творчества он ярко запечатлелся в  виде направления в литературе, изобразительном  искусстве, музыке, театре. Вместе с  тем романтизм представлял собой  определенное мировоззрение: романтическое  направление сложилось в области  философских и эстетических идей, исторической науки, возник романтический  тип личности и поведения.

 

Романтизм складывается в  атмосфере серьезных идейных  сдвигов, происходивших в Европе на рубеже XVIII-XIX вв. Еще в годы Великой  французской революции начался  кризис идеологии Просвещения: становилась  все более очевидной несостоятельность утверждений просветителей о близком торжестве принципов разума, равенства, справедливости. Эти разочарования отразились в образах романтических героев, зараженных меланхолией, душевной тоской, «мировой скорбью», в образах мятущихся свободолюбивых натур, страдающих из-за разлада между  их высокими духовными устремлениями  и несовершенством мира. Дух безоговорочного  отрицания наиболее полно и ярко запечатлелся в творчестве Байрона.

Острым средством романтической  критики действительности являлись гротеск, сатира, ирония. Их с блеском  использовали Гофман и Гейне, едко высмеивавшие убожество и ограниченность мещан-бюргеров. Отвергнув стеснительные литературные каноны классицизма, романтики провозгласили  полную свободу художественного  творчества. Они придавали особое значение воображению, фантазии, но требовали  при этом соблюдения исторической достоверности.

Постоянное обращение  к историческому прошлому – одна из характерных черт романтизма. Интерес  к прошлому вылился в подъеме  исторического знания. Историки французской  романтической школы (Тьерри, Минье, Гизо, Тьер), изучавшие причины глубокой общественной ломки во Франции, пришли к выводу о закономерности французской революции XVIII в. В то же время некоторые романтики (Шатобриан, Новалис и др.) выступили с апологией христианства (католицизм), изображая его в виде альтернативы просветительских и революционных идей, источника высших духовных, нравственных и эстетических ценностей, которые могут открыть путь к миру и гармонии. Они превозносили средневековье как время упорядоченного общества с монолитной католической церковью, благородными рыцарскими нравами и патриархальными обычаями. В подобном идеализированном виде средние века противопоставлялись отталкивающей буржуазной действительности.

Возник новый жанр литературы – исторический роман (Вальтер  Скотт), появился широкий интерес  к народному  творчеству как воплощению неиспорченных  нравственных начал. На этой почве возникла тяга к изучению фольклора – «архива  народов», как называл его Гердер. С поэтизацией национального  прошлого связаны многочисленные издания  народных песен, легенд, сказок, эпических  поэм, словарей национального языка.

 

В 30–40-е годы XIX в. в  романтизме произошли значительные изменения. Сложилось литературное течение, в  котором на первый план выступило  действенное начало. Новое поколение  романтиков отличали оптимистический  взгляд в будущее, сочувствие к угнетенным, активное отстаивание идеалов правды и справедливости. Эта тенденция  с особой силой прозвучала в драмах и романах Гюго и Жорж Санд, в  поэзии Гейне, Мицкевича, Петефи, пропитанной  предчувствием близкого возрождения  человечества в результате революции  народов Европы.

Идейное и художественное своеобразие романтизма запечатлелось  в живописи Жерико и Делакруа, в музыке Вебера, Берлиоза, Шуберта, Шумана, Вагнера, Верди. Особое место в музыкальной культуре того времени занимают великие творения Бетховена, пронизанные темой трагического противоборства мятежного человеческого духа с враждебными ему силами.

В целом романтизм  способствовал  более углубленному и многостороннему  – художественному  и философскому – познанию мира и человека со свойственными  им противоречиями. Романтизм обогатил культуру Нового времени значительнейшими духовными ценностями и проложил новые пути ее развития.

 

В 30-40-е годы XIX в. наряду с  романтизмом в художественной литературе и живописи утверждается реализм. Произведения писателей-реалистов  Бальзака, Стендаля, Диккенса, Теккерея и др. отличаются исключительно широким охватом  действительности и преобладанием  социальной проблематики. Жизнь общества в самых разнообразных ее проявлениях, быт, нравы, психология людей, принадлежащих к различным классам, никогда не получали в литературе столь многогранного отражения. Общественную, гражданскую заостренность реализма четко выразил Диккенс: «Когда я писал, я служил своей стране. Я хотел разобраться в социальной несправедливости и помочь правильно решить общественные вопросы».

Историко-культурные процессы Нового времени – развитие капитализма, научно-технический прогресс, общественная система, построенная на либерально-демократических  принципах, идеи и ценности Просвещения  и позитивизма, эстетика великих  стилей XVII–XIX веков (барокко, рококо, сентиментализма, классицизма, романтизма, реализма) –  оказали решающее влияние на формирование современного нам мира.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурологии»